Практико-ориентированные модели в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 06.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассмотрены практико-ориентированные модели в подготовке и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании.
Иконка файла материала Практико.docx

Практико-ориентированные модели в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании

 

Рыков Валерий Николаевич

БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум»

 

Аннотация: Рассмотрены практико-ориентированные модели в подготовке и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, практическая подготовка, дуальное обучение, демонстрационный экзамен

 

Процесс воспитания и обучения в профессиональных организациях направлен на формирование у обучающихся навыков целью применения полученных теоретических знаний в конкретной производственной ситуации.

Система профессионального образования на сегодняшний день решает разноплановые задачи, выдвигаемые новыми требованиями к формам и методам организации образовательного процесса, инклюзивным образованием, подготовкой кадров для высокотехнологичных производств, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50.

Целью профессионального образования является подготовка высокопрофессионального работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного способного на рынке труда противостоять конкуренции, ответственного, компетентного, владеющего своей профессией и способного ориентироваться в смежных областях деятельности, умеющего эффективно работать по специальности на уровне высших стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение своих потребностей в получении соответствующего образования.

Поэтому особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению. Главная цель практико-ориентированного обучения это формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности.

Решение стоящих задач в сфере профессиональной деятельности в современных условиях должно сочетать с фундаментальностью профессиональных знаний, с новизной мышления и практико-ориентированным подходом.

В структуре профессиональной подготовки особое место отводится практической подготовке.

Практика является компонентом основной образовательной программы среднего профессионального образования, которая реализуется в форме практической подготовки.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования практическая подготовка направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, укрепление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, путем увеличения компонентов (частей) образовательных программ, которые предусматривают имитирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, обеспечение условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций.

Основой ФГОС является компетентностный подход, т.е. результат обучения представлен в виде комплекса общих и профессиональных компетенций.

Особую значимость в профессиональном образовании получает практико-ориентированное обучение. Целью обучения становится формирование умений и знаний обучающегося, таким образом, чтобы он мог быстро погружаться в трудовую деятельность, применять квалификацию, формирующийся опыт и навыки, приобретенные в процессе подготовки. Такой подход к построению процесса обучения обеспечивает единство освоения теоретического материала и вырабатывания опыта практической работы, их использование в процессе принятия решений и выполнения рабочих задач.

Для перехода к профильному обучению надлежит реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.

Результаты практико-ориентированного профессионального образования в любых его формах ведут к получению выпускником важной для рынка труда квалификации, при этом обеспечены:

-доступность производственной практики на рабочем месте;

-отработка во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;

-создание условий (образовательной среды) для мотивации обучающегося к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;

-соответствие качества работы выпускника требованиям работодателя, что позволяет частично окупить затраты работодателя на обучение, а выпускнику - трудоустроиться по профессии, специальности.

В системе профессионального образования можно выделить несколько направлений практико-ориентированного образования. С одной стороны практико-ориентированное образование неразрывно связано с организацией учебной, производственной и преддипломной практикой обучающегося с целью его углубления в профессиональную среду. С другой стороны, считается наиболее успешным применение профессионально-ориентированных технологий обучения, которые оказывают содействие формированию у обучающихся для будущей профессиональной деятельности значимых качеств личности, знаний, умений и навыков, которые способствуют обеспечению качественного выполнения обязанностей по будущей специальности.

Главным направлением поэтапного формирования профессиональных качеств практико-ориентированного подхода к обучению является практический этап. Это непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью во время освоения профессиональных модулей и прохождения практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Результатом практики является разработанный под руководством преподавателей программный продукт, направленный для решения небольших по объему задач, выбранных из круга назревших проблем. Одновременно с практической работой будущие специалисты знакомятся с насущными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией. Это способствует максимальному приближению учебного процесса к условиям реального производства.

 Во время преддипломной практики обучающиеся выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего). В этот период обучающиеся имеют возможность быть  принятыми на работу на имеющиеся вакантные должности. Таким образом, практико-ориентированность способствует обучающимся приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, профессиональную мобильность и компетентность.

Все это включается в оценку квалификации обучающегося СПО.

Другим видом практико-ориентированного подхода в обучении является дуальное обучение.

Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на определенное количество специалистов. Работодатели принимают участие в составлении образовательной программы.

