Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»
Оценка 4.8

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл—2 кл
25.03.2019
Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»
Представлены здоровьесберегающие педагогические технологий для работы педагога, которые помогут повысить результативность воспитательно - образовательного процесса, сформирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации учебного заведения; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку.
МОЯ РАБОТА Практико значимый проект по ритмике.docx
Филиал государственного  казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Первоуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Практико ­ значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»                                                Выполнила:  Байдина Наталья Глебовна            Воспитатель. Учитель ритмики 2019 Введение. Младший   школьный   возраст,   характеризуется   интенсивным   развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные   биологические   свойства,   в   том   числе   и   типологические особенности   основных   нервных   процессов   (сила,   уравновешенность   и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического   и   психического   развития,   а   определяющими   факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.  В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих   недостатки   в   физическом   и   психическом   развитии.   Проблема рождения   здорового   ребенка,   его   воспитания   и   обучения   вышла   за   рамки медицинской   и   превратилась   в   социальную   (Е.Н.   Вавилова,   1986;   Н.М. Амосов, 1987; Ю.П. Лисицын, 1982; 1988; Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно, 1988; Ю.Ф. Змановский, 1989, 1990; 1995; И.А. Аршавский, 1990; О.В. Выголова, Е.П. Кокорина, 1995; А.Н. Пивоваров с соавт., 1996; Р.О. Яркова, 1997; В.Н. Волков, 1998, и др.).  По   данным   НИИ   гигиены   и   профилактики   заболеваний   детей, подростков   и   молодежи,   за   последние   десятилетия   состояние   здоровья школьников   резко   ухудшилось:   снизилось   количество   детей   1­й   группы здоровья   (с   23,2   до   15,1%)   и   увеличилось   ­   детей   2­й   группы,   имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3­й группы ­ c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.  Анализ заболеваемости детей младшего школьного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми   респираторными   инфекциями   высок   ­   60­70%),   на   втором   месте стоят   паразитарные   и   инфекционные   болезни,   а   затем   ­   аллергические заболевания и болезни органов пищеварения (А.Г. Сухарев, 1991).  В   связи   с   вышеизложенным,   охрану   здоровья   детей   можно   назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно ­ полезным трудом. Существуют   более   300   определений   понятия   «здоровье».   Согласно определению   всемирной   организации   здравоохранения.   Здоровье   –   это состояние полного физического, психического  и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физическое здоровье: ­   это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов,   максимальная   адаптация   к   окружающей   среде   (педагогическое определение); ­   это   состояние   роста   и   развития   органов   и   систем   организма,   основу которого   составляют   морфологические   и   функциональные   резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение). Психическое здоровье: ­ это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила,   побуждающая   к   созидательной   деятельности   (педагогическое определение); ­   это   состояние   психической   сферы,   основу   которой   составляет   статус общего   душевного   комфорта,   адекватная   поведенческая   реакция (медицинское определение). Социальное здоровье  – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное   здоровье  –   это   комплекс   характеристик   мотивационной   и потребностно ­ информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье – система ценностей и убеждений. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям   внешней   среды   и   представляет   итог   процесса   взаимодействия человека   и   среды   обитания.   Здоровье   формируется   в   результате взаимодействия   внешних   (природных   и   социальных)   и   внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. С   учетом   изложенного   проблема   здоровья   младших   школьников   в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.   В   связи   с   этим   ученые   предлагают   различные   оздоровительные системы, программы и т.п. (М.Я. Студеникин, 1988; А.Г. Сухарев, 1991; Ю.Ф. Змановский, 1993; Ю.Н. Вавилов, К.Ю. Вавилов, 1995; В.К. Волков, 1996; J. Doroszewski, 1997; А. Буркашов с соавт., 1998; Р.Н. Дорохов с соавт., 1998; С.Н. Кучкин с соавт., 1997, 1998; Б.П. Яковлев, Е.Н. Комиссарова, 1998; Ю.К. Чернышенко с соавт., 1999), а также разнообразные методы оздоровления и снижения заболеваемости (С. Фоменко, Г. Вавер, 1993; Н. Соловьева, 1995; Л.А. Бабенко, 1996; Л. Картавых, Л. Борисова, 1996; В.М. Степанов с соавт., 1996;   О.В.   Мелентьева,   Л.А.   Бабанко,   1996;   Л.С.   Кабаненко,   1997;   Н.Г. Шамкина с соавт., 1997; Н.Г. Городненский с соавт., 1998; И.Г. Холостенко, 1998; С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, 1999, и др.).  Мы   рассмотрим   здоровьесберегающие   технологии,  как   один   из   важнейших методов оздоровления подрастающего поколения. Основная часть. Здоровьесберегающие   технологии   реализуются   на   основе   личностно­ ориентированного   подхода.   Осуществляемые   на   основе   личностно­ развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно   важным факторам, благодаря   которым   учащиеся   учатся   жить   вместе   и   эффективно взаимодействовать.   