Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание
Оценка 4.9

Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание

Оценка 4.9
Аудио +3
docx
обществознание
10 кл—11 кл
18.01.2020
Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание
Практикум Религия Мораль.docx

Практическая работа по теме «Человек и общество: религия и мораль»

1.      Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

….

Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

2.      Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

1)      монотеизм           3) технология            5) конфессия

2)      эксперимент        4) культ                      6) сверхъестественное

3.      Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

       «Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие _______ (А). К основным _______ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, _____ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.

       Моральные нормы наряду с _____ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль – это, прежде всего, _____ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести.

       Она присуща не только отдельным личностям, но и ______ (Е) которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)      моральные категории      4) активность                          7) польза

2)      производство                    5) совесть                                8) общественное мнение

3)      порицание                         6) внутренний регулятор       9) право

4.      В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите в ответе это слово (словосочетание).

1)      долг  2) совесть  3) нравственный выбор   4) моральное сознание  5) порядочность

5.      Прочитайте фрагмент рассуждений известного общественного деятеля Альберта Швейцера (1875-1965) и выполните задания.

       «Духовную силу мы обретаем лишь тогда, когда люди замечают, что мы поступаем не автоматически, всякий раз согласно одним и тем же принципам, а в каждом отдельном случае боремся прежде всего за гуманность. Люди слишком мало вкладывают сил в эту борьбу. Все мы – начиная от самого маленького работника самого маленького предприятия и кончая политическим деятелем, ведающим судьбами войны и мира, - нередко действуем по готовым рецептам и, следовательно, уже не как люди, а как исполнители, служащие общим интересам.

       Поэтому-то мы часто не испытываем доверия к справедливости, осенённой светом человечности. Мы по-настоящему даже и не уважаем друг друга. Все мы чувствуем себя во власти морали благоприятных обстоятельств, морали расчётливой, безличной, прикрывающей себя принципами и обычно не требующей большого ума. Эта мораль способна ради морали осуществления ничтожных интересов оправдать любую глупость и любую жестокость …

       Только в нашей борьбе за гуманность рождаются силы, способные действовать в направлении истинно разумного и целесообразного и одновременно оказывать благотворное влияние на существующие нравственные убеждения. Поэтому человек, поступающий по мотивам надличной ответственности, должен чувствовать свою ответственность не только за достигаемые цели, но и за создаваемые его действиями взгляды …

       Общество служит интересам этики, когда оно санкционирует законом её элементарные правила и передаёт из поколения в поколение этические идеи. В этом его большая заслуга, и мы благодарны ему. Но это же общество всё время задерживает развитие этики, беря на себя роль этического воспитателя, что совершенно не входит в его функции. Этическим воспитателем является только этически мыслящий и борющийся за этику человек. Понятия добра и зла, бытующие в обществе, суть бумажные деньги, ценность которых определяется не напечатанными на них цифрами, а их отношением к золотому курсу этики благоговения перед жизнью. По существующему курсу ценность этих понятий равна приблизительно ценности бумажных денег полуобанкротившегося государства.

       Гибель культуры происходит в следствие того, что создание этики перепоручается государству. Обновление культуры будет возможно только тогда, когда этика вновь станет делом мыслящего человека, а люди будут стремиться утвердить себя в обществе как нравственные личности. В той мере, в какой мы будем это осуществлять, общество превратится из чисто естественного образования в этническое …

       Одобрять мы должны только то, что согласуется с гуманностью. Мы прежде всего обязаны свято защищать интересы жизни и счастья человека».

ЗАДАНИЯ:

1.      Что автор называет «моралью благоприятных обстоятельств»? (выпишите соответствующие фрагменты текста).

2.      Предположите, почему, по мнению автора, люди, действующие в рамках морали благоприятных обстоятельств, не уважают друг друга.

3.      С опорой на текст и обществоведческие знания объясните, что такое гуманность.

4.      Объясните смысл термина «надличная ответственность».

5.      Найдите в тексте ответы на вопросы: когда, по мнению автора, общество служит интересам этики? Должно ли общество выполнять роль этического воспитателя? Кто, по мнению автора, способен исполнить эту роль? (Выпишите из текста соответствующие положения из текста).

6.    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль религии в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1.      Коммуникативная

2.      23

3.      315968

4.      4) моральное сознание

5.      5.1. Автор «моралью благоприятных обстоятельств» называет ….

5.2.Возможно, люди, действующие в рамках морали благоприятных обстоятельств, не уважают друг друга, потому что ….

5.3. Гуманность – это

5.4. «надличная ответственность» - это

5.5. Общество служит интересам этики тогда, когда

 Общество должно / не должно выполнять роль этического воспитателя.

 Эту роль, по мнению автора, способен исполнять …

6.      План «Роль религии в жизни общества»

Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание

Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание

Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание

Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание

Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание

Практикум по теме "Человек и общество: религия и мораль" 10-11 класс обществознание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020