Управление образования администрации г. Оренбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Детская музыкальная школа
Программа принята к реализации Методическим Советом МАУДО «ЦВР «Подросток» Протокол №1 от 29.08.2024 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАУДО «ЦВР «Подросток»
___________ С.Б. Попцов 31.08.2024 г. |
|
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Гитара»
Возраст учащихся 7-18 лет, срок реализации – 1год
Автор-составитель:
Федотов Сергей Геннадьевич,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Оренбург
2024
Оглавление
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
1.1. 2. Актуальность программы
1.1.3. Отличительные особенности программы
1.1.4. Адресат программы
1.1.5. Срок освоения, уровни и объем программы
1.1.6. Формы обучения и виды занятий
1.1.7. Режим занятий
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1.3.2. Содержание учебного плана
1.4. Планируемые результаты
II. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023/2024 учебный год
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.5.1 Формы, методы, средства обучения
III. Список литературы
IV. Приложения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гитара» имеет художественную направленность. Она способствует развитию музыкальных способностейи коммуникативных навыков учащихся; воспитанию музыкально-эстетического вкуса чувства гражданственности и патриотизма средствами музыкального искусства; содействует творческой самореализации учащихся.
Современное общество испытывает потребность в людях, способных к творческому освоению и воспроизводству культурных ценностей в разнообразных областях человеческой деятельности. Человек, обладающий креативностью способен к более успешной адаптации в постоянно изменяющихся условиях социокультурной динамики, саморазвитию и самореализации на основе генерации и реализации инноваций, сообразно условиям жизнедеятельности.
В связи с этим к системе отечественного образования предъявляются требования перехода от знаниевой парадигмы к парадигме деятельностной, содержание предметов рассматривается как средство воспитания и развития личности, способной к творческому преобразованию действительности на духовно-нравственной основе.
Особую воспитательную и развивающую ценность представляет собой музыкальная деятельность. Музыкальное искусство оказывает благотворное влияние на общеэстетическое развитие детей, приобщает их к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и эмоциональное переживание, приучает образно мыслить и творчески воспринимать саму действительность.
В ряде документов по развитию системы дополнительного образования предусматривается необходимость развития у подрастающего поколения художественного мышления, индивидуальности, креативности вне зависимости от природных способностей, личностных особенностей и социального положения.
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р) прямо указывает на необходимость «…развитие индивидуальных творческих способностей детей, приобретения ими опыта творческой деятельности, их профессиональной ориентации».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России также предусматривает «необходимость формирования таких качеств личности ребенка как патриотизм, стремление к красоте и гармонии, уважение к труду, творчеству и созиданию, в соответствии с базовыми национальными ценностями».
В качестве одной из основных задач Федерального проекта «Успех каждого ребенка» является «…выявление, поддержка и развитие способностей и талантов детей и молодежи».
Социальный заказ на развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни исходит от обучающихся, родителей и лиц, их заменяющих.
Таким образом, данная образовательная программа, ориентированная на развитие творческих музыкальных способностей учащихся, является на сегодняшний день актуальной.
При написании программы автором были проанализированы существующие программы той же направленности педагогов дополнительного образованияТиунова С.В. «Удивительный мир гитары» (с. Карагай, Пермский край),Лопатина В.А. «Нирвана»(с. Уинское, Пермский край),Фельдберг А.В.«Гитара»(г. Москва).
Данная программа имеет ряд отличительных особенностей от вышеперечисленных в содержательном, методическом и технологическом аспектах.
