Практикум решения математических задач "Труд в числах"
Оценка 5

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Оценка 5
Работа в классе
pdf
математика
4 кл—5 кл
09.12.2019
Практикум решения математических задач "Труд в числах"
В данном сборнике собраны задачи, подсказанные проблемами сельского труда и быта, его историей, с учетом местных условий. Отличительной особенностью сборника является то, что кроме традиционных заданий в нем представлены информационные и обучающие задачи, практические работы, математические игры и необычные факты.
Сборник задач_Труд в числах.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прокопьевская средняя общеобразовательная школа»

с. Верх-Егос  

 

 

 

 

 

Составитель:

КОНОПЛЯ Вера Анатольевна,

учитель математики высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В учебном пособии представлены практико-ориентированные задачи, практические работы, способствующие расширению знаний учащихся по ведению приусадебного хозяйства.

Предназначено учителям и учащимся начальной школы общеобразовательных учреждений.

             

 

 

 

Введение ........................................................................................................................ 4

1.    Заглянула осень в сад ......................................................................................... 5

2.    Хорошо здоровым быть! ................................................................................ 14

3.    За развитие животноводства ....................................................................... 17

4.    Во дворе гуляют куры ...................................................................................... 27

5.    Как строят жилище............................................................................................ 29

6.    Лучше нет родного края ................................................................................. 32

7.    Пришла пора весенняя ................................................................................... 45

 

 

           

 

 

 

Сельское хозяйство — это ведущая отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием. Одной из форм экономической деятельности в этой сфере является личное приусадебное хозяйство, которое позволяет заниматься опытничеством, экспериментальными исследованиями. А это невозможно без математических знаний, например, вычисление веса сена в стогах, разбивка огорода, выгодные способы посадки сельскохозяйственных культур и т. п.

В данном сборнике собраны задачи, подсказанные проблемами сельского труда и быта, его историей, с учетом местных условий.

Отличительной особенностью сборника является то, что кроме традиционных заданий в нем представлены информационные и обучающие задачи, практические работы, математические игры и необычные факты. По возможности я стремилась разнообразить свой сборник содержательными задачами и построить его в соответствии с интересами и силами учеников начальных классов нашей школы. Содержание многих задач взято из сельскохозяйственной жизни, потому что деревенские дети относятся с интересом и пониманием к такому материалу. Необходимо лишь, чтобы читатели посмотрели на большую часть предлагаемых мною заданий, как на примерные, числовой материал которых можно варьировать применительно к местным условиям.

Задачи расположены в сборнике группами по их содержанию. Структура, характер задач и практические работы, решение которых не осложнено громоздкими математическими выкладками, позволяет сосредоточиться на главном: формирование у учащихся ясного понимания возможности практического применения математики в сельском хозяйстве.

Пособие предназначено учителям, учащимся начальной школы общеобразовательных учреждений и их родителям.

Фамилия и имя

Рост

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделаем из бумаги метр. Делать будем так:

1.    Отрежьте несколько полосок бумаги шириной в 3 см.

2.    Склейте эти полоски в одну длинную полосу.

Сто сантиметров равны 1 м. Этим метром мы будем измерять рост ребят нашего класса.

Результаты измерений внесите в таблицу:

 

 

3.    Зарисуйте рост своих товарищей по классу у себя в тетради в виде столбиков, расположив столбики по величине.

4.    Сравните свой рост с ростом самого маленького человека планеты и самого высокого.

Кстати

Самый маленький человек планеты имеет рост 54 см 6 мм (Чандра Бахадур Данги), а самый высокий – 272 см (Роберт Першинг Уодлоу)

№ 1. За прошлую зиму я вырос на 3 см, а нынче за лето на 2 см. Моя сестра выросла за прошлую зиму на 1 см, а за лето на 3 см. Кто из нас за это лето больше вырос?

№ 2. Возьми листок бумаги без клеточек. Начерти в нем табличку. Ширина первой графы – 1 см. Ширина второй графы – 8 см. Ширина третьей – 2 см.

 

 

Фамилия и имя

Увеличился рост

2 см

8 см

2 см

Чертить нужно по угольнику и линейке. Вот так.

 

 

 

 

 

Рассмотрите внимательно образчик листа посещаемости. Разделите свой класс на звенья и сделайте по образцу такую же таблицу. Устройте соревнования звеньев вашего класса на лучшую посещаемость.

 

Фамилии, имена

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

5-я неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 3. В конце недели сделайте подсчет сколько дней пропущено каждым. Сделайте подсчет прогулов по звеньям: подсчитаем сколько дней пропущено прогульщиками каждого звена.

№ 4. Составьте и вывесьте в классе табличку, на которой было бы видно, как распределяются звенья по прогулам. На первое место поставьте то звено, где меньше всего сделано прогулов, на второе – следующее по количеству прогулов. Табличка может быть такой:

 

Звено

Количество пропусков

 

 

 

Какое звено выиграло состязание?

 

 

Жизнь людей всегда связана с жизнью природы. Древний землепашец, наблюдая за изменениями в растительном мире, определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других устанавливал сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди давали прогноз погоды и довольно точно предсказывали стихийные бедствия. Такие наблюдения важны для хозяйственной деятельности людей.

 

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Листопад проходит скоро – зима будет холодная.

Пока лист с вишен не опал, выпавший снег растает.

Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму. Несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, тёмные и чёрные – к дождю.

 

§ Рассмотрите, какие деревья вокруг вас?

§ Какие кустарники вы видите и знаете?

§ Как нужно охранять растения? (Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников)

§ Нельзя рвать красивые травянистые растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые человек выращивает специально для этого.

§ Изменились ли листья деревьев и кустарников с приходом осени? (Пожелтели листья, начали опадать; стало меньше травы, многие растения увядают)

§ Почему мы мало видим животных? (Растения живут на одном месте, а животные подвижны, к тому же часто очень ловко прячутся. Деревья, кустарники, травы образуют как бы дом для животных.

Кроме того, для многих животных растения служат кормом) § Как нужно вести себя в лесу, парке?

§ Посмотрите, стая птиц. Куда они летят? (На юг) Почему они улетают? (Мало стало пищи)

§ Отлёт птиц – один из характерных признаков осени.

§ В какое время года насекомых больше? (Насекомых много весной, а летом и осенью меньше.)

 

 

1.                       Из газеты сошьем тетрадь, в которой будем засушивать листочки кустарников.

2.                       Соберите опавшие листья. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям, пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Сложите собранные листочки в газетную тетрадь и засушите их.

На уроках будем играть в игру «С какого растения эти листочки?».

                 

 

№ 5. Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3 580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за сутки? (ответ:

85 кг 920 г)

№ 6. Высота кавказской пихты 60 метров. Она в 2 раза выше сибирской пихты. Какова высота сибирской пихты? (ответ: 30 м)

№ 7. Одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если, гуляя по лугу мы сорвём для букета 56 цветков? (ответ: 8 бабочек)

№ 8. За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц, очень ядовитых для других птиц. Сколько кг таких гусениц съедят за лето 4 кукушки? (ответ: 1 080 кг)

№ 9. Ходя за плугом грач за один день съедает 400 червей, гусениц, личинок. Сколько насекомых может съесть грач за неделю? (ответ: 2 800)

№ 10. 1 гусеница за день может съесть один березовый листок.

Сколько берёзовых листков съедят 50 гусениц? (ответ: 50)

№ 11. Птицы оказывают огромную помощь в борьбе с насекомыми. Они истребляют множество вредных насекомых, личинок, гусениц и яичек. Синица уничтожает не менее 100 000 насекомых, ласточка вылавливает за лето до 1 000 000 мелких мошек, комаров, тлей. Какое количество насекомых уничтожат за лето синица и ласточка? (ответ: 1 100 000)

№ 12. По дороге к избушке лесника Ваня встретил двух девочек: Катю и Машу. Каждая из них несла по лукошку, в каждом лукошке по кошке. Сколько существ направлялись к избушке лесника?

