ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
Оценка 4.8
Домашняя работа
docx
физика
Взрослым
15.04.2018
Самостоятельная работа студентов (курсантов) по дисциплине «Физика» подразумевает изучение теоретического материала, не выносимого на лекции; написание рефератов, подготовка докладов и др. Практикум по самостоятельной работе должен помочь студентам(курсантам) организовать свою самостоятельную работу в соответствии с требованиями программы. Для рационального использования времени и лучшего усвоения материала пособие сопровождаются тематическим планом дисциплины с распределением учебного времени по темам, предусмотренным учебным планом. В каждой теме есть план, перечень вопросов, на которые надо дать ответ или составить конспект этих вопросов. Предложенные вопросы для самоконтроля позволяют расширить и закрепить изученный материал. Для написания рефератов предложены несколько тем, по выбору студентов, указаны правила оформления и требования по содержанию.
СРС 1 курс 2017.docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Цикловая комиссия физико – математических дисциплин
Уколова Ю.В
ФИЗИКА
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
для студентов (курсантов) специальностей:
26.02.02 Судостроение
26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
22.02.06 Сварочное производство
26.02.03 Судовождение
профиля технического
очной формы обучения Керчь,2017
2 Составитель:
Уколова Ю.В., преподаватель первой категории СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»
___________
Рецензент: Уколов А. И. канд. физ. – мат. наук, доцент кафедры математики,
физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________
Практикум по самостоятельной работе рассмотрен и одобрен на заседании
цикловой комиссии СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»
Протокол №_____ от _____________ 2017 г.
Председатель ЦК _________________ Ю.В. Уколова
Практикум по самостоятельной работе утвержден на заседании учебно
методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»
Протокол №_____ от _____________ 2017 г.
3 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................5
1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»........................................8
2 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ......................11
3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..............................................18
3.1 Самостоятельная работа №1..................................................................................18
3.2 Самостоятельная работа №2..................................................................................20
3.3 Самостоятельная работа №3..................................................................................21
3.4 Самостоятельная работа №4..................................................................................21
3.5 Самостоятельная работа №5.................................................................................23
3.6 Самостоятельная работа №6..................................................................................24
3.7 Самостоятельная работа №7..................................................................................24
3.8 Самостоятельная работа №8..................................................................................24
3.9 Самостоятельная работа №9..................................................................................25
3.10 Самостоятельная работа №10..............................................................................25
3.11 Самостоятельная работа №11..............................................................................25
3.12 Самостоятельная работа №12..............................................................................26
3.13 Самостоятельная работа №13..............................................................................26
3.14 Самостоятельная работа №14..............................................................................26
3.15 Самостоятельная работа №15..............................................................................27
3.16 Самостоятельная работа №16..............................................................................27
3.17 Самостоятельная работа №17..............................................................................27
3.18 Самостоятельная работа №18..............................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................................29
4 ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня профессиональной подготовки выпускников средних
специальных учебных заведений, их готовность к производительному труду
базируется на прочных знаниях общеобразовательных предметов. Именно поэтому
глубокое знание физики необходимо для изучения специальных дисциплин.
Основной целью изучения дисциплины «Физика» для будущих специалистов
является как закрепление теоретических знаний, полученных в процессе освоения
школьной программы, так и получение новых теоретических знаний для решения
практических проблем, связанных, прежде всего, с будущей профессиональной
деятельностью.
В результате изучения дисциплины «Физика» студенты (курсанты) должны
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура,
средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,
элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного
импульса и электрического заряда,
сохранения энергии,
тяготения,
термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние
на развитие физики.
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых
тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые
свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент
являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность
5 объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще
неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний:
законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных
видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций,
квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных
статьях;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице,
формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с
учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе
использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств
радио и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Современное образование должно готовить специалистов, которые умеют
творчески мыслить, активно работать, находить решение нестандартных проблем,
принимать неординарные решения. Современная система образования предлагает
сотрудничество педагогстудент, где студент это не объект обучения, а субъект,
который может действовать сознательно, целенаправленно применяя знание,
умение и навыки самостоятельно.
