Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"
Оценка 4.7

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +2
Взрослым
22.04.2018
Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"
Проект посвящен изучению феномена «эмоциональное выгорание», причинам синдрома эмоционального сгорания, разработке практических профилактических мероприятий, направленных на поддержание психологическое здоровья в коллективе. Профилактикой синдрома «эмоционального выгорания» является основной составляющей эмоционального благополучия как компонента психологического здоровья всех участников образовательного процесса и предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в образовательном учреждении, создание благоприятного микроклимата в классах. Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Проблема эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса в семье и учреждении является актуальной, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Стремление к эмоциональной гармонии характерно для всей жизни человека. Цель: создание условий для формирования эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса Задачи: • формирование положительной установки на процесс адаптации к условиям ОУ детей, родителей и педагогов; • повышение психологической компетентности у педагогов, родителей, учащихся посредством психологических приёмов; • гармонизация личностных отношений учащихся, педагогов и родителей; • создание благоприятной эмоциональной обстановки в учреждении.
Психолого - педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога.docx
Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога Аннотация  Проект  посвящен   изучению   феномена  «эмоциональное   выгорание»,  причинам   практических синдрома эмоционального разработке     сгорания,   профилактических   мероприятий, психологическое здоровья в коллективе.   направленных   на  поддержание Пояснительная записка  Проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является феномен «эмоциональное выгорание». Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально­энергетических и личностных ресурсов, возникших в результате внутреннего   накапливания   отрицательных   эмоций   без   соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной   деятельности.   На   развитие   синдрома   эмоционального выгорания   оказывают   многие   факторы.   К   ним   можно   отнести   специфику профессиональной   педагогической   деятельности,   характеризующей   высокой эмоциональной   загруженностью   и   наличием   большого   числа   эмоциональных факторов,   которые   воздействую   на   труд   педагога   и   могут   вызывать   сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность  за жизнь и здоровье вверенных педагогу детей, способствуют   возникновению   неблагоприятных   эмоциональных   состояний   и формированию защитного поведения. Актуальность Профилактикой   синдрома   «эмоционального   выгорания»   является основной   составляющей   эмоционального   благополучия   как   компонента психологического   здоровья   всех   участников   образовательного   процесса   и предусматривает   удовлетворение   потребности   в   общении,   установлении доброжелательных   взаимоотношений   в   семье,   между   детьми   и   педагогами   в образовательном   учреждении,   создание   благоприятного   микроклимата   в классах. Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Проблема эмоционального   самочувствия   всех   участников   образовательного   процесса   в семье   и   учреждении   является   актуальной,   так   как   положительное эмоциональное   состояние   относится   к   числу   важнейших   условий   развития личности. Стремление к эмоциональной гармонии характерно для всей жизни человека. Цель:  создание условий для  формирования  эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса Задачи:  формирование положительной установки на процесс адаптации к  условиям ОУ детей, родителей и педагогов;  повышение психологической компетентности у педагогов, родителей,  учащихся посредством психологических приёмов;  гармонизация личностных отношений   учащихся, педагогов и родителей;   создание благоприятной эмоциональной обстановки в учреждении. Описание проекта Ключевые слова: эмоциональное выгорание педагога, стадии эмоционального  выгорания. Уже большое количество времени проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем   является   эмоциональное   выгорание.  Выгоранием   называют   синдром хронического   стресса,   который   приводит   к   эмоциональному   истощению человека и возникает как психологическая защита личности от травмирующих явлений   и   воздействий.   При   этом   накапливаются   отрицательные   эмоции, которые человек не может выплеснуть. Как правило, эмоциональное выгорание распространено   среди   людей,   занятых   в   профессиях,   где   есть   переизбыток общения,   вызывающего   душевное   переутомление.   Это   врачи,   педагоги, психологи.  Каковы же причины синдрома эмоционального сгорания: 1. Трудное материальное положение  2. Неразрешённые личностные конфликты 3. Монотонность работы 4. Конфликты в рабочей среде 5. Переживание недостаточности признания и оценки при больших  эмоциональных затратах 6. Непрерывная работа в течение дня, суток 7. Социальная незащищенность  8. Психическая напряженность на работе 9. Синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую  эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает  выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро  чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы  профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы. 10.Некоторые индивидуально­психологические особенности педагога. Психологи выделяют три стадии протекания синдрома выгорания.  