В содержательном аспекте:
- обновлен репертуар, включены музыкальные произведения новых жанров и стилей (эстрадные произведения, бардовские песни, джаз), а также произведения гражданско-патриотического содержания, знакомство с творчеством оренбургских музыкантов и коллективов (группами «Комбат», «Контингент»);
- в процесс обучения включены мероприятия гражданско-патриотической направленности (беседы, концерты, посещение музеев города, встречи с ветеранами войн, участие в конкурсах);
- содержание данной программы базируется на теоретических положениях о развитии специальных способностей (Б.М. Теплов, А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн), методов и форм развития творческих, музыкальных способностей и физических данных (А.В. Хуторской, Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский), одаренности детей (А.Б. Савенков, Н.С. Лейтес), концептуальных основах личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская и др.), теориях эстетического развития (Ю.Б. Борев, А.Ф. Лосев, Л.А. Зеленов, Г.И. Куликов, М.С. Каган),а также основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста (А.Н. Зимина).
В методическом аспекте – это использование методики интенсивного обучения игре на музыкальном инструменте (Т.И. Смирнова);
В технологическом аспекте – использование следующих технологий:
- системно-деятельностного подхода (Е.А. Стрельбицкая), развития творческой активности и самостоятельности (В. Игнатьев, Л. Игнатьева);
- информационные технологии для гитаристов (А.В.Демидченко), использование компьютерных программ в классе гитары (Ю.А.Иванова), сотрудничества учащихся и родителей в музыкальной деятельности (Е. Королёва);
- Введеныздоровьесберегающие технологии (эстетотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия (Пифагор, Гиппократ, В.М. Бехтерев) и релаксационные упражнения, комплекс упражнений для снятия усталости глаз, упражнения для рук, пальцев, спины;
Данная программа предполагает использование в обучении современных технических средств: планшеты, современные звуковые носители и записывающие устройства.
Концептуальными идеямиданной программы является возможность воспитания и развития комплекса потенциальных способностей учащихся, приобщая их к музыкально-исполнительской деятельности и реализации творческих способностей, тем самым помогая им приобщиться к деятельному образу жизни.
Программа «Гитара» составлена с учётом возрастных особенностей учащихся 7-18 лет.
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет).Костная система младшего школьника находится в стадии формирования. Поэтому важен постоянный контроль над посадкой учащегося за инструментом, его движениями и играми. В этом возрасте дети мыслят образно, у них хорошо развито воображение, поэтому целесообразно шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей.
В 11-15 лет происходят физиологические изменения организма (рост и изменение всех внутренних органов и систем). Поэтому, так важен постоянный контроль над посадкой учащегося за инструментом, его движениями и игрой. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую моторику пальцев и мускулатуру рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Улучшается мыслительная деятельность, приобретаются навыки исследования, активизируется внимание, более ярким становится воображение.
Репертуар подбирается с учётом индивидуальных особенностей и интересов каждого ребёнка.
Учащиеся 16-18 лет отличаются возросшей активностью преодоления трудностей, интенсивным умственным развитием, активным приобретением жизненного опыта, это способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость и помогает в самоопределении учащегося в жизни.Происходит завершение ориентации подростка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность, он стремится к самореализации, начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии; происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, проводящее к изменениям интересов, он начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Педагог должен обратить внимание на развитие концентрации учащегося во время занятий, мотивацию на плодотворную работу, развитие профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте.
Данная программа реализуется в течение 1года, объём программы составляет 72 часа. Обучение по данной программе организовано по стартовому уровню.
Стартовый уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Включает общее музыкальное развитие учащихся; знакомство с основными понятиями музыкальной грамоты; формирование первоначальных исполнительских навыков игры на гитаре.
Форма обучения – очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.Обучение проводится на русском языке.
Основной формой организации образовательного процесса являются индивидуальные занятия, а также групповые.
Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается следующиевиды занятий с учащимися:
- теоретические занятия - излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;
- практические занятия (упражнения) - учащиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают инструментальные произведения, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, из них 68 часов в год индивидуальные занятия, 4 часа – групповое занятие.
Продолжительность занятия 40 минут (между занятиями 10 минут перемена) согласно нормам СанПина 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Цель программы:развитие музыкальных способностей обучающихся посредством игры на гитаре.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма средствами музыкального искусства;
- воспитывать музыкально-эстетический вкус;
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении поставленных целей.