Самостоятельная работа студентов (курсантов) по дисциплине «Физика»
подразумевает изучение теоретического материала, не выносимого на лекции;
написание рефератов, подготовка докладов и др. Практикум по самостоятельной
работе должен помочь студентам(курсантам) организовать свою самостоятельную
работу в соответствии с требованиями программы. Для рационального
использования времени и лучшего усвоения материала пособие сопровождаются
тематическим планом дисциплины с распределением учебного времени по темам,
предусмотренным учебным планом. В каждой теме есть план, перечень вопросов,
на которые надо дать ответ или составить конспект этих вопросов. Предложенные
6 вопросы для самоконтроля позволяют расширить и закрепить изученный материал.
Для написания рефератов предложены несколько тем, по выбору студентов,
указаны правила оформления и требования по содержанию.
На самостоятельное обучение физики отводится 60ч изучаемого материала.
Цель самостоятельной работы студентов (курсантов):
развитие творческих способностей и активизация умственной
деятельности;
формирование потребности самообразования;
беспрерывное, постоянное пополнение знаний;
углубление изучаемой дисциплины
Задачи самостоятельной работы студентов(курсантов):
научить студентов (курсантов) самостоятельно работать с
литературой;
творчески воспринимать и осмысливать изучаемый материал;
привить навыки самостоятельного получения знаний и их
обобщения;
обучить студентов (курсантов) самостоятельно работать с
литературой, творчески, осмысленно воспринимать изучаемый материал.
7 1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Наименование разделов и тем
Введение
Раздел I
Механика
Тема 1.1
Кинематика.
Тема 1.2
Законы механики Ньютона
Тема 1.3
Законы сохранения в механике
Раздел II Основы молекулярной физики
и термодинамики
Тема 2.1
Основы молекулярно – кинетической
теории. Идеальный газ.
Тема 2.2
Основы
термодинамики
Тема 2.3
Свойства паров
Тема 2.4
Свойства жидкостей
Тема 2.5
Свойства твердых тел
Раздел III Электродинамика
Тема 3.1
Электрическое поле
Тема 3.2
Законы постоянного тока
Тема 3.3
Электрический ток в полупроводниках
Тема 3.4
8
Объем
аудиторных
часов
3
24
6
10
8
14
2
2
4
3
3
30
4
14
2
4
Объем часов для
самостоятельного
изучения
9
3
3
3
10
5
5
15
3
3
3
3 Магнитное поле
Тема 3.5
Электромагнитная индукция
Раздел IV
Колебания и волны
Тема 4.1
Механические колебания
Наименование разделов и тем
Тема 4.2
Упругие волны
Тема 4.3
Электромагнитные колебания
Тема 4.4
Электромагнитные волны
Раздел V
Оптика
Тема 5.1
Природа света
Тема 5.2
Волновые свойства света
Раздел VI
Элементы квантовой физики
Тема 6.1
Квантовая оптика
Тема 6.2
Физика атома
Тема 6.3
Физика атомного ядра
Раздел VII
Эволюция Вселенной
Тема 7.1
Строение и развитие Вселенной
Тема 7.2
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения
6
18
6
3
9
Объем
аудиторных
часов
2
6
4
10
4
6
12
4
4
4
10
5
5
Объем часов для
самостоятельного
изучения
3
3
3
4
4
9
3
3
3
4
4
Солнечной системы.
Всего
121
60
9 10 2 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
аудиторная;
внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных
занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом(курсантом)
по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с
рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ
учебной дисциплины.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы на
занятиях по «Физике» являются:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,
дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение
структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со
словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно
исследовательская работа, использование аудио– и видеозаписей, компьютерной
техники и Интернета и др.
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,
обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника,
первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление
плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на
контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка
текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспектанализ и др),
подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре
(конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических
кроссвордов, тестирование и др.
