Министерство науки и высшего образования российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
Межрегиональный юридический институт
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
специальность 40.02.04 Юриспруденция
направленность – юрист в сфере правового обеспечения организаций и граждан
Саратов – 2025
Методические указания предназначенные для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 40.02.04 Юриспруденция, включают в себя тематическое планирование учебной дисциплины «Обществознание», варианты контрольных заданий, а так же методические указания по их выполнению и оформлению.
Методические указания обсуждены и одобрены на заседании предметной (цикловой) комиссии профессиональных дисциплин _______________, протокол №_____.
Председатель ПЦК _____________ О.В. Галкина
Рекомендовано методическим советом Межрегионального юридического института для обучающихся по специальности 40.02.04 Юриспруденция ____________________, протокол №____.
Составитель: преподаватель высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук И.А. Дрождева
СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение………………………………………………………………………. |
4 |
|
1. Тематический план дисциплины «Обществознание» для заочной формы обучения……………………………………………………………. |
6 |
|
2. Методические указания по изучению учебной дисциплины «Обществознание»……………………………………………………….…. |
9 |
|
3. Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Обществознание………………………………………….… |
11 |
|
4. Перечень основной и дополнительной литературы…………….….. |
18 |
ВВЕДЕНИЕ
Обществознание как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет объединяющую функцию по отношению к частным общественным наукам, обеспечивая их единство.
Целью освоения учебной дисциплины «Обществознание» реализуемой в рамках специальности 40.02.04 Юриспруденция, является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
Основными задачами дисциплины выступают изучение:
− воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
− освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;
− овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских и жизненных задач;
− совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования;
− становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Методические указания разработаны в целях оказания помощи студентам заочной формы обучения в изучении дисциплины «Обществознание».
1. Тематический план дисциплины «Обществознание» для заочной формы обучения
|
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
Лекции, час. |
Семинары, час. |
Самостоятельная работа, час. |
|
Раздел 1. Человек в обществе |
|||||
|
1. |
Тема 1. Общество и общественные отношения. Развитие общества |
10 |
2 |
2 |
6 |
|
2 |
Тема 2. Биосоциальная природа человека и его деятельность |
6 |
- |
- |
6 |
|
3. |
Тема 3. Познавательная деятельность человека. Научное познание |
4 |
- |
- |
4 |
|
Раздел 2. Духовная культура |
|||||
|
4. |
Тема 4. Духовная культура личности и общества |
8 |
2 |
- |
6 |
|
5. |
Тема 5. Наука и образование в современном мире |
4 |
- |
- |
4 |
|
6. |
Тема 6. Религия |
6 |
- |
- |
6 |
|
7. |
Тема 7. Искусство |
6 |
- |
- |
6 |
|
Раздел 3. Социальная сфера |
|||||
|
8. |
Тема 8. Социальная структура общества. Положение личности в обществе |
8 |
2 |
- |
6 |
|
9. |
Тема 9. Семья в современном мире. |
6 |
- |
- |
6 |
|
10. |
Тема 10. Этнические общности и нации. |
6 |
- |
- |
6 |
|
11. |
Тема 11. Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения. |
6 |
- |
- |
6 |
|
Раздел 4. Экономическая жизнь общества |
|||||
|
12. |
Тема 12. Экономика - основа жизнедеятельности общества |
8 |
2 |
- |
6 |
|
13. |
Тема 13. Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты. |
6 |
- |
- |
6 |
|
14. |
Тема 14. Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя. |
6 |
- |
- |
6 |
|
15. |
Тема 15. Собственность и денежная система. |
6 |
- |
- |
6 |
|
16. |
Тема 16. Предприятие в экономике |
6 |
- |
- |
6 |
|
17. |
Тема 17. Экономика и государство |
6 |
- |
- |
6 |
|
18. |
Тема 18. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика |
6 |
- |
- |
6 |
|
Раздел 5. Политическая сфера |