№ 13. Миша и Паша захотели помочь Ване и решили его догнать. Им пришлось пробежать 64 метра. Сколько метров пробежал каждый из них?

№ 14. В городе, где живут Катя и Маша, нет очистительных сооружений, поэтому обе девочки собирают подписи под письмом с просьбой построить очистительные сооружения. Катя собрала 17 подписей, это на 5 подписей меньше, чем Маша. Сколько всего подписей собрали девочки?

№ 15. Миша, Паша и Ваня пришли к лесничему, чтобы помочь собрать мусор в соседнем лесу. Они собирали мусор в пластиковые мешки. Миша наполнил 7 мешков, Ваня – 5. Сколько мешков наполнила Паша, если всего дети собрали 18 мешков мусора?

№ 16. Брошенная на землю кожура банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше. Бумажный пакет разлагается на 8 лет дольше, чем окурок сигареты. На сколько лет раньше разложится кожура от банана, чем пакет?

№ 17. Катя и Маша пошли в лес. По дороге девочки съели банан, а кожуру бросили на землю. Сколько лет будет Кате, когда оставленный мусор разложится, если Катя на 8 лет старше Маши, а два года назад ей было втрое больше, чем Маше?

№ 18. Ребята отправились к пруду. Паша идет впереди Маши, Миша – впереди Вани, но позади Маши, Катя впереди Паши. Кто идет первым и, кто последним?

 

 

 

Ответ. Фермеру нужно быстро собрать урожай и сохранить товар, нужна дополнительная рабочая сила, но не нужны посредники и расходы на транспортировку. Фермер дал рекламу и пригласил покупателей в своё хозяйство «в гости». Он предложил им отдохнуть у него в саду с мороженым, печеньем, шарами, музыкой — устроить пикник. И в это время самим собирать ягоды, взвешивать их и расплачиваться. А ещё фермер дал им возможность самим сварить варенье, джем, мармелад в специальном цеху, где для этого есть все приспособления, банки, сахар.

 

Выполни тест

 

1.    Урожай – это:

а) результат работы людей в саду, на огороде, в поле;

б) полная корзина овощей и фруктов;

в) продукты в магазине;

г) заготовка сена.

2.    Выбери виды работ осенью в саду, на огороде:

а) побелка деревьев и кустарников;

б) перекопка почвы;

в) прополка;

г) внесение удобрений.

3.    Выбери инструменты для работы на пришкольном участке: а) грабли;

б) лопата;

в) тяпка;

г) колышки.

4.    В какое время года собирают урожай:

а) летом;

б) осенью;

в) весной;

г) зимой.

 

5.    Какие овощи нельзя закладывать для хранения?

а) вялые, мокрые, подмороженные;

б) сухие, неповрежденные, свежие.

6.    При работе с садовыми инструментами ты знаешь, что нельзя:

а) передавать их друг другу;

б) высоко поднимать их;

в) копать;

г) оставлять грабли зубьями вверх.

7.    Поставь предложения в порядке исполнения работы «Подготовка семян к хранению»:

а) подготовь пакетики с изображениями цветов, пересыпь семена в пакетики;

б) отбери самые крупные семена, освободи от мусора;

в) пакетики с семенами храни в сухом месте;

г) высыпь семена из цветов на бумагу.

 

 

№ 19. Осенью с гряды пересадили 10 кустиков белой смородины, 25 черной и 2 куста красной. Сколько всего пересадили кустов?

 

Возьмите несколько веточек крыжовника и приколите к земле деревянными шпильками. От веточек вырастут корешки. Так вы получите кустики крыжовника. Обратитесь за помощью к родителям и сделайте фотоотчет своей работы.

№ 20. Для отводки крыжовника ребята делали деревянные шпильки. Один сделал 20 шпилек, а другой 17. Сколько шпилек сделали ребята?

№ 21. Сколько шпилек можно сделать из этого сучка?

 

 

 

             

 

 

№ 22. Я встал в 8 часов 30 минут утра. 10 минут я занимался гимнастикой, 3 минуты обтирался холодной водой, 7 минут умывался и чистил зубы, 15 минут завтракал, 2 минуты собирал книжки, а 20 минут мне нужно на дорогу до школы. Успею ли я к 9 часам в школу?

№ 23. Сколько ты тратишь времени на то, чтобы умыться утром, вычистить зубы, позавтракать, собраться в школу? Сколько тратишь времени на дорогу до школы? Высчитай, когда нужно тебе вставать, чтобы успеть привести себя в порядок и вовремя попасть к занятиям.

№ 24. На приготовление ко сну нужно, примерно, 30 минут, на сон 10 часов. Чтобы не опоздать в школу, тебе нужно вставать … . Не позднее какого времени нужно тебе начать готовиться ко сну вечером?

№ 25. Произведи вычисления:

 

12 ч. 30 м. + 30 м.. = …

10 ч. 45 м. + 15 м. = …

11 ч. 15 м. + 15 м. = …

2  ч. 40 м. + 25 м. = …

3  ч. 12 м. + 50 м. = …

13 ч. + 1 ч. 20 м. = …

13 ч. 40 м. + 1 ч. 30 м. = …

8 ч. 27 м. + 1 ч. 33 м. = …

8 ч. 27 м. + 1 ч. 32 м. = …

16 ч. 2 м. + 59 м. = …

2 ч. 40 м. – 1 ч. = …

2 ч. 40 м. – 1 ч. 20 м. = …

2 ч. 40 м. – 50 м. = …

2 ч. 40 м. – 1 ч. 50 м. = …

12 ч. – 3 ч. = …

12 ч. – 3 ч. 20 м. = …

12 ч. – 3 ч. 59 м. = …

12 ч. 4 м. – 30 м. = …

 

№26. Заболевшему мальчику доктор дол лекарство и запретил ходить в школу. Это было 24 ноября. Мальчик вылечился и получил разрешение посещать школу с 8 декабря. Сколько дней школьных занятий потерял мальчик?

 

Воздух – это удивительный газ, без которого не было бы жизни на Земле.

Когда мы дышим, из воздуха вылавливаем нашими лёгкими кислород. Вдыхаем мы воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем почти без кислорода. Кислород, который мы вдыхаем вместе с воздухом, через кровь поступает к каждому органу человека, в том числе и к головному мозгу.

Если мы долго сидим в непроветриваемом помещении, то воздух становится малопригодным для дыхания: появляется утомление, понижается работоспособность, начинает болеть голова. При дыхании в классе накапливается углекислый газ.

Откуда же взять в помещении свежий воздух? Это просто – открыть после очередного урока на перемене окно в классе, и свежий воздух сам наполнит помещение.

№ 27. Старшая дежурная по классу сказала: «Я дежурила одну пятидневку и не забывала открывать форточку каждую перемену. Всего за это время я открывала форточку 15 раз». Ребята ей ответили: «Мы знаем, что ты не забывала открывать форточку, но почему ты говоришь 15 раз? Ты ошибаешься, так как у нас было по 5 уроков каждый день». На сколько ошиблась старшая дежурная?

№ 28. Сколько градусов показывает этот термометр? (см. рис.)

№ 29. Нормальная (вполне пригодная для жизни) температура воздуха в комнате +16º. Нормальная температура тела здорового человека +37º (по Цельсию). На сколько градусов нормальная комнатная температура ниже нормальной температуры человеческого тела?

№ 30. Человек может умереть, когда температура тела падает (понижается) до + 34º или поднимается до + 42º. На сколько градусов вторая температура выше первой?

 

Обратитесь к завхозу школы и выясните в каких кабинетах есть аптечка. Оцените содержание школьной аптечки. Результат работы оформите в форме таблицы.

 

Содержание аптечки

Количество

Стоимость

Итоговая стоимость

руб.

коп.

руб.