для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу,
решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов
(графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач,
подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и
компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа,
рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио и
видеотехники и др.
Самостоятельная работа осуществляться индивидуально или группами
студентов(курсантов) в зависимости от цели, объема, конкретной тематики
самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов(курсантов).
11 Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы
студентов(курсантов) осуществляться в пределах времени, отведенного на
обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную
работу студентов(курсантов) по дисциплине, может проходить в письменной,
устной или смешанной форме.
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного
доклада содержания проведенной работы, литературы по теме.
Это самостоятельная работа студента, где выбор раскрывает суть
исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные
взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение
материала носит проблемнотематический характер. Тематика рефератов, обычно
определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может
проявлять и сам студент.
Требования к выполнению рефератов
К выполнению рефератов предъявляются следующие требования:
индивидуальное задание должно быть выполнено самостоятельно, как
собственное рассуждение автора на основе информации, полученной из
различных источников;
содержание индивидуального задания должно быть изложено от имени автора;
цель и задачи реферата должны быть четкими и отображать суть исследуемой
проблемы;
содержимое индивидуального задания должно соответствовать теме задания и
отображать состояния проблемы, степень раскрытия сути проблемы в работе
должна быть приемлемой;
при разработке индивидуального задания должны быть использованы не менее 7
различных источников;
работа должна содержать обобщенные выводы и рекомендации.
Требования к структуре рефератов
Структура рефератов должна содержать:
Титульный лист (титульный лист является первой страницей реферата);
Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов,
подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания; выводы
(заключение); список использованной литературы;
Введение (во введении кратко формулируется проблема, указывается цель и
задачи реферата);
Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть
реферата );
Выводы или Заключение (в выводах приводят оценку полученных результатов
работы, предлагаются рекомендации);
Список использованной литературы (содержит перечень источников, на
которые ссылаются в основной части реферата или контрольной работы).
Требования к оформлению рефератов.
12 К оформлению рефератов предъявляются следующие требования:
рефераты оформляют на листах формата А4 (210х297), текст печатается на
одной стороне листа через полтора интервала;
параметры шрифта: гарнитура шрифта Times New Roman, начертание
обычный, кегль шрифта 14 пунктов, цвет текста – авто (черный);
параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой
строки 12,5 мм, межстрочный интервал Полуторный;
поля всех страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 20 мм,
правого – 15 мм;
каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со
следующей страницы (Вставка/Разрыв/Новый раздел, со следующей страницы);
страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по
всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, посередине;
нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе не
указывается;
разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;
разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого
материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не
ставят (например, 1);
подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит
из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В
конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;
пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из
порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце
номера точку не ставят, например: «1.1.2»;
подпункты нумеруют в пределах каждого пункта и в конце номера точку не
ставят (например, 1.1.2.1);
заголовки (заголовки 1 уровня) каждой структурной части индивидуального
задания (например, содержание, введение и т.д.) и заголовки разделов основной
части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами
без подчеркивания и без точки в конце;
заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного
отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка
не ставится;
иллюстрации (рисунки, схемы, графики) и таблицы, которые размещаются на
отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;
иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого
упоминания о них в тексте или на следующей странице;
таблица располагается непосредственно после текста, в котором она
упоминается в первый раз или на следующей странице;
таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах раздела;
примечания помещают в тексте при необходимости пояснения содержания
13 текста, таблицы или иллюстрации. Первая цифра номера таблицы, иллюстрации
указывает на порядковый номер раздела, следующая на порядковый номер
таблицы и в конце номера точку не ставят, например: Таблица 1.1– Данные
расхода топлива;
пояснения к отдельным данным, приведенным в тексте или таблицах,
допускается оформлять сносками;
формулы и уравнения располагают непосредственно после их упоминания в
тексте, посередине страницы;
ссылки на источники следует указывать в квадратных скобках, например: [1 –
3], где 1 3 порядковый номер источников, указанных в списке источников
информации;
список использованной литературы следует размещать в алфавитном порядке
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
фамилий авторов или заголовков.