Развивающие:
- формировать умение ставить необходимые задачи и выбирать рациональные средства для их решения;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать музыкальный слух, ритм, память;
- развивать познавательный интерес к музыке.
Обучающие:
- научить анализировать исполняемые произведения;
- обучить технике игры на гитаре;
− сформировать навыки игры на гитаре и сценического исполнительства.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля)
|
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Вводное занятие |
|
|
|
|
|
Введение в мир гитарной музыки |
1 |
1 |
- |
Беседа |
I. |
Раздел «Формирование исполнительских навыков» |
61 |
18 |
43 |
|
1.1 |
Высота и длительность звука. |
2 |
1 |
1 |
Слуховой анализ Упражнение |
1.2 |
Движение мелодии |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
1.3 |
Природа звука |
1 |
1 |
- |
Беседа |
1.4 |
Посадка гитариста |
2 |
1 |
1 |
Упражнение |
1.5 |
Игровой аппарат |
4 |
1 |
3 |
Упражнение |
1.6 |
Метроритм |
3 |
1 |
2 |
Упражнение |
1.7 |
Темп |
3 |
1 |
2 |
Упражнение |
1.8 |
Развитие технических навыков правой руки |
10 |
2 |
8 |
Упражнение |
1.9 |
Развитие технических навыков левой руки |
4 |
1 |
3 |
Упражнение
|
1.10 |
Тирандо |
2 |
1 |
1 |
Упражнение |
1.11 |
Технические средства обучения |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
1.12 |
Изучение музыкального репертуара |
14 |
2 |
12 |
Упражнение Выступление |
1.13 |
Средства музыкальной выразительности |
7 |
2 |
5 |
Беседа |
1.14 |
Развитие игрового аппарата |
5 |
2 |
3 |
Упражнение |
II. |
Раздел «Концертно-исполнительская деятельность» |
5 |
- |
5 |
Грамоты, дипломы, видео, фото |
III. |
Раздел «Досугово-массовые мероприятия» |
4 |
- |
4 |
Видео, фото |
IV. |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Выступление |
|
Всего |
72 |
19 |
53 |
|
Вводное занятие
Тема.Введение в мир гитарной музыки
Теория: Роль музыки в нашей жизни. Вводное тестирование (на мотивацию к обучению, творческий потенциал). Знакомство с творческим объединением ДМШ, правилами поведения, режимом работы. Ознакомление с учебным планом по программе «Гитара» на предстоящий учебный год.
Форма контроля: беседа.
Раздел I. Формирование исполнительских навыков
Тема 1.1. Высота и длительность звука. Движение мелодии. Паузы
Теория: Знакомство с понятиями звуковысотность и длительность. Знакомство с понятиями мелодия и мелодическое движение. Восходящее и нисходящее движение мелодии. Длительности нот – половинные, четвертные и восьмые. Пауза в вокальной музыке. Паузы – половинные, четвертные и восьмые.
Практика: Определение на слух высоких, средних и низких звуков, восходящее и нисходящее движение мелодии. Игра упражнений на различное движение мелодии.
Форма контроля: слуховой анализ, упражнения.
Тема 1.2. Динамика и темп как средства музыкальной выразительности
Теория: Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения. Динамические оттенки fи p.
Практика: Определение на слух темпа произведений. Игра упражнений в различном темпе.
Форма контроля: слуховой анализ, упражнения.
Тема 1.3. Природа звука
Теория: Сведения о «звуке», «музыкальном звуке»
Форма аттестации: беседа.
Тема 1.4. Посадка гитариста
Теория: Понятие о правильной посадке. Правильное положение корпуса, шеи и головы.
Практика: Упражнения для мышц корпуса.
Форма контроля: Упражнение.
Тема 1.5. Игровой аппарат
Теория: Правила постановки рук.
Практика: Упражнения на постановку рук, свободу исполнительского аппарата.
Форма контроля: Упражнение.
Тема I.6.Метроритм
Теория: Знакомство с новыми ритмическими группами.