коп.

1

Вата

 

 

 

 

 

2

Бинт

 

 

 

 

 

3

Йод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Древние римляне умели быстро и правильно производить на пальцах рук умножение в пределах 100, когда множимое и множитель больше 5.

Делалось это так. Положим, нужно умножить 7 на 8. На одной руке протягиваем 2 пальца (от 7 отнять 5, остается 2); на другой руке протягивают 3 пальца (от 8 отнять 5, остается 3); остальные пальцы на обеих руках пригибаются к ладоням. Протянутые пальцы обозначают десятки, пригнутые единицы. Десятки складывают, а единицы перемножают, и произведение прибавляют к десяткам.

Получается 2 + 3 = 5 десятков; 3 × 2 = 6 единиц; 5 дес. + 6 ед. = 56.

   

 

 

Животноводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.

Животноводство – является одной из важнейших, социально значимых отраслей сельского хозяйства Кемеровской области.

Отрасли животноводства: коневодство, кролиководство, овцеводство, птицеводство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство).

 

 

Николай Лесков возвращался в волость, по дороге его подвёз на телеге мужик. Этот мужик вёз волостному начальству взятку: крестьяне собрали что могли и хотели просить, чтобы не присылали в их деревню коров голландской породы. «Что, плохи коровы, мало молока дают?» Оказалось, что дают они по 5000–7000 литров в год против 700–1500 литров от наших коров, к тому же более высокой жирности. Коров этих давали крестьянам бесплатно из царской казны «для улучшения породности российского скота». А крестьяне хотят при помощи взятки добиться, чтобы им этих коров не присылали!

Предположите и обоснуйте гипотезы: почему так странно вели себя крестьяне?

Ответ. Голландских коров нужно было кормить клевером, зерном, а зерна крестьянам и самим не всегда хватало. А свои коровки ели любой корм: если надо, то и от болотной осоки не отказывались, и от соломы с крыши. К тому же они давали много навоза, а это было ценнее, чем молоко и мясо, — без навоза не будет хлеба. И в России была своя порода крупного рогатого скота — «навозная».

 

№ 31. Хорошая корова дает в среднем 12 л молока в день. Средняя корова дает в день 8 л молока. Плохая корова дает 3 л молока в день. Сколько ведер молока дает в год хорошая, средняя, плохая коровы, если они будут доиться 315 дней?

№ 32. а) Рассчитайте сколько стоит суточный корм коровы: 4 кг сена по 20 руб. за килограмм, 3 кг соломы по 12 руб. за килограмм, 20 кг силоса по 30 руб. за килограмм, 2 кг отрубей по 7 руб. за килограмм. б) Корова дает 12 л молока, ценой 37 руб. за литр. Сколько корова дает дохода в сутки?

№ 33. В стаде фермерского хозяйства 750 свиней, 960 голов рогатого скота, 1500 овец. Один пастух полагается на 50 свиней, один на 80 голов рогатого скота, один на 300 овец. Сколько требуется пастухов на все стадо?

 

Чтобы узнать вес живой коровы, измерьте сантиметровой лентой ее спину от корня хвоста до холки, где кончается спина и начинается шея, и обхват туловища у передних ног. Полученные числа перемножьте. То число, которое получится от умножения, разделите на 50. Вес коровы получите в килограммах.

Для примера вычислите вес коровы, у которой длина спины

120 см, а охват туловища 220 см. Чтобы найти вес коровы, сделайте действия:

(120 × 220) : 50 кг.

 

 

Вычислите вес своей коровы. Сделайте необходимые для этого измерения и внесите в таблицу. Обязательно обратитесь за помощью к родителям, будьте осторожны и внимательны. Результаты работы внесите в таблицу и представьте фотоотчет своей работы.

 

Кличка коровы

Длина спины (расстояние от корня хвоста до холки)

Обхват туловища у передних ног

Живой вес коровы

 

 

 

 

 

В прошлые времена для взвешивания сена всегда пользовались кошолкой из мешковины. Делают ее так. Берут мешковину длинною 1 м 50 см, а шириною 50 см. и закругляют ее края. Делают дырку, а на другой стороне прикрепляют нетолстую, но прочную веревку длиною в 1 м. На веревке делают 5 петель. За петлю задевают крючок безмена. Так взвешивали в хороших колхозах сено при раздачи коровам.

 

Сено складывают в стога. Для приближенного подсчета объема стога сена пользуются следующей формулой:

,

где V – объем стога, l – длина окружности основания стога в метрах, n – длина «перекидки».

 

№ 34. Вычислите объем стога, если: 1) l = 12 м, n = 15 м;

2) l = 12 м, n = 18 м.

 

 

Возьмите метр, бумагу и ручку. Выполните необходимые измерения и расчеты. Результаты своих действий впишите в таблицу.

 

Длина окружности основания стога

Длина перекидки

Объем стога

Стог 1

 

 

 

Стог 2

 

 

 

 

 

 

 

№ 35. В холодном помещении корова давала в день 20 кружек молока. Когда же корову поставили в теплое помещение, она стала давать 22 кружки молока в день. Сколько литров молока прибавила корова за месяц? (кружка вмещает пол-литра)

№ 36. Корове следует давать каждый день 20 г соли. Сколько соли потребуется в пятидневку?

№ 37. В хозяйствах со второго месяца теленку дают ежедневно 5 г соли, 2 г мела и 2 г пережженной толченой кости. Сколько нужно заготовить соли, мела и костей для теленка на 10 дней?

 

Кстати

Установка изобретателя Леонида Чумазова, которая работает в Томском свинокомплексе, из тонны свиного навоза производит 90 килограммов горючего газа. Стоимость установки, собранной из подручных материалов, — неделя работы слесаря.

Самые крупные пиявки вида Haementeria ghilianii, обитающие в Южной Америке, достигают до 45 см в длину, а их хобот — 15 см. Эти пиявки могут нападать на кайманов, анаконд и других крупных животных, в том числе людей. Известен случай, когда несколько крупных особей убили корову.

В Индии можно купить разлитую в бутылки мочу коров (священных животных в индуизме). Покупатели её пьют, втирают в кожу, купают в ней детей.

Зоологам удалось насчитать в коровьем мычании 11 различных «мелодий».

Обоняние у коров развито слабее, чем у других животных. Тем не менее прежде чем начать есть траву на пастбище, корова тщательно обнюхивает землю. Если на участке были недавно раскиданы удобрения, она отказывается пастись.

 

 

Сделайте ящик с тремя отделениями. Подвесьте его том месте, где находится теленок. Над ящиком прикрепите табличку:

 

 

Не забудь дать теленку:

соли – 1 наперсток, мела – ½ наперстка, кости – ½ наперстка.

 

Из картона начертите круг и разделите его на 12 частей. Напишите название месяцев.

Играть будем так: бросим шарик на круг; если он упал на январь, мы выиграли одно очко, февраль – два очка, март – три и т. д. Так нужно набрать сто очков.

Если у кого-либо после восьмидесяти очков шарик упадет на зимние месяцы, тот начинает игру снова (теряет все очки). В это время все кричат: «Зима, зима!».

Выиграл тот, кто раньше других набрал сто очков.

При новой игре месяцы нужно менять: вместо зимних месяцев брать весенние, затем летние и, наконец, осенние.

 

 

 

Специально обученные собаки помогали чабанам пасти стада овец. Они выполняли команды, которые чабаны подавали условным свистом. Однако через некоторое время собаки стали вести себя странно: то ни с того ни с сего подбегут к своим хозяевам, то начнут без команды собирать пасущихся овец. И так стала вести себя не одна собака, а многие!

Объясните странное поведение собак.

Ответ. Собаки всё-таки выполняли приказы. Только приказы поступали не от людей, а от … жаворонков. Птицы легко подражают разным звукам, и жаворонки научились копировать команды, которые чабаны отдавали свистом своим собакам.

