Практико-ориентированные технологии обучения в рамках внедрения ФГОС
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
труд +1
Взрослым
09.05.2018
Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются практико-ориентированные и интерактивные технологии, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. В этой статье вы найдете: идактические характеристики этих технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса, основные этапы практико-ориентированного обучения,принципы практико-ориентированного обучения.Практико-ориентированные технологии обучения в рамках внедрения ФГОС
Практико-ориент.технологии об. в рамках ФГОС.docx
Реализация современных практикоориентированных и
интерактивных технологий в процессе обучения
Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального
образования являются практикоориентированные и интерактивные технологии,
направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Ставится задача
обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления
практической направленности профессионального образования при сохранении его
фундаментальности.
В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование
профессиональных компетенций специалиста, ведущими технологиями становятся
практикоориентированные и интерактивные стратегии обучения, которые нацелены на
формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими
комплексными умениями по организации учебного процесса в новых условиях. Новые
технологии направлены на практическую реализацию психологопедагогических условий,
оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых.
Дидактические характеристики этих технологий складываются из следующих
особенностей учебновоспитательного процесса:
• проблемной структуры учебной информации;
• практической направленности учебных занятий;
• индивидуализации в подходе к учебным возможностям студентов;
• возможности реализации в ходе учебных занятий продуктивных форм деятельности:
проектирования, моделирования, конструирования;
• демократических форм (диалоговых и фасилитационных) организации процесса
обучения.
С учетом ожидаемых изменений в колледже была принята целевая программа подготовки
педагогического коллектива к работе по новым ФГОС СПО. В соответствии с этой
программой активно началась работа по разработке учебных планов, обучающих программ
и модулей. Кроме разработки учебнометодической документации нового поколения
целевая программа предусматривает постепенный переход на практикоориентированные
технологии обучения и оказание педагогам помощи в освоении новых технологий и
методов.
Сегодня существует множество известных технологий обучения, которые можно отнести к
практикоориентированным: технология критического мышления, интерактивные
технологии обучения, проектная технология, технология проблемного обучения,
информационнокоммуникационные технологии и др.
Элементы этих технологий, различные приемы и методы обучения, способствующие
формированию практических навыков, умений профессиональной деятельности широко
применяются в деятельности педагогического коллектива колледжа. В системе СПО
можно выделить несколько направлений к практикоориентированному образованию. С
одной стороны практикоориентированное образование связывают с организацией учебной,
производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в
профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями,
предъявляемыми реальным работодателем, осознания собственной роли в работе. С другой
стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессиональноориентированных
технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей
профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков,
обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной
специальности. А также, становление практикоориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения
профильных и непрофильных дисциплин.
Основные этапы практикоориентированного обучения для студента можно
представить:
Внедрение в учебный процесс профессиональноориентированных технологий
Погружение студента в профессиональную среду
Контекстное изучение профильных и непрофильных дисциплин
Этапы практикоориентированного обучения
К практикоориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии
интерактивного обучения, технологии контекстнокомпетентностного обучения,
технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.
Создание процесса практикоориентированного обучения даст возможность предельно
точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности
построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного
формирования конкурентоспособности будущих работников.
Таким образом, реализация практикоориентированного подхода способствует
совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания
условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг,
обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к
профессиональной деятельности в современных условиях.
При реализации практикоориентированного обучения необходимо учитывать
следующие принципы:
принцип практикоориентированного целеполагания;
принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
принцип продуктивности обучения;
принцип первичности образовательной продукции студента;
принцип ситуативности обучения;
принцип образовательной рефлексии.
В целях реализации указанных мною выше принципов внедрения практико
ориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:
мотивационное обеспечение учебного процесса;
связь обучения с практикой;
сознательность и активность студентов в обучении.
В рамках практикоориентированного обучения развивается внутренняя мотивация
студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения
обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают
собственную автономию.
Интенсификация процесса поиска, приобретение знаний, умений, профессиональных
компетенций, является целью практикоориентированного обучения. Специалист
способный применять в практической деятельности приобретенные компетенции, будет
являться результатом практикоориентированного подхода. Учебный процесс,
построенный на основе эмоциональнообразного и логического компонентов;
формирование практического опыта, приобретение практического опыта и их
использование при решении профессиональных задач составляет сущность практико ориентированного обучения. Реализация практикоориентированного обучения
предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при
комплексном подходе к анализу фактов, как средства познания.
Для определения эффективности внедрения принципов практикоориентированности в
учебный процесс, необходимо определить факторы, влияющие на его интенсивность.
Эффективность внедрения принципов практикоориентированности для колледжа должна
измеряться следующими показателями:
репутация колледжа;
развитие (колледжа, социальноэкономическое развитие региона, рост научного
потенциала);
результат (трудоустроенные по специальности студенты).
Для оценки профессиональноличностных качеств предлагается использовать экзамен
(квалификационный), позволяющий провести оценку, еще на этапе обучения. Это
соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет
жизнь к выпускникам колледжа, а именно получение практикоориентированных навыков в
процессе прохождения обучения.
Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а
станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.
Таким образом, стало актуальным формирование методической готовности преподавателя
и повышения его компетентности. При этом под компетентностью понимается качество
действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение
профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также
готовность нести ответственность за свои действия.
Практико-ориентированные технологии обучения в рамках внедрения ФГОС
Практико-ориентированные технологии обучения в рамках внедрения ФГОС
Практико-ориентированные технологии обучения в рамках внедрения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.