Дуальная форма обучения является результатом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по профессиональной подготовке будущего работника. С самого начала обучения, будущий рабочий включается в реальный производственный процесс, получает профессиональные навыки. Дуальная система образования предполагает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист с одной стороны, получает образование в образовательной организации, которая дает теоретические знания, а с другой - на обучающем предприятии (согласно договора), где отрабатываются необходимые для данного производства компетенции. Для обучающихся дуальное обучение - это отличная возможность раннего приобретения самостоятельности и безболезненного адаптирования к взрослой жизни. Дуальная система обеспечивает постепенное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного малой информацией и недостаточной практической подготовкой. Она дает возможность не только научиться выполнять конкретные трудовые функции, но и развивает способность работать в коллективе, формирует профессиональную и корпоративную компетентность.

Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:

·              соответствие содержания образования современному уровню- производства;

·              знакомство обучающихся с корпоративной культурой предприятия, его - особенностями;

·              сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации- выпускника в новом трудовом коллективе;

·              использование в обучающем процессе современного оборудования в - условиях реальных производственных площадок;

·              привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов - профессионального обучения высококвалифицированный инженерно-технический персонал предприятия.

Создание на базе БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум» дуальной системы предполагает реальное включение стратегических партнеров в разработку нового содержания профессионального образования, участие в формировании инновационной инфраструктуры техникума. Среди социальных партнеров техникума - предприятия города, заинтересованные в получении квалифицированных рабочих кадров, такие как Группа компаний «Возрождение».

 Обучающиеся техникума проходят практику на базе компаний «Возрождение», что способствует успешному освоению учебной программы, получению хороших практических навыков, налаживанию контактов в трудовом коллективе. Целенаправленная работа по приобретению необходимых навыков и ответственности на предприятии, начинается с первых дней. За каждым обучающимся закрепляют наставника, который передаёт обучающемуся знания о специфике работы на конкретном рабочем месте, с которой он хорошо знаком. Наставник своими советами помогает влиться в коллектив, освоить стандарты работы, обращать внимание на рабочие ситуации и решать конкретные проблемы. Реализуемые программы, основанные на дуальном обучении, будут способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки кадров и специалистов для производства, формированию компетентных выпускников БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум», обеспечивающих их востребованность на рынке труда.

В связи с этим становится актуальным применение новой формы промежуточной и итоговой аттестации – в виде демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен – это форма выпускной практической квалификационной работы по профессии/специальности, в ходе которой выпускник выполняет определенные трудовые действия, демонстрируя владение компетенциями.

Целью демонстрационного экзамена с применением методик WorldSkills Russia является оценка результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте.

С 2021 года в БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум» проводится демонстрационный экзамен с применением методик WorldSkills Russia по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей и по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Экзамен проходил в учебно-производственных мастерских техникума (на площадках), оснащенных с учетом требований к организации рабочего места, определенных Регламентом соревнований WorldSkills.

Каждый студент в рамках установленного периода времени должен был выполнить практическую работу, в ходе выполнения которой членами жюри по заданным критериям оценивались: организация рабочего места, соблюдение техники безопасности, использование инструментов и приспособлений, соблюдение технологии, правильность выполнения трудовых приемов и соответствие нормам времени.

По завершении проводилась оценка готовой работы, баллы всех членов жюри суммировались по каждому обучающемуся и переводились в пятибалльную систему оценивания.

Все обучающиеся техникума справились с заданием.

Такая форма проведения государственной итоговой аттестации позволяет всем работодателям объективно оценить профессиональные компетенции выпускников техникума, а также выявить сильные и слабые стороны в их подготовке. Каждый выпускник может оценить себя, свои профессиональные навыки и умения для определения своего профессионального роста.

Таким образом, практико-ориентированность позволяет обучающимся приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует требованиям образовательного стандарта и делает наших выпускников конкурентоспособными.

 

Список использованных источников

1.                 Рекомендации, содержащие общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки разработаны на основе приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 885 и Министерства просвещения Российской Федерации № 390 от 5 августа 2020 г. (ред. от 18 ноября 2020 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. № 59778)

2.                 Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия (прил. 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30.11.2016 № ПО/19).

3.                 Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

4.                 Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012. 3.

5.                 Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004 2.

6.                 Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков, И.С. Сергеев, А.А. Факторович; под общ. ред. А.Н. Лейбовича. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016.

7.                 Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с. ПРОФЕС

8.                 6. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).