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Образец оформления титульного листа
«Допущено к защите_____»
«Защищено с оценкой____»
преподаватель физики
Уколова Ю.В
« »____________20_г.
По дисциплине: Физика
Тема работы: «Ультразвук»
преподаватель физики
Уколова Ю.В
« »____________20_г.
РЕФЕРАТ
Направление (специальность) – 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
Студента/курсанта группы____
_______________И.О Фамилия
« »____________________20_г.
14 Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой
развернутое, глубокое изложение определенной темы.
Требования к выполнению доклада
доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой
новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения
материала первоисточника;
при написании доклада следует использовать только тот материал, который
отражает сущность темы;
изложение должно быть последовательным и доступным для понимания
докладчика и слушателей;
доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для
полноты раскрытия темы;
при подготовке доклада использовать не менее 3 х первоисточников.
Требования к структуре доклада
Содержание. Последовательно приводят все заголовки разделов доклада
Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается
выбор темы, определяется его значимость и актуальность, указывается цель и
задачи доклада, дается характеристика исследуемой литературы.
Основная часть. Основной материал по теме; может быть поделена на
разделы, каждый из которых, доказательно раскрывая отдельную проблему или
одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего раздела.
Заключение.
Требования к оформлению доклада
Доклад оформляется либо отдельно на листах формата А4, либо в рабочей
тетради
Доклад по длительности занимает 710 минут
Написание конспекта (работа со справочной литературой)– представляет
собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора
информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме.
Требования к выполнению конспекта
конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии
автора, полного наименования работы, места и года издания);
особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием,
взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и
прочнее запомнить;
изложение должно быть последовательным и доступным для понимания
15 Требования к оформлению конспекта
Доклад оформляется в рабочей тетради
Критерии оценки самостоятельных работ
Критерии оценки реферата
Максимальное количество баллов: 20.
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 3 балла;
глубина проработки материала, 3 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
доклад, 5 баллов;
умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
1920 баллов соответствует оценке «5»
1518 баллов – «4»
1014 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2».
Критерии оценки доклада(сообщения)
Максимальное количество баллов: 20.
актуальность темы, 2 балл;
соответствие содержания теме, 3 балла;
глубина проработки материала, 5 балла;
грамотность и полнота использования источников, 5 балл;
умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
1920 баллов соответствует оценке «5»
1518 баллов – «4»
1014 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2».
Критерии оценки за составленный конспект:
содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;
результатов
отражение
основных положений,
работы
автора, выводов, 5 баллов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;
графическое выделение особо
наличие схем,
значимой
информации, 1 балл;
соответствие оформления требованиям, 1 балл;
грамотность изложения, 1 балл;
конспект сдан в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
1415 баллов соответствует оценке «5»
1113 баллов – «4»
16 810 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
17 3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1 Самостоятельная работа №1
Раздел I Механика
Тема 1.1 Кинематика
Задание: работа со справочной литературой по темам: «Движение тела под
углом к горизонту и брошенного горизонтально»; «Равномерное движение точки по
окружности».
Основные термины и определения:
Свободное падение, высота полета, дальность полета, период, частота,
линейная скорость, угловая скорость
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Свободное падение.
2. Движение тела по вертикали.
3. Движение тела под углом к горизонту.
4. Движение тела брошенного горизонтально.
5. Равномерное движение тела по окружности
Методические рекомендации
На основе изученного материала составить конспект в следующей
последовательности:
1) Обозначьте особенности свободного падения тел. Опишите опыт Галилея.
2) Охарактеризуйте движение тела брошенного вертикально вверх.
3) Запишите уравнения движение тела брошенного под углом к горизонту.
4) Запишите уравнения движение тела брошенного горизонтально.
5) Дайте определение: периода, частоты, угловой скорости, линейной
скорости.
6) Укажите единицы измерения данных физических величин и их выражение
через основные единицы СИ.
7) Запишите формулы для определения периода Т, частоты
ν
, угловой
скорости
ω
υ
, линейной скорости
18 Вопросы для самоконтроля
1. С каким ускорением движется тело по вертикали?
2. Как направлено всегда ускорение свободного падения и чему оно равно?
3. Запишите формулы при движении тела по вертикали.
скорости
высоты
координаты у
4. Чему равно время свободно падающего тела?
5. Почему движение тела вдоль оси х равномерное?
6. Почему движение тела вдоль оси у равнопеременное ( равноускоренное )
либо равнозамедленное?
7. Какую форму имеет траектория тела, брошенного под углом к горизонту?
8. При каком угле бросания дальность полета будет максимальна?
9. Как найти проекционную скорость на ось х и у для тела движущегося под
углом к горизонту
10.Чему равно время подъема и время падения тела при движении под углом
к горизонту
11.Что такое период, частота, линейная и угловая скорость?
12.Почему движение тела по окружности является равномерным?
13.Почему тело движется по окружности с центростремительным
ускорением?
14.Запишите формулы определяющие: центростремительное ускорение ац;
;период
υ
; угловую скорость
; частоту вращения
линейную скорость
вращения
.Τ
ω
ν
Задачи для закрепления изученного материала
1.Точка вращается по окружности радиусом 0,2м с периодом 2с. Определить
линейную скорость.
2.Чему равен период колеса ветродвигателя, если за 2 минуты колесо
сделало 50 оборотов?
3.Какова скорость трамвайного вагона, движущегося по закруглению
радиусом 50 метров с центростремительным ускорением 0,5м/с2.
4. Точка вращается по окружности радиусом 2м с периодом 10 с.
Определить линейную скорость.
Мякишев Г.Я Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с
прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев. Н.Н.
Рекомендуемая литература
19 Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.: ил. §13,
с.49 – 51.
Мякишев Г.Я Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с
прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев. Н.Н.
Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.: ил. §15
16, с.5561.
3.2 Самостоятельная работа №2
Раздел I Механика
Тема 1.2 Законы механики Ньютона
Задание: работа со справочной литературой по теме «Сила трения, сила
упругости, закон Гука»
Основные термины и определения:
Деформация, сила трения, коэффициент трения, сила упругости,
коэффициент упругости, закон Гука.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Деформация. Виды деформации.
2. Сила трения.
3. Сила упругости. Закон Гука
Методические рекомендации
На основе изученного материала составить конспект в следующей
последовательности:
1) Дайте определение деформации. Назовите виды деформации и их
примеры в быту, технике.
2) Сформулируйте определение силы упругости, запишите условия ее
возникновения.
3) Запишите закон Гука и условия его выполнения.
4) Сформулируйте определение силы трения и условия ее возникновения.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое деформация тела? Ее примеры и применение
2. Какую силу называют силой упругости?
20 3. При каких условиях выполняется закон Гука?
4. От чего зависит модуль и направление силы трения покоя?
5. Может ли сила трения скольжения увеличить скорость тела?
6. Приведите примеры полезного и вредного действия силы трения.
Рекомендуемая литература
Мякишев Г.Я Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с
прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев. Н.Н.
Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2014. – 416 с.: ил. §34
37 с.107122.
3.3 Самостоятельная работа №3
Раздел I Механика
Тема 1.3 Законы сохранения в механике
Задание: подготовка докладов по темам:
Движение тела переменной массы
Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики»
Сергей Павлович Королев – конструктор и организатор производства
ракетно – космической техники
3.4 Самостоятельная работа №4
Раздел 2 Основы молекулярной физики и термодинамики
Тема 2.2 Основы термодинамики
Задание: подготовка рефератов по темам:
История развития тепловой машины.
Дизельный двигатель.
Двигатель внутреннего сгорания.
Реактивный двигатель.
Паровая турбина.
Газовая турбина
Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины
Экологические проблемы и возможные пути их решения
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин
21 22 3.5 Самостоятельная работа №5
Раздел II Основы молекулярной физики и термодинамики
Тема 2.5 Свойства твердых тел
Задание 1: работа со справочной литературой по теме: «Плавление и
кристаллизация»
Основные термины и определения:
Плавление, кристаллизация, удельная теплота плавления, точка плавления,
растворы, сплавы.
Вопросы для самостоятельного изучения
1) Плавление и кристаллизация. Температура плавления.
2) Удельная теплота плавления
3) Уравнение теплового баланса при плавлении и кристаллизации.
4) Растворы и сплавы
Методические рекомендации
На основе изученного материала составить конспект в следующей
последовательности:
1) Сформулируйте понятия плавления и кристаллизации.
2) Дайте определение удельной теплоты плавления.
3) Опишите особенности в изменении объема и плотности вещества при
плавлении.
4) Запишите, как зависит температура и теплота плавления от давления.
5) Дайте определение точки плавления.
6) Составьте уравнение теплового баланса при плавлении и кристаллизации.
7) Опишите особенности внутреннего строения растворов и сплавов.
1. Объясните процесс плавления с точки зрения молекулярно –
Вопросы для самоконтроля
кинетической теории.
2. Как зависит температура плавления от давления?
3. Что называют удельной теплотой плавления?
4. Как изменится объем и плотность вещества при плавлении?
5. Как зависит температура и теплота плавления от давления?
6. Сформулируйте понятие точки плавления.
23 7. Назовите особенности внутреннего строения растворов и сплавов.
Задачи для закрепления изученного материала
1. Какое количество теплоты необходимо для превращения 5 кг льда, взятого
при температуре – 200С, в пар температура которого 1000С?
2. Чтобы охладить 5 л воды от 200С до 80С, в нее бросают лед при температуре
00С. Определить массу льда, расходуемого на охлаждение воды.
Задание 2: подготовка докладов по темам:
Жидкие кристаллы
Применение жидких кристаллов в промышленности
Кабардин О.Ф. Физика 10 класс: уч. для общеобразов. орган.: углублённый
уровень/ О.Ф Кабардин [и др] М.Просвещение,2014416 с. §32, с 168 – 171.
Рекомендуемая литература
3.6 Самостоятельная работа №6
Раздел III Электродинамика
Тема 3.1 «Электрическое поле»
Задание: подготовка доклада по теме:
Пьезоэлектрический эффект и его применение
3.7 Самостоятельная работа №7
Раздел III Электродинамика
Тема 3.2 «Законы постоянного тока»
Задание: подготовка докладов по темам:
Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики.
Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе
человека.
Молния – газовый разряд в природных условиях.
Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
3.8 Самостоятельная работа №8
24 Раздел III Электродинамика
Тема 3.3 «Электрический ток в полупроводниках»
Задание: подготовка докладов по темам:
Биполярные транзисторы
Полупроводниковые датчики температур
Акустические свойства полупроводников
3.9 Самостоятельная работа №9
Тема 3.4 «Магнитное поле»
Задание: подготовка докладов по темам:
Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы
измерения магнитного потока, магнитной индукции).
Природа ферромагнетизма.
3.10 Самостоятельная работа №10
Раздел III Электродинамика
Тема 3.5 «Электромагнитная индукция»
Задание: подготовка докладов по темам:
Майкл Фарадей – создатель учения об электрическом поле.
Ханс Кристиан Эрстед – основоположник электромагнетизма.
Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
Эмилий Христианович Ленц – русский физик.
3.11 Самостоятельная работа №11
Раздел IV Колебания и волны
Тема 4.2 «Упругие волны»
25 Задание: подготовка докладов по темам:
Ультразвук (получение, свойства, применение)
Физика и музыка.
