Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе
Оценка 4.7

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Оценка 4.7
Аудио +2
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
07.05.2018
Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе
Национальный воспитательный идеал сегодня.doc
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)                   специалистов  Московской области Педагогическая академия последипломного образования                                                   Участник регионального  проблемно­                                                   тематического  семинара  «Духовно­                                                    нравственное воспитание и развитие                                                        школьников на основе православной                                                    духовно­нравственной культуры»                                                                                      учитель МБОУ Фрязевская СОШ №41                                                    им. Б.А Воробьёва                                                    Терентьева Надежда Сильвестровна   Практико ­ ориентированный                 проект                        «Использование потенциала                   православной       духовно – нравственной  культуры в современной школе»               МОСКВА ­ 2012 ПЛАН РАБОТЫ.      ВСТУПЛЕНИЕ. 1. Национальный воспитательный идеал. Основные  педагогические цели и задачи. 2. Педагогическое вдохновение и ностальгия об  истинном природоведении.      ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3. Общение – тайна педагогического творчества. 4. В класс тихонько стучится ПРАЗДНИК! 5. Притчи  и христианские пословицы – особый  детский язык проповеди. 6. Дети «актеры» и «певцы».      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.    7. Выход из тупика. Национальный воспитательный идеал  сегодня – это высоконравственный,  творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу  Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и  будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях  многонационального народа Российской Федерации. Отсюда и вытекает основная педагогическая цель:       воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и  развития высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина  России.    Для достижения этой цели потребуются огромные усилия  государства,  общества, семьи и школы. Роль православной культуры в этом направлении   очень велика.     Государству нужны законопослушные граждане. Они  формируются на базе  православной культуры.   Обществу нужны порядочные люди, профессионалы своего дела. Они растут  на ниве православного воспитания.     Семье нужны верные мужья и жены. Их даст миру проповедь целомудрия,  свойственная православной вере.       России нужны верные патриоты, любящие свою Родину  и готовые  претерпеть лишения во имя своей страны. Их вырастит православная система  ценностей,  как когда­то вырастила Дмитрия Донского, Александра Невского, Минина и Пожарского, Федора Ушакова.        Детям нужны любящие матери и хозяйственные отцы. Их дадут  православные представления об истинных мужчинах и женщинах.                   Причины обращения к православной педагогике в  общеобразовательных школах на сегодня многолики.  * Это  дать ребенку шанс познакомиться с русской национальной культурой,  которой  более тысячи лет.  Именно  все эти годы питало православие.  * История православия поможет детям в изучении школьных исторических  дисциплин.  * Создать условия для развития толерантности у детей, так как православие  миролюбиво ко всем культурам.   * Создать условия для духовно­нравственного , патриотического воспитания детей.             Понятие «нравственный» и «духовный» в православной педагогике  определяется следующим образом: _ духовность – это состояние  близости души, внутреннего мира человека к  Вышнему и Горнему миру; _ нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за  добрыми влечениями сердца и совести (добронравие); _ воспитание – питание духовной оси.      Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда  поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество  остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающие духовно –  нравственные компоненты в  содержании образования.       Несмотря на  неоднозначную  ориентацию школ в этом вопросе, на разную  степень духовного становления  самого учителя, все же ряд задач  должен  быть для всех регламентированным и точным.      В  любой школе должны : *воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить  различать добро и зло, любить и творить добро. Пресекать безнравственные  проявления в стремлениях и действиях ребенка. * Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных  культурных традиций. *Развивать способность воспринимать и анализировать литературные  произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. *Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей .          «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а  злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка  сердца говорят уста ….» Человек – это своего рода сосуд. И чем будет  наполнен этот сосуд – добром или злом – зависит от воли самого человека.    Бог создал нас как храмы Божьи, чтобы  « вселиться и быть в нас». Если  человек не будет наполнен Духом Святым, Духом Божьим, то жизнь его не  состоится. Хотя вроде бы у него будет все нормально.        Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Наши ученики все менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет  любознательность и пропадает тяга к знаниям. Но дело, конечно, не только в  учениках, но и в учителях.          «Стоять и работать бодро, не обращая внимания ни на что, не давая себе падать, уходить в уныние, жить без деятельности, ­ то и будет  подчинением воли Божией; а  там – что ей угодно.»   Эти слова Равноапостольного  Николая, архиепископа Японского напоминают нам о том, что каждый педагог России должен быть готов вместе с героями –  панфиловцами сказать: «Ни шагу назад, отступать нельзя: позади Москва!»  Наши дети хотят видеть в тех, кто их учит, ВДОХНОВЕНИЕ. Педагогическое вдохновение –  та духовная сила, которой более всего ждут сегодня наши  воспитанники, ­ должно быть выстрадано. Учитель должен многое изжить из  своего сердца. Только бы  ребенок со своим хрупким миром поверил нам. И  тогда взойдет, прорастет и созреет все то человеческое, светлое и доброе, что  мы посеяли. Но только при условии, что мы – учителя сами этим будем  владеть. Иначе ничего не получится.        Так хочется цитировать забытого В.А.Сухомлинского, который считал, что подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского  коллектива, А.С.Макаренко, который не верил в то, что «бывают деффектные люди», К.Д. Ушинского, который считал, что «  всякое не мертвое, не  бесцельное учение имеет в виду готовить дитя к жизни, а ничто не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех  отношений, в которые он поставлен»  Хотелось бы, чтобы учителя вспомнили о законах естественного развития  каждого ребенка и задали себе вопрос: «Что важнее, полезнее для ученика –  логический мир, зажатый в темной доске или мир, плывущий за окном?» ,  вернулись к истинному, земному и живому, вывели маленького ученика в  парк, посадили на зеленую травку,  дали в ручонки цветочек и возможность   понаблюдать  за жучком,  стали учиться  у самой природы, у всего того, что  сотворил Господь.        Человека, любящего мудрость, окружают книги. Есть среди книг одна,  которая всем открыта, хотя не всем доступна. Для того, чтобы научиться  читать ее, не нужно знать  буквы.  Необходима лишь любознательность и  способность запоминать увиденное и услышанное. Книга эта, не человеком  написана и название ей Божий мир.      Детей  в школе мы хвалим за умственные способности. Но  когда исследуем в каком состоянии находится их ум, то  выясним, что в нем много  ненужных, посторонних и несвязных мыслей. Мысли эти зачастую  непостоянны и обрывисты. Они сменяют одна другую без всякой внутренней  последовательности. Поэтому часто из­за внутренней сумятицы и внешней  суеты, имея глаза, чтобы видеть, они не видят, имея уши, чтобы слышать, не  слышат. Но когда ребенок оказывается на природе, то он начинает пытливо  всматриваться в окружающие его предметы и совсем не испытывает скуки.  Это и есть истинное природоведение, которое преподносит нам сотни  полезных нравственных уроков из изучения явлений Божьего мира. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется   повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность  всего, чему учат. Эти особенности являются залогом обучаемости и  восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для  систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Нравственное воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения,  так и в разнообразной внеклассной работе. От класса к классу увеличивается  объем знаний, углубляется осознание проверенных понятий и представлений.   На доступном и понятном языке учитель должен ввести такие понятия как  дружба, добро и зло, справедливость и совесть…         В своей работе практикую работу классной почты. Она бывает  повседневной и праздничной. Дети пишут письма мне, а я им отвечаю. Ищу  умные проникновенные слова у мудрых людей. Говоря с ребятами о бескорыстии, чистоте, трудолюбии, нежности,  прощении, стараюсь не только достучаться, но и согреть их души.       «Солнышко, как оно бескорыстно! Посылает свой свет и на праведных, и  на неправедных, всем дарит жизнь, никем не пренебрегает. Один и тот же луч  с нежностью прикасается к лепесткам ландыша и  освещает застоявшуюся,  побуревшую от гнилушек воду в лесной канаве  ­  и остается чистым , никогда не оскверняясь, но всё собой облагораживая. Таков и Господь. Он никого не  обделяет  Своими милостынями…»          «А какая вода мягкая! Никого не обидит, ни с кем грубо не обойдется,  но каждого прохладит, освежит, да еще и омоет, очистит…»          «Попробуй бросить в воду камень – что будет? Раздастся всплеск,  камень исчез, а по воде пошли круги…Минута – и все пропало. Река как была  спокойна, такой и осталась, а камня уж и не сыскать. Вспомни это чудесное  свойство реченьки, когда кто­то бросит в тебя камень – обидное, резкое, злое  слово. Побеждай зло добром, учит нас Евангелие». Из этих слов складывается письмо, которое я пишу каждому ребенку и  отправляю на домашний адрес.  Знание  детской души, соединенное с умением выбирать нужный предмет  преподавания, отыскивать необходимую тему, есть исконное качество  настоящего педагога.         Святитель  Тихон Задонский, говоря о педагогике, замечает: «Любовь  подыщет слова». Божья благодать внушит и жанр, и стиль общения, и слово, простое или  высокое, но всегда ясно.  Педагог, осененный благодатью Божьей, от Господа получает дар общения,  дар проникновения в души людей.   Общение душ – вот тайна педагогического творчества.     К просмотру презентации дети готовят стихи о сердце, душе,  добре и зле, красоте и смирении.                                         Презентация о сердце, доброте, красоте… Почему мы часто бываем неуспешны в нашей работе с детьми?  Потому что наше творчество безрадостное. По словам  К.Д.Ушинского «В  школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже  пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения  от учения, хитрости,  лицемерия, обманов  и  тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку, и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый  поток детской жизни, исчезнет сама собой».     Чтобы учиться успешно, надо учиться с радостью. Детям нужен праздник!  А когда праздник православный, детское сердце чувствуе : что­то  происходит, очень важное и долгожданное.      Праздник Рождество  Христово мои ребята ждут с нетерпением. Как мне  кажется, ждут и их родители. Кто же не хочет посмотреть на своего ребенка,  замереть в момент его светлых и чистых слов, увидеть своего  маленького  «певца» и «артиста».             К празднику  готовимся задолго и проводим его сразу после каникул.                                                                                     Приложение № 1 . Но самое интригующее для детей – это хороводы на улице. Неподалеку  спрятаны подарки. Не страшны ребятам рождественские морозы и ветры. Все разрумяненные и счастливые. Подарки, которые были  замаскированы  в  снегу, найдены! Возле Администрации  Степановского  поселения  растут большие красивые  ели и сосны. Одна ель высится посередине площади. Вот именно она и стала   нашей «ёлочкой»                                                                                                                                                               Масленица  – любимый праздник у детей. Каждый день они лакомятся                         блинами и узнают историю каждого « масленичного»  дня. Заключительный                         праздник проходит весело и шумно, с песнями – закличками, хороводами,                        плясками. Церковный  праздник  для ребенка должен быть наполнен особым смыслом.  Ведь нередко в семьях все дело сводится к внешним символам и обрядам:  Пасха – значит, куличи и яйца, Рождество – елка и подарки, Троица – березки  в храме и панихида на кладбище. Так важно вплести в программу детских  праздников глубинный смысл, предлагая и детям и взрослым стать  участниками Евангельских событий. Для этого нужен особый, детский язык  проповеди. И поэтому  считаю необходимой формой работы – использование  притч и метафор. Ведь их использовал сам Господь для того, чтобы Его  слушатели наполнили собственным опытом то, о чем Он говорил:     для кого­то горничное дерево, выросшее из самого малого зернышка,  шумело своими ветвями и оглушало криками птиц из гнезда,     кто­то ощущал запах листвы,      а у кого­то слетала с головы шапка, когда он вглядывался в высь, чтобы  посмотреть, где там, в бескрайнем просторе неба, затерялась зеленая вершина.   ­ Так вот оно какое, оказывается, это Царство Небесное: что­то такое  знакомое и одновременно такое необычайное!     Притчи это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может  что­то дать, научить чему­то, в ней заложена какая­то определенная правда,  какой­то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором  мы живем. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного  мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что ПРИТЧИ – это  искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный  материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому  ученику путешествовать по  Миру осознанно и радостно. За несколько дней до  просмотра презентации, раздаю ребятам тексты притч,  которые они выучивают и рассказывают по ходу слайдов. После каждой  притчи несколько минут рисуют. Презентация.                                                                                                                                                  Приложение № 2 Особого внимания заслуживают притчи – баллады. Дети с большим интересом слушают притчи в музыкальном исполнении Светланы Копыловой. Мы  прослушали притчу о собаке, о богатом и бедном и о маленьком Кресте. Со  слезами на глазах слушают детские души эти бардовские баллады.                                                                                                                  Аудио приложение.                   Не менее важны в работе с детьми и пословицы, которые являются самым древним видом народного творчества. У разных народов сложились свои  пословицы и поговорки, в которых отобразился их многовековой жизненный  опыт. В Библии тоже имеется два сборника древнейших притч – пословиц:  «Книга Притчей» и «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова». Творцами пословиц являются поэтически одаренные люди, отличающиеся  особой  наблюдательностью и умением обобщать.          Ценность народных пословиц заключается в их содержании и  совершенстве художественной формы. Христианский дух  и христианское   понимание в притчах и пословицах  помогает нам  осмыслить вечные истины  нашей жизни. Многие из пословиц отличаются исключительной глубиной и  правдивостью. Предельная простота, краткость, ясность, меткость сравнений, красота  определений со всей очевидностью передают богатство души русского  народа, проникнутого верой в Бога. Такие пословицы надо беречь и изучать  как драгоценный памятник русского народа. Несмотря на истекшие века, изменившиеся обычаи и жизненные условия,  многие из этих пословиц не менее актуальны теперь, чем сотни лет назад.                                                          Приложение № 3       Празднуя православные праздники, хочется, чтобы этот день стал для  ребят необычным, превратить его в драгоценную жемчужину, дающую новые  знания, новые чувства, учащую любить, прощать и понимать.  Мы постоянно  приглашаем на наши занятия и праздники ребят из других классов. И нам  отвечают пониманием, радостью, благодарностью.     На совместное с детьми родительское собрание «Моя семья» ребята   своими руками сделали  мамам и папам пригласительные билеты,  приготовили стихи, сценки и песни.                       Этого праздника ждали, благодарными зрителями стали мамы, папы,  бабушки и дедушки.                                                                         / Видео фрагмент концерта /          И, наконец, Праздник праздников – Пасха, Светлое Христово  Воскресение. В этом году мы с ребятами провели праздничный урок.                                                                            Приложение № 4 Разучили и разыграли сценку «Как Весна с друзьями спорила о том, кто всех  красней».           Эту сценку показали ребятам первого, второго и четвертого класса.  Заканчивался праздник в каждом классе  знакомой   детской песней  В.Шаинского, только слова в ней были совсем другими.                          ( На мотив  «Вместе весело шагать»)                     Припев: Нашей детскою семьей К Правде,  к Свету, (3 раза) Мы шагаем,друг,с тобой Жизнью этой, (3 раза)                                         1.  Нам Господь укажет путь, такой, как надобно,  А над ним дугой сияет Божья радуга, И ведет нас по нему святая лесенка, И несется к небесам вот эта песенка.                                          2. Мы стараемся, чтоб быть Христа достойными, Быть смиренными, послушными, спокойными, Жизнью всей тогда Христа прославим мы, Чтоб душа была светла – вот это главное!                                            3. Что стоишь, приятель, думаешь о чем ты там? Разве ты не снами по дороге к небесам? Разве не желаешь другом быть Христу? Ну иди же к нам, иди скорей, ну что ж ты встал? Творчество ребят всегда радует. И в дни Святой Седмицы работы  наших детей радовали  всех учащихся и работников школы.         Бывают временные промежутки, как бы спрессованные. Их вроде бы и  немного, но они так насыщенны жизненной энергией, чувствами и надеждами,  что этого всего хватает потом надолго, иногда на всю жизнь. Одним из таких,  временных промежутков,  в жизни каждого человека являются школьные  годы.          Сейчас, когда в обществе особенно остро ощущается дефицит  духовности, именно школа должна стать местом приложения ума и сердца.  