Первая стадия характеризуется приглушением эмоций, исчезает острота чувств  и сладость переживаний. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на  душе. Приглушены чувства к семье. Любимые развлечения и пища перестали  доставлять удовольствие. Вторая стадия – приходят негативные чувства к  людям, с которыми приходится работать: они начинают раздражать. Третья фаза – появляется истощение, падение энергетического тонуса. Ослабевает нервная  система и обедняются ресурсы психики. Появляется апатия ко всему, что  раньше приносило удовольствие, резкая смена настроений, конфликты на работе и в семье (скрытые и явные), а главное, ­ теряется смысл и идея того, что  делаешь, обесценивается смысл профессии.Далее последствия, к которым  приводит эмоциональное выгорание.Начинаются проблемы в семье, потеря  контакта с детьми. В общении наблюдается агрессивность, тревожность,  раздражительность. С учениками или воспитанниками педагог переходит на  авторитарный стиль общения, что нарушает психологическую атмосферу в  классе, группе. Как правило, синдром выгорания приводит к тому, что  психологам приходится работать с педагогами, помогая им справиться с  последствиями тяжелых психологических стрессов. На практике профилактика  эмоционального выгорания ­ весьма редкое явление. Чтобы предотвратить  возникновение стрессов, необходимо придерживаться следующих требований:  равномерно распределять свои нагрузки; периодически с одного вида деятельности переключаться на другой; к конфликтам стараться относиться  спокойно; не стремиться быть лучшим во всем Памятка педагогу  Не избегайте желания высказываться, когда другие предоставляют вам  шанс говорить или предлагают помощь;   Всегда говорите о том, что случилось. Используйте каждую возможность  пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;  Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим  друзьям обсуждать их вместе с вами;  Не ждите, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.  Уделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;  Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье,  друзьям и на работе;  Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни. Содержание и средства работы (практическая составляющая проекта) Диагностическая составляющая. В   современных   психологических   исследованиях   под   «синдромом эмоционального   выгорания»   понимается   состояние   физического, эмоционального и умственного истощения. Синдром эмоционального выгорания –   это   общее   название   последствий   длительного   рабочего   стресса,   вернее, следствие   неуправляемого   течения   стресса,   и   профессионального   кризиса. Синдром эмоционального выгорания возникает в любой деятельности связанной с интенсивным общением и контактами с клиентами.  Его развитие постепенно приводит к необратимым изменениям личностной структуры специалиста, что препятствует успешному осуществлению его профессиональной деятельности.  В связи с тем, что в педагогической деятельности интенсивность общения крайне   высока,   именно   педагоги   наряду   с   медиками   и   социальными работниками,   наиболее   подвержены   риску   эмоционального   выгорания.   К основным   проявлениям   синдрома   эмоционального   выгорания   у   педагогов относятся   эмоциональная   сухость,   расширение   сферы   экономии   эмоций, личностная   отстраненность,   агрессивность,   игнорирование   индивидуальных особенностей   учащихся.   Такая   профессиональная   деформация   мешает полноценному   управлению   учебным   процессом   и   отрицательно   влияет   на личностное   развитие   учащихся.   Это   и   обуславливает   особую   актуальность своевременного выявления признаков эмоционального выгорания у педагогов. Синдром   эмоционального   выгорания   включает   в   себя   три   основные составляющие,   выделенные   К.   Маслач:   эмоциональную   истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [4]. Под   эмоциональным   истощением   понимается   чувство   эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего   труда.   В   педагогической   сфере   деперсонализация   предполагает бесчувственное, негуманное отношение к детям. Общение с ними становятся формальными,   обезличенными;   возникающие   негативные   установки   могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении,   которое   со   временем   прорывается   наружу   и   приводит   к конфликтам. Редукция   профессиональных   достижений   –   это   возникновение   у педагогов   чувства   некомпетентности   в   своей   профессиональной   сфере, осознание неуспеха в ней. Развитие   синдрома   эмоционального   выгорания   зависит   от   внешних   и внутренних факторов. В. В. Бойко [3] к группе внешних факторов относит   содержание   работы   и   социально­ условия   материальной   среды, психологические   условия   деятельности.   Среди   них   доминирующую   роль   в развитии   синдрома   эмоционального   выгорания   играют:   дестабилизирующая организация   деятельности   (нечеткая   организация   и   планирование   труда, недостаток   оборудования,   плохо   структурированная   и   расплывчатая информация);   повышенная   ответственность   за   исполняемые   функции   и атмосфера результат   труда;   неблагополучная   психологическая   профессиональной   деятельности;   психологически   трудный   контингент,   с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей ­ это дети с аномалиями   характера,   нервной   системы   и   с   задержками   психического развития). К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В. В. Бойко относит [3]: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие   и   переживание   обстоятельств   профессиональной   деятельности (данное   психологическое   явление   возникает   у   людей   с   повышенной ответственностью   за   