|||||
|
19. |
Тема 19. Политика и власть. Политическая система |
10 |
2 |
2 |
6 |
|
20. |
Тема 20. Органы государственной власти. |
6 |
- |
- |
6 |
|
21. |
Тема 21. Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники |
6 |
- |
- |
6 |
|
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации |
|||||
|
22. |
Тема 22. Право в системе социальных норм. Система российского права. |
10 |
2 |
2 |
6 |
|
23. |
Тема 23. Основы конституционного права Российской Федерации |
6 |
- |
- |
6 |
|
24. |
Тема 24. Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений |
6 |
- |
- |
6 |
|
25. |
Тема 25. Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство |
6 |
- |
- |
6 |
|
26. |
Тема 26. Основы процессуального права |
6 |
- |
- |
6 |
|
Зачет, контрольная работа |
|
|
|
1 семестр |
|
|
Экзамен, индивидуальный проект |
4 |
|
|
2 семестр |
|
|
Итого |
176 |
12 |
6 |
154 |
|
2. Методические указания по изучению учебной дисциплины «Обществознание»
Отличительной чертой заочного обучения является то, что значительная часть работы по изучению курса приходится на самостоятельное освоение студентами материала по представленной литературе. Поэтому могут быть полезными следующие рекомендации:
ü изучите соответствующий раздел в рекомендуемом учебном пособии и по дополнительным источникам, при этом внимательно прочитайте материал, стремясь понять его структуру и внутреннюю логику развертывания мысли;
ü при повторном чтении выпишите основные положения, идеи и краткое их содержание;
ü ведите словарь новых терминов;
ü по содержанию тем составьте план, в котором отразить все принципиально важные вопросы изучаемого материала (план желательно должен быть сложным, пункты плана могут выражаться цитатами или кратким текстом в собственном переложении);
ü объедините на завершающем этапе подготовленный материал в содержательный и логичный ответ, отражающий основные положения, аргументы и выводы.
Предлагаемая организация изучения учебного материала является подготовительным этапом при выполнении домашней контрольной работы.
ЗАДАНИЕ 1. Используя рекомендованные источники литературы, изучите следующие вопросы самостоятельно. Составьте краткий конспект по каждому вопросу в рабочей тетради (с 1 по 16 вопрос к первому семестру, с 17 по 40 вопрос ко второму семестру).
1. Личность в современном обществе, этапы и виды социализации.
2. Деятельность человека, ее структура и виды.
3. Познавательная деятельность человека, ее основные виды и формы.
4. Понятие истины, виды и критерии.
5. Наука в жизни современного общества, ее основные функции.
6. Образование в современном мире, его функции и значимость для личности и общества. Роль и значение непрерывности образования.
7. Религия как компонент культуры: признаки, формы, функции.
8. Значение поддержания межконфессионального мира в РФ. Свобода совести.
9. Искусство, его основные функции и формы.
10. Семья как важнейший социальный институт, ее функции и типы.
11. Брак как социальный институт, условия вступления, виды.
12. Этнические общности. Нации и особенности межнациональных отношений.
13. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути решения.
14. Социальный конфликт: причины, функции, виды, способы решения.
15. Социальные нормы, их виды. Социальный контроль.
16. Отклоняющееся поведение: причины и виды.
17. Рыночная экономика: признаки и функции.
18. Понятие конкуренции, ее основные виды.
19. Понятие финансовых институтов, их основные виды. ЦБ РФ: задачи и функции.
20. Рынок труда в экономике, его основные функции и субъекты.
21. Понятие заработной платы, ее факторы и виды. Стимулирование труда.
22. Занятость и безработица. Основные причины и виды безработицы.
23. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность.
24. Понятие собственности и ее основные формы. Имущественные отношения.
25. Понятие денежной системы, ее основные элементы.
26. Понятие инфляции, ее основные виды, причины и последствия.
27. Факторы производства и факторные доходы: определение и виды.
28. Понятие издержек, их виды. Выручка и прибыль.
29. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
30. Налоговая система: сущность, виды и функции налогов.