Непростая задача учителя – воспитание у детей уважения к старшим, к  родителям, стремление к справедливости, сочувствия слабым, любви к  родной природе, желания сохранять, беречь и приумножать ее богатства.  Чтобы ребенок привык следовать нравственным правилам в повседневной  жизни, он должен убедиться в их необходимости.           Очень сложно учителю, в оторванности от общества и семьи, превратить  в стимулы каждого ребенка такие понятия как честь, совесть, долг и  достоинство.     Тревога и боль за детей сегодня слышатся в словах многих людей.  ­ Кто он наш ребенок?   ­Каков его внутренний мир?  ­ Каковы его думы и надежды?  Пока мы всерьез не задумаемся об особенностях нашего «сегодня» и не  отважимся посмотреть правде в глаза, мы никогда не осмыслим остроту и  глубину нравственного кризиса в России.   Нас столько раз обманывали, столько лживых догм и образов было  воспринято, что людские души, казалось, утратили способность к живому  чувству. С экранов телевизоров нашим детям упорно навязывается западный  алгоритм поведения. Многие предметы рассуждений, будучи этического  содержания, с этой стороны вовсе не рассматриваются. Здесь наряду со словом «секс» и др. невозможно встретить такие как «совесть»,  «нравственный закон». Эти слова для  «продвинутых» умов не несут никакого практического содержания, а уж слово «целомудрие» вообще вызывает  ироническую ухмылку. Разумеется, это лишь признак, за которым стоит  позиция определенного круга людей, разрушающая нравственное сознание и  бытие наших детей.         Хотелось, чтобы дорожный знак «Осторожно, дети!» стал  предупреждающим знаком для всех тех, кто словом или делом как­то связан с ранимой детской душой. Взрослый человек содержание любого текста  воспринимает выборочно, осмысливая и отбрасывая всё непотребное. Ребенок же, как губка, впитывает всё подряд, понимая излагаемое абсолютно, и в силу  своих возрастных особенностей, акцентирует внимание на непотребном. По­ сравнению с мощью взрослого интеллекта, ребенок – существо беззащитное,  особенно в том случае, когда взрослый навязывает то или иное положение как  нормальный нравственный принцип.  Но, несмотря на невероятную внушаемость русского характера, есть еще  тысячи  людей, много семей и учителей, которые  не желают таких  превращений и перевоплощений.        Из глубины веков до нас дошли духовные ценности, с помощью которых  человечество стремилось сохранить себя. Тот же пресловутый Запад,  развращая нашу молодежь, в своих странах призывает к целомудрию и  добропорядочности.  Мы должны честно и мужественно ответить на вопрос – что ожидает наших  детей в обозримом будущем? А,  ответив на вопрос, мы сможем точно сказать, что ждет нашу страну и наш народ.    Каков же выход из этой ситуации?    Он один ­ полноценное,  систематическое и целенаправленное духовно­нравственное воспитание. Мы  должны сформировать молодое поколение, способное жить в соответствии с  высшими ценностями, поколение, невосприимчивое к любому злу. А для этого мы должны создать целостную систему духовно­нравственного воспитания,  начиная с дошкольных учреждений, и особую роль при этом должны отвести  школе. Эта система должна включать в себя как минимум три компонента:  уроки православной культуры, перестройку других школьных предметов с  учетом духовно­нравственных констант и доминант России и полноценную  воспитательную работу, выстроенную на основе традиционных духовно­ нравственных ценностей Использованная литература. 1. В начале пути… М., Храм Трех Святителей на Кулишках, 2002. 7. Евангелие от Луки. 8. Иванова С.В. Введение во храм Слова. Издательство «Отчий дом»,  2006г. 9. Косачева И.П. «Нравственное  развитие младшего школьника в  процессе обучения и воспитания. М., 2005г. 10. Лепешинский Игорь (протоирей).  Музыкальные пьесы для  детской воскресной школы. Издание храма св. вмч. Дмитрия  Солунского г. Рузы, 1999г. 11. Низова Г.Ю. Наши праздники. Издательство Макариев –  Решемского мужского монастыря «Свет православия». 12. 13. ФГОС второго поколения. Просвещение, 2011г. Христианский дух в народных пословицах. Издание Сретенского  монастыря, 2000г.  9. Ювеналий  (Тарасов), Митрополит Курский и Рыльский.  Русская           неделя. «Мы должны спасти наших детей». 22.09.2006г. 10.Ященко, монах  Киприан (главный редактор).  Еженедельник  «Воскресная школа», М.,2000г.  В работе использованы презентации О.В. Плугатаренко и   Рябчук С.М. для сайта Светочь. Основы православной веры в  презентациях.

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе

Практико - ориентированный проект «Использование потенциала православной духовно – нравственной культуры в современной школе

Практико - ориентированный   проект    «Использование потенциала православной  духовно – нравственной  культуры в современной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018