Практика в детском саду
Оценка 4.9

Практика в детском саду

Оценка 4.9
docx
04.02.2022
Практика в детском саду
Практика в детском саду.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник

о прохождении практики

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Отчет о прохождении практики

 

Изложение основных результатов прохождения практики

 

1.         Составила индивидуальный план работы . Выявила общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах организации на основе информации сайта образовательного учреждения.

2.         Изучила документацию, регламентирующую деятельность ОО 

3.         Выявила структуру психолого-педагогической деятельности в данной организации и содержание ее основных компонентов. Составила аналитическую справка о работе педагога-психолога

4.         В беседе с педагогом – психологом  ознакомилась с направлениями его работы, с  должностными обязанностями; планом работы; особенностями той категории детей, с которой предстоит работать .

5.         Представила анализ используемых педагогом-психологом методик обследования воспитанников ДОУ.

6.         Провела диагностическую работу с отдельным ребенком по выявлению личностных и поведенческих проблем , проводила анализ хода.   .Подготовила результаты диагностики с анализом

7.    Разработала программу индивидуального сопровождения и поддержки обучающегося с учетом выявленных на диагностическом этапе поведенческих или личностных проблем.  

8.         Изучила конспект (сценарий) психологических занятий: знакомство; коррекция; завершение . Проводила психологический анализ урока. Составила аналитическую справку о проведенных психологических занятиях

9.         Присутствовала на обсуждении методических рекомендации проведения консультирования педагогов, родителей по итогам диагностики

10.       Изучила программу профориентационного психологического сопровождения Подобрала методики обследования по развитию профориентационных предпочтений школьников. Составила аналитическую справку с приложением профориентационных методик, выводов, рекомендаций

11.       Написала отчет о педагогической практике. Подготовила дневник

 

 

 

 

Подпись обучающегося _________

 

«____»_______________20____г.

 

2.Аттестация- характеристика

За период практики  с ………………… ФИО    изучила документацию, регламентирующую деятельность ОО , выявила структуру психолого-педагогической деятельности в данной организации и содержание ее основных компонентов.

         За время прохождения практики она показала знание программного материала и психологии детей  дошкольного возраста, умение управлять деятельностью детей. С первых дней практики студентка умело увлекала детей, вызывала их интерес и желание активно работать на занятиях, организовывала детей, стремясь осуществить подход к каждому ребенку, своевременно приходила на помощь, подбадривала, заставляла поверить в свои силы, предупреждала конфликтные ситуации. Она легко и быстро устанавливала контакты с детьми класса.

В период прохождения практики студентка показала хорошее знание материала и умение пользоваться методической литературой. Рационально использовала время занятий и чередование различных видов деятельности детей. Грамотно применяла полученные теоретические знания на практике.

При подготовке и проведении занятий учитывала советы педагога, полученные на консультациях, современные разработки. Эффективно использовала методы и приемы, а также, разнообразные формы индивидуальной и коллективной деятельности детей. На занятиях успешно установила контакт с детьми, соблюдала индивидуальный и дифференцированный подход при работе с детьми.

Студентка продемонстрировала добросовестное отношение к делу, пунктуальность, богатый творческий потенциал. Тщательно готовилась к каждому виду деятельности. Активно использовала информационные технологии, наглядный материал.

Студентка с уважением относилась к детям, умело воздействуя на сознание, волю и чувства ребят. Спокойный тон, вежливое обращение, мягкий голос, ласковая интонация способствовали созданию доброжелательной атмосферы в группе.  Она сочетала принципиальность с разумной требовательностью.

ФИО  исполнительна, ответственна, обладает педагогическим тактом. Она пользовалась заслуженным авторитетом среди детей.

 

3.Индивидуальный план работы

1.         Выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах организации на основе информации сайта образовательного учреждения.

2.         Изучить документацию, регламентирующую деятельность ОО 

3.         Выявить структуру психолого-педагогической деятельности в данной организации и содержание ее основных компонентов.

4.         В беседе с педагогом – психологом  ознакомиться с направлениями его работы, с  должностными обязанностями; планом работы; особенностями той категории детей, с которой предстоит работать

5.         Представить анализ используемых педагогом-психологом методик обследования обучающихся ОО по следующей структуре: цель, инструкция, стимульный материал, измеряемые шкалы, ключ (интерпретация).

6.         Провести диагностическую работу с отдельным ребенком по выявлению личностных и поведенческих проблем или провести анализ (интерпретацию) хода и результатов проведённой педагогом-психологом диагностики отдельного ребёнка

7.         Разработать программу индивидуального сопровождения и поддержки обучающегося с учетом выявленных на диагностическом этапе поведенческих или личностных проблем.

8.         Разработать конспект психологических занятий: знакомство; коррекция; завершение

9.         Разработать методические рекомендации проведения консультирования педагогов, родителей по итогам диагностики

10.       Разработать программу профориентационного психологического сопровождения (подобрать не менее 5 методик обследования и разработать конспект занятия по развитию профориентационных предпочтений школьников (самостоятельно или с помощью педагога-психолога).

11.       .Написать отчет о педагогической практике. Подготовить дневник по педагогической практике. Выступить на итоговой конференции по практике.

 

4.Аналитическая справка о работе педагога-психолога  МБДОУ «Детсий сад № 294» г. Ижевска Храпцовой Светланы Юрьевны

Цель: Изучение методов, форм и результатов работы педагога-психолога.

Методы:

· Анализ ведения документации педагога-психолога;

· Собеседование с педагогом-психологом.

Вид контроля: персональный.

Цель: оценить характер деятельности педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №14» по нормативной документации, организации и проведению работы с воспитанниками, родителями, педагогами.

В ходе изучения работы педагога- психолога выявлено следующее:

Педагог-психолог в своей деятельности руководствуется необходимыми нормативными документами и работу выстраивает в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Ежегодно в начале учебного года педагог-психолог  начинает свою работу с ознакомительной беседы с родителями при поступлении ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад,  предполагаемая степень участия в работе учреждения, заполняется анкета  для родителей вновь поступивших детей, устанавливаются доброжелательные отношения родителей с психологом. Затем родители приглашаются на консультацию «Адаптация к условиям детского сада», где они знакомятся с возрастными психофизиологическими особенностями развития ребенка и условиями успешной адаптации. После этого ведется наблюдение за вновь принятыми детьми и работа по успешной адаптации, в результате чего заполняются листы адаптации (легкая, средняя, тяжелая) и выстраивается план действий по оказанию помощи ребенку, с тяжелой адаптацией.

