Практика организации детско-родительских проектов с учащимися младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Птюшкина.docx

Практика организации детско-родительских проектов с учащимися младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования

Птюшкина Галина Николаевна,

педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в УДОД построены на основе свободы выбора. И, зачастую, родители не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Однако успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

В то же время педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Педагогические задачи сотрудничества с родителями – это установление партнерских отношений с семьёй каждого учащегося; объединение усилий семьи и педагога дополнительного образования для полноценного развития и воспитания ребёнка; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки.

Средством для решения этих задач могут стать коллективные систематические дела в форме длительных проектов. Учащиеся учреждения дополнительного образования (младшего школьного возраста) совместно с семьями привлекаются к реализации проектов, имеющих практическое значение для них и их семей, а также, возможно, на уровне учреждения, района и города.

Понятно, что проектная деятельность – не инновация на сегодня. Элементом новизны в данной работе является апробированная нами практика организации детско-родительской проектной деятельности, когда и дети, и родители вместе являются исследователями по ходу общей работы и творцами общего итогового продукта.

Эффект подобной педагогической практики весьма значителен – дети получают возможность применить приобретенные теоретические знания не в контексте искусственно созданной учебной ситуации, а в реальных жизненных обстоятельствах и убедиться в значимости полученного продукта, а родители – принять участие в совместной с детьми значимой деятельности.

Основная цель организации детско-родительских проектов – создать условия для совместной работы детей и родителей, сделать родителей со-участниками всего учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

-          создать условия для выявления у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

-          предоставлять учащимся возможность совместно с родителями совершать маленькие "открытия", привлекая семьи к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

-          формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном,

-          создать условия для самоутверждения учащихся, благодаря достижению поставленной цели, и получения необходимого жизненного опыта;

-          создать итоговый продукт проекта для закрепления и проверки знаний учащихся, полученных в ходе работы над проектом.

 

Практическая значимость:

-                   помогает укрепить сотрудничество участников воспитательного процесса (педагогов дополнительного образования и родителей);

-                   материалы проекта (выполненные творческие задания, мультимедийные ресурсы) используются на занятиях в качестве методического, иллюстративного и наглядного материала;

-                   повышает интерес к занятиям в творческом объединении, дети приобретают навыки поиска информации из различных источников;

-                   полученные материалы могут использоваться другими педагогами, занимающимися экологией и краеведением;

-                   методика работы может быть использована другими педагогами для организации сотрудничества с родителями учащихся в детско-родительских проектах.

 

Для эффективной организации такой деятельности мы предлагаем опробованную нами практику организации детско-родительских проектов.

Проектно-исследовательскую деятельность в рассматриваемом аспекте мы определяем как специально организованную совместную учебно-познавательную деятельность педагога, учащихся и их родителей по проектированию индивидуального и/или коллективного исследования в рамках определённых этапов, которые будут перечислены ниже. Возможность интеграции проектирования и исследования для детей младшего школьного возраста определяется сходностью позиций участников совместной деятельности и форм их организации, а также использованием исследовательских действий как средства реализации проекта [1].

Этапы проектно-исследовательской деятельности следующие:

1)                 постановка личностно-значимых и «семейно-значимых» образовательных задач (инициатив);

2)                 планирование хода и способов исследования;

3)                 определение ожидаемых результатов;

4)                 развёртывание деятельности по решению образовательных задач (инициатив);

5)                 создание конкретного продукта;

6)                 презентация полученного продукта.

 

В качестве примера можно привести проекты под общим названием «Азбука»: «Азбука энергосбережения в доме», «Азбука: фрукты и ягоды», «Семейная азбука: раскрась страницы любимого города».

Работа выстроена таким образом, что каждая семья выполняет определенную часть работы по заданному алгоритму. В итоге получается общий продукт проекта.

На первом этапе мы мотивируем учащихся и их родителей на выбор из предложенного перечня тех проблем, которые бы им хотелось решить, которые были бы значимы для учащихся конкретной группы и их семей. Для этого проводятся коллективные обсуждения перечня предложенных проблем сначала с детьми, а потом и на родительском собрании. Дети выбирают проблему из более широкого списка, а родители – из того списка, который уже выбрали их дети.