3.12 Самостоятельная работа №12
Раздел IV Колебания и волны
Тема 4.3 «Электромагнитные колебания»
Задание: подготовка докладов по темам:
Переменный электрический ток и его применение
Использование электроэнергии в транспорте
Производство, передача и использование электроэнергии
Трансформаторы
3.13 Самостоятельная работа №13
Раздел IV Колебания и волны
Тема 4.4 «Электромагнитные волны»
Задание: подготовка докладов по темам:
Александр Григорьевич Столетов – русский физик
Современная спутниковая связь
Современные средства связи
Развитие средств связи и радио
3.14 Самостоятельная работа №14
Раздел V Оптика
Тема 5.2 «Волновые свойства света»
Задание: подготовка докладов по темам:
Голография и ее применение
Дифракция в нашей жизни
Свет – электромагнитная волна
26 Шкала электромагнитных волн
Бесконтактные методы контроля температуры
Оптические явления в природе
3.15 Самостоятельная работа №15
Раздел VI Элементы квантовой физики
Тема 6.1 «Квантовая оптика»
Задание: подготовка докладов по темам:
Макс Планк
Нильс Бор – один из создателей современной физики
Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта
Фотоэлементы
3.16 Самостоятельная работа №16
Раздел VI Элементы квантовой физики
Тема 6.2 «Физика атома»
Задание: подготовка докладов по темам:
Конструкция и виды лазеров
Лазерные технологии и их использование
Нанотехнологии – междисциплинарная область фундаментальной и
прикладной науки и техники
3.17 Самостоятельная работа №17
Раздел VI Элементы квантовой физики
Тема 6.3 «Физика атомного ядра»
Задание: подготовка докладов по темам:
Игорь Васильевич Курчатов – физик, организатор атомной науки и
техники
Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов
27 Рентгеновские лучи. История открытия. Применение
Классификация и характеристики элементарных частиц
Ускорители заряженных частиц
Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц
Применение ядерных реакторов
3.18 Самостоятельная работа №18
Раздел VII Эволюция Вселенной
Тема 7.2 «Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной
системы»
Задание: подготовка рефератов по темам:
Вселенная и темная материя
Астероиды
Управляемый термоядерный синтез
Нуклеосинтез во Вселенной
Происхождение Солнечной системы
Рождение и эволюция звезд
Солнце – источник жизни на Земле
Черные дыры
28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1.Мякишев Г.Я. Физика 10 класс: учеб. для общеобразовательных орган.:
базовый уровень./ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, – М.: Просвещение,
2014. 416 с.
2.Мякишев Г.Я. Физика 11 класс: учеб. для общеобразовательных орган.:
базовый уровень. – / Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский М.: Просвещение
2014. 432 [1] с.
3.Кабардин О.Ф. Физика 10 класс: уч. для общеобразов. орган.: углублённый
уровень/ О.Ф Кабардин [и др] М.Просвещение,2014416 с.
4.Кабардин О.Ф. Физика 11 класс: уч. для общеобразов. орган.: углублённый
уровень. 15е издание/ О.Ф Кабардин [и др] М.:Просвещение,2014416 с.
Дополнительная литература:
5.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического
профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования/ В.Ф.
Дмитриева. – 5–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
6.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Сборник задач: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / В.Ф. Дмитриева. – 4ё–е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2014. – 256 с.
7.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Контрольные материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования/ В.Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. – 3–е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2014. – 112 с.
Электронные ресурсы:
8.Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
9. Российский образовательный портал www
. tvel
10. Департамент образования Тверской области www
11.Тверской областной институт усовершенствования www
12.Представление
работы,
опыта
. edu
. ru
класс
. edu
. ru
. tiuu
. ru
физика
physicam.ru>profskill/22/50.htm
29 30 31 Уколова Юлия Валериевна
Практикум по самостоятельной работе
для студентов (курсантов) всех технических специальностей
Судомеханический техникум ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской
технологический университет»
298309 г. Керчь, Орджоникидзе, 123
32
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
ПРАКТИКУМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ для студентов 1 курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.