Практико-ориентированные модели в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании
Оценка 5

Практико-ориентированные модели в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
06.04.2022
Практико-ориентированные модели в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании
Рассмотрены практико-ориентированные модели в подготовке и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании.
Практико.docx

Практико-ориентированные модели в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании

 

Рыков Валерий Николаевич

БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум»

 

Аннотация: Рассмотрены практико-ориентированные модели в подготовке и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, практическая подготовка, дуальное обучение, демонстрационный экзамен

 

Процесс воспитания и обучения в профессиональных организациях направлен на формирование у обучающихся навыков целью применения полученных теоретических знаний в конкретной производственной ситуации.

Система профессионального образования на сегодняшний день решает разноплановые задачи, выдвигаемые новыми требованиями к формам и методам организации образовательного процесса, инклюзивным образованием, подготовкой кадров для высокотехнологичных производств, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50.

Целью профессионального образования является подготовка высокопрофессионального работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного способного на рынке труда противостоять конкуренции, ответственного, компетентного, владеющего своей профессией и способного ориентироваться в смежных областях деятельности, умеющего эффективно работать по специальности на уровне высших стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение своих потребностей в получении соответствующего образования.

Поэтому особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению. Главная цель практико-ориентированного обучения это формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности.

Решение стоящих задач в сфере профессиональной деятельности в современных условиях должно сочетать с фундаментальностью профессиональных знаний, с новизной мышления и практико-ориентированным подходом.

В структуре профессиональной подготовки особое место отводится практической подготовке.

Практика является компонентом основной образовательной программы среднего профессионального образования, которая реализуется в форме практической подготовки.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования практическая подготовка направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, укрепление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, путем увеличения компонентов (частей) образовательных программ, которые предусматривают имитирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, обеспечение условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций.

Основой ФГОС является компетентностный подход, т.е. результат обучения представлен в виде комплекса общих и профессиональных компетенций.

Особую значимость в профессиональном образовании получает практико-ориентированное обучение. Целью обучения становится формирование умений и знаний обучающегося, таким образом, чтобы он мог быстро погружаться в трудовую деятельность, применять квалификацию, формирующийся опыт и навыки, приобретенные в процессе подготовки. Такой подход к построению процесса обучения обеспечивает единство освоения теоретического материала и вырабатывания опыта практической работы, их использование в процессе принятия решений и выполнения рабочих задач.

Для перехода к профильному обучению надлежит реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.

Результаты практико-ориентированного профессионального образования в любых его формах ведут к получению выпускником важной для рынка труда квалификации, при этом обеспечены:

-доступность производственной практики на рабочем месте;

-отработка во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;

-создание условий (образовательной среды) для мотивации обучающегося к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;

-соответствие качества работы выпускника требованиям работодателя, что позволяет частично окупить затраты работодателя на обучение, а выпускнику - трудоустроиться по профессии, специальности.

В системе профессионального образования можно выделить несколько направлений практико-ориентированного образования. С одной стороны практико-ориентированное образование неразрывно связано с организацией учебной, производственной и преддипломной практикой обучающегося с целью его углубления в профессиональную среду. С другой стороны, считается наиболее успешным применение профессионально-ориентированных технологий обучения, которые оказывают содействие формированию у обучающихся для будущей профессиональной деятельности значимых качеств личности, знаний, умений и навыков, которые способствуют обеспечению качественного выполнения обязанностей по будущей специальности.

Главным направлением поэтапного формирования профессиональных качеств практико-ориентированного подхода к обучению является практический этап. Это непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью во время освоения профессиональных модулей и прохождения практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Результатом практики является разработанный под руководством преподавателей программный продукт, направленный для решения небольших по объему задач, выбранных из круга назревших проблем. Одновременно с практической работой будущие специалисты знакомятся с насущными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией. Это способствует максимальному приближению учебного процесса к условиям реального производства.

 Во время преддипломной практики обучающиеся выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего). В этот период обучающиеся имеют возможность быть  принятыми на работу на имеющиеся вакантные должности. Таким образом, практико-ориентированность способствует обучающимся приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, профессиональную мобильность и компетентность.

Все это включается в оценку квалификации обучающегося СПО.

Другим видом практико-ориентированного подхода в обучении является дуальное обучение.

Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на определенное количество специалистов. Работодатели принимают участие в составлении образовательной программы.

Дуальная форма обучения является результатом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по профессиональной подготовке будущего работника. С самого начала обучения, будущий рабочий включается в реальный производственный процесс, получает профессиональные навыки. Дуальная система образования предполагает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист с одной стороны, получает образование в образовательной организации, которая дает теоретические знания, а с другой - на обучающем предприятии (согласно договора), где отрабатываются необходимые для данного производства компетенции. Для обучающихся дуальное обучение - это отличная возможность раннего приобретения самостоятельности и безболезненного адаптирования к взрослой жизни. Дуальная система обеспечивает постепенное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного малой информацией и недостаточной практической подготовкой. Она дает возможность не только научиться выполнять конкретные трудовые функции, но и развивает способность работать в коллективе, формирует профессиональную и корпоративную компетентность.

Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:

·              соответствие содержания образования современному уровню- производства;

·              знакомство обучающихся с корпоративной культурой предприятия, его - особенностями;

·              сведение к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации- выпускника в новом трудовом коллективе;

·              использование в обучающем процессе современного оборудования в - условиях реальных производственных площадок;

·              привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов - профессионального обучения высококвалифицированный инженерно-технический персонал предприятия.

Создание на базе БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум» дуальной системы предполагает реальное включение стратегических партнеров в разработку нового содержания профессионального образования, участие в формировании инновационной инфраструктуры техникума. Среди социальных партнеров техникума - предприятия города, заинтересованные в получении квалифицированных рабочих кадров, такие как Группа компаний «Возрождение».

 Обучающиеся техникума проходят практику на базе компаний «Возрождение», что способствует успешному освоению учебной программы, получению хороших практических навыков, налаживанию контактов в трудовом коллективе. Целенаправленная работа по приобретению необходимых навыков и ответственности на предприятии, начинается с первых дней. За каждым обучающимся закрепляют наставника, который передаёт обучающемуся знания о специфике работы на конкретном рабочем месте, с которой он хорошо знаком. Наставник своими советами помогает влиться в коллектив, освоить стандарты работы, обращать внимание на рабочие ситуации и решать конкретные проблемы. Реализуемые программы, основанные на дуальном обучении, будут способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки кадров и специалистов для производства, формированию компетентных выпускников БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум», обеспечивающих их востребованность на рынке труда.

В связи с этим становится актуальным применение новой формы промежуточной и итоговой аттестации – в виде демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен – это форма выпускной практической квалификационной работы по профессии/специальности, в ходе которой выпускник выполняет определенные трудовые действия, демонстрируя владение компетенциями.

Целью демонстрационного экзамена с применением методик WorldSkills Russia является оценка результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте.

С 2021 года в БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум» проводится демонстрационный экзамен с применением методик WorldSkills Russia по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей и по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Экзамен проходил в учебно-производственных мастерских техникума (на площадках), оснащенных с учетом требований к организации рабочего места, определенных Регламентом соревнований WorldSkills.

Каждый студент в рамках установленного периода времени должен был выполнить практическую работу, в ходе выполнения которой членами жюри по заданным критериям оценивались: организация рабочего места, соблюдение техники безопасности, использование инструментов и приспособлений, соблюдение технологии, правильность выполнения трудовых приемов и соответствие нормам времени.

По завершении проводилась оценка готовой работы, баллы всех членов жюри суммировались по каждому обучающемуся и переводились в пятибалльную систему оценивания.

Все обучающиеся техникума справились с заданием.

Такая форма проведения государственной итоговой аттестации позволяет всем работодателям объективно оценить профессиональные компетенции выпускников техникума, а также выявить сильные и слабые стороны в их подготовке. Каждый выпускник может оценить себя, свои профессиональные навыки и умения для определения своего профессионального роста.

Таким образом, практико-ориентированность позволяет обучающимся приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует требованиям образовательного стандарта и делает наших выпускников конкурентоспособными.

 

Список использованных источников

1.                 Рекомендации, содержащие общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования (отдельных их частей) в форме практической подготовки разработаны на основе приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 885 и Министерства просвещения Российской Федерации № 390 от 5 августа 2020 г. (ред. от 18 ноября 2020 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. № 59778)

2.                 Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия (прил. 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30.11.2016 № ПО/19).

3.                 Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

4.                 Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012. 3.

5.                 Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004 2.

6.                 Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков, И.С. Сергеев, А.А. Факторович; под общ. ред. А.Н. Лейбовича. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016.

7.                 Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с. ПРОФЕС

8.                 6. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).


 

Практико-ориентированные модели в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании

Практико-ориентированные модели в формировании и оценке квалификации обучающихся в среднем профессиональном образовании

Поэтому особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению

Поэтому особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению

Для перехода к профильному обучению надлежит реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования

Для перехода к профильному обучению надлежит реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования

Результатом практики является разработанный под руководством преподавателей программный продукт, направленный для решения небольших по объему задач, выбранных из круга назревших проблем

Результатом практики является разработанный под руководством преподавателей программный продукт, направленный для решения небольших по объему задач, выбранных из круга назревших проблем

Для обучающихся дуальное обучение - это отличная возможность раннего приобретения самостоятельности и безболезненного адаптирования к взрослой жизни

Для обучающихся дуальное обучение - это отличная возможность раннего приобретения самостоятельности и безболезненного адаптирования к взрослой жизни

Группа компаний «Возрождение».

Группа компаний «Возрождение».

Экзамен проходил в учебно-производственных мастерских техникума (на площадках), оснащенных с учетом требований к организации рабочего места, определенных

Экзамен проходил в учебно-производственных мастерских техникума (на площадках), оснащенных с учетом требований к организации рабочего места, определенных

Министерства науки и высшего образования

Министерства науки и высшего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022