Предполагают   активное   участие   самого   обучающего   в освоении   культуры   человеческих   отношений,   в   формировании   опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю); становление самосознания и   активной   жизненной   позиции   на   основе   воспитания   и   самовоспитания, формирования  ответственности   за  свое здоровье, жизнь  и  здоровье   других людей. По   определению   В.В.   Серикова,   технология   в   любой   сфере   –   это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной   сферы,   построенная   в   соответствии   с   логикой   развития   этой сферы   и   потому   обеспечивающая   наибольшее   для   данных   условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной   проблеме,   можно   определить   как   здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по ­ новому выстраивает отношение между   образованием   и   воспитанием   переводит   воспитание   в   рамки человекообразующего  и  жизнеобеспечивающего   процесса,  направленного  на сохранение   и   приумножение   здоровья   ребенка.   Здоровьесберегающие педагогические   технологии   должны   обеспечить   развитие   природных способностей   ребенка:   его   ума,   нравственных   и   эстетических   чувств, потребностей в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, ­ это все те психолого ­ педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных   качеств,   способствующих   его   сохранению   и   укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Функции здоровьесберегающей технологии: 1. Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей   становления   личности.   В   основе   формирования личности   лежат   наследственные   качества,   предопределяющие индивидуальные   физические   и   психические   свойства.   Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья   базы   функционирования   личности   в   обществе,   учебной деятельности, природной среде. 2. Информативно ­ коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций,   формирующих   бережное   отношение   к   индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни. 3. Диагностическая.  Заключается   в   мониторинге   развития   учащихся   на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность   действий   педагога   в   соответствии   с   природными возможностями   ребенка,   обеспечивает   инструментально   выверенный анализ   предпосылок   и   факторов   перспективного   развития педагогического образовательного маршрута каждым ребенком. процесса, индивидуальное       прохождение 4. Адаптивная. Воспитание  у  учащихся  направленности  на  полноценное творчество,   здоровый   образ   жизни,   оптимизировать   состояние собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода стрессогенным   факторам   природной   и   социальной   среды.   Она обеспечивает   адаптацию   школьников   к   социально­значимости деятельности. 5. Рефлексивная.   Заключается   в   переосмыслении   предшествующего личностного   опыта,   в   сохранении   в   приумножении   здоровья,   что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами. 6. Интегративная.   Объединяет   народный   опыт,   различные   научные концепции   и   системы   воспитания,   направляя   их   по   пути   сохранения здоровья   подрастающего   поколения.   Танец,   ритмика,   как   движение жизни,   помогает   детям   в   улучшении   умственного   и   физического здоровья.       и чувств Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения переживаний. В зависимости от дня недели в который проходит урок ритмики, я подбираю музыкально­ритмические   упражнения,   влияющие   на   уровень   двигательной активности   учащихся.   Музыкально­ритмические   упражнения   выполняют релаксационную   функцию,   помогают   добиться   эмоциональной   разрядки, снять   умственную   усталость   и   утомление.   Ритм   который   диктует   музыка головному   мозгу,   снимает   нервное   напряжение,   улучшая   тем   самым   речь ребёнка. Движение   и   танец,   помимо   того,   что   снимают   нервно­психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект. Музыкально ­ ритмические упражнения. 1. « Гимнастика руками». 2. « Прогулка по сказочному лесу». 3. « Праздничный марш». 4. « Порхающая бабочка». 5. « Поездка на велосипеде». 6. « Поездка в деревню». 7. « Танец быков» (фламенко). 8. Упражнения на внимание. Учитель показывает движения, а ученики должны как можно быстрее его повторить. 9. Упражнения на координацию движений (галоп вправо­влево, «моталочка» вперёд и в сторону). 10.« Полька зверей». 11. « Зеркало» ( в парах) Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении. 12.«   Делай,   как   я».   Дети   повторяют   произвольные   движения,   которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения. 13.«  Вечное   движение».   Ритмико  ­   двигательная   композиция,  исполняемая под   современную   танцевальную   музыку.   каждый   ребёнок   придумывает собственное оригинальное движение. 14.« Стоп­кадр».   Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.  Ритмические упражнения. 1.« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить. 2.Ритмизация собственных имён и фамилий. 3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.) 4. Ритмизация движений различных животных. 5.Коллективная   импровизация   ритма   к   звучащему   маршу.«Ладушки»(   эта игра   хорошо   развивает   не   только чувство   ритма,   но   также произвольное внимание и координацию движений).    Музыкотерапия Музыка   существует   в   нашей   жизни   как   живое   знание   и   представление человека   о   самом   себе,   как   средство   самопознания   и   самовыражения. Восприятие   и   понимание   музыки   заключается   в   ощущении   её   связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей   к   произведениям   высокого   музыкального   искусства:   произведение золотого фонда музыкальной  культуры. Используя классическую  музыку в целях   музыкальной   терапии,   не   следует   забывать,   что   среди   произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и рока, можно найти не мало   таких,   которые   могут   быть   использованы   в   терапевтических   целях. Современными учёными доказано ,что не только музыка способна вызывать движения   человеческого   тела,   но   и   само   движение   относительно   музыки становится   обучающим   фактором.   Оно   оказывает   влияние   на   характер восприятия образной сферы музыки.  1.Игра на воображаемых инструментах. 2.Создание самых различных образов (« Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского­   плавные   движения   рук,   вальсирование   на   месте;   русские народные   плясовые   «   Камаринская»,   «   Калинка»­   притопы,   прихлопы, полуприсядка). 3.Дирижирование   воображаемым   оркестром.   Очень   полезно   войти   в   образ дирижёра и представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром.  Фольклорная арттерапия. Русский   фольклор   ­   это   естественная   система   интегративной   арттерапии, включающая   в   себя   извлечение   звуком,   музыкой,   движением.   Драмой, рисунком,   цветом   и   несущая   в   себе   скрытые   инструкции   по   сохранению целостности человеческой личности. Данный вид арттерапии считаю наиболее эффектным,   так   как   использование   фольклора   на   уроках   ритмики предусматривает   органичное   сочетание   самых   разнообразных   видов деятельности,   что   обусловлено   синкретизмом   осваиваемого   материала   и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – собственно танцевальная деятельность: исполнительно ­ творческая . Работа проводится с   их   подвижности, учётом   возрастных   особенностей   школьников: впечатлительности,   образности   мышления,   интереса   к   игровой   и   учебной деятельности. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно ­ образное, ассоциативное мышление,   фантазию,   позволяет   активизировать   различные   творческие проявления   детей.   Задание   «   Разыграй   песню»   предлагаем   учащимся, используя   тексты   и   сюжеты   русских   народных   песен:   «По   малину   в   сад пойдём», «Прискакал воробей», « Как на тоненький ледок», « Жили у бабуси два весёлых гуся», «Как у наших у ворот», «Бояре, а мы к вам пришли» и другие.   Исполнение   может   сопровождаться   характерными   движениями, мимикой, жестами. Терапия творчеством. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец.  Как   правило,   его   человеческие   возможности   находятся   в  скрытом состоянии   и   реализуются   лишь   в   малой   степени.   Создавая   условия, пробуждающие   человека   к   занятиям   искусством,   можно   разбудить   эти дремлющие   до   поры   до   времени   творческие   наклонности. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение   творческих   заданий   на   уроках   ритмики   является   одним   из наиболее   эффективных   приёмов   оптимизации   психического   состояния учащихся.   В   процессе   музыкального   творчества   происходит   более   полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, Сказкотерапия.   чувственного   контакта   с   окружающим   миром. В   нахождении   способов   решения   детьми   своих   психологических   проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку   перспективы   собственного   роста,   дарит   надежду   и   мечты   – предощущение   будущего,   становится   неким   духовным   оберегом   детства. На   обобщающем   уроке   любой   четверти   можно   осуществить   постановку музыкальной сказки ( « Теремок», « Репка», « Колобок» и т.д.) ,подготовить на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов. Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка   внешняя   становится   улыбкой   внутренней,   и   ребёнок   уже   с   ней смотрит на мир и на людей. Заключение.  Применение   здоровьесберегающих   педагогических   технологий   в   работе педагога   повысит   результативность   воспитательно   ­   образовательного процесса, сформирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если будут созданы условия для возможности   корректировки   технологий,   в   зависимости   от   конкретных условий   и   специализации   учебного   заведения;   если,   опираясь   на статистический   мониторинг   здоровья   детей,   будут   внесены   необходимые поправки   в   интенсивность   технологических   воздействий,   обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку. Мной разработана программа по ритмике 4­е года обучения где включены здоровьесберегающие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эта программа способствует   формирующие     технологии формированию навыков здорового образа жизни,   помогает быстро и легко устанавливать   дружеские   связи   с   другими   детьми.   Даёт психотерапевтический эффект: • Эмоциональную разрядку • Снятие умственной перегрузки • Снижение нервно ­ психического напряжения • Восстановления положительного энергетического тонуса Список использованной литературы. 1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально­ ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.  2.   Алямовская   В.Г.   Современные   подходы   к   оздоровлению   детей   в дошкольном   образовательном   учреждении   /В.Г.   Алямовская   //Дошкольное образование. ­ 2004. – С.17­24. 3. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. ­ 2006. ­ №10. ­ С.63­68. 4.   Сивцова   А.М.   Использование   здоровьесберегающих   педагогических технологий   в   дошкольных   образовательных   учреждениях   /А.М.   Сивцова //Методист. ­ 2007. ­ №2. ­ С.65­68. 5.   Журнал   «Образование   в   современной   школе»   №9   (70).   2005.   С.15­17. 6.   Зимняя   И.   А.   Ключевые   компетенции   –   новая   парадигма   результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. С.86, 92­ 95. 7.   Назарова   Л.Д.   Фольклорная   арттерапия.   СПб.:   Речь,2002.   С.8,   13,   54.

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»

Практико - значимый проект «Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019