Храпцова С. Ю. имеет первую квалификационную категорию, своей работе использует современные психолого –педагогические технологии, ведет следующие документы:

1. Годовой план работы.

2. Список групп и сведения о детях.

3. Циклограмма

4. Журналы: журнал регистрации индивидуальных консультаций; журнал регистрации диагностической работы; журнал учета групповой развивающей профилактической  работы; журнал индивидуальной развивающей работы с детьми; журнал групповой работы с педагогами, родителями.

5.Протоколы диагностических обследований, заключения, аналитические справки, сводные таблицы.

6.Результаты адаптации детей к условиям ДОУ: листы адаптации; результаты; справки.

7.Результаты психологической готовности к школе (диагностика, диаграммы).

8.Письменное согласие родителей на психологическое сопровождение.

9.Работа с родителями.

10.Работа с педагогами.

11. Материалы к уголку «Советы психолога», методическая копилка для работы с детьми, конспекты коррекционно-развивающих занятий.

В кабинете психолога имеется методическая зона, которая необходима для подготовки педагога-психолога к работе (занятиям, консультациям), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и др. Здесь находится рабочий стол, компьютер. Шкафы для литературы и пособий. В наличии имеется методическая литература, литература для работы с детьми, родителями и педагогами, просветительская литература для педагогов и родителей. Накоплен материал для развития познавательных процессов детей и эмоционально-волевой сферы: игры, разрезные картинки, ребусы, карточки с заданиями, настольные дидактические игры, а также демонстрационный материал для коррекционно-развивающих занятий.

Для диагностики общего уровня интеллектуального развития детей всех возрастов педагог-психолог использует комплект диагностического материала «Эспресс-диагностика» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

Уровень готовности к школьному обучению определяет с помощью скрининг-обследования готовности к школьному обучению Н. Семаго, М. Семаго. (два раза в год – на начало и конец учебного года). 

Развивающая работа с детьми осуществляется с помощью программы психолого-педагогических занятий для дошкольников всех возрастов (3-4, 5-6,6-7 лет) «Цветик-семи цветик» (3 раза в неделю, по одному занятию в каждой возрастной группе) Основными задачами которой являются:

- развитие коммуникативных умений;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие волевой сферы;

-развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- развитие интеллектуальной сферы;

- развитие познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения.

С детьми подготовительный группы проходят занятия по подготовке к школе («Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохиной и занятия по программе эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В. Котовой - 2 раза в неделю).

Программа «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохиной представляет собой конспекты занятий-встреч с детьми подготовительной группы и помогает реализовать следующие задачи:

- оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию ребенка);

-    оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения;

-    оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

-   оценить и развивать познавательные и психические процессы — восприятия, памяти, внимания, воображения, речь и мышление;

-    оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки;

-  помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе.

Программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» позволяют решить такие задачи как:

-создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

-осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть;

-развитие навыков совместной деятельности, общения.

              Дети с удовольствием посещают занятия, благодаря чему результат оценки готовности к школьному обучению на начало года отличился от  результата на конец учебного года с положительной динамикой.

              Очень важным аспектом работы является повышение уровня психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основными задачами данной работы являются: ознакомление педагогов с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Темами консультаций педагогов и педагогических советов в 2019-2020 году стали:

- «Портрет современного воспитателя»

- «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

- «Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду»

- «Психологическое сопровождение процесса подготовки детей к обучению в школе»

-  Консультации по итогам психодиагностического обследования детей и родителей.

              Работа с родителями - одно из важных направлений деятельности психолога, работа с родителями ведется в соответствии с годовым планом, в котором отражены цели и задачи на 2019-2020 учебный год. Это и родительские собрания, беседы, консультации как групповые,  так и индивидуальные:

  • «Как научить ребенка слушать и слышать»
  • «Причины тревожности ребенка»
  • «Мы идем  в школу»
  • «Детская агрессия. Что это такое?»
  • «Гиперактивный ребенок»

Темами индивидуальных консультаций стали в основном, темы связанные с адаптацией к саду, подготовке к школе и застенчивостью детей, а также это консультации по результатам психодиагностического обследования. Еще одной формой взаимодействия с родителями, являются – информационные уголки. Здесь периодически размещается краткая информация педагога-психолога на определенную тему:

  • «Ваш малыш идет в детский сад»
  • «Как научить ребенка слушать и слышать»
  • «Дошкольник и компьютер»
  • «7 поводов для детской обиды»
  • «Скоро, скоро новый год!»
  • «Капризы и упрямство»

Также Храпцова С.Ю.. принимает активное участие в организации и подготовке различных мероприятий внутри детского сада совместно с музыкальным работником

Название мероприятия

группа

дата

Храпцова С.Ю.

1

«День знаний»

Старшая группа

3.09.2019

Ведущая

2

Открытое занятие музыкального работника, приобщенное ко Дню единства и согласия

Старшая группа

1.11.2019

Оператор, участник

3

 «Праздник Осени»

Младшая группа

8.11.2019

Роль Осени

4

«Праздник Осени»

Старшая группа

9.11.2019

Роль Осени

5

«Новогодний утренник»

Младшая группа

28.12.2019

Роль Снегурочки

6

«Новогодний утренник»

Старшая группа

28.12.2019

Роль Снегурочки

7

Спортивный праздник-развлечение, посвященный Дню Защитника Отечества

Старшая группа

22.02.2020

Ведущая

8

Праздник посвященный Международному женскому дню

Старшая группа

7.03.2020

Ведущая

9

Праздник Весны

Старшая группа

11.04.2020

Ведущая - Весна

10

Праздник ко Дню Победы посвященный Дню Победы

Старшая группа

8.05.2020

Ведущая

11

Выпускной бал

Старшая группа

31.05.2020

Ведущая

 

5.Результаты диагностики с анализом

Обследование детей 5-6 лет на выявление особенностей волевых процессов по методике «Кодирование» (корректурная проба «Проставь значки»), метод экспертных оценок «Диагностика уровня развития волевой сферы дошкольников» И.Т. Кушнера

Цель: определение общего уровня развития волевой сферы дошкольников

Диагностическое исследование проходило в 2 этапа. В исследовании принимали участие 35 старших дошкольников 5-6 лет. Во время проведения 1 среза было выявлено, что  у 37% воспитанников уровень развития волевой сферы ниже среднего и у 53% обследуемых дошкольников низкий уровень развития произвольной сферы.