31. Государственный бюджет, его структура и принципы формирования. Понятие государственного долга и его виды.
32. Основные направления и цели государственной экономической политики.
33. Сущность и отличительные признаки мировой экономики. Характеристика международной специализации и разделения труда.
34. Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
35. Понятие политической партии и их виды. Типы партийных систем.
36. Понятие избирательной системы, ее виды и их характеристика.
37. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
38. Понятие конституционного строя РФ, основные принципы.
39. Конституционные права, свободы, обязанности гражданина РФ. Гражданство РФ.
40. Гражданские правоотношения, их структура и принципы построения.
3. Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Обществознание»
Контрольная работа представляет собой ответы на вопросы по темам курса и предполагает базовое изучение студентами различных проблем дисциплины.
Целью контрольной работы является составление представления об основных понятиях и направлениях, рассматриваемых в рамках дисциплины.
Задачи контрольной работы:
ü изучение научной, учебной и справочной литературы, материалов, опубликованных в периодической печати и др.;
ü использование полученных знаний и умений при решении задач по курсу «Обществознание».
ü выработка навыков оформления документации и иллюстративного материала, составления пояснительной записки.
Обучающиеся заочной формы выполняют одну контрольную работу в первом семестре. Выполненную контрольную работу сдают на проверку в деканат заочной формы обучения в первый день выхода на экзаменационную сессию.
Вариант контрольной работы соответствует первой букве фамилии обучающегося.
|
Вариант контрольной работы |
Первая буква фамилии |
|
1 |
А, Л, Х |
|
2 |
Б, М, Ц |
|
3 |
В, Н, Ч |
|
4 |
Г,О |
|
5 |
Д, П, Ш |
|
6 |
Е, Р, Щ |
|
7 |
Ж, С |
|
8 |
З, Т, Э |
|
9 |
И, У, Ю |
|
10 |
К, Ф, Я |
Контрольная работа выполняется набором на ПК. Общий объем контрольной работы должен составлять 8-12 страниц.
Параметры компьютерного набора
Текст письменной работы выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4, кегль 14, шрифт Times New Roman, межстрочный интервал 1,5; ширина полей: верхнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см, нижнее – 2 см; абзацный отступ – 1,25, сноски постраничные кегль 12, шрифт Times New Roman, межстрочный интервал – 1.
Нумерация страниц производится вверху по центру. Страницы письменной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе не проставляется.
Контрольная работа предусматривает письменный ответ на 3 теоретических вопроса: эти вопросы предполагают развернутый ответ по темам курса, четвёртый – практическое задание, требующие аргументированного ответа (включая своё мнение) по важным обществоведческим вопросам, пятый вопрос-задача по праву.
Изложение текста должно быть самостоятельным, без дословного переписывания из учебника или дополнительной литературы. По тексту делаются ссылки на литературные источники, использованные при изучении или изложении данного вопроса. Ссылки размещаются внизу страниц или в процессе изложения материала в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника и страницы. Например: [3, с. 18].
В конце работы приводится список источников, в том числе интернет-ресурсов. На последней странице ставятся дата выполнения работы и подпись автора.
Проверка и оценка контрольной работы
Полностью подготовленная контрольная работа представляется преподавателю на проверку в установленные сроки (до начала сессии). Если в результате проверки обнаруживаются ошибки, неполный объем или низкое качество оформления, контрольная возвращается студенту для доработки. В этом случае студент обязан в установленный срок выполнить все указания и вновь представить работу на проверку.
Контрольная работа оценивается по системе зачтено/ не зачтено.
Контрольная работа, выполненная по неверно определенному варианту заданий, не рецензируется.
Критерии оценивания:
|
Критерий |
Оценка |
|
|
не зачтено |
зачтено |
|
|
Соответствие оформления работы указанным требованиям |
|
+
|
|
Логика и четкость изложения материала |
|
+
|
|
Полнота ответа на вопросы контрольной работы |
|
+
|
|
Соответствие и качество использованной литературы |
|
+
|
|
Правильность ответов на вопросы в ходе проверки КР |
|
+ |
|
Умение аргументировать свою точку зрения |
|
+ |
Незачтённой считается та работа, в которой не раскрыто содержание вопросов, имеются грубые ошибки в решении задач, ситуаций и т. д. Данная работа возвращается студенту для дальнейшей работы над учебным материалом.