порученное   дело);   слабая   мотивация   эмоциональной отдачи   в   профессиональной   деятельности;   нравственные   дефекты   и дезориентация личности. Таким   образом,   для   диагностики   синдрома   эмоционального   сгорания необходимо использовать два блока методик. Первый блок включает: 1. Специально   разработанная   анкета   (ее   целью   является   сбор   первичной информации о педагоге и об условиях его профессиональной деятельности) Анкета Фамилия Имя Отчество_______________________________________________ Возраст_________   Пол__________  Семейное положение:                                                  Дети: (нужное подчеркнуть) 1 – полная семья                    Есть (укажите сколько) ______ 2 – неполная семья                    Нет 3 – нет семьи  Какой учебный предмет Вы преподаете? _________________________________ Какова Ваша нагрузка (количество часов в неделю)? _______________________ Ваш среднемесячный доход __________Общепедагогический стаж __________ Занимаете ли Вы административную должность? (нужное подчеркнуть)    ДА       НЕТ        Являетесь ли Вы классным руководителем? (нужное подчеркнуть)    ДА       НЕТ        2. Субъективные шкалы: шкала подверженности  к развитию эмоциональной и физической   усталости   в   процессе   работы   и   шкала   для   измерения   степени удовлетворенности работой (Н. А. Аминов) [2].  Шкала для измерения степени удовлетворенности работой  Педагогу предлагается оценить степень удовлетворенности своей работой по   9­ти   бальной   шкале.   Для   этого   необходимо   обвести   в   кружок   один, подходящий, пункт шкалы: 1 ­ абсолютно удовлетворен своей работой; 2 ­ высоко удовлетворен своей работой; 3 ­ удовлетворен своей работой; 4 ­ скорее удовлетворен, чем не удовлетворён; 5 ­ и да и нет; 6 ­ скорее не удовлетворены, чем удовлетворены; 7 – не удовлетворен своей работой; 8 ­ высоко не удовлетворен своей работой; 9 ­ абсолютно не удовлетворен Шкала подверженности к развитию эмоциональной и физической усталости в процессе работы Педагогам   предлагается   оценить   степень   своей   эмоциональной   и физической  усталости  в  процессе   работы   по 9­ти  бальной   шкале.  Для   этого необходимо обвести в кружок один, подходящий, пункт шкалы: 1   ­   сильное   ощущение   эмоционального   и   физического   дискомфорта, связанного с высокой частотой контактов с учащимися и коллегами; 2 ­ скорее сильное ощущение эмоционального и физического дискомфорта, связанного с умеренной частотой контактов с учащимися и коллегами; 3   ­   умеренное   ощущение   эмоционального   и   физического   дискомфорта, связанного со средней частотой контактов с учащимися и коллегами; 4   ­   скорее   умеренное   ощущение   эмоционального   и   физического дискомфорта, связанного при средней частоте контактов с учащимися и коллегами; 5   ­   время   от   времени   появляющееся   чувство   дискомфорта   при   средней частоте контактов с учащимися и коллегами; 6 ­ скорее умеренное ощущение эмоционального и физического комфорта, связанного со средней частотой контактов с учащимися и коллегами; 7   ­   умеренное   ощущение   эмоционального   и   физического   комфорта, связанного со средней частотой контактов с учащимися и коллегами; 8  ­  скорее  сильное   ощущение   эмоционального   и  физического   комфорта, связанного с умеренной частотой контактов с учащимися и коллегами; 9 ­ сильное ощущение эмоционального и физического комфорта, связанного с низкой частотой контактов с учащимися и коллегами. Второй   диагностический   блок   включает   методики   для   измерения индивидуальных   различий   в   степени   подверженности   к   развитию эмоционального выгорания.   Методика   диагностики   уровня   эмоционального   выгорания   В.   В. Бойко [3],   Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [25]   Многофакторный   личностный   опросник   Р.  Б.  Кеттелла  (F16)  [6]. Коротко рассмотрим эти методики. Методика   диагностики   уровня   эмоционального   выгорания.  Ее   автором является   В.   В.   Бойко.   Он   один   из   первых   отечественных   исследователей, который занялся изучением этой проблемы. Предложенная им методика даёт подробную   картину   синдрома   «эмоционального   выгорания»,   позволяет   дать достаточно объёмную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.  Методика   представляет   собой   опросник,   состоящий   из   84   суждений, каждое   из   которых   обследуемый   должен   подтвердить   или   опровергнуть. Обработка результатов опросника осуществляется в соответствии с ключом. В процессе обработки проводятся следующие подсчёты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма   показателей   симптомов   для   каждой   из   3­х   фаз   формирования «выгорания»,   3)   находится   итоговый   показатель   синдрома   «эмоционального выгорания» ­ сумма показателей всех 12­ти симптомов. Фазы и симптомы эмоционального выгорания Фаза  «НАПРЯЖЕНИЕ» 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств 2. Неудовлетворённость собой 3.  «Загнанность в клетку» 4. Тревога и депрессия Фаза   «РЕЗИСТЕНЦИЯ» 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 2. Эмоционально­нравственная дезориентация 3. Расширение сферы экономии эмоций 4. Редукция профессиональных обязанностей Фаза «ИСТОЩЕНИЕ» 1. Эмоциональный дефицит 2. Эмоциональная отстранённость 3. Личностная отстранённость (деперсонализация) 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения При   интерпретации   результатов   следует   обратить   внимание   на   отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов ­ не сложившийся симптом, 10­15 баллов ­ складывающийся симптом, 16 и более ­ сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть   ведущие   симптомы   «сгорания».   