№ 38. Одна овца дает шерсти 2 кг в год. Сколько шерсти дадут 2, 3, 4 овцы?

№ 39. На детские валенки нужно 1 кг шерсти. Сколько шерсти, нужно, чтобы сделать валенки для всех детей класса? А сколько для этого нужно остричь овец?

№ 40. Из 1 кг шерсти выходит 20 пар варежек. Сколько овец нужно остричь, чтобы сделать варежки всем детям класса?

№ 41. Егоровы настригли со своих 18 овец: клочья (стрижка в мае) по 400 граммов с овцы; летнины (стрижка в августе) по 800 граммов с овцы и зимнины (стрижка в декабре) по 600 граммов с овцы. Сколько всего шерсти настригли Егоровы? Сколько граммов шерсти получилось с одной овцы?

№ 42. Всю летнину и клочья купил у Егоровых шерстобит для приготовления валеной обуви. Кроме того, шерстобит скупил у других селян села: клочья – в 12 раз, а летнины в 17 раз больше, чем у Егоровых. Сколько всего граммов шерсти купил он у селян? Сколько это килограммов и граммов?

№ 43. После промывки и просушки купленной у селян шерсти, вес ее уменьшился на 76 килограмма. Но у шерстобитов был еще запас промытой шерсти в 156 килограммов. Сколько всего килограммов шерсти было у шерстобита?

№ 44. Стал шерстобит с двумя помощниками приготовлять шерсть для битья: очищенную от сора и растрепанную шерсть расстилали на полу, пересыпали мукой (для этого берется испорченная мука: затхлая или подмоченная) и колотили тонкими палками. Муки у шерстобита было запасено 144 килограмма, но ее хватило (на каждые 6 килограммов шерсти идет 5 килограммов муки). Поэтому пришлось прикупить еще 216 килограммов муки. Сколько всего килограммов муки вышло у шерстобита?

№ 45. После пересыпки мукой шерсть посушили в теплой печке и потом принялись бить и пушить ручными шерстобитками. Работали втроем. Первую неделю работали 6 дней по 14 часов ежедневно; на второй неделе пришелся праздник, и работали 5 дней по 15 часов в день. А на битье 1 килограмма шерсти нужно одному человеку 2 часа времени. Сколько часов провели шерстобиты за работой в течении двух недель? Сколько килограммов шерсти они перебили?

 

Кстати

У коз, овец, мангустов и осьминогов прямоугольные зрачки.

Классификация овец строится по типу их хвоста. У длинножирнохвостых овец хвосты очень длинные и накапливают большие запасы жира при хорошем питании. Пастухам иногда приходится приспосабливать к такому хвосту маленькие тележки или салазки, чтобы он не обдирался о землю.

А вы знаете сколько овец на всей Земле? Около миллиарда! Больше всего их в Новой Зеландии. Около 900 разных пород. Из 400 граммов шерсти можно спрясть 16 км пряжи. У овец очень плохое зрение, но отличный слух. Если вы видите, что овца лежит на спине – подайте ей руку. Я не шучу! Ей нужна помощь, так как сама она не в состоянии подняться на ноги. Пролежав достаточно долго, овца умирает.

Еще одна правда о зубах – всего два зуба вырастает в год. Покупая овцу, всегда проверяют возраст по зубам. 6 зубов – 3 года. А сколько всего зубов вырастает? Только 8. Зубы кстати растут только на нижней челюсти. И так же у жирафов, антилоп и оленей.

            

 

Под колёсами и ножами машин, убирающих хлеб или косящих траву, иногда гибнут зайчата. В некоторых случаях, услышав страшный гул и грохот, они затаиваются в траве вместо того, чтобы убегать.

Почему не убегают зайчата? Как избежать их гибели?

Ответ. Зайчата затаиваются тогда, когда машины отрезают их от видимой части леса. Если начинать сенокос или уборку зерновых не с ближнего к лесу края луга или поля, а с дальнего от леса края или с центра, то зайчата не будут отрезаны от леса и успеют убежать.

№ 46. На одну шапку-ушанку и на один воротник нужно 4 кроличьих шкурки. Сколько шкурок нужно, сделать шапки и воротники для детей класса?

№ 47. Для выделки кроличьих шкурок приготовляют раствор квасцов. На 1 л воды берут 40 г квасцов и 20 г столовой соли. Сколько квасцов и соли нужно взять на ½ л воды?

№ 48. Крольчат следует отсаживать от матери через полтора месяца. Когда нужно отсадить крольчат, если они родились 29 января?

№ 49. Крольчата родились 5 февраля. Через полтора месяца их отсадили от матери. Какого числа их отсадили?

№ 50. По таблице вычислите живой вес 1 кролика каждой породы.

 

Название породы

Количество

Вес

Серый фландр

6 кроликов

48 кг

Белый фландр

5 кроликов

25 кг

Нормандский

7 кроликов

42 кг

Венский голубой

9 кроликов

36 кг

 

№ 51. Каждые 4 кролика ангорской породы дают в год 1 кг пуха. Если ваша семья будет иметь 32 кролика, то сколько килограммов в год она может получить пуха?

№ 52. Каждые 2 кролика мясной породы дают 1 кг жиру. Высчитайте, сколько дадут жиру 96 кроликов.

№ 53. На 1 пару мужских ботинок нужно 2 кроличьих шкурки. На 2 пары детских ботинок нужно 3 кроличьих шкурки. Высчитайте сколько пар мужских ботинок выйдет из 72 шкурок и сколько из того же количества шкурок выйдет детских ботинок.

 

Кстати

Хотя кролик очень трусливое существо, и он может умереть от разрыва сердца, если его напугает хищник или даже человек. На здоровье кроликов так же влияет и температура, в которой они находятся.

Кролики отличаются отменной прыгучестью. Рекордный кроличий прыжок в длину составляет 3 метра, а в высоту – 1 метр.

Благодаря особому устройству глаз, колик может видеть все происходящее сзади и при этом ему не нужно поворачивать голову.

             

 

 

№ 54. У нас куры разных пород и одна беспородная. Беспородная курица дала за 1 год 6 десятков яиц, виандот дала 12 десятков яиц, плимут-рок снесла 10 десятков, род-айланд – 12 десятков, а минорка – 15 десятков. На сколько десятков больше снесла виандот против беспородной? То же узнайте про других кур.

№ 55. Яйцо беспородной курицы имеет вес 40 г, виандот – 64 г, плимут-рок – 59 г, род-айланд – 61 г, минорки – 70 г. Составьте задачу сами.

№ 56. В хозяйстве было много кур. В морозную зиму оказались больные. Из русских кур захворала 1 курица, виандот захворало 2 курицы, плимут-рок – 3 курицы, минорок – 6 куриц. Сколько больных кур оказалось в хозяйстве?

№ 57. Средняя беспородная курица дает 1 кг мяса, виандот – 2 ½ кг, плимут-рок – 2 кг, род-айланд – 2 ½ кг. Сколько мяса дадут 10 кур простых, 10 кур виандот, 10 кур плимут-рок, 10 кур род-айланд?

№ 58. Стоимость 5 десятков яиц приблизительно окупает корм курицы. Подсчитайте, сколько дает дохода курица, если она снесет 6 десятков яиц? А если она снесет 1 десятков яиц?

№ 59. Беспородная русская курица дает до 60 штук яиц в год, а улучшенная русская – до 100 штук. Посчитайте доход от той и другой. Цены на яйца берите местные. (Считайте, что 50 штук окупают корм.)

 

 

 

Используя рисунок и чертеж сделайте поилку для кур. За помощью обратитесь к родителям и сделайте фотоотчет своей работы.

 

 

 

Кстати

В Древнем Риме преступника могли наказать поединком в Колизее с диким зверем, например, львом. Именно такую судьбу уготовил император Галлиен купцу, который продал жене монарха поддельные драгоценности. И когда купец стоял на арене, из клетки вместо льва вышла курица, вызвав всеобщее веселье. Галлиен объявил: «Он обманывал и был обманут сам», после чего отпустил торговца домой.

