Пение в жизни многих детей занимает важное место и принадлежит к основным видам творческой деятельности. Эта образовательная программа разработана не только для одаренных , а всех желающих, любящих  петь детей.      При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
            
        
        
        
                    
                
                    Рабочая программа
вокальной студии «Бельканто»
по курсу внеурочной деятельности составлена 
на основе программы «Чистый голос»
А.М. Билль
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 6 – 14 лет
Руководитель студии  
учитель музыки,    Башеева Любовь ИвановнаПояснительная записка
Г. УланУдэ
      Процесс освоения ребенком духовных ценностей и становление его личности как субъекта 
творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом 
трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодежи
о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между 
истинными и мнимыми ценностями, нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным,
духовным и бездуховным. В современных условиях, присущая 
подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале, красоте часто не находит 
адекватного удовлетворения изза недостаточной образованности и воспитанности детей.
Разбалансированными оказываются физическая, эмоциональная, интеллектуальная сферы 
ребенка. В итоге многие дети оказываются не в состоянии воспользоваться теми сокровищами 
культуры, которые предлагает им одна из крупнейших столиц мира.
Цель образовательной программы  организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, 
обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных 
возможностей и оказание им социальной поддержки.
Для реализации поставленной цели была разработана модель образовательного процесса, которая 
позволила осуществить системный, деятельноличностный подход к формированию эстетической 
культуры ребенка в тесной связи с музыкальным, художественным, нравственным, физическим 
воспитанием.
Образовательная программа направлена на решение следующих задач:
1. Адаптация и психологическая поддержка одаренных детей.
2. Организация образовательной среды, обеспечивающей выявление и оценку не только 
результативной, но главным образом  процессуальной стороны обучения, способствующей 
проявлению инициативы самостоятельности, творчества и одаренности ребенка.
3. Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей 
одаренных детей.
4. Обучение ребенка с помощью вокала, пластики, эмоциональной выразительности передаче 
зрителям своего понимания 
красоты, добра, радости.
5. Развитие и поддержание устойчивого интереса ребенка к вокальноэстрадному творчеству
6. Создание комфортных условий для интересной творческой работы в коллективе студии, 
способствующих развитию коммуникативных навыков личности.Подбор репертуара осуществляется индивидуально для каждого члена студии, так как 
становление творческой личности ребенка нельзя представить вне его саморазвития.
Особое место в содержании деятельности студии занимает формирование эстетической культуры,
являющейся одним из стержневых, базисных свойств личности, этот процесс проходит в 
несколько этапов:
Первый этап  накопление эстетической информации, опыта.
Второй этап  внутренняя дифференциация знаний, впечатлений, отбор личностно значимых 
понятий, фактов, оценок.
Третий этап  повышение познавательной и творческой активности, устойчивый интерес к 
определенным видам художественноэстетической деятельности.
Четвертый этап  индивидуализация эстетических приоритетов, предпочтений, способов 
самовыражения и  самоопределения в творчестве.
Пятый этап  интеграция отдельных компонентов эстетической культуры на основе ведущих 
видов творческой деятельности, возможное формирование интереса к будущей профессии; 
рефлексия самооценки, потребность в самовыражении.
Показателями эстетической культуры ребенка являются устойчивое стремление к 
самосовершенствованию, познавательная, творческая социальная активность, наличие 
нравственных и эстетических идеалов.
         