 

 

Рисунок1. Результаты диагностики выявления особенностей волевых процессов

 Были обозначены такие проблемные зоны как: низкий уровень сформированности умения действовать самостоятельно в соответствии с инструкцией и осуществлять контроль над своими действиями, явно выраженное отрицательное отношение к трудностям, неспособность мобилизовать свои волевые усилия для их преодоления.

С данной категорией детей после 1 среза с согласия родителей  были проведены КРЗ, с родителями и педагогами была проведена групповая и индивидуальная консультативная работа с целью оказания помощи по снижению негативных явлений. Также с педагогами, работающими с данными детьми, родителями дошкольников была проведена просветительско-профилактическая работа  по данной проблеме.

Во 2-ом срезе приняло участие 14 человек. Нами было выявлено, что у 21% воспитанников уровень развития волевой сферы ниже среднего и 14% дошкольников имеют низкий уровень развития произвольной сферы, 65% - средний уровень.

Рисунок 2. Результаты диагностики выявления особенностей волевых процессов

 

Можно говорить, что у большинства детей   достаточный  уровень развития  таких качеств, как настойчивость, решительность, самостоятельность  и инициативности, также деятельность этих воспитанников характеризуется произвольностью и целенаправленностью. Таким образом, можно говорить о положительной динамике развития и сделать вывод, что в будущем, необходимо продолжить работу со всеми участниками образовательного процесса по данной проблеме.

 

6.Стенограмма консультации

1.Песочная игровая терапия

2.Готовимся к школе

3.Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?

4.О гиперактивности и гиперопеке детей

5.Детские страхи: причины и последствия

6.Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе

7.Нужен ли ребенку папа?

8.Воспитание девочки и мальчика: общее и отличное

9.О половом воспитании дошкольников

10.Почему дети обманывают?

11.Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника

12.Дефицит родительской любви

13.Как прекратить истерику у ребенка?

14.Почему возникают истерики у детей?

15.Учим ребенка проигрывать

16.Воспитываем самостоятельность дошкольника

17.В семье пополнение. Первая помощь при детской ревности

18.Значение сказок в жизни человека

19.Поговорим о детских страхах

20.Агрессивный ребенок - это сегодня не редкость

21.Психологические аспекты подготовки детей к школе

22.Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка

23.Ребенок взял чужую вещь - что делать?

24.Адаптация ребенка к условиям детского сада

25.Скоро в школу!

26.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

27.Когда не стоит отдавать ребенка в детский сад

28.Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний

7.Программа индивидуального сопровождения и поддержки воспитанника

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации программы

1.3. Принципы формирования программы

1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

1.5. Направления психолого-педагогического сопровождения

2. Содержательный раздел

2.1. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

2.2.  Психологическое сопровождение  при подготовке детей  к школьному обучению

2.3. Психологическое сопровождение  детей компенсирующих групп (нарушение зрения)

            3. Организационный раздел

3.1. Модель организации психологического сопровождения на учебный год

3.2. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДО.

3.3. Условия развивающей предметной среды  для организации психологического сопровождения

3.4. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета педагога-психолога ДОУ.

8.Психологический анализ занятия

 

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Психологический анализ учебной деятельности детей.

Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к воспитателю, преобладающее на занятии самочувствие детей.                        

 

 

 

2

Психологическая оценка занятия:

v  Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов);

v  соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях  (преобладание речи воспитателя, преобладание речи детей, равное соотношение);

v  соответствие форм и методов занятия возрастным психофизическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятий).

 

 

 

3

Психологический анализ деятельности воспитателя на занятии:

v  наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»);

v  коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком);

v  внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде, прическе).

 

 

 

 

9.Аналитическая справка о развитии межличностных отношений в классе с приложением 10.диагностических материалов, рекомендаций, выводов

Диагностика межличностных отношений дошкольников

Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

Вместе с тем в психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные.

К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников.

 В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое Я .

Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.

Приведем несколько примеров возможных проблемных ситуаций:

1)Строитель.

В игре- диагностике  участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя.

Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

2)Одень куклу

В игре - диагностике участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек — платья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т. д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

3)Мозаика

В игре – диагностике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их.

После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается

4) Игра – диагностики «Наперегонки» . Дети наперегонки должны выложитьна своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка

Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.

Обработка данных и анализ результатов

Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:

1.Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника . Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом

0  — полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);

1 — беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;

2 — периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;

3 — пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

2.Характер участия в действиях сверстника , т. е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

0 — нет оценок;

1 — негативные оценки (ругает, насмехается);

2 — демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);

3 — позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

3.Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику , которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

0 —индифферентная — заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;

1 —неадекватная реакция — безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;

2 —частично адекватная реакция — согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;

3 —адекватная реакция — радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.

4.Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

0 —отказ — ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания

1 —провокационная помощь — наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;

2 —прагматическая помощь — в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;

3 —безусловная помощь — не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых — по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.

Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но также позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.

Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера (субтест «Понятливость») и проективная методика «Картинки».

5)Понятливость . Для беседы можно выбрать шесть наиболее понятных детям и соответствующих современным условиям вопросов из теста Д. Векслера для измерения общего интеллекта (субтест «Понятливость»)

1. Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?

2. Что ты будешь делать, если потеряешь мяч, который тебе дали поиграть?

3. Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба там не оказалось?

4. Что ты будешь делать, если маленький мальчик (девочка), меньше тебя ростом, стал(а) бы с тобой драться?

 

5. Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?

6. Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?

Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:

0 баллов — отсутствие ответа;

1 балл — обращение за помощью к кому-либо;

2 балла — самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

6)Картинки.   Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации (см. Приложение 1, рис. 1—5):

1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.

3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.

Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику.

7) Картинки

Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).

2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.)

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности.

Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

8) Беседа

Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним проводится индивидуальная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения с ребенком. Ребенку задаются следующие вопросы:

1. Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?

2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?

3. Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?

4. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем? Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?

5. Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?

6. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?

7. Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?

8. Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?

9. Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?

10. Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела (убраться, постирать и др.) и она не может идти с тобой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение?

Эти десять вопросов можно подразделить на три группы:

Первая — вопросы, выявляющие общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях. Например, второй вопрос является провокационным. Предполагается, что гуманная позиция — это принятие всех детей и их положительная оценка. Если же ребенок дает отрицательную оценку детям — это свидетельствует о поверхностном, предметно-оценочном отношении к сверстникам.

Вторая — вопросы, позволяющие судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки. К таким вопросам относятся 3, 4, 5, 8, 9 (см. текстбеседы). Задавая ребенку такие вопросы, важно выявить понимание ребенком субъективных состояний сверстника, т. е. что ребенок переживает в конкретной моделированной ситуации, а не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т. д.).

Третья — вопросы, имеющие целью выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания. Примером таких вопросов являются вопросы 6, 7, 10.

При обработке ответов на вопросы первой группы фиксируются: а) ответы, в которых дается отрицательная оценка детскому саду и сверстникам; б) ответы, положительно оценивающие детский сад и детей в группе; в) варианты отсутствия ответов.

При обработке вопросов второй и третьей групп фиксируются иные показатели: а) адекватность оценки; б) варианты ответов «не знаю» либо отсутствие ответов.

9) Методика Рене Жиля. Данная методика выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других.

Начиная с 4 лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребенок стремится общаться, как он относится к своим сверстникам. Методика позволяет выявить следующие данные:

♦ чье общество — сверстников или взрослых — ребенок предпочитает;

♦ наличие внутрисемейных конфликтов;

♦ стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях.

Для проведения методики необходимы картинки с изображением различных ситуаций из детской жизни.

Ребенку одна за одной предлагаются картинки, по поводу каждой из которых взрослый задает вопросы.

1. Ты на прогулке за городом. Покажи: где находишься ты?

2. Размести на этом рисунке себя и еще нескольких человек. Скажи: что это за люди?

3. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?

 

4. Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты ?

5. С кем ты больше всего любишь играть?

6. Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Покажи, где находишься ты. Расскажи, что произошло.

7. Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать: плакать, жаловаться, кричать, постараешься отобрать, начнешь бить?

Ситуации (1—2) помогают выяснить отношения, с какими людьми ребенок предпочитает поддерживать. Если он называет только взрослых, это означает, что он испытывает трудности в контактах со сверстниками или сильную привязанность к значимым взрослым. Отсутствие же на рисунке родителей может означать отсутствие эмоционального контакта с ними.

Ситуации (3—7) определяют отношения ребенка с другими детьми. Выясняется, есть ли у ребенка близкие друзья, кто получает вместе с ним подарки (3), находится рядом на прогулке (4), с кем малыш предпочитает играть (5).

Ситуации (6—7) определяют стиль поведения ребенка в конфликтных ситуациях и его умение решать их.

10)Незаконченные истории

Еще одним проективным методом, позволяющим выявить отношение ребенка к окружающим, является тест «завершение историй». Эта методика состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Обычно предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка.

Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

При анализе ответов детей и результатов наблюдения следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, т. е. завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку.

 

11.Аналитическая справка о проведенных психологических занятиях

Цель работы:

Психологическое сопровождение участников воспитательного и образовательного процессов, обеспечение комфортных психологических условий, необходимых для полноценного психического и нравственного развития воспитанников, и формирования их личности, на основе новых федеральных государственных стандартов.

Поставленные задачи:

1.   Адаптация к ДОУ детей групп раннего развития.

2.   Анализ и коррекция развития познавательных процессов и способностей.

3.   Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.

4.   Анализ и коррекция детско-родительских отношений.

5.   Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.

6.   Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

Выводы: поставленные в прошедшем учебном году задачи были выполнены:

1.      Адаптация в группах раннего развития прошла успешно – сложности в адаптации к условиям ДОУ возникли у 7% воспитанников групп раннего развития;

2.      Психологическое сопровождение подготовки к школьному обучению охватило 100% детей подготовительных групп;

3.      Для повышения психологической грамотности участников образовательного процесса использовались такие методы как: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, лекции, тренинги.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям:

·         консультативное,

·         диагностическое,

·         коррекционно-развивающее,

·         просветительское

·         методическое.

Консультативное направление.

За прошедший период было проведено 99 консультаций. Из них:

·         индивидуальных для родителей – 74;

·         групповых для родителей – 6;

·         для педагогов – 20

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

а) первичное консультирование – во время, которого собирались основные данные, и уточнялся запрос;

б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по способам взаимодействия с ребенком и преодоления трудностей.

Основными запросами были:

·         Трудности адаптации к ДОУ и новым группам

·         Трудности регуляции эмоционально-волевой сферы (тревожность, страхи, агрессивность и др.)

·         Особенности развития познавательных процессов (память, мышление, речь и др.)

·         Детско-родительские отношения

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  • Прояснение и уточнение запроса;
  • Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений развития;
  • Рекомендации родителям, и педагогам по коррекции нарушений;
  • Составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы:

В целом можно считать, консультативную работу достаточно эффективной. Однако, в некоторых случаях приходилось сталкиваться с недостаточной мотивированностью и заинтересованностью родителей в коррекционной работе: дети часто пропускали коррекционные занятия, приходили неподготовленными (без альбомов, карандашей, пластилина), родители не прислушивались к рекомендациям. Причины сложившейся ситуации необходимо проанализировать, а также уделить больше внимания мотивированию родителей и педагогов на более эффективную работу.

Диагностическое направление.