Куры породы араукана родом из Южной Америки несут голубые или зеленоватые яйца. Причина этого — заражённость данных кур определённым ретровирусом, который встраивает в ДНК хозяина ген, приводящий к повышенному содержанию в скорлупе желчного пигмента биливердина. Это обстоятельство совершенно не влияет на качество самих яиц и не делает их более вредными или полезными по сравнению с привычными белыми или коричневыми яйцами.

             

 

 

№ 60. Один лист кровельного железа весит 4 кг. Сколько весит 5 листов, 6 листов?

№ 61. Один квадратный метр           кровельного железа стоит 212 руб. Сколько стоит лист железа в 4 кв. м, 5 кв. м?

№ 62. Чтобы построить избу для одной семьи, требуется 200 бревен. Чтобы выстроить дом на 8 семей, нужно в 5 раз больше бревен, чем на одну избу. На сколько меньше приходится бревен на одну семью при постройке большого дома, чем при постройке избы?

№ 63. За день плотник может сложить 4 кв. м стены; за это он получает 400 р. Во что обойдется работа стен дома площадью в 100 кв. м?

Рабочий фартук – одно из самых простых и эффективных средств защиты, как от общепромышленных загрязнений, так и от различных агрессивных сред.

 

 

Сошьем фартук для работы на пришкольном участке или для дежурных в классе из 1 м бязи, сделав соответствующие измерения. Составьте смету на материал для этого фартука.

№ 64. Длина школы 32 м, ширина 21 м. Какое расстояние нужно пройти, чтобы обойти школу со всех сторон?

 

1.                       Измерьте длину и ширину школы.

2.                       Измерьте длину и ширину здания Администрации сельского совета.

3.                       Определите на глаз ширину улицы и проверьте это измерением.

Составьте таблицу сами и занесите в нее полученные данные.

№ 65. На рисунке изображен план комнаты длина которого 4 м, а ширина – 3 м. Чтобы изобразить план комнаты на бумаге, нужно условиться, меру, которой мы измеряли, заменить более мелкой мерой. На чертеже длина 2 клеточек заменяет 1 м. Такая условная мера называется масштабом.

 

 

 

 

 

1.                      Измерьте длину и ширину класса и нарисуйте его план, принимая 2 клеточки за 1 м.

2.                      Сделайте необходимые измерения холла и нарисуйте его план.

Нам часто бывает нужно определить размеры, не имея в руках метра. Поэтому нужно уметь определять размеры «маховками» (размах рук). После маленькой практики вы достигните большой точности.

 

Проведите        соревнования: кто из вас точнее определить на глаз, а после маховками расстояние между дверьми соседних кабинетов, между домами.

 

№ 66. Для модели дома школьник сделал в первый час 30 км, а во второй 45. Сколько не хватает до сотни?

№ 67. На стойке было сложено 80 клеток кирпичей. 39 клеток было сложено неправильно; они развалились. Сколько клеток было сложено правильно?

 

 

1)                     Запишите:

                      Длина кирпича              ____________ см

                     Ширина                          ____________ см

Толщина    ____________ см Вес одного кирпича       ____________ см

Во сколько раз длина кирпича больше ширины?

Во сколько раз ширина больше толщины?

2)                     Сделайте кирпичики в 4 раза меньше нормального. В глину прибавляйте песок. На 2 части глины берите 1 часть песка. 

3)                     Сравните прочность кирпича-сырца и кирпича обожженного.

             

 

 

Прокопьевский муниципальный район образован в сентябре 1924 года. Территория района расположена на юго-западе Кемеровской области и граничит: на юге и юго-востоке Новокузнецким районом, на севере с Беловским районом, на северо-западе с Гурьевским районом, на западе с Заринским районом Алтайского края.

Прокопьевский муниципальный район является промышленноаграрным, где тесно переплетаются интересы угольной промышленности и сельского хозяйства, где в одном селе живут и крестьяне, и шахтеры.

№ 68. Вычислите площадь района, если известно, что:

§  под землями промышленности занято – 8700 га,

§  земли сельскохозяйственного назначения – 177600 га, § земли в черте поселений, входящих в состав МО – 11600 га.

№ 69. В административно-территориальном составе района 10 сельских территорий, 75 населенных пунктов, вычислите сколько человек проживает на территории Прокопьевского района.

 

Сельские поселения

Административный центр

Количество населённых пунктов

Население

1

Большеталдинское

с. Большая Талда

3

1243

2

Бурлаковское

с. Бурлаки

9

3494

3

Калачёвское

п. Калачёво

5

2644

4

Каменно-Ключевское

п. при станции Каменный Ключ

5

894

5

Кузбасское

п. Октябрьский

9

2241

6

Михайловское

с. Михайловка

5

944

7

Сафоновское

п. Новосафоновский

16

5124

8

Терентьевское

с. Терентьевское

7

4911

9

Трудармейское

п. Трудармейский

6

5076

10

Яснополянское

п. Ясная Поляна

10

4573

 

Используя ресурсы Интернет и сайт Администрации Прокопьевского района заполните таблицу (www.прокопьевский-район.рф/ management/municipal/safonovskoe): 

 

Сельская территория:

 

Наименование населенного пункта

Кол-во постоянного населения

 

 

 

№ 70. Численность населения на территории района постоянно меняется. Отразите данные таблицы с помощью столбиков.

 

 

 

Численность населения

 

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

33 420

31 442

31 355

31 295

31 122

31 144

 

№ 71. В районе наблюдается положительная динамика роста доходов населения. Отразите данные таблицы с помощью столбиков

 

 

Заработная плата

Социальные выплаты

Доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы

2009 г.

3 490 000

885 100

1 530 000

2010 г.

3 888 400

1 193 500

1 161 000

2011 г.

5 023 200

1 161 000

1 130 000

2012 г.

6 182 900

1 640 260

1 692 900

2013 г.

6 938 600

1 749 600

413 400

 

 

 

 

Прокопьевский муниципальный район располагает достаточными сырьевыми ресурсами различных полезных ископаемых, главным образом угля. Под промышленной добычей угля занято 10 800 га земель. В пределах Прокопьевского района расположены: Прокопьевско-Киселевский угленосный район, Ускатский угленосный район, примерно половина площади Ерунаковского угленосного района и незначительная часть Бунгуро-Чумышского угленосного района. Ускатский угленосный район полностью расположен на территории Прокопьевского района, где нет действующих угольных предприятий. Имеющиеся запасы каменного угля составляют 116 100 000 т, в том числе 112 600 000 т коксующихся углей.

На территории района угледобычей занимаются крупные компании: «СУЭК-Кузбасс», «Кузбассразрезуголь», «СДС-Уголь», ЗАО «Стройсервис». Это – 29 угольных предприятий, в том числе 7 шахт, 20 разрезов и 2 обогатительные фабрики.

№ 72. Для перевозки 35 т угля выделили несколько грузовиков. На каждый грузовик погрузили по 4 т угля, после чего осталось перевезти ещё 7 т угля. Сколько машин было выделено для перевозки угля?

№ 73. Инспектор остановил шахту на 5 дней. Как изменится добыча за месяц, если по плану участок должен выдать 375 800 т угля?

№ 74. По Киотскому протоколу шахта платит налог в ООН 9,08 рублей за 1 тонну выбросов метана. Сколько шахта платит налогов в месяц, если в год выбрасывается 129 900 тонн метана?

Реальный сектор экономики Прокопьевского муниципального района является промышленно – аграрным. Животноводство в районе носит многоотраслевой характер. Важнейшими отраслями являются скотоводство, свиноводство, птицеводство. На территории района в настоящее время работает 37 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, в том числе одна птицефабрика, свинокомплекс.