Например, ребятам, обучающимся по программам естественно-научной направленности, предлагаются такие направления работы: «Можно ли снизить траты на оплату энергии в квартире?», «Сможет ли наша семья экономить воду и как?», «Как сократить потребление энергии и ресурсов планеты при выборе товаров в магазине?» и подобные. После выбора ребят делают свой выбор родители.

На родительском собрании педагог обязательно обращает внимание родителей на то, что их помощь будет необходима детям при выполнении работы, и определяет минимальный объём такой помощи.

На втором этапе педагог вместе с ребятами осуществляет планирование хода и способов выполнения работы. На этом этапе совместно вырабатывается и раздаётся каждому участнику проектной деятельности (ребёнку как представителю семьи) определённый алгоритм выполнения работы. Это очень значимо в младшем школьном возрасте, так как структурирует и систематизирует работу. Пример:

 

Алгоритм работы по проекту «Азбука: фрукты и ягоды»:

1.                  Найдите изображение объекта на заданную букву.

2.                  Составьте описание объекта (для игры «Узнай по описанию»).

3.                  Подберите загадку о нём.

4.                  Найдите интересный факт об этом объекте («А знаете ли вы, что…»).

5.                  Найдите данные о калорийности объекта.

6.                  Приведите примеры его полезных и вредных свойств.

7.                  Сдайте материалы в электронном виде.

 

Второй этап неразрывно связан с третьим – «определение ожидаемых результатов». По сути, именно формирование образа ожидаемого результата задаёт направления деятельности второго этапа и служит основой для определения хода и формирования алгоритма всей работы.

Четвёртый этап – развёртывание деятельности по решению образовательных задач (инициатив). Эта деятельность организуется по заданному на втором этапе алгоритму и педагогу важно следить за сроками, ходом и корректностью выполнения работы. Например, работа над проектом «Азбука энергосбережения в доме» была построена по принципу «эстафеты». Начинали работу по проекту в октябре, заканчивали к концу учебного года.

На выполнение задания семье отводится 7-10 дней.

Итог проекта – творческое выступление всех участников проекта в своей группе (возможно выступление в актовом зале учреждения дополнительного образования, в качестве зрителей приглашаются учащиеся других групп и родители).

Педагогу важно в течение всего хода реализации проекта отслеживать сроки выполнения работы каждой семьёй, вносить необходимые коррективы, например, в случае болезни ребёнка; проверять перед представлением ребёнком на занятии результатов семейной работы подготовленную семьёй информацию.

Пятый этап – создание конкретного продукта. В рассматриваемых нами в данной работе примерах это создание общей «Азбуки», каждую страничку которых создала конкретная семья.

Шестой этап – презентация полученного продукта, получается в нашем случае растянутым по времени. В течение всего учебного года на занятиях выделяется по 5-7 минут для представления каждым ребёнком результата работы семьи. На занятия приглашаются и родители – по возможности и по желанию. В конце работы над проектом обязательно организуется общая детско-родительская конференция-презентация, где всем участникам проекта представляется его общий результат.

Кроме этого, итог работы представляется на районных и городских конкурсах, конференциях.

Итоговые «Азбуки» получает каждая семья в электронном виде и может сделать их печатные варианты.

Совместное участие детей и родителей в работе над коллективным проектом решает такие педагогические задачи сотрудничества с родителями, как установление партнёрских отношений с семьями учащихся, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и объединяет усилия родителей и педагогов в процессе воспитания детей.

 

Список литературы:

1.       Кузнецова, Татьяна Владимировна Содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Автореф. дисс. ….. кандидата педагогических наук. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-etapy-obucheniya-proektno-issledovatelskoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole#ixzz55D96lGhm

2.       Лазарев Валерий Семенович Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-shkole-neispolzuemye-vozmozhnosti (дата обращения: 25.01.2018)

3.       Чердынцева Евгения Валерьевна Организация проектной деятельности в начальной школе // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 25.01.2018)

 

 

 

Страница из «Азбуки: фрукты и ягоды»

 

Страница из «Азбуки энергосбережения в доме»

 

Страница и «Азбуки: раскрась страницы любимого города»


 

Скачано с www.znanio.ru