Основными направлениями работы были:

·         Диагностика развития познавательной сферы;

·         Диагностика психологической готовности к обучению в школе;

·         Диагностика развития эмоционально-волевой сферы;

·         Диагностика межличностных отношений (в семье, в группе, в коллективе)

В диагностике приняли участие следующие категории воспитанников

Направление работы

Сфера деятельности

Количество

Категория

Возраст

Психодиагностическое

Диагностика степени адаптированности к ДОУ

53

Воспитанники

2-3 года

Диагностика нервно-психического развития

53

Воспитанники

2-3 года

Диагностика уровня готовности к обучению в школе

103

Воспитанники

6-7 лет

Диагностика психоэмоционального развития по плану

45

Воспитанники

5-6 лет

Диагностика психоэмоционального развития по запросу

19

Воспитанники

4-7 лет

Социометрическая диагностика

20

Воспитанники

5-6 лет

Диагностика взаимоотношений родителя и ребенка

24

Родители

 

 

В ходе работы использовались следующие методики:

1.      Расставь значки (Пьерон-Рузер);

2.      10 картинок (Н.В. Гатанова);

3.      10 слов (А.Р. Лурия);

4.      Четвертый лишний (Н.Я. Семаго, Л.А. Ясюкова);

5.      Аналогии (Л.А. Ясюкова);

6.      Установи последовательность событий (А.Н. Бернштейн);

7.      Подбери слова к заданному вопросу, какое слово начинается с… (А.А. Реан);

8.      Тест Керна-Йирасека;

9.      Графический диктант (Д.Б. Эльконин);

10.  Диагностический комплект (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик);

11.  Тест метаморфозы Ж. Руайер;

12.  СОМОР Р. Жиля;

13.  Социометрическая проба «День рождения» (М. Панфилова);

14.  Исследование «Лесенка» (Н. Нижегородцева);

15.  Социометрическая игра «Секрет»;

16.  Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (Н.Д. Денисова);

17.  Анкетирование

Для проведения психологической диагностики был приобретен набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности развития и определять их причины. По результатам проведенной диагностики была спланирована развивающая и коррекционная работа, а также были разработаны рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам МБДОУ.

Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии.

Коррекционно-развивающее направление.

Коррекционно-развивающая работа велась в двух форматах: индивидуально и в группе. Групповая коррекционная работа проводилась  для повышения уровня психологической готовности к обучению в школе и для профилактики дезадаптации. Индивидуальная работа была направленна на развитие познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков.

В коррекционной работе приняли участие следующие категории воспитанников.

Психокоррекционное

Задачи

Количество

Категория

возраст

Коррекция развития познавательных психических процессов в группе

27

Воспитанники

6-7 лет

Коррекция развития познавательных психических процессов индивидуально

7

Воспитанники

4-7

Коррекция развития эмоционально-волевой сферы в группе

8

Воспитанники

6-7

Коррекция развития эмоционально-волевой сферы индивидуально

18

Воспитанники

3-6 лет

 

Всего за этот учебный год было проведено 70 групповых и 221 индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Основной контингент – воспитанники средних (18%), старших (16%) и подготовительных групп (66%).

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  •  Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др.)
  • коррекция эмоциональных состояний (агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность );
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие уверенности в себе;

Для проведения коррекционно-развивающей работы были разработаны программы:

·         Работы с детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях;

·         Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

·         Работы с воспитанниками подготовительных групп, с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе;

При разработке коррекционно-развивающих программ использовалась литература:

1.Афонькина Ю.А., Борисова О.Е. Развитие умения управлять собой Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет// Яссман В.П. Нейропсихологическая коррекция Хабаровск 2007.;

2.Завьялова Н.А., Лукина Н.К. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе Волгоград 2009.;

3.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками Речь СПб 2008.;

4.Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке Практикум по песочной терапии Речь СПб 2010.;  

 Выводы: Итоговая диагностика уровня психологической готовности к школе позволяет говорить об успешной коррекционной работе: высокий уровень готовности к обучению в школе к окончанию коррекционной работы – 44%; средний – 56%. Однако, стоит обратить внимание на углубление индивидуальной работы с воспитанниками. Некоторые из детей, посещавших групповые занятия, нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях. К сожалению, проблема занятости не позволяет заниматься с ребенком индивидуально, если он посещает коррекционную группу. Некоторые родители не находят времени, чтобы посетить консультации психолога по приглашению, несмотря на острую необходимость в коррекционной работе с их детьми. Поэтому, необходимо уделить больше внимания работе по мотивированию таких родителей. Низкая заинтересованность родителей в благополучном психическом развитии детей, возможно, связана со следующими проблемами: высокая профессиональная «загруженность» родителей, а так же возможно низкая информированность о важности гармоничного психического развития детей.

Выводы.

 Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления.

Просветительская деятельность.

Просветительская работа велась в двух направлениях: с родителями и педагогами.

Формы просветительской работы:

·                  Выступления на родительских собраниях;

·                  Организация семинаров-практикумов с педагогами;

·                  Оформление теоретического материала «советы психолога» для родителей и педагогов.

Выводы: Проведенную профилактико-просветительскую работу можно считать успешной. Большинство родителей и педагогов с вниманием отнеслись к рекомендациям по преодолению трудностей в развитии детей, участвовали в коррекционной и развивающей работе, поэтому просветительскую деятельность необходимо продолжать, совершенствовать собственные знания, творчески подходить к подаче материала.

Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

1.      Составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

2.      Создание базы диагностических методик;

3.      Создание базы развивающих материалов для занятий;

4.      Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей;

5.      Оформление документации педагога-психолога

6.      Участие в семинарах МО;

7.      Участие в педагогических советах ДОУ;

8.      Участие в ПМПК;

9.      Совершенствование собственных профессиональных знаний и навыков

Выводы: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей всех участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

Тренинговая работа

Тренинговая работа велась в двух направлениях: с воспитателями и детьми.

1.      Для профилактики школьной дезадаптации с детьми подготовительных групп было проведено 11 тренинговых занятий. На занятиях использовались следующие методы:

·         Дыхательная гимнастика;

·         Сказкотерапия (М.А. Панфилова Цикл коррекционных сказок «Лесная школа»);

·         Беседа;

·         Игры:

ü  Для развития умений сотрудничать с ровесниками и взрослыми;

ü  Для развития умений работать в команде;

ü  Для развития умений оценивать собственные эмоциональные состояния, состояния других людей, умений правильно их отреагировать;

ü  Для усвоения правил поведения в социальных группах, понимания их необходимости;

ü  Для развития межполушарных связей;

2.      Для профилактики профессионального выгорания у педагогов, в целях общего психического и физического оздоровления было проведено 9 тренинговых занятий. Занятия проводились с использованием методов:

·         дыхательные практики;

·         физические упражнения;

·         медитации;

·         визуализации

Выводы: тренинговая работа проводилась с педагогами и детьми. И дети и педагоги с удовольствием посещали эти занятия. В целом тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе удалось снизить, однако не у всех детей. В этой связи необходимо скорректировать программу профилактики школьной дезадаптации. Также необходимо больше внимания уделить профилактике профессионального выгорания у педагогов, привлечь большее количество воспитателей к тренинговой работе. Кроме этого имеет смысл использовать тренинговую групповую форму в работе с коррекцией эмоциональных состояний.

Работа во взаимодействии со специалистами ДОУ: по окончании коррекционной работы был организован праздник для детей средних, старших и подготовительных групп «Сокровища пиратов», в котором приняли живое участие музыкальный работник и инструктор по физкультуре.

Выводы аналитического отчета.

Анализируя собственную деятельность за истекший период можно сказать о том, что проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути дальнейшей работы и профессионального роста в будущем. В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания углублению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми и детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях.

Наиболее эффективными формами работы при решении поставленных задач оказались: семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, групповые и индивидуальные занятия.

Учитывая вышеизложенное, на предстоящий период работы сформулированы следующие задачи:

1.   Оказание помощи в адаптации к ДОУ детей групп раннего развития, с учетом индивидуальных особенностей развития детей и сложившихся традиций семейного воспитания;

2.   Использование разнообразных форм работы с родителями для привлечения их к сотрудничеству в воспитании и образовании детей;

3.   Оказание практической помощи педагогам в работе с детьми и родителями с использованием таких форм работы, как семинары-практикумы, тренинги эмоционального общения, лекции;

4.   Осуществление мониторинга развития познавательных процессов и способностей воспитанников ДОУ и их коррекция.

5.   Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.

6.   Анализ и коррекция детско-родительских отношений.

7.   Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.

8.   Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

 

.

12.Аналитическая справка с приложением профориентационных методик, выводов, рекомендаций.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему:

«Знакомство с профессиями»

     Согласно годового плана работы МБДОУ «Детский сад№294» на 2019 - 2020 учебный год , в соответствии с приказом № 74- ОД от 26.02.2020 года «Знакомство с профессиями», в период с 13.03.2020 г. по 28.03.2020 года был проведен тематический контроль старшим воспитателем МДОУ Плашковой И.П.

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы по формированию у детей представлений о профессиях, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической деятельности с детьми.
Методы и приемы контроля:

-изучение предметно-развивающей среды;

- анализ плана работы с детьми наблюдение и анализ непосредственно-образовательной деятельности;

- наблюдение и анализ во 2-ой половине дня, наблюдение в 1 -ую и 2-юу половину дня;

- беседы с воспитателями изучение документации.  

В соответствии с планом контроля был проведен анализ предметно-развивающей среды в ДОУ. Анализ показал следующие результаты: для проведения работы по ознакомлению с профессиями в методическом кабинете созданы недостаточные условия. Имеются наглядные таблицы «Профессии». Имеется методическая литература по ознакомлению с профессиями, художественная детская литература, дидактические наборы открыток, тематические альбомы. В группах созданы определенные условия для ознакомления детей. В рамках контроля были просмотрены дидактические пособия, игры и атрибуты «Знакомим с профессией».

 Целью просмотра было создание оптимальных условий для формирования представлений у детей о профессиях, выявление инициативы и творческих способностей педагогов к созданию условий для работы с детьми. В просмотре участвовали все группы. Основными критериями для просмотра были: 

-рациональность размещения, доступность, открытость материала для детей;
-педагогическая целесообразность, эстетичность, оригинальность оформления.                      -качество представленного материала; 

-учет индивидуальных запросов для развития творческих проявлений детей; 

-соблюдение санитарных норм, безопасность для детей; 

-наполнение уголка дидактическими играми и пособиями, наглядным и художественным материалом, атрибутами к ролевым играм. 

Анализ планов воспитательно-образовательной деятельности в группах выявил следующие моменты:   

-программно- методическое обеспечение педпроцесса используется в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. Но недостаточно учебно-методических пособий для осуществления грамотного планирования работы по данному направлению. 
-непосредственно- образовательная деятельность планируется в соответствии с содержанием комплексных программ и рабочими программами, разработанными в соответствии с годом обучения воспитанников. Прослеживается взаимосвязь тематики занятий с занятиями по развитию речи, которые организуют педагоги. 
- воспитатели :Алая К.Н., Аксенова Е.Р., Зуева Н.Р. осуществляют планирование работы по ознакомлению с профессиями не всегда последовательно, не в полном объеме, отсутствует усложнение задач в развития. В основном, планируют сюжетно-ролевые игры по теме, игры с куклами, дидактические игры. Мало внимания обращается на планирование наглядных методов ознакомления: рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, картин. Не планируется индивидуальная работа с воспитанниками по закреплению знаний. 

- воспитатели : Филина С.Д., Бекирова М., Вавринюк О.Н, АблаеваД.В. планируют в рамках совместной деятельности педагога с детьми беседы о профессиях, рассматривание альбомов, иллюстраций. Однако, мало внимания уделяется планированию дидактических развивающих игр, сюжетно-ролевых игр по профессиям. Мало внимания уделяется планированию самостоятельной деятельности воспитанников, индивидуальной работе с ними. 
- воспитатели : Дорошенко М.П., Осипенко В.П. осуществляет планирование в соответствии с возрастом детей. Используют сюжетно-ролевые игры различного содержания, дидактические игры и пособия.