№ 75. На 27 мая 2014 г посеяно: зерновых – 25 576 га, рапса на семена – 4 700 га, картофеля и овощей – 1 264 га, однолетних трав – 1 200 га. Вычислите общую площадь посева.

№ 76. За последние 10 лет впервые суточные надои на одну фуражную корову превысили 10 кг. Среднесуточный надой по району составляет 14 кг. Определите на сколько больше к уровню прошлого года стал надой на одну фуражную корову.

№ 77. Наилучших показателей в увеличении производства молока добились операторы машинного доения в ОАО АПК «Сибирь» – Каплина Галина Алексеевна, Иванова Ольга Николаевна – по 15 кг на одну фуражную корову. В ООО СХП «Михайловское» – Антонова Светлана Михайловна – 14 кг на одну фуражную корову.

№ 78. Используя данные таблицы вычислите:

а) разницу суточного надоя в указанных сравниваемых годах по каждому хозяйству;

б) сколько молока в сутки (в кг) получает каждое хозяйство от фуражных коров;

в) прибыль каждого хозяйства, узнав стоимость 1 кг молока. Обратитесь за помощью к родителям.

 

Наименование хозяйств

Фуражных коров

(голов)

Суточный надой на 1 фуражную корову (кг)

2014 год

2013 год

ООО СХП «Михайловское»

468

14

12

ГОУ СПО «Аграрный колледж»

120

11

10

ООО СХП «Севск»

50

10

8

ОАО АПК «Сибирь»

130

15

9

Итого

768

13

10

 

№ 79. Изучите таблицу из Паспорта Сафоновского сельского поселения на 01.01.2013 г.

 

Показатели

Единицы измерения

Количество

1

Число дворов

единиц

1 788

2

Проживает населения, всего

человек

5 137

3

в том числе: в трудоспособном возрасте

человек

3 045

Показатели

Единицы измерения

Количество

4

из них: занято в экономике

человек

1 172

5

Число личных подсобных хозяйств, в которых содержится домашний скот и птица

единиц

646

6

из них: содержат трех и более коров

единиц

2

7

Поголовье животных в ЛПХ:

 

 

8

крупного рогатого скота

голов

586

9

в том числе: коров

голов

490

10

свиней

голов

1 029

11

овец и коз

голов

253

12

лошадей

голов

54

13

птицы взрослой

голов

3 166

14

Наличие техники в ЛПХ

 

 

15

тракторы

единиц

87

16

грузовые автомобили

единиц

34

17

зерновые комбайны

единиц

18

другие с/х машины

единиц

19

Наличие земли

га

1 533,1

 

Ответьте на вопросы:

а) сколько в таблице столбцов и строк;

б) сравните пп. 1 и 2. В чем разница, объясните;

в) на сколько поголовья свиней больше, чем коров, овец и лошадей. Как вы думаете, почему люди держат больше свиней, чем других животных?

г) сколько всего техники в личном подсобном хозяйстве?

д) почему в личном подсобном хозяйстве отсутствуют зерновые комбайны?

 

 

Заполните таблицу (обратитесь за помощью к родителям или в Администрацию с/с).

Название улиц

Число многоквартирных домов

Число частных домов

 

Число дворов имеющих

 

Весенняя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жемчужная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луговая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодежная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нехорошкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овражная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озерная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осенняя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнечная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 80. Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок. 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам?

№ 81. Насекомых и улиток поедают не только птицы, но и жабы, которых за их внешний вид не очень любят люди. 

Определи по схеме, сколько улиток и гусениц могла бы съесть жаба?


 


№ 82. Суслик зимой просыпается через каждые 10 дней. Сколько раз за всю зиму просыпается суслик, если в году 90 зимних дней?

№ 83. Суслик просыпается зимой через каждые 10 дней, а хомяк – через каждые 2 дня. Во сколько раз больше просыпается суслик, чем хомяк?

№ 84. На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов?

№ 85. Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 суток?

№ 86. Длина тела ежа 30 см, а длина его хвоста – 2 см. Во сколько раз больше длина тела ежа, чем длина его хвоста?

№ 87. Божья коровка съедает за день 100 взрослых тлей. Сколько божьих коровок съедят 600 тлей?

№ 88. В погоне за насекомыми птицы могут развивать очень большую скорость. Внимательно рассмотри таблицу и определи, какая птица сможет догнать стрекозу, скорость которой может достигать 57 км/ч.

 

Птица

Скорость полета, км/ч

Вальдшнеп

8 км/ч

Воробей

50 км/ч

Скворец

70 км/ч

 

№ 89. Стрекозы – хищники, они сами очень любят лакомиться кровососущими насекомыми: комарами, мошками. А еще стрекозы могут зависать в воздухе на одном месте, делая по 20 взмахов за секунду. А сколько взмахов крыльями она сделает за 6 секунд?

№ 90. За один год крот выносит на поверхность 1 га берёзового леса 10 т земли. За сколько лет крот вынесет на поверхность 60 т земли?

№ 91. Гадюки любят лакомится мышами. Мышами питается и лиса. Тем самым они спасают лес, поля от этих прожорливых грызунов.

Помоги охотникам добраться до цели. Найди все возможные способы прохождения лабиринтов.

 

 

В ответе укажи выражения, значения которых совпадают с числами, записанными в центрах лабиринтов.

№ 92. Щука живёт 200 лет, а пчела – 5 лет. Во сколько раз меньше продолжительность жизни пчелы, чем щуки?

№ 93. Берёза живёт 120 лет, а лиственница – на 380 лет больше. Сколько лет живёт лиственница?

№ 94. Продолжительность жизни клёна – 600 лет, а яблони – на 400 лет меньше. Какова продолжительность жизни яблони?

№ 95. Всего на Земле 65 видов берёз, а дубов – на 385 видов больше. Сколько всего видов дубов на Земле?

№ 96. Вы отправились на прогулку. Нарисуйте свой путь. В этом вам помогут стрелки.

 

Кстати

Одно стандартное дерево за год обычно вырабатывает 120 килограммов кислорода. Этого достаточно для дыхания семье из трех человек целый год.

Одно дерево березы ежегодно приносит один миллион семян.

Самым высоким в мире деревом признана секвойя, которая растет в США, штат Калифорния. Высота этого дерева – 115 метров, а диаметр целых 8 метров.

Самая старая корневая система у дерева, которое растет в Швеции. Ее возраст примерно 9000 лет. А самое старое дерево растет в США. Этой сосне уже 4,5 тысяч лет.

«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление»

К. Д. Ушинский

Каждого человека волнует состояние окружающей среды, поскольку от нее зависят судьбы человечества. Разумеется, каждый из нас не в состоянии отвратить угрозу человеческой цивилизации, но мы не можем не видеть надвигающейся беды и не думать об этом. Ведь экологическая катастрофа — это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, а последствия того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем.

 

Знаешь ли ты, что …

Большая часть мусора в природе почва разлагает очень долго, например: распад кожуры от апельсина или банана продолжается 2 года, распад пластиковых мешочков – от 100 до150 лет, пластмассовые бутылки разлагаются 200 лет.

 

№ 97. Загрязненные участки природы – очень печальное зрелище. Поэтому Сергей и Валера решили убрать за неряшливыми туристами. Сергей собрал 29 бумажек, а Валера – на 13 больше. Сколько бумажек собрали оба мальчика?

№ 98. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на 10 лет).

№ 99. Выпишите цифрами числа: «На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяноста четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а пожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га».

 

Знаешь ли ты, что ...

Каждый автомобиль во время работы двигателя выбрасывает в атмосферу загрязняющих веществ в 3 раза больше своего веса. Особенно вредно машинное масло, когда оно попадает в воду или на почву. Нельзя мыть машины в реке или озере, потому что это приводит к отравлению окружающей среды и гибели рыб.

 

№ 100. Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 т какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина?