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в 
мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и 
форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к 
основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение 
красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует 
нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в 
этой области искусства.         Важной формой самовыражения детей является коллективное пение,
где личные качества каждого ребенка формируются именно в нем.
         Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться 
только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в 
учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей 
повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок 
учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует 
знания во многих областях музыкального искусства.
        В основу данной программы положена образовательная программа «Чистый голос» А. Билль.
        Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для
другой категории обучающихся. Не только одаренных , а всех желающих, любящих петь детей.Цель программы:     
       Создание условий для развития вокальных способностей и нравственного становления детей 
школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с 
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
сформировать основы сценической культуры;
развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
развивать творческую активность детей;
воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
       Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
 концентричность программного материала, содержание программы и способствование 
музыкальной деятельности;
 системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
 предоставление возможности самовыражения, самореализации.
     При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени 
прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо 
вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия 
начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
подготовку голосового аппарата;
развитие вокальнохоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
     Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных 
выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную 
зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
           Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 6 до 14 лет. Занятия 
проводятся  по 1 часу 2 раза в неделю индивидуально и 2 часа  занятия ансамблем, 120 часов год. 
Предусматривается звеньевая форма обучения.
          Формы организации вокальной деятельности:
 музыкальные занятия;
 занятия – концерт;
 репетиции; творческие отчеты.
        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает 
взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
       Используемые методы и приемы обучения:
 наглядно – слуховой (аудиозаписи)
 наглядно – зрительный (видеозаписи)
 словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
  практический (показ приемов исполнения, импровизация)
 частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
 методические игры
       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов 
– музыкантов: В.В.Емельянова,  К.Орфа,  Л.Н.Алексеевой, В. В. Кирюшина,  А.Билль.
       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с 
психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку 
предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать 
свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого 
являются:
 создание дружного коллектива;
 взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
           Результаты освоения программы 
Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, 
коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная 
сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; 
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное 
мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных
проектах школы, культурных  событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и 
эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире,
развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов 
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются: овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
 овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
 организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, 
музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
  оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, 
представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности, 
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
  активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
  слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней 
выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи 
разных композиторов;
  ориентироваться в разных жанрах музыкальнопоэтического фольклора народов России (в том 
числе родного края);
 воплощать художественнообразное содержание, интонационномелодические особенности 
песни
  планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок 
музыкальносценических произведений
Метапредметными результатами являются:
 овладение способами решения поискового и творческого характера;
 культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
 приобретение  и применение опыта в  творческой деятельности.
 применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного
материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
 обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, 
сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины 
успеха/неуспеха в вокальнотворческой деятельности  понимать и осознавать многозначность содержания художественных образов, 
существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не 
имеющие однозначного решения;
  пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом 
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора материала, обработки, анализа, 
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и 
познавательными задачами и технологиями 
 научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и 
выступать с аудио, видео  и графическим сопровождением;
  удовлетворять потребность в культурнодосуговой деятельности, духовно обогащающей 
личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
  мобилизация сил и волевая саморегуляция в ходе приобретения опыта сольного или 
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
  действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения 
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся 
условий.
  приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата 
творческой музыкальноисполнительской деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
 формирование эстетических потребностей, ценностей;
 развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
 развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
 бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, 
нации, этнической общности.
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания 
произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их 
взаимодействия;
  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире 
путем ориентации в вокальной  музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни 
класса, школы, города и др.; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 
посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов 
отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и 
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе исполнения  
произведений мировой музыкальной классики, современной вокальной музыки их коллективного 
обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально
эстетического сознания, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, 
понимании его функций в жизни человека и общества;
  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях 
в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной 
деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о 
гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к 
материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
  формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в 
достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности
учащихся.
Прогнозируемые результаты по программе с учетом УУД:
развитие и поддержка устойчивого интереса у детей  к вокально
эстрадному творчеству;
освоение техники эстрадного пения;
 формирование навыков как сольного, так и ансамблевого исполнения;
приобретение   навыков   умения   свободному   ориентированию   в   работе   с   техническими
атрибутами (микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).
развитие артистических способностей в процессе обучения.
воспитать любовь к песенному  творчеству;
 формирование  гражданской позиции, патриотизма, любви к родному краю;
ориентирование  одарённых детей на выбор профессии в области искусства.
 Одним   из   важных   элементов   работы     является   отслеживание   результатов.   Для   этого
разрабатываются   критерии   оценивания,   и   дети   настраиваются   на   анализ   собственных
результатов.   Завершив   работу   или   ее   этап,   ребенок   сам   дает   оценку,   эту   же   работу
оценивает педагог, затем сравниваем эти оценки, обсуждаем и обосновываем их.Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
    Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в 
полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов 
наблюдения и опроса. 
    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
                                                                           Учебный план 
№
            Темы
                 Количество часов
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводное занятие
Знакомство с основными 
вокальнохоровыми 
навыками пения
Охрана голоса
Певческая установка
Звукообразование. Муз.
штрихи
Дыхание
Дикция и артикуляция
Ансамбль. Унисон
Ансамбль. Элементы 
двухголосия, трехголосия
10 Музыкально
исполнительская работа
11
Ритм
12 Сцендвижение
13
Работа над репертуаром
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
1
10
1
5
5
3
3
3
3
34
3
3
34
1
1
3
5
4
5
3
5
34
3
6
36
1
1
3
5
4
5
3
5
34
3
6
3614 Концертная деятельность
15 Итоговые занятия, 
творческие отчеты
8
4
10
4
10
4
                      ИТОГО                                120                                120
120
                                         
                                             1 –й год обучения 
Цель:
 создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Задачи:
 формировать основы вокальной и сценической культуры;
 содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
 развивать творческую активность и самостоятельность детей;
 воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
  