Важно   отметить,   к   какой   фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов,   полученных   для   фаз,   не   правомерно,   ибо   не   свидетельствует   об   их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления качественно различны – реакция на внешние и внутренние факторы,   По приёмы   психологической   защиты, количественным   показателям   правомерно   судить   только   о   том,   насколько   состояние   нервной   системы. каждая   фаза   сформировалась,   какая   фаза   сформировалась   в   большей   или меньшей степени: 36 и менее баллов      ­ фаза не сформировалась; 37­60 баллов ­ фаза в стадии формирования; 61 и более баллов ­ сформировавшаяся фаза. Оперируя   смысловым   содержанием   и   количественными   показателями, подсчитанными   для   разных   фаз   формирования   синдрома   «сгорания»,   можно дать   достаточно   объёмную   характеристику   личности   и,  что   не   менее   важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. При итоговом анализе результатов могут быль получены ответы на следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими   сложившимися   доминирующими   симптомами   сопровождается «истощение»; объяснимо   ли   «истощение»   (если   оно   выявлено)   факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности; в   каких   направлениях   надо   влиять   на   производственную   обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы   эмоциональное   «сгорание»   не   наносило   ущерба   ей,   профессиональной деятельности и партнёра. Одним из проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов является повышенная агрессивность по отношению к близким людям, коллегам и   воспитанникам.   Агрессивные   проявления   можно   разделить   на   2   основных типа: первая – мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность; вторая –   инструментальная,   как   средство   (подразумевая   при   этом,  что   та   и   другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными   переживаниями:   гнев,   враждебность).   Определив   уровень таких   деструктивных   тенденций,   можно   с   большой   степенью   вероятности прогнозировать   возможность   проявления   открытой   мотивационной   агрессии. Одно из подобных диагностических процедур является  Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.  А. Басс, развивая взгляды своих   предшественников,   разделил   понятия   «агрессия»   и   «враждебность»   и определил   последнюю   как   «реакцию,   развивающую   негативные   чувства   и   Создавая   свой   опросник, негативные   оценки   людей   и   событий». дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций:  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают, как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и   агрессию,   которая   ни   на   кого   не   направлена   –   взрывы   ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью. 3. Раздражение,   склонность   к   раздражению   –   готовность   к   проявлению   при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. 4. Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета   и   руководства;   это   поведение   может   нарастать   от   пассивного сопротивления   до   активной   борьбы   против   установившихся   законов   и обычаев. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или вымышленные страдания. 6. Подозрительность   –   недоверие   и   осторожность   по   отношению   к   людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены принести вред. 7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругань). 8. Чувство вины, угрызения совести. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее   влияние   чувства   вины   на   проявление   форм   поведения. Которые   обычно   запрещаются   (нормами   общества).   Этот   пункт   выражает степень убеждения, обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести. При   выявлении   уровня   «враждебности»   у   педагога   анализируются показатели «Обиды» и «Подозрительности», а индекс агрессивности (прямой и мотивационной)   включает   в   себя   показатели   «Физической   агрессии», «Раздражения»,   «Вербальной   агрессии».   Нормой   «агрессивности»   является величина   её   индекса,   равная   21+­4,   а   «враждебности»   –   6,5­7+­3.   При использовании данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно­потребностной сферы личности. Личностные  характеристики людей, приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют наиболее значимую роль в   формировании   синдрома   эмоционального   выгорания.   С   точки   зрения   К. Маслач   и   М.   Лейтер   выгорание   –     это   результат   несоответствия   между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Поэтому для диагностики синдрома эмоционального выгорания   важное   значение   имеет   определение   личностных   особенностей педагога. В связи с этим во второй блок методик включен  Многофакторный личностный   опросник   Р.   Б.   Кеттелла   (16   Р    F  ).  Многофакторный   опросник личности   опубликован   Р.   Б.   Кеттеллом   в   1949   г.   и   с   тех   пор   широко используется   в   психодиагностической   практике.   Этот   тест   универсален, практичен, даёт многогранную информацию об индивидуальности. В настоящее время   различные   формы   этого   опросника   являются   наиболее   популярным средством   экспресс­диагностики   личности.   Опросник   диагностирует   черты личности,   которые   Р.   Б.   Кеттелл   называет   конституционными   факторами. Помимо   стандартных   факторов   в   нашем   исследовании   использовалась дополнительная   вторичная   шкала:   индекс   сопротивляемости   к   синдрому эмоционального выгорания, который определяется по формуле: «С/Q4». Чем выше   фактор   «С»   и   ниже   фактор   «Q4»,   тем   выше   сопротивляемость   к развитию эмоционального выгорания [8].  