ЗАДАНИЕ 2. Выполнить контрольную работу по вариантам.
Вариант 1
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Духовный мир личности. Мировоззрение.
3. Многообразие рынков. Рыночная структура.
2 задание. Практическое задание.
Митинги – одна из форм, в которой реализуется естественное право гражданина высказывать свое мнение. Считается, что митинг - организованная форма политических действий, так как у него есть организаторы, цели, задачи. Назовите недостатки этой формы политического участия человека, если они, на ваш взгляд, есть?
3 задание. Решите задачу
В орган ЗАГС обратился молодой мужчина с заявлением о расторжении брака. Работники ЗАГС, выяснив, что у гражданина есть несовершеннолетняя дочка, отказались принять у него заявление. Гражданин заявил, что тем самым они нарушили его права. Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте.
Вариант 2.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
2. Экономика как наука и хозяйство. Факторы производства.
3. Демократия, ее основные признаки и принципы.
2 задание. Практическое задание.
Приведите примеры СВОИХ социальных групп (не меньше 6).
Приведите два примера внутрипоколенной и два примера межпоколенной мобильности в своей семье.
3 задание. Решите задачу.
Во время развода жена известного писателя потребовала рассматривать все книги, написанные мужем за время их брака, в качестве совместной собственности, обосновывая это тем, что созданы они были при её моральной поддержке. Какое решение примет суд (при условии, что брачный договор заключен не был)? Свой ответ обоснуйте.
Вариант 3.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Понятие истины, ее критерии. Относительность истины.
2. Гражданское общество и правовое государство.
3. Социальный конфликт.
2 задание. Практическое задание.
Семья выполняет в обществе различные функции:
воспроизводство человеческого рода; воспитание детей; социализации; формирование человека, личности.
Какие из этих функций относятся к биологическим, а какие к социальным? Какие из них являются для общества наиболее важными? Свой ответ обоснуйте. Оказывают ли перемены, происходящие в нашем обществе, влияние на семью? И если «да», то какое?
3 задание. Решите задачу
16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесарную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор. Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.
Вариант 4.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Искусство, его формы, основные направления.
2. Типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная (дать характеристику одной из них).
3. Социальные статусы и роли. Социальные роли в юношеском возрасте.
2 задание. Практическое задание.
Используя материал Конституции РФ определите какой республикой является Россия, охарактеризуйте основные признаки российского государства. Сделайте сравнительный анализ президентской и парламентской республик.
3 задание. Решите задачу
Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.
Вариант 5.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Социальная стратификация, ее критерии. Проблема социальной справедливости.
2. Безработица, инфляция, их причины и последствия.
3. Этнос, типы этноса.
2 задание. Практическое задание.
Почему в обществе, котором наблюдается системный кризис, активно развивается религиозное мышление? Аргументируйте.
3 задание. Решите задачу
Р. работает по трудовому договору. В июле он успешно сдал экзамены в университет и 28 августа узнал, что зачислен. Р. подал заявление о расторжении трудового договора, в котором указал причину увольнения, но работодатель обязал его отрабатывать 2 недели. Прав ли работодатель? Ответ обоснуйте.
Вариант 6.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Государство как основной институт политической системы общества, его функции.
2. Молодежь как социальная группа, молодёжные субкультуры.
3. Цивилизация и формация.
2 задание. Практическое задание.
Воспользовавшись своими наблюдениями, самостоятельно постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: банкир, плотник, сталевар, учитель школы, юрист, преподаватель ВУЗа, мясник на рынке, сантехник, врач, шахтер, парламентарий, кассир в банке, токарь, продавец, кассир в магазине, сторож.