               Учебно – тематический план 1 – го года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Разделы
Общее
В том числе
количество часов
Практических
Теоретических
Вводное занятие
Знакомство с основными 
вокальнохоровыми 
навыками пения
Звукообразование. Муз.
штрихи
Дыхание
Дикция и артикуляция
Ансамбль. Элементы 
двухголосья.
Музыкально
исполнительская работа
1
3
3
3
3
3
30
2
2
2
2
29
 2
1
1
1
1
1
1
1Ритм
Сцендвижение
Работа над репертуаром
Концертная деятельность
3
3
30
6
4
2
2
27
6
4
1
1
3
8
9
10
11
12
Итоговые занятия, 
творческие отчеты
                                                             
Содержание
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, 
правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с 
упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального 
звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные 
на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая
атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию 
речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе 
В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, 
ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. 
Использование а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над 
снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание 
длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных 
движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10. Репертуар.
Соединение музыкального  материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание 
репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. 
Работа над образом исполняемого произведения.
11. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения 
сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение 
удачных моментов.
12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.  
По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны 
знать:
 основы вокально – хоровых навыков;
 правила пения;
 виды дыхания;
 музыкальные штрихи;
 средства музыкальной  выразительности.
уметь:
 применять правила пения на практике;
 петь чисто ансамблем в унисон;
 применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; сценически оформлять концертный номер.
2  ой и 3  ий года обучения
Цель:
Развитие певческих способностей детей через организацию ансамблевого и сольного пения
Задачи:
 закрепить основы вокальной культуры;
 закрепить знания специальной терминологии;
 совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов 
двухголосия и трехголосия;
 развивать творческую активность детей;
 формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
 2 – ой и 3 – ий года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3 – ем году 
идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Учебно – тематический план 2 – го  года обучения
         Разделы
                 Общее
               В том числе
количество часов
Практических
Теоретических
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводное занятие
Охрана голоса
Певческая установка
Звукообразование. Муз.
штрихи
Дыхание
Дикция и артикуляция
Ансамбль. Элементы 
двухголосья.
Музыкально
исполнительская работа 
Ритм 
1
3
3
5
4
5
5
34
3
6
 3
2
4
4
4
33
2
6
1
3
1
1
1
1
1
1
1
             
10
Сцендвижение11
12
13
Работа над репертуаром 
Концертная деятельность 
Итоговые занятия, 
творческие отчеты
36
10
4
33
10
4
3
                      ИТОГО                                                                                      
Содержание программы  2 – го года обучения
1.Вводное занятие. 
Знакомство с программой,  режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены 
вокалиста.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона 
с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий
и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на 
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, 
специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное 
произношение гласных и согласных звуков.
7. Ансамбль. Элементы двухголосия.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого 
звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», 
«крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, 
репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.9. Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести 
ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические 
скороговорки.
10. Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты 
под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11. Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования 
микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание 
литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование 
выученного репертуара. Репетиции.
12. Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. 
Поощрение более удачных моментов.
13. Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 2 – го года обучения.
 пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;
 владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
 умение чисто интонировать;
 умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
 умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
Учебно  тематический план  3 – го  года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
         Разделы
    Общее
               В том числе
количество часов
Практических
Теоретических
Вводное занятие
Охрана голоса
Певческая установка
Звукообразование. Муз.
штрихи
Дыхание
1
3
3
5
5
2
4
 4
1
3
1
1
1Дикция и артикуляция
Ансамбль. Двухголосие, 
элементы трехголосия
Музыкально
исполнительская работа 
Ритм 
Сцендвижение 
Работа над репертуаром 
Концертная деятельность 
Итоговые занятия, 
творческие отчеты
5
6
34
5
5
36
10
4
4
5
33
4
5
33
10
4
1
1
1
1
             
3
6
7
8
9
10
11
12
13
                                                                                  
Содержание программы  3 – го года обучения
1.Вводное занятие. 
Знакомство с программой,  режимом работы. Подбор репертуара.
 2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное 
интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с 
сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. 
Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. 
Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на 
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. 
Сонорные и несонорные согласные звуки.7. Ансамбль. Элементы двухголосия.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с 
сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах  оттенков («легато», 
«стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных 
произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9. Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических 
трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СДдисков.
12. Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13. Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения  программы  3 – го года обучения.
 владение техническими программами приемами пения;
 пение в ансамбле в унисон, двух и трехголосие;
 владение певческой позицией;
 умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
 умение анализировать свои действия.