ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Оценка 4.6

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Оценка 4.6
doc
31.01.2020
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
31.doc

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

Актуальность проблемы практико-ориентированного обучения будущих специалистов обусловлена тем, что в условиях постоянно растущей конкуренции на рынке труда востребованы выпускники, имеющие специальное образование, обеспечивающее наличие профессиональных навыков.

Одним из основных требований работодателей является наличие опыта работы, который выпускник может приобрести лишь в ходе овладения видом профессиональной деятельности в рамках обучения в образовательном учреждении, что представляется невозможным без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения студентов.

Практико-ориентированное профессиональное образование - это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнёров - работодателей.

Активное вовлечение работодателей в процессы планирования и реализации образовательных программ, оценки компетенций позволяет свести до минимума адаптационный период, который требуется выпускнику при поступлении на работу.

ГОС СПО по специальности 18.02.01. «Аналитический контроль качества химических соединений» предусмотрен профессиональный модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Результатом освоения программы профессионального модуля обучающимися является овладение ими видом профессиональной деятельности «Выполнение работ по профессии «Лаборант химического анализа»». В данный модуль входит междисциплинарный курс «Технология выполнения химических и физико­химических анализов» и учебная практика «Выполнение работ по профессии «Лаборант химического анализа»».

Главная задача специалиста аналитического контроля - выполнять качественный и количественный анализ сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства. Именно поэтому для вышеуказанного модуля на первый план выходит организация практико-ориентированного обучения. В связи с этим аудиторные часы для МДК «Технология выполнения химических и физико-химических анализов» распределены таким образом: теоретические занятия - 25 %, практические занятия - 25 %, лабораторные занятия - 50 % времени.

Содержание практико-ориентированного обучения по МДК «Технология выполнения химических и физико-химических анализов».

1.               Теоретическая часть: лекции.

Целью данного курса и лекционных занятий по МДК является обобщение и систематизация знаний, полученных студентами при освоении дисциплин и междисциплинарных курсов за весь период обучения. Поэтому на первый план выходит постановка проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе профессиональной деятельности. Уже имеющиеся знания дополняются информацией, непосредственно связанной с функциями лаборанта химического анализа.

Например, по теме «Отбор и подготовка пробы к проведению анализов» основные знания студентами получены в процессе освоения МДК «Аналитический контроль состояния окружающей среды». Поэтому акцент ставится на выборе оборудования для отбора проб в зависимости от характеристик объекта анализа с последующим решением ситуационных заданий. Новая информация по теме - документальное сопровождение, т.к. именно лаборант производит процесс отбора проб и оформление «Акта отбора проб».

2.                Практическая часть:   лабораторные и практические работы, контрольные работы, предметные недели, деловые и ролевые игры, конкурсы профессионального мастерства.

При освоении данного курса на первый план выходит именно лабораторная работа. Студенты, конечно, уже имеют навыков взвешивания на аналитических и технохимических весах, приготовления растворов, сборки лабораторных установок, титрования и т.д., однако данные навыки необходимо довести до автоматизма, что является показателем профессионализма лаборанта. При многократном повторении обыденных для лаборанта операций включается зрительная и сенсорная память, что способствует приобретению устойчивого навыка.

При проведении лабораторных занятий также актуальна постановка проблемного задания. Например, по теме «Приготовление растворов» можно поставить следующее проблемное задание:                                                                                          для оказания первой

медицинской помощи необходимо приготовить раствор с заданной концентрацией. При этом студентам необходимо ответить на вопрос: «В каком случае для оказания первой медицинской помощи применяется данный раствор?», сделать расчёты, составить перечень необходимых реактивов, посуды, оборудования, выбрать их из множества предлагаемых.

3.                Самостоятельная работа:      решение ситуационных заданий, составление памяток и др.

В своей профессиональной деятельности лаборанты могут оказаться в ситуациях, когда из большого объёма полученных знаний необходимо выбрать те, которые соответствуют данным обстоятельствам:

1)                  необходимо действовать быстро, нет времени для размышлений; для предварительной подготовки будущих специалистов им предлагается выполнить ситуационные задания «Способы и средства пожаротушения» и «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в химической лаборатории»;

2) есть достаточно времени на подготовку, но нет чётко установленных правил, при выборе решения можно пользоваться различными критериями: для подготовки студентов к такому роду профессиональной деятельности им предлагается выполнить ситуационные задания по выбору метода и составлению методики анализа.

Составление таких памяток, как «Техника сборки лабораторных установок», «Калибрование аналитических весов», «Калибровка химической посуды» способствует формированию навыка краткого изложения информации с указанием правильной последовательности действий.

4.                Квалификационный экзамен.

К заключительному этапу обучения относится сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю, который состоит из двух частей: теоретической и практической.

Практическая часть квалификационного экзамена проводится в ходе практической работы в образовательном учреждении в соответствии с содержанием профессионального модуля.

Сложность составления заданий для практической части квалификационного экзамена состоит в том, что они должны в условиях ограниченного времени позволить комплексно оценить соблюдение требований безопасности труда, проявление освоенных профессиональных и общих компетенций.

Как показывает практика, организация практико-ориентированного обучения на каждом этапе освоения профессионального модуля подготавливает студентов к выполнению практических заданий квалификационного экзамена без особых затруднений, что говорит о хорошей профессиональной подготовке и конкурентоспособности наших выпускников.

 

Литература

 

1.     Гончарова С. Д. Актуальность концепции развития практико­ориентированного профессионального образования [Электронный ресурс] / С. Д. Гончарова. - Методический вестник. Информационно­просветительское издание «Волховский колледж транспортного строительства». - Октябрь 2016. -Режим доступа:   http://vctc.ru/wp-content/uploads/10-2016.pdf.

2.                  Канаева Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий. [Электронный ресурс] / Т. А. Канаева. - Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). -2012.-№12(20). Режим доступа:

3.                 https://cyberiemnka.ru/artide/v/professionalme-stamvleme-studentov-spo-v- kontekste-praktiko-orientirovannyh-tehnologiy

4.                  Скамницкий А. А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. - М.: 2006. - 247 с.


5.                 Скачано с www.znanio.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Теоретическая часть: лекции.

Теоретическая часть: лекции.

Способы и средства пожаротушения» и «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в химической лаборатории»; 2) есть достаточно времени на подготовку, но нет чётко установленных правил, при…

Способы и средства пожаротушения» и «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в химической лаборатории»; 2) есть достаточно времени на подготовку, но нет чётко установленных правил, при…

Режим доступа: 2. https://cyberiemnka

Режим доступа: 2. https://cyberiemnka
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020