Практическая составляющая Реализация   проекта   осуществляется   через   проведение   тематических недель   психологического   здоровья   «Калейдоскоп   положительных   эмоций». Каждый   день   недели   посвящён   определённой   составляющей   понятия «психологическое   здоровье».   Неделя   психологии   основывается   на   идее содействия развитию у участников образовательного процесса таких основных духовных,   нравственных   качеств,   как   любовь,   дружба,   взаимопонимание, терпимость, уважение, взаимоподдержка, интерес к себе как к личности и к окружающим людям. Исходя из основной идеи, определены центральные мероприятия каждого дня Недели и тематические акции:  День признаний­ акция «Изба признаний».   День добрых дел­ акция «Ларец желаний».  День добрых писем­ акция «Почта добрых слов».    День сюрпризов­ акция «Дерево пожеланий».   День художественного творчества­ акция «Талантливые педагоги  ­талантливые родители – талантливые дети». Неделя психологического здоровья длится 5 дней и проводятся 4­5 раз в год.  Примерное календарно – тематическое планирование недели психологического здоровья Дни недели  Работа с детьми  Работа с родителями  Работа  с педагогами  Понедельник Беседа: «Что такое   любовь?»  «Стенд пси хо­хо­хо лога» (анкетирование, рекомендации,  экспресс консультации)  Вторник  Беседа: «Что такое   дружба?»  Психологический  тренинг  для детей  «Ледяное сердце»  Психологическая акция «Изба признаний и  пожеланий»  Психологическая акция «Ларец предсказаний»   Психологический тренинг для педагогов «Поддержка  психологического здоровья педагогов» (профилактика  синдрома эмоционального выгорания ) Среда  «Уроки Доброты»  для  всех классов  День  «Добрых писем»; «Добрых признаний»; «Почта  добрых слов» Четверг  «День Сюрпризов»   Папки – передвижки  Выставка детского  творчества  «Какие мы мамы?»  «Какие мы папы?»  «Аукцион  педагогических идей»  Пятница   «С любовью к Вам!»  «День художественного творчества».  Тема: «Любовь»,  «Счастье», «Доброта»  Выставка детско – родительского  творчества.  «Творческие педагоги ­ талантливые дети ­ талантливые  родители»  Тренинговые занятия. Поддержка психологического здоровья педагогов Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома  эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов. Задачи тренинга:  актуализировать процесс самоанализа сотрудников;  познакомить с приемами саморегуляции;  научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального  состояния;  оптимизировать самооценку педагогов;  снять эмоциональное напряжение;  сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и  восприятие окружающей действительности Ход тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания 1. Разминка (10 мин.) Упражнение «Картинка» Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное  общение педагогов. Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки,  вырезанные из журналов. Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше  настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились.  Расскажите, почему вы выбрали эти картинки, (педагоги объясняют свой выбор.) Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся  сплоченнее. 2. Теоретическая часть (10–15 мин.) Слайдовая презентация Цель: введение в тему семинара, знакомство педагогов  со способами профилактики эмоционального выгорания. Демонстрируется слайдовая презентация (см. приложение 8). 3. Практическая часть Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.) Цель: вербализация и осознание  педагогами проблемы эмоционального выгорания. Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1). Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным  предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно. Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога,  вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех  педагогов похожи. Упражнение «Молодец!» (5–7 мин.) Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения. Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом  друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о  своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося  следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д.,  при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку)  передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и  внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый  участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна. Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это  упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов. Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.) Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков  самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие  позитивной Я­концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции. Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные  резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3). Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется  «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке  фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать  людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши,  становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания,  он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти  калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные  ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной  вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами  счастливого человека­оптимиста. Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на  предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать  позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои  варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой. Упражнение «Плюс­минус» (10 мин.) Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической  деятельности. Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической  деятельности; сплочение группы. Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится  на доску; самоклеющиесястикеры в форме листочков; ручки для каждого  участника. Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей  работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы. Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и  минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем  проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше  получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.  Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все­таки  больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также  увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у  педагогов похожи. Упражнение­медитация «Сад моей души» (15 мин.) 1­я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация. Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния. Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями  спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст  медитационной визуализации (приложение 4). Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу. После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства,  ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел. Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие  психоэмоционального напряжения. 2­я часть упражнения — арт­терапия. Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать  рисунок того, что они представили, — цветок или сад. Упражнение «Моя аффирмация» Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия,  закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и  оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями (см.  приложение 5). Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями­ аффирмациями. Если вам какая­то карточка не понравится, можете вытянуть  другую, которая вам близка. Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения  упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого  упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта;  положительный настрой. Подведение итогов семинара Цель: вербальная рефлексия семинара, подведение итогов. Материалы и оборудование: анкеты «Обратная связь» (см. приложение 6). Инструкция. Наш тренинг подошел к концу, и вам предлагается в завершение  заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от  тренинга. Ваше мнение очень важно. После того как вы напишете ваши  впечатления, по очереди расскажите о них. Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им  понравилось, а что нет, и высказывают свои пожелания. Откровенно говоря Приложение 1 Карточки с неоконченными предложениями  к упражнению «Откровенно говоря» o o o o o o o o o Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии… Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям… Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы… Откровенно говоря, когда я волнуюсь… Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям… Откровенно говоря, когда я прихожу на работу… Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями… Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят родители… Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят  заведующая,  методист… o o o o o o o Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание... Откровенно говоря, когда мой рабочий день… Откровенно говоря, когда я провожу свое занятие… Откровенно говоря, когда работа с детьми… Откровенно говоря, моя работа… Откровенно говоря, когда я думаю о работе… Откровенно говоря, мое здоровье… o o o o o o o o Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующей… Откровенно говоря, когда я вижу ребенка… Откровенно говоря, после рабочего дня… Откровенно говоря, когда наступает пора выходных… Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю… Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу… Откровенно говоря, неприятности на работе… Откровенно говоря, успехи на работе… Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья» Приложение 2 В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше. Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать  Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми. Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой. Директор отчитала вас за плохо выполненную работу.  ошибок.  Вам дали вести группу со  слабыми детьми.   На работе задержали зарплату.   По дороге на работу вы сломали каблук.  Хороший повод купить новые сапоги. Большинство ваших воспитанников плохо выступили на утреннике.  Можно сэкономить на чем­то. Можно теперь сесть на диету. Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети  недостаточно хорошо усвоили. Вы внезапно заболели.   Вас бросил муж.  тратить свое время на себя. Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец­то своим здоровьем. Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно  Больше времени на хобби.  Вы попали под сокращение.  Хорошая возможность заняться чем­то другим, сменить род  профессиональной деятельности.  Новый коллектив, новые перспективы. Приложение 3 Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик) Трудно ли вам было отвечать? Было ли для вас что­то новое? Считаете ли вы полезным упражнение? Открыли ли вы что­то новое для себя? Как вы себя сейчас чувствуете? Какие у вас сейчас ощущения?       Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.  Приложение 4 Текст к упражнению «Сад моей души»  Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.  Сейчас   я   буду   предлагать   вам   кое­что   услышать,   ощутить, почувствовать.   Не   старайтесь   специально   и   не   заставляйте   себя,   просто позвольте себе наблюдать за собой.  