Практика: Развитие чувства ритма на более сложных ритмических фигурах, их слуховое усвоение, узнавание в нотном тексте и воспроизведение.
Форма контроля: Упражнение.
Тема 1.7.Темп
Теория: Продолжение знакомства с различными видами темпов (presto, adagio, allegretto).
Практика: Исполнение произведений в соответствии с указанными темпами.
Форма контроля: Исполнительская деятельность
Тема 1.8. Роль упражнений в работе гитариста
Теория: Роль упражнений в работе гитариста, основные принципы исполнения.
Практика: Работа над упражнениями на формирование свободы исполнительского аппарата.
Форма контроля: игра упражнений.
Тема 1.9. Тирандо
Теория: Понятие «тирандо» как приема игры гитариста.
Практика: игра упражнений на освоение приема игры «тирандо».
Форма контроля: Упражнение.
Тема 1.10. Апояндо
Теория: Понятие «апояндо» как приема игры гитариста.
Практика: игра упражнений на освоение приема игры «апояндо».
Форма контроля: Упражнение.
Тема 1.11. Изучение музыкального репертуара
Теория: Значение репертуара в развитии музыкальных интересов и предпочтений учащихся.
Практика: Развитие исполнительских навыков в работе над репертуаром. Подбор репертуара с учетом возрастных особенностей учащегося. В течение 1 года обучения учащийся должен выучить 10-12 произведений, различных по характеру, темпу.
Форма контроля: выступление.
Тема 1.13. Средства музыкальной выразительности
Теория: Знакомство со средствами музыкальной выразительности.
Практика: Анализ средств музыкальной выразительности изучаемых произведений в сотрудничестве с педагогом.
Форма контроля: беседа.
Тема. 1.14. Развитие игрового аппарата
Теория: Основной принцип игры пальцев:i,m,a,р.
Практика: Игра упражнений.
Форма контроля: Упражнение.
Раздел II. Концертно-исполнительская деятельность
Практика: Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей учащихся. Включает репетиции и выступления на концертах, академических концертах, конкурсах, а также посещение концертов, с последующим обсуждением. На академическом концерте учащийся исполняет два разнохарактерных произведения. Академические концерт проводится в конце 1 полугодия.
Форма контроля: выступление.
Раздел III. Досугово-массовые мероприятия
Практика: Деятельность по подготовке и проведению тематических мероприятий, экскурсии, посещение концертов.
Форма контроля: беседа, Упражнение.
Итоговое занятие
Практика: Итоговое занятие проводится в конце учебного года в форме академического концерта. На итоговом занятии учащийся исполняет два разнохарактерных произведения.
Форма контроля: выступление.
Личностные:
У учащихся должно быть:
- сформировано общее представление об искусстве;
- сформировано положительное отношение к музыкальному искусству;
- сформировано понимание значимости своей творческой деятельности в повседневной жизни;
- воспитаны чувства гражданственности и патриотизма, уважения к культуре своей страны и культуре народов мира;
- воспитаны увлечённое отношение к занятиям и настойчивость в достижении поставленных целей.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся должны:
- уметь планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- анализировать музыкальное произведение.
Коммуникативные:
Учащиеся должны:
- владеть навыками общения и сотрудничества в творческой коллективной деятельности;
- уметь вести диалог, формулировать собственное мнение и принимать различные точки зрения.
Познавательные:
Учащиеся должны:
- проявлять познавательный интерес к музыкально-художественным видам деятельности;
- иметь потребность в творческой самореализации.
Предметные:
Учащиеся должны:
знать:
- основы музыкальной грамоты;
- основные средства музыкальной выразительности;
- правила техники безопасности при игре на инструменте.
уметь:
- владеть основными приёмами звукоизвлечения при игре на гитаре;
- анализировать музыкальное произведение в сотрудничестве с педагогом;
- исполнять произведения различных жанров из своего репертуара.
У учащихся сформированы: первоначальные исполнительские навыки игры на гитаре.
