Практикум для родителей "Дисграфия - что это?"

  • Работа с родителями
  • ppt
  • 29.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.
Иконка файла материала Практикум для родителей Что такое дисграфия у ребенка.ppt

Дисграфия

что это?

Учитель-логопед
Андронова Татьяна Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Радуга»

Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс.

В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций:
- слуховой дифференциации звуков, - правильного их произношения,
- звуковом анализе и синтезе,
лексико-грамматической стороне речи,
зрительном анализе и синтезе, - пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого "графо" — письмо).

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Специфические ошибки(т.е. не связанные с применением орфографических правил)

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Замена
Р-Л, С-Ш, Ж-З
Рак – лак стол – штол жук – зук ковёр – ковёл скала – шкала кожа - коза берёза – белёза каска – кашка дождь – доздь
щенок – ченок тетрадь – чечрачь
цыплёнок – сыплёнок рукавицы - рукавиты
бублик – пуплик (публик, буплик)

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.
Ребенок пишет слова так, как их произносит.
То есть отражает своё дефектное произношение на письме.

2. Акустическая форма дисграфии.




Смешиваются буквы
обозначающие звонкие - глухие
(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),

свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),

аффрикаты и компоненты
(Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит" и т.д.



Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
· пропуски букв и слогов;
· перестановка букв и (или) слогов;
· недописывание слов;
· написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
· повторение букв и (или) слогов;
. контоминация - в одном слове слоги разных слов; · слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова,
слов на слоги, звуки.

4. Аграмматическая дисграфия.

Причина недоразвитие грамматического строя речи.
Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой

- Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").

- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

- Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам.

5. Оптическая дисграфия.

Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций и зрительного анализа и синтеза.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!