№ 101. Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, питает колодцы, откуда люди черпают воду. Зная, что 2 литра масла могут загрязнить такое количество воды, которое помещается в 5 спортивных бассейнах, посчитай, в скольких плавательных бассейнах поместилась бы вода, загрязненная 34 литрами машинного масла.

№ 102. Недалеко от моего дома, где мы играем, растут березы из одного корня. Одна береза моя, 3 моих братьев, остальные березы сестры и моих родителей. Сколько берез растет из одного корня.

 

Кстати

Чистые пруды в Москве раньше назывались Погаными прудами, так как сюда сбрасывались отходы. В начале 18 века пруд вошёл в состав московского имения князя Меншикова, был вычищен и получил современное название.

В северной части Тихого океана есть область, которую называют Большим тихоокеанским мусорным пятном или Восточным мусорным континентом. Под действием океанских течений здесь в верхних водных слоях скопилось большое количество пластиковых отходов из Азии и Америки, всего вероятно больше 100 миллионов тонн мусора. В отличие от отходов, подверженных биоразложению, пластик под действием света лишь распадается на мелкие частицы, при этом сохраняя полимерную структуру. Эта взвесь напоминает зоопланктон, и медузы или рыбы принимают пластик за пищу.

70 % газет идет в мусорный ящик. И если сдавать, хотя бы часть макулатуры в пункты приема, можно сохранить массу деревьев.

Швейцарский маленький городок Церматт закрыт для автомобилей с выхлопом. По нему можно передвигаться только на велосипеде, гужевом транспорте или электромобиле.

Между тем, среднестатистический автомобиль вырабатывает около полкилограмма газообразных отходов на каждые сорок километров пути.

Современное сельское хозяйство производит в два раза больше продуктов, чем необходимо людям. Более 50% зерна, реализуемого по всему миру, идёт на корм скоту или применяется для получения биотоплива.

70 % пригодной к употреблению пресной воды расходуется на сельское хозяйство, 22 % забирает промышленность и только 0,08 % используется в повседневной жизни.

Только для производства бумаги в мире ежегодно вырубается более 125 миллионов деревьев. А сколько никому не нужных рекламных газет и листовок валяется по подъездам, урнам и просто на улицах наших городов – и подсчитать невозможно!

Чтобы спасти одно дерево от вырубки, необходимо собрать для вторичной переработки около 80 кг бумаги.

В обозримом будущем – живое под угрозой.

По словам знаменитого Гарвадского биолога Уилсона ежегодно исчезает около 30 000 видов живых организмов. К концу этого столетия планета Земля лишится около половины своего нынешнего биоразнообразия.

Прогнозируют, что к 2050 году четверть всех видов живых организмов будет находиться под угрозой исчезновения. Есть повод задуматься …

             

 

 

 

 

Весной на полях в большом количестве летали серенькие бабочки совки-гаммы. Они откладывали яички на сорные травы. Из яичек получались бледно-желтые и зеленые гусеницы, которые жадно пожирали молодую мякоть посевов. Два дня фермер собирал их. В первый день он очистил от гусениц 27 полос, во второй – на 14 полос больше. Сколько полос очистил фермер от гусениц?

 

 

Назовите какое-либо число, меньше 10; пусть ваш товарищ прибавить к нему другое число, также меньше 10, и так продолжайте далее – кто первый скажет 100, тот считается выигравшим.

Постарайтесь вести счет таким образом, чтобы сказать первым число 100.

 

№ 103. Семья скворцов уничтожает за 10 мин. 70 гусениц. Сколько гусениц уничтожит она за час?

 

Берегите полезных птиц; не разоряйте их гнезд.

 

№ 104. Чтобы сделать одну скворечницу, нужно потратить одному ученику 20 часов. Сколько времени нужно одному ученику на поделку 9 скворечниц? 10 ученикам для той же работы, если они распределяют труд поровну?

 

 

 

Сделайте сами домики для прилетевших птиц по образцу на рисунке. Обратитесь за помощью к отцу или дедушке и сделайте фотоотчет своей работы.

 

 

Как-то весною ученик сделал три скворечника. У одного прорезал 4 см в диаметре, у другого 5 см, у третьего 7 см в диаметре. Ученик ждал скворцов. В одном скворечнике поселились воробьи, в другом – скворцы, а в третьем – галки. Теперь понятно, что нужно выучиться чертить

окружность точного размера.

№ 105. Молодой скворчонок съедает около двух сотен насекомых за один день. Сколько насекомых уничтожит семья скворцов? (в семье бывает 4 – 6 скворчат.)

 

Кстати

Древние славяне считали, что птицы прилетают весной на родину не из жарких стран, а откуда-то из-за дальних-дальних облаков, прямиком из сказочного, райского седьмого неба, где всегда тепло и сытно. И чтобы заманить птичек обратно на землю, наши предки занимались устройством гнёзд и скворечников.

Каждый хозяин изощрялся, как мог, в меру своей фантазии и природных способностей. Народ побогаче просто заказывал скворечники мастерам, благо талантливых резчиков по дереву на Руси было всегда несчётно. И все для того, чтоб уютный щебет будил по утрам и утешал по вечерам, чтоб пышнее цвели сады, чтоб колосились нивы, чтоб счастье приходило в дом.

 

 

Огород требует очень тщательной обработки земли: осенью и весной он перепахивается, перекапывается и удобряется. Чтобы знать, сколько потребуется семян на огород, нужно знать, сколько высевается на единицу площади. Всходы огородных растений в течение лета требуют ухода за собой: поливки, прореживания, выпалывания сорных трав, рыхления земли и др.

Яблони в саду сажают с расчетом, чтобы на каждую из них приходилось по 40 кв. м земли. Ежегодно после сбора плодов яблони опалывают, сухие сучки обрезаются, и вносят удобрения. Часто между яблонями сажают ягодные кусты.

Уход за вишнями приблизительно такой же, как и за яблонями.

Чтобы предохранить деревья и кусты от вредных насекомых, их опрыскивают разными составами.

№ 106. С северной стороны школьного участка ребята посадили по 45 штук вишни и смородины. Через несколько дней они посадили еще 15 вишен и 25 смородины. Сколько всего они посадили вишен и сколько смородины?

№ 107. Школьники рассаживали побеги малины. В августе они посадили 35 кустиков, в сентябре 25, а в мае 15. Хорошо принялись только те, которые были посажены в сентябре. Остальные оказались слабыми. Сколько оказалось слабых кустиков?

№ 108. Побеги малины рассаживают рядами. Кустик от кустика дружен быть на расстоянии одного метра. Сколько кустиков можно посадить на двух рядах, если оба ряда по 25 м длиною?

№ 109. В огороде 2 гряды; на каждой из них приготовлено 75 мест для рассады. Сколько потребуется рассады для огорода, если, в среднем, 15 кустиков не принимается?

№ 110. В огороде посадили 50 корней капусты, ценою по 30 р. за десяток; за посадку 5 корней брали по 10 р. С 1 июня по 5 июля капуста ежедневно поливалась с платою по 10 р. за 10 штук. Во что обошелся уход за огородом?

Для правильной разбивки земли на участки с прямыми углами употребляется простой прибор – эккер.

 

 

1.                       Возьмите две неширокие полоски фанеры или тоненькие дощечки, длиною в 30–35 см.

2.                       Скрепите их крест – накрест и на четырех концах воткните очень тонкие высокие гвозди.

3.                       Этот крест прочно прибейте к колу высотою до 1 м 50 см. Кол на конце заострите.

Идя на съемку возьмите отвес. Придя на место нужно при помощи кольев провешить прямую линию (см. рис.)

При помощи отвеса прямо установить кол с эккером так, чтобы два гвоздя одной линейки были на одной линии с провешенной прямой.

 

При помощи эккера разбейте огород на 4 равных участка.

 

 

Са́жень или саже́нь (сяжень, саженка, прямая сажень) — старорусская единица измерения расстояния. В XVII в. основной мерой была казённая сажень (утверждённая в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,16 м, и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков.