2.1. Календарный учебный график на 2024/2025 учебный год
В соответствии с учебным планом МАУДО ЦВР «Подросток» на 2024/2025 учебный год для реализации аудиторной нагрузки по общеобразовательным общеразвивающим программам предусмотрено 36 учебных недель.
Календарный учебный график
N п/п |
Месяц |
Число* |
Время проведения занятия* |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
Стартовый уровень |
||||||||
1 класс |
||||||||
1 |
сентябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Введение в мир гитарной музыки |
ЦВР «Подросток» |
Беседа |
2 |
сентябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Высота и длительность звука |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
3 |
сентябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Высота и длительность звука |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
4 |
сентябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Движение мелодии |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
5 |
сентябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Движение мелодии |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
6 |
сентябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Природа звука |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
7 |
сентябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Посадка гитариста |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
8 |
сентябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Посадка гитариста |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
9 |
сентябрь октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Игровой аппарат |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
10 |
октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Игровой аппарат |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
11 |
октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Игровой аппарат |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
12 |
октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Игровой аппарат |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
13 |
октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Метроритм |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
14 |
октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Метроритм |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
15 |
октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Метроритм |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
16 |
октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Темп |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
17 |
октябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Темп |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
18 |
октябрь |
|
|
Групповое |
1 |
Посвящение в юные музыканты |
ЦВР «Подросток» |
видео, фото |
19 |
ноябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Темп |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
20 |
ноябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
21 |
ноябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
22 |
ноябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
23 |
ноябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Лекции,беседы,экскурсии |
24 |
ноябрь |
|
|
Групп.занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
25 |
ноябрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
26 |
ноябрь декабрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Выступление |
27 |
декабрь |
|
|
Групповое занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Выступление |
28 |
декабрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
29 |
декабрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
30 |
декабрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Тирандо |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
31 |
декабрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Тирандо |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
32 |
декабрь |
|
|
Групповоезанятие |
1 |
Академический концерт |
ЦВР «Подросток» |
видео, фото |
33 |
декабрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Тирандо |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
34 |
декабрь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Тирандо |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
35 |
январь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Апояндо |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
36 |
январь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Апояндо |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
37 |
январь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Технические средства обучения |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
38 |
январь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Технические средства обучения |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
39 |
январь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Технические средства обучения |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
40 |
январь |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Технические средства обучения |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
41 |
январь
|
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
42 |
февраль |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
43 |
февраль |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
44 |
февраль |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
45 |
февраль |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
46 |
февраль |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
47 |
февраль |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
48 |
февраль |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
49 |
февраль |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
50 |
март |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
51 |
март |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
52 |
март |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Изучение музыкального репертуара |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
53 |
март |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Средства музыкальной выразительности |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
54 |
март |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Средства музыкальной выразительности |
ЦВР «Подросток» |
Выступление |
55 |
март |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Средства музыкальной выразительности |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
56 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Средства музыкальной выразительности |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
57 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Средства музыкальной выразительности |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
58 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Средства музыкальной выразительности |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
59 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Средства музыкальной выразительности |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
60 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков л.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
61 |
апрель |
|
|
Групповоезанятие |
1 |
Конкурс «Музыкальные ступеньки» |
ЦВР «Подросток» |
Грамоты, дипломы, видео, фото |
62 |
апрель |
|
|
Групп.занятие |
1 |
Академический концерт |
ЦВР «Подросток» |
Видео,фото |
63 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Выступление |
64 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Выступление |
65 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков л.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
66 |
апрель |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков л.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
67 |
май |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков л.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
68 |
май |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков л.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
69 |
май |
|
|
Групп.занятие |
1 |
Итоговое занятие |
ЦВР «Подросток» |
Видео,фото |
70 |
май |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Средства музыкальной выразительности |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
71 |
май |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков л.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
72 |
май |
|
|
Инд. занятие |
1 |
Развитие технических навыков п.р. |
ЦВР «Подросток» |
Упражнение |
2.2.1. Порядок приема учащихся
Набор учащихся осуществляется с 7 лет по желанию учащихся и родителей на основании имеющихся у них музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма. Поступающие предъявляют справку из медучреждения о состоянии здоровья и отсутствия противопоказаний посещения музыкальных занятий.