 Однако, недостаточно планируются бесед по профессиям, наглядных методов и приемов: рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток. Мало внимания уделяется планированию самостоятельной деятельности воспитанников, индивидуальной работе с ними.  

Таким образом, планирование работы по ознакомлению с профессиями происходит в рамках непосредственно-образовательной деятельности планомерно и с усложнением задач, в соответствии с рабочими программами. Прослеживается четкая взаимосвязь тематики занятий по ознакомлению с профессиями в рамках занятий по «Ознакомлению с окружающими миром». Однако, нет четкой взаимосвязи непосредственно-образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми. Упущено планирование самостоятельной деятельности воспитанников, проведение индивидуальной работы по закреплению знаний детей. Это снижает эффективность обучения детей в ДОУ по ознакомлению с профессиями.  

В рамках контроля был организован открытый просмотр занятий по ознакомлению с окружающими миром в разных возрастных группах. Анализ занятий показал следующее:
-воспитатели: Фалиена С.Д., Абдуллаева Д.В. организуют ознакомление детей с профессиями на занятиях по ознакомлению с окружающим и в рамках совместной деятельности. Просмотр открытого занятия показал, что воспитатель дает детям представления о профессии людей, обучает их элементарным игровым действиям по показу взрослого, развивает умение обозначать одним словом предмет и действие, учит глобальному чтению слов с табличек. Проводит большую предварительную работу -рассматривание картин и иллюстраций, экскурсии и целевые прогулки. Широко использует в рамках обучения создание игровых сюрпризных моментов, вопросы к детям, художественное слово, динамические паузы и пр. Дети на занятии проявляли интерес и активность в освоении учебного материала. Соблюдались гигиенические и педагогические требования к организации и проведению занятий.   

-воспитатели: Бешова М. ,Ондрипенко В.П. основной целью открытого занятия ставит знакомство с профессией садовода, его профессиональной деятельностью. Кроме этого, решает задачи расширения представлений о профессии водителя, продавца. Закрепляет умения детей различать на вкус, на ощупь фрукты, называть их.

 В содержании открытого занятия использует игровые приемы, рассказ воспитателя с мультимедийным сопровождением, вопросы к детям, дидактические игры с логическим содержанием, широко применяет совместную трудовую деятельность по изготовлению фруктового салата. Воспитанники проявляют интерес и активность в деятельности, проявляют инициативу, активность и сформированные навыки совместной работы. 

-воспитатели: Зуева Н.Р., Аксенова З.Р. в рамках открытого занятия дают представления о профессии художника – модельера, расширяет представление о названии деталей платья, разнообразии видов тканей, в умении различать такни по внешнему виду. Упражняет в умении отвечать на вопросы взрослого, побуждает к совместному проговариванию отраженной речи. Активно использует игровые приемы, мультимедийное сопровождение рассказа воспитателя о профессии художник -модельер. Проводит дидактические игры, направлены на расширение представлений о профессии, ее деятельности. Недостаточно грамотно формулирует вопросы к детям, дает не четкие указания к действию. Это снижает активность детей и отражается на усвоении ими знаний.
рассматривался вопрос участие родителей в воспитательно-образовательной работе. Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал, что воспитатели ДОУ во всех группах привлекают семьи к созданию предметно - развивающей среды. Однако этого не достаточно для проведения эффективной работы. Кроме этого, мало внимание уделяется использованию активных методов и приемов работы с детьми по ознакомлению детей с профессиями.

Выводы: 

В ДОУ созданы определенные условия для ознакомления детей с профессиями, предметно-развивающая среда соответствует санитарным и педагогическим и требованиям. Однако, недостаточно наглядного информативного материала о профессиях и методической, научно-популярной и художественной детской литературы по теме. 
Планирование непосредственно-образовательной деятельности происходит последовательно, в соответствии с возрастом детей по годам обучения. Однако, воспитатели не всегда чётко планируют и организуют совместную деятельность с детьми, самостоятельную деятельность детей. Кроме этого, в этих формах взаимодействия не планируются методы и приемы закрепления усвоенного материала. Это сказывается на качестве усвоения детьми программного материала в рамках ознакомления с профессиями.

Воспитатели привлекают семьи к созданию предметной среды в группах, однако мало используют активные приемы привлечения родителей к решению проблемы ознакомления с детей с профессиями через совместные мероприятия, мало внимания уделяется использованию наглядной информации. 
Рекомендации:
1.Продолжить работу по оснащению предметно-развивающей среды в группах. В частности, начать работу по созданию обучающих презентаций по ознакомлению с профессиями, оформить альбомы и папки по ознакомлению с профессиями, приобрести методическую и детскую художественную литературу по теме. 

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

2.Планировать совместную деятельность педагога с детьми по ознакомлению с профессиями в соответствии с тематикой непосредственно-образовательной деятельности, отраженной в рабочих программах педагогов. Кроме этого, активно использовать наглядный иллюстративный материал, дидактические игры и развивающие пособия по ознакомлению с профессиями, беседы по увиденному, проводить индивидуальную работу с детьми. 

Срок: постоянно Ответственные: воспитатели 

3.Организовать с детьми целевые прогулки на объекты социального назначения с целью расширения представлений о разнообразии профессиях.

Срок: постоянно.  Ответственные: воспитатели, старший воспитатель
4.В работе с родителями использовать активные методы и приемы работы с детьми по ознакомлению детей с профессиями (совместные досуги и экскурсии, целевые прогулки, создание семейных альбомов и книг)

Срок: постоянно.  Ответственные: воспитатели, старший воспитатель

 

КАРТА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология общего и профессионального образования

 и социальная  педагогика

Студент ______________

Группа   232з

Место прохождения практики   МБДОУ «Детский сад №294» г. Ижевск

 

Формулировка компетенции

Код компетенции

Уровни освоения компетенции

Оценка методиста

Удовлетворительный («удовлетворительно»)

Базовый

(«хорошо»)

Повышенный

(«отлично»)

Способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

ОПК-6    

Испытывает затруднения в  организации совместной деятельности и межличностном взаимодействии

Организует совместную деятельность с помощью методиста

Работает самостоятельно

 

Способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

 

 