3 задание. Решите задачу
18-летний К. вместо службы в армии проходит альтернативную гражданскую службу в госпитале для ветеранов. Укажите возможную причину, по которой ему разрешили заменить военную службу альтернативной. Какими нормативно-правовыми актами регулируется его деятельность?
Вариант 7.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
2. Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
3. Рынок, его виды и типы. Закон спроса и предложения.
2 задание. Практическое задание.
Возможна ли такая организация общества, где деление на бедных и богатых происходить не будет? Аргументируйте.
3 задание. Решите задачу
16-летняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила развестись и предъявить иск о разделе имущества. Ее совершеннолетний супруг заметил, что она недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.
Вариант 8.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Формы государства (формы правления, государственного устройства, политического режима).
2. Социальная мобильность, ее виды, социальные «лифты».
3. Налоги, виды налогов, функции налогов.
2 задание. Практическое задание.
Подготовьте письменную работу на тему «Моя социальная автобиография». В работе нужно отразить роль внешних факторов, оказывающих влияние на формирование личности, опишите на своем примере роль школы и общества в социализации личности, свое воспитание, личный опыт, состав и характер семьи, важнейшие обстоятельства, повлиявшие на ваше развитие.
3 задание. Решите задачу
Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье.
Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита? Какой ответ должен быть дан гражданину С.?
Вариант 9.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
2. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в современном мире.
3. Социализация личности. Политический статус личности.
2 задание. Практическое задание.
Научно-технический прогресс заставляет нас развиваться или деградировать, облегчая нам жизнь? Аргументируйте.
3 задание. Решите задачу
ООО-1 заключило договор поставки своего товара с ООО-2. Однако в оговоренный срок товар поставлен не был. Какая ответственность может быть возложена на ООО-1? В какой форме она может быть взыскана со стороны, нарушившей условия договора?
Вариант 10.
1 задание. Раскройте содержание вопросов:
1. Демократия, ее основные ценности и признаки.
2. Познание мира. Виды человеческих знаний.
3. ВВП и его структура.
2 задание. Практическое задание.
Согласны ли вы с тем, что в современной России наблюдается духовный кризис? Аргументируйте.
3 задание. Решите задачу
Образовалась новая семья, но молодожёны в самом начале семейной жизни столкнулись с тем, что они не могли найти совместные решения по ряду очень важных вопросов:
ü он хотел, чтобы семья жила в большом городе, она предлагала переехать на постоянное место жительство в тихий городок её родителей;
ü он предлагал супруге оставить работу и заниматься только домашними делами, она считала необходимым работать по своей специальности.
Супруги обратились к Семейному кодексу с надеждой увидеть ответ на вопрос, кто из них может сказать решающее слово. Какой ответ они нашли в нём?
4. Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература
1. Ковригин, В. В. Обществознание : учебник / В.В. Ковригин. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 303 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI 10.12737/22813. - ISBN 978-5-16-012362-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2157818
2. Котова, О. А. Обществознание. 11 класс (базовый уровень) : учебник / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - Москва : Просвещение, 2022. - 112 с. - ISBN 978-5-09-099436-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1927284
3. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 346 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16020-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560874
4. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 346 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16020-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560874
5. Обществознание. 10-й класс (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Бо го лю бо ва, А. Ю. Лазебниковой. — 5-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - 319 с. - ISBN 978-5-09-104509-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2089888
6. Обществознание. 11-й класс (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. Ю. Лазебникова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — 5-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2023. — 288 с. - ISBN 978-5-09-104510-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2089891
7. Обществознание. Базовый и углубленный уровни: 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 346 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16019-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568389
Дополнительная литература
1. Игошин, Н. А. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Игошин, И. К. Пархоменко, В. И. Гутыра ; под общей редакцией Н. А. Игошина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16877-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568132
2. Обществознание. Основы науки. Экономическая система общества : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией Н. В. Агафоновой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 321 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17491-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561491
3. Обществознание в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14016-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513854
1. Волков, А. М. Обществознание. Основы государства и права : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 279 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15265-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514965
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.