1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метра.

1 сажень = 1/500 версты = 3 аршина = 12 пядей = 48 вершков. Сажень (или прямая сажень) первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать — ср. также «досягать», «досягаемый»).

Возьмите четыре палки как показано на рисунке и смастерите сажень.

Ответьте на вопросы:

§  Из какого материалы был сделан сажень?

§  Сколько времени работал?

§  Кто помогал?

 

№ 111. У меня четыре было четыре палки. Из них я сделал мерный метр. Какой длины получились обрезки?

 

 

 

№ 112. Сколько времени я работал? А сколько времени я работал, если у меня был получасовой перерыв?

 

 

                                        Я начал работу                    Кончил работу

 

№ 113. Валя и Лиза работали в саду. Одна из них ушибла себе ногу и ушла раньше. Кто это был: Валя или Лиза? Сколько времени работала Лиза? Сколько времени работала Валя?

 

 

Лиза и Валя начали работать Лиза кончила работать    Валя кончила работу

 

№ 114. Доктор сказал, что ребятишкам нужно спать 10 часов в сутки. Сколько я недосыпаю?

 

 

                                Вечером я ложусь спать        Утром я встаю

 

№ 114. Составьте расписание занятий по форме:

 

Уроки

Начало урока

Конец урока

Перемена

1 урок

 

 

 

2 урок

 

 

 

3 урок

 

 

 

4 урок

 

 

 

5 урок

 

 

 

6 урок

 

 

 

 

 

§  Приготовьте картон.

§  Циркулем начертите круг.

§  Разделите круг на 12 разных частей.

Кстати

Если взять в зубы тикающие наручные часы и заткнуть себе уши, то тиканье превратится в сильные, тяжелые удары – настолько оно усиливается.

Интересно знать, что выпускают больше кварцевых часов, т. к. они более практичные. Задумайтесь только, их погрешность хода – одна минута в год!

 

 

Родина картофеля — Южная Америка, где до сих пор можно встретить дикорастущие растения. Введение картофеля в культуру (сначала путём эксплуатации диких зарослей) было начато примерно 9–7 тысяч лет тому назад на территории современной Боливии. Индейцы не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему, считая одушевлённым существом.

В Европе картофель появился во второй половине XVI века и был сначала принят за декоративное растение, причём ядовитое.

Окончательно доказал, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, французский агроном АнтуанОгюст Пармантье (1737—1813). С его подачи началось проникновение картофеля в провинции Франции, а затем и других стран. Ещё при жизни Пармантье это позволило победить во Франции частый прежде голод и вывести цингу. В честь Пармантье названо несколько блюд, основным ингредиентом которых является картофель.

Появление в России картофеля Вольное экономическое общество связывало с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания.

Поначалу картофель считался экзотическим растением и подавался на стол только в аристократических домах. Государственные меры по распространению картофеля были впервые приняты при

Екатерине II: в 1765 году вышло Наставление Сената «о разведении земляных яблоков». Наставление содержало детальные рекомендации по разведению и употреблению новой культуры и вместе с семенами картофеля было разослано по всем губерниям.

К началу XX века этот овощ уже считался в России «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания.

 

Кстати

Белорусов дразнят «бульбашами» за их безмерную любовь к картошке. По-белорусски картошка называется «бульба». На самом деле, белорусы, действительно, лидеры по поеданию картошки в мире. По статистике, один белорус съедает 183 кг картошки в год, немец — 168 кг, бельгиец — 132 кг, поляк — 123 кг, русский — 90 кг. Наверное, поэтому в Минске есть и памятник картофелю и музей картошки. В России также есть свой памятник, он установлен в городе Мариинске (Кемеровская область).

Пушкин угощал друзей картофелем, приготовленным по собственному рецепту. Холодный отварной картофель он выкладывал в сковороду на слой масла и поджаривал в русской печи. Друзья стали называть это блюдо: «картошка а-ля Пушкин».

Все знают, что, если на картофель капнуть йода, он станет синим. Однако есть сорта картофеля, изначально имеющие синий цвет не только кожуры, но и мякоти. Одним из распространённых сортов такого картофеля является Linzer Blaue.

 

  

№ 115. Для школьных завтраков запасли картофель из расчета на 1 месяц для 6 чел. 66 кг картофеля. Вычислите, сколько килограмм картофеля рассчитывали истратить на одного ученика в месяц.

№ 116. Взрослому человеку требуется в 6 месяцев 96 кг картофеля. Вычислите, сколько взрослому человеку нужно картофеля за 1 месяц.

№ 117. На 8 га земли, предназначенной для картофеля, разбросали 96 ц золы. Сколько центнеров золы нужно для удобрения 2 га земли под картофель?

№ 118. Картофель на удобренной золой почве дал прибавку в урожае с 6 га 78 ц. Высчитайте прибавку урожая картофеля с 4 га.

№ 119. Подсчитайте, сколько потребуется земли под огород, чтобы прокормить овощами учащихся школы. Человеку требуется на год:

 

 

Человеку надо на год

1 кв. м дает

Сколько надо кв. м земли

Картофеля

240 кг

2 кг

 

Капусты

64 кг

4 кг

 

Корнеплодов

48 кг

2 кг

 

Огурцов

16 кг

2 кг

 

Лука

6 кг

1 кг

 

 

Какая площадь огорода требуется на год человеку?

 

№ 120. Будем делать гряды по 80 см ширины, а борозды по 25 см. Сколько места по ширине займут 3 гряды с бороздами?

Садовые дорожки и цветочные клумбы следует защищать невысокой изгородью, ее вы можете сделать сами.

№ 121. Подсчитайте, сколько нужно заготовить колышков для изгороди длиною в 12 м, если на 1 м требуется 8 колышков (также подсчитайте на 5, 6, 7, 8, 9, 10 м).

 

 

 

Садоводам и огородникам хорошо известно, что зола – это отличное удобрение, дешёвое и всем доступное. Кроме того, зола ещё и нейтрализует почву, то есть её полезно вносить на слегка кисловатых почвах (на сильнокислых нужно использовать другие раскислители).

Если говорить в общем, то после сжигания остаётся минеральное удобрение, которое обычно содержит до 30 нужных растению элементов питания. Среди них калий, кальций, фосфор, магний, железо, кремний, сера, разные микроэлементы. Азота в золе практически нет, его соединения улетучиваются с дымом.

Однако зола бывает разная и ценность её зависит от того, что именно сжигали.

Под картофель золу вносят весной под перекопку из расчёта 1 стакан на 1 м2, и при посадке — 2 спичечных коробка под клубень в лунку, перемешав золу с землёй. Перед посадкой клубни можно опудривать (на 30–40 кг клубней потребуется 1 кг золы).

Далее золу используют как подкормку: при первом окучивании растений картофеля под каждый куст понадобится 1–2 ст. л. Золы, а при втором окучивании (в начале бутонизации) дозу увеличивают до

0,5 стакана под куст.

 

Зола повышает урожай – собирайте золу!

 

Сделайте из картона 5 карт и напишите на картах числа.

 

На первой карте

16

28

32

40

45

54

81

На второй карте

24

25

30

35

36

42

56

На третьей карте

20

28

36

40

48

49

63

На четвертой карте

24

30

35

45

54

64

72

На пятой карте

20

32

42

48

56

63

81

 

Сделайте два одинаковых маленьких кубика. Напишите на сторонах каждого кубика числа: 4, 5, 6, 7, 8, 9 по одному числу на стороне.

Кубики бросают на стол сверху играющие по очереди. Скрывшиеся на верхних сторонах кубиках числа перемножаются; число, полученное от умножения, закрывается на картах особыми марками.

Выигрывает тот, у кого раньше будут закрыты все числа на карте.

 

             

 

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"

Практикум решения математических задач "Труд в числах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019