Перед   вами   из   темноты   появляются   красивые   резные   ворота,   вы протягиваете   руку   и   открываете   их.   За   ними   прекрасный   сад.   Вы   идете   по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. А   теперь   попрощайтесь   с   цветком   и   возвращайтесь   к   воротам. Оглянитесь   на   этот   сад,   сад   вашей   души.   И   вы   в   любой   ситуации   можете получить поддержку, вспомнив это место. Приложение 5 Карточки к упражнению «Моя аффирмация»  (позитивные утверждения): У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ! Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА! Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ! Я УМЕЮ СЛУШАТЬ! Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ! Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ! У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ! Я ОЧЕНЬ УМНАЯ! У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ! Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ! Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ! Я ВЕРЮ В СЕБЯ! МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ! Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ  МЕСТЕ! Я СЧАСТЛИВА! Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР! СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ! МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ! ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ! Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ! Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ! Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ! Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ! Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ! МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ! Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО! Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ! Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ! КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ  ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ! Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ! Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ! Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ! Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ! У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР! МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ! Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ! Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ! МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ! Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО! Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА! Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ! Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ! Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ! Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ! Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ! Анкета «Обратная связь» Приложение 6  Что вам понравилось, было интересно? ________________________________________________________ ________________________________________________________ Что вам не понравилось, не вызвало интереса? ________________________________________________________ ________________________________________________________ Ваши пожелания ________________________________________________________ ________________________________________________________ Список используемой литературы: 1. Аминов   Н.   А.   Психофизиологические   и   психологические   предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. ­ № 5. 2. Аминов   Н.   А.,   Морозова   Н.   А.,   Смятских   А.   А.   Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа и проблемы подготовки кадров. – М., 1992. 3. Бажук, О.В. Профилактика синдрома профессионального выгорания  социальных педагогов / О.В. Бажук // Теоретические и прикладные  аспекты личностно­профессионального развития: материалы II  межрегиональной науч.­практ. конф. с международным участием – Омск­ Тара, 2009. – С. 16­17. (0,2 п.л.) 4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. ­ М., 1996. 5. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких.  – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. 6. Мальцева Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе  профессионализации учителя: дис. канд. психол. наук.  Екатеринбург.2005.190с. 7. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. ­ Режим доступа: http:/www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6 – Загл. с экрана. 8. Прибылова Ю.О. «Сохранение психологического здоровья и  профилактика «эмоционального выгорания» педагогов». // Естествознание в школе. – 2005. ­ №6. – с.66­69. 9. Профессиональное здоровье педагога (Текст) / Н.И. Приходько, О.Г.  Астраханцева, Е.Б. Скиба, О.А, Голубчикова// Учитель Кузбасса: научно­  методический журнал. ­ Кемерово. ­ 2010. ­№3. ­С.18­23. 10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие. – М.; Самара: БАХРАХ, 2003. 11.Руковишников А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: метод. рукводство. – СПб.: ИМАТОН, 1998. 12.Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В.  Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с. 13.Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М.  Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с. 14.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.:  Генезис, 2002. 15.Форманюк   Т.   В.   Синдром   «эмоционального   сгорания»   как   показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. ­ 1994. ­ № 6.  16.Янковская Н. А. Профессиональный отбор абитуриентов педагогических вузов. – М., 2005.

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"

Практико - значимый проект "Психолого – педагогическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018