Основанием возникновения образовательных отношений является приказ директора Центра, о приеме лица на обучение в соответствии с письменным заявлением родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или самого учащегося о приёме.
Заявление о приеме лица на обучение оформляется в простой письменной форме и подписывается родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося, или учащимся, достигшим 14-летнего возраста.
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации данной программы имеетсясоответствующее материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет.
2. Музыкальный инструмент (гитара).
3. Ноутбук или компьютер.
4. Столы.
5. Стулья.
6. Нотная и музыкальная литература.
7. Дидактический материал.
8. Канцелярские принадлежности.
Санитарно-гигиенические условия
Воздушно-тепловой режим в помещении:
- температура воздуха в комнате 20о-22о С;
- относительная влажность воздуха 30-70%;
- минимальная площадь на учащегося 2,5 кв. м.
Световой режим в учебном помещении:
- мощность искусственного освещения – 150-250 люкс.
Требования к посадочным местам:
- мебель должна быть в соответствии с ростом учащегося: столы и стулья светло-зелёного цвета либо цвета дерева.
Материалы и оборудование к программе
Нотные тетради, дневник для музыкальной школы, тетрадь для записи тем и правил.
2.2.3. Информационное обеспечение
Как необходимое условие реализации программы в кабинете для занятий создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по обучению основам инструментального исполнительства, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.
2.2.4. Кадровое обеспечение
Программа реализуется квалифицированным педагогом, имеющим соответствующее образование, обладающим необходимыми компетенциями в организации образовательного процесса.
Педагог должен обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Педагогу необходимо проводить занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и вокально-инструментальной музыки.
При организации деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций, педагог создаёт педагогические условия для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечения достижений учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
– журнал посещаемости;
– тестирование;
– дневник наблюдений;
– отзыв детей и родителей;
– грамоты, дипломы;
– свидетельство об освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Для предъявления и демонстрации образовательных результатов учащихся используются: открытые занятия, праздники, концерты, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.
Основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются:
– Методы устного контроля
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (рассказ) или вопросно-ответная форма (беседа). В лексике педагогов это называется опросом. Устный контроль проводится на каждом занятии в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме.
– Метод практической проверки
Данный метод позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные теоретические знания на практике, насколько они овладели необходимыми практическими умениями и навыками.
– Метод самоконтроля
Этот метод заключается в осознанном регулировании учащимися своей деятельности для обеспечения результатов, соответствующих поставленным целям, требованиям, нормам, правилам, образцам.
Цель самоконтроля – предотвращение ошибок и их исправление. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащихся, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.
По окончании детской музыкальной школы выпускникам выдаётся свидетельство.
Педагогический мониторингпозволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя следующие виды диагностики: входную, промежуточную, итоговую.
При наборе учащихся осуществляется входная диагностика, основанная на результатах мониторинга имеющегося у учащегося уровня музыкальных задатков. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании. У учащихся также выявляется причина выбранной деятельности и индивидуальные качества. Впоследствии определяется динамика уровня развития музыкальных способностей.
Цель промежуточной диагностики– систематический анализ процесса формирования планируемых результатов по предмету, стимулирование учебного труда обучающегося. Педагог оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений, обучающихся позволяет педагогу оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса.
В оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе исполняемых произведений. В промежуточной диагностике отражаются учебные достижения учащихся, личностное развитие, взаимоотношения в коллективе.
В итоговой диагностикена академическом концерте даётся оценка успешности усвоения учащимся программы и приобретённых навыков.
Для определения результативности программы используется следующий диагностический инