Практикум «Проектирование современного урока».
Оценка 4.8

Практикум «Проектирование современного урока».

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
doc
изобразительное искусство +1
1 кл—8 кл
23.06.2019
Практикум  «Проектирование современного урока».
Практикум "Проектирование современного урока". Разработка проекта технологической карты по предмету. Я думаю, что многие сталкивались с проблемой, даже имея хороший набор теоретических знаний, часто возникают трудности в их применений на практике. Проектирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах. Стандарты отвечают на вопрос: "Чему учить?", технологическая карта - "Как учить?", как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов. Данный материал в помощь учителю музыки и изобразительного искусства.
Проектирование современного урока.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ­ лицей г. Татарска Практикум  «Проектирование современного урока». Разработка проекта технологической карты по предмету.                                                                                                                                                                                                                                                            Выступление                                                                                                             учителя музыки и ИЗО Петровой О.В. 2018 г. 1. Теоретическая часть. Слайд 1­2              Я думаю, что многие из присутствующих сталкивались с проблемой: даже имея хороший набор теоретических знаний, часто возникают трудности в их применении на практике. Проектирование   технологической   карты   направлено   на     достижение   результатов,   заявленных   в     стандартах. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов. Слайд 3 Что же такое технологическая карта? Технологическая   карта   урока   –  это   способ   графического   проектирования   урока,   таблица,   позволяющая структурировать урок по выбранным учителем этапов урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Вопрос   обязательных   требований   к   разработке,   структуре   и   форме   технологической   карты   урока   не   имеет законодательного урегулирования.  Пошаговый алгоритм 1. Определение формы технологической карты урока.      Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы: Приложение №1.      При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.     Этапы урока в технологической карте указываются в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить. 2. Определение темы разрабатываемого урока.  Формулировку темы урока учитель должен взять из тематического планирования.   3. Определение цели урока. Конкретные формулировки цели урока учитель определяет, руководствуясь особенностями содержания урока, ожидаемыми результатами изучения.          4.  Перечень личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения в рамках конкретной темы учитель может взять из рабочих  программ. 5. Определение типа урока (Приложение №2). 6. Определение вида урока. 7. Определение опорных понятий урока.  Опорные понятия учитель определяет на основе анализа реализуемой учебной программы. 8. Определение новых понятий.  Перечень формируемых на уроке новых понятий учитель определяет на основе анализа изучаемой темы по реализуемой программе. 9.   Определение   форм   контроля.    Формы   контроля   (письменная,   индивидуальная   устная,   фронтальная   устная, тестирование,   проверка   сформированности   конкретных   видов   деятельности   и   др.)   отбираются   учителем   с   учетом достиждения поставленных задач.  10. Определение и выбор основных видов деятельности учителя на каждом этапе урока. Эта работа строится с учетом решения поставленных задач, достижением ожидаемых результатов обучения.    11. Определение и выбор основных видов деятельности учащихся на каждом этапе урока. Выбор основных видов деятельности   учащихся  (индивидуальная,  групповая,   фронтальная   работа,  работа   с  учебником,  тетрадью,  творческая деятельность, просмотр видеофильма  и т.п.) зависит от спектра задач, решаемых на каждом этапе урока, и предполагает достижение учащимися ожидаемых личностных, метапредметных и предметных результатов.       Для удобства  и скорости работы группам выдается кейс с вспомогательным рабочим материалом. Технологическая карта урока                                       Приложение №1 Описание урока/занятия Предмет/класс Тема Тип урока Цель урока  Задачи урока  Планируемые  результаты   Оборудование и  материалы Используемые  образовательны е ресурсы Используемые  педагогические  технологии,  методы и  приемы ­ системно­деятельностный подход;            ­ личностно­ориентированное обучение; ­ здоровьесберегающие технологии;           ­ групповая технология; ­ обучение в сотрудничестве;                       ­ игровые технологии;  ­ информационно­коммуникационные технологии; ­ словесный;                                   ­ наглядный;                     ­ сравнения; ­ проблемно­поисковый;               ­ исследовательский;       ­ контроля;        ­ анализа. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения Организационная структура урока (УУД) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Приложение № 2 Мотивационный этап. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная:  сформировать   систему   новых   понятий,   расширить   знания   учеников   за   счет   включения   новых   определений,   терминов, описаний. Структура урока обретения новых знаний          Тип №2. Урок рефлексии Цели: Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно­контрольного типа, научить детей находить причину своих   затруднений,   самостоятельно   строить   алгоритм   действий   по   устранению   затруднений,   научить   самоанализу   действий   и   способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. Структура урока­рефлексии по ФГОС     Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение   плана   по   разрешению   возникших   затруднений   (поиск   способов   разрешения   проблемы,   выбор   оптимальных   действий, планирование работы, выработка стратегии). Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии.      В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия. Самоопределение. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи, целей урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Этап рефлексии деятельности. Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:  Деятельностная:  научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Структура урока систематизации знаний        Тип №4. Урок развивающего контроля Цели:  Деятельностная:   научить   детей   способам   самоконтроля  и  взаимоконтроля,  формировать   способности,   позволяющие   осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Структура урока развивающего контроля          Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности. № Тип урока по ФГОС Виды уроков 1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок,  экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа­урок, игра, уроки смешанного типа. 2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. 3. Урок направленности   общеметодологической Конкурс,   конференция,   экскурсия,   консультация,   урок­игра,   диспут,   обсуждение,   обзорная   лекция, беседа, урок­суд, урок­откровение, урок­совершенствование. 4. Урок развивающего контроля Письменные   работы,   устные   опросы,   викторина,   смотр   знаний,   творческий   отчет,   защита   проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС Приложение № 3 Стадии Этапы учебного занятия Образовательные задачи УУД, формирующиеся на Вызов  1. Организационный этап.  Самоопределение  к  деятельности. 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной  деятельности. 2. Создать условия для возникновения  внутренней потребности, включения в  учебную деятельность. данном этапе 1) Регулятивные: ­ волевая саморегуляция; 2) Личностные: ­ смыслообразование (Я должен  посмотреть…) 3) Коммуникативные: ­ планирование учебного  сотрудничества с учителем и со  сверстниками. Возможные методы и приёмы выполнения () Приложение № 4 2.Проверка домашнего  задания.  Актуализация знаний и  фиксация затруднений в  деятельности. Постановка учебной  задачи. Осмысление  содержания 3. Построение проекта  выхода из затруднения 1. Организовать актуализацию изученных  способов действий, достаточных для  построения новых знаний. 2. Зафиксировать актуализированные  способы действия в речи (повторение  правил). 3. Зафиксировать актуальные способы  действия в знаках (эталоны, схемы, опора  по правилам). 4. Организовать обобщение актуализир.  Способов действий. Мотивировать у  учебному действию. 5. Организовать выполнение уч­ся  учебного действия. 6. Зафиксировать учебные затруднения  (групповое или индивид.) Организовать построение проекта  изучения нового знания: 1. уч­ся ставят цель проекта (что  является целью – тема). 2. уч­ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет…) 3. уч­ся формулируют шага, которые  необходимо сделать для реализации  поставленной цели. 1) Познавательные: ­ общеучебные умения  структурировать знания, контроль  и оценка процесса и результатов  деятельности. 2) Регулятивные: ­ контроль и оценка  прогнозирования (при анализе  учебного действия). 1) Регулятивные: ­ целеполагание как постановка  учебной задачи, ­ планирование, ­ прогнозирование. 2) Познавательные: ­ умение структурировать знания,  постановка и формулировка  проблемы, умение осознанно и  произвольно строить речевые  высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных  способов решения задач. 4) Первичное  закрепление. Реализация построенного  проекта и закрепление  изученных способ  действий. 5. Самостоятельная  работа с самопроверкой  по эталону. Контроль и самооценка  знаний и способов  действия 6. Коррекция знаний и  способов действий Рефлексия 7. Подведение итогов  занятия, информация о  домашнем задании.  Рефлексия  1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2.  Организовать фиксацию нового  способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового  действия в знаках. 4. Обсуждение возможности применения  нового способа действий для решения  всех заданий данного типа. 5. Организовать усвоение детьми нового  способа действий во внешней речи ( в парах или группах, фронтально) 1. Организовать самостоятельное  выполнение уч­ся типовых заданий на  новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с  эталоном для самопроверки. 3. По результатам выполнения  самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового  способа деятельности. 1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2. Организовать повторение учебного  содержания необходимого для  обеспечения содержательной непрер­ти. 1. Организовать фиксацию нового  содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений  будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись Д.З. 3) Коммуникативные: Планирование учебного  сотрудничества 2) Познавательные: ­ поиск и выделение необходимой  информации ­ смысловое чтение ­ построение логической цепи  рассуждения 1) Регулятивные: ­ контроль и коррекция в форме  сравнения способа действия и его  результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: ­умение осознанно и произвольно  строить высказывания. 1) Регулятивные: прогнозирование 1) Познавательные: ­ умение структурировать знания ­ оценка процессов и результатов  деятельности 2) Регулятивные: ­ волевая саморегуляция 1. Организовать рефлексию уч­ся по  поводу своего психоэмоционального  состояния,  Мотивации, своей деятельности,  взаимодействия с учителем и  одноклассниками. 1) Коммуникативные: ­ умение выражать свои мысли ­ оценивание качества своей и  общей учебной деятельности Стадии Приемы Используемые приёмы на уроках музыки и изобразительного искусства Примечание Приложение № 4   в о з ы В Верно — не верно Предлагаю   несколько   утверждений   по   теме   урока.   Учащиеся   фиксируют   свои   ответы,   соглашаясь   или отрицая услышанное. На стадии рефлексии  вновь возвращаемся к этим вопросам и корректируем свои ответы в связи с полученной информацией. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и  предположения учащихся. (очень удобный прием при сравнении музыкального произведения, литературного произведения и картины (иллюстрации) Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно по теме. В дальнейшем список  обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется. Инвентаризация Дерево предсказаний Таблица "ЗХУ" Прогнозирование по иллюстрации или музыкальному произведению Ключевые слова   «Инсерт» (чтение с пометками) я и н а ж р е д о с   е и н е л с ы м с О Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в таблицу: Я   знаю Хочу узнать Узнал уроке   на это Предлагаю рассмотреть рисунок (иллюстрацию) или прослушать отрывок музыкального произведения, после учащиеся выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено  и как это связано с темой урока. Перечисляю ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться. Во время  чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую,   интересную,   непонятную.   Предлагаю   учащимся   использовать   цвета.   Данный     прием   снимает проблему     неосмысленного   чтения   и   конспектирования.   Например,   при   изучении   темы   «О   чем рассказывают нам гербы и эмблемы» (ИЗО, 5 кл) учащиеся многое уже знают из уроков обществознания и во время  чтения текста из учебника, делают пометки (+ ­ уже знаю; !­ новое; ­ думаю иначе;? ­не понимаю, есть вопросы).  "Жокеи и лошади" Прием   использую,   когда   нужно   запомнить   много   понятий,   названий,   терминов,   картин   и   т.д.   Заранее подготавливаю карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек прописываю название произведений,   термины,   понятия,   на   второй   половине   карточек   —   автора   произведения,   пояснение, толкование   понятий.   Например,   на   уроке   музыки   можно   написать   название   произведений   и   их композиторов, на уроке изобразительного искусства —  картины и их авторов или жанры. Раздаю карточки, и учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: себе пару найти. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод. Учащиеся наглядно   видят   связь   между   причинами   и   последствиями,   выстроить   логическую   цепочку, систематизировать полученные знания.  Фишбоун Бортовой журнал Своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока. Например: Что мне известно по данной теме?/ Предположения Что нового я узнал из текста? / Новая информация Для заполнения бортового журнала, при изучении нового музыкального произведения или картин, поможет пример анализа произведений: Название музыкального произведения/ Название картины Личное впечатление (чувства, эмоции) – приём «погружения»   в   сюжет картины,   музыкального произведения. направление/ жанр Сюжет Стиль/ Авто р     темп, Средства выразительности Музыка   (мелодия,   ритм, лад,   регистр, динамика)  ИЗО   композиция, центр)   контраст, зрительный (цвет,   я и с к е л ф е Р Ключевые слова Незаконченная фраза Древо мудрости  Понятийное колесо (Колесо знаний) На слайде или доске написано 5 – 6 слов, на основе их учащиеся составляют рассказ. Главное ­ использовать в тексте все ключевые слова. Учащимся предлагается продолжить незаконченные фразы, тем самым подвести итог урока: Сегодня на уроке я узнал, что… Мне это знание необходимо для … Я затруднялся… Я почувствовал, что… Записываю вопросы на листочках и прикрепляю к дереву (нарисовано на ватмане). Вопросы распределены по уровням сложности: жёлтые листочки – уровень знания, понимания и применения; зелёные – уровень анализа и синтеза; красные – уровень оценки. Обучающиеся по очереди подходят к дереву, «срывают» листочки с вопросом, отвечают, а дома (при необходимости) более полно готовят ответ на этот вопрос.   «Понятийное   колесо»   может   быть   заполнено    после   изучения   одной   темы   или   после   изучения     всего раздела. К работе с этим материалом можно подойти дифференцированно. Предлагаю заполнить «колесо» всем в классе, сильным учащимся предлагается  пояснить каждую запись. На уроке  организую работу по принципу «снежный ком»: начинает пояснять записи в «колесе» один, продолжает другой, затем третий и т.д. Иногда выделяю группу учащихся, которая дополняет  и исправляет ответы. Их работа оценивается. Кластер «Синквейн» Разбивку на кластеры я использую довольно часто как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это педагогическая стратегия, которая помогает  обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой­ либо темы, используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается: 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. 2. Далее учащиеся  записывают слова или предложения,  которые приходят на ум в связи с данной темой. 3. По мере того как возникают идеи, необходимо устанавливать связи между ними.   Кластер   как   графический     органайзер   позволяет     сделать   наглядным   мыслительный   процесс   каждого ученика, дает возможность  учителю проследить  этапы и уровень  развития их мышления. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления   в   нескольких   словах.   Синквейн   может   выступать   в   качестве   средства   творческого самовыражения.   На   первых   этапах     предлагаю   составлять   синквейн   в   группах,   потом   в   паре   и   затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащимся  можно составлять синквейн  на уроке или дома. Данная форма   работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события  изученного  материала;  творчески     переработать   важные    понятия  темы,  создает  условия   для раскрытия  творческих  способностей учащихся.  Правила написания синквейна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2. Вторая строчка­это описание темы в двух словах (два прилагательных). 3. Третья строка­описание действия в рамках темы ( три глагола). 4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы. Пример синквейна учащихся:   Изобразительное   искусство,   6   класс,   тема «Пейзаж – большой мир» Пейзаж. Сельский, морской.                                             Смотреть,  любить, изображать.                        Картина природы глазами художника.                Пленэр.                                                                 Музыка, 7 класс, тема «Опера  «Иван Сусанин» Опера. Мощная, патриотическая. Слушать, петь, скорбить. «Судьба человеческая – судьба народная». Ария

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».

Практикум «Проектирование современного урока».

Практикум  «Проектирование современного урока».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2019