ОПК-10

Испытывает затруднения или вообще не принимает участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

 

Принимает участие  с помощью методиста

Принимает активное  участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

 

 

Способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся

ПК-16

Испытывает затруднения при выявлении интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся

Выявляет  интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонений в поведении обучающихся помощью методиста

Выявляет  интересы, трудности, проблемы, конфликты самостоятельно

 

Способность составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся

ПК-17

Испытывает затруднения при составлении программ

Составляет программы  с помощью методиста

Составляет программы социального сопровождения и поддержки обучающихся самостоятельно

 

Владение методами социальной диагностики

 

ПК-20

Испытывает затруднения при использовании методов социальной диагностики

Применяет методы с  помощью методиста

Применяет методы социальной диагностики самостоятельно

 

Готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

ПК-23

Испытывает затруднения в применении  утвержденных стандартных методов и технологии

Применяет утвержденные стандартные методы и технологии после консультаций с методистом

Самостоятельно применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

 

 

Способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

ПК-24

Испытывает затруднения при сборе и первичной обработке информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

Осуществляет сбор информации  с помощью методиста

Самостоятельно осуществляет сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

 

Способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка

 

ПК 28

Испытывает затруднения при выстраивании развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка

 

Выстраивает развивающие учебные ситуации при консультации методиста

 

Самостоятельно выстраивает развивающие учебные ситуации,

 

 

Сумма

 

Среднее значение (Сумма / …)

 

 

 

 

Наставник _________________/____________/

«____» __________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 


 

Дневник о прохождении практики

Дневник о прохождении практики

Отчет о прохождении практики

Отчет о прохождении практики

Подпись обучающегося _________ «____»_______________20____г

Подпись обучающегося _________ «____»_______________20____г

ФИО исполнительна, ответственна, обладает педагогическим тактом

ФИО исполнительна, ответственна, обладает педагогическим тактом

Написать отчет о педагогической практике

Написать отчет о педагогической практике

Циклограмма 4. Журналы: журнал регистрации индивидуальных консультаций; журнал регистрации диагностической работы; журнал учета групповой развивающей профилактической работы; журнал индивидуальной развивающей работы с детьми; журнал групповой…

Циклограмма 4. Журналы: журнал регистрации индивидуальных консультаций; журнал регистрации диагностической работы; журнал учета групповой развивающей профилактической работы; журнал индивидуальной развивающей работы с детьми; журнал групповой…

С детьми подготовительный группы проходят занятия по подготовке к школе («

С детьми подготовительный группы проходят занятия по подготовке к школе («

Темами консультаций педагогов и педагогических советов в 2019-2020 году стали: - «Портрет современного воспитателя» - «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» -…

Темами консультаций педагогов и педагогических советов в 2019-2020 году стали: - «Портрет современного воспитателя» - «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» -…

День знаний» Старшая группа 3

День знаний» Старшая группа 3

Рисунок1. Результаты диагностики выявления особенностей волевых процессов

Рисунок1. Результаты диагностики выявления особенностей волевых процессов

Рисунок 2. Результаты диагностики выявления особенностей волевых процессов

Рисунок 2. Результаты диагностики выявления особенностей волевых процессов

О половом воспитании дошкольников 10

О половом воспитании дошкольников 10

Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации программы 1

Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации программы 1

Психологическая оценка занятия : v

Психологическая оценка занятия : v

Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим

Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим

Строитель. В игре- диагностике участвуют двое детей и взрослый

Строитель. В игре- диагностике участвуют двое детей и взрослый

В игре – диагностике участвуют двое детей

В игре – диагностике участвуют двое детей

Характер участия в действиях сверстника , т

Характер участия в действиях сверстника , т

Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства

Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства

Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста

Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста

Девочка сломала у другой девочки ее куклу

Девочка сломала у другой девочки ее куклу

Ребенку задаются следующие вопросы: 1

Ребенку задаются следующие вопросы: 1

Третья — вопросы, имеющие целью выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания

Третья — вопросы, имеющие целью выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания

Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты ? 5

Твои друзья идут на прогулку. Где находишься ты ? 5

Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал

Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал

Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких…

Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких…

Для повышения психологической грамотности участников образовательного процесса использовались такие методы как: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, лекции, тренинги

Для повышения психологической грамотности участников образовательного процесса использовались такие методы как: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, лекции, тренинги

Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений развития;

Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений развития;

Диагностика психоэмоционального развития по запросу 19

Диагностика психоэмоционального развития по запросу 19

Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии

Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии

Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др

Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др

Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной

Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной

Тренинговая работа Тренинговая работа велась в двух направлениях: с воспитателями и детьми

Тренинговая работа Тренинговая работа велась в двух направлениях: с воспитателями и детьми

Сокровища пиратов», в котором приняли живое участие музыкальный работник и инструктор по физкультуре

Сокровища пиратов», в котором приняли живое участие музыкальный работник и инструктор по физкультуре

Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему: «Знакомство с профессиями»

Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему: «Знакомство с профессиями»

Анализ планов воспитательно-образовательной деятельности в группах выявил следующие моменты: -программно- методическое обеспечение педпроцесса используется в соответствии с основной общеобразовательной программой

Анализ планов воспитательно-образовательной деятельности в группах выявил следующие моменты: -программно- методическое обеспечение педпроцесса используется в соответствии с основной общеобразовательной программой

Таким образом, планирование работы по ознакомлению с профессиями происходит в рамках непосредственно-образовательной деятельности планомерно и с усложнением задач, в соответствии с рабочими программами

Таким образом, планирование работы по ознакомлению с профессиями происходит в рамках непосредственно-образовательной деятельности планомерно и с усложнением задач, в соответствии с рабочими программами

Упражняет в умении отвечать на вопросы взрослого, побуждает к совместному проговариванию отраженной речи

Упражняет в умении отвечать на вопросы взрослого, побуждает к совместному проговариванию отраженной речи

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель

Способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

Способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

ПК-17Испытывает затруднения при составлении программСоставляет программы с помощью методиста

ПК-17Испытывает затруднения при составлении программСоставляет программы с помощью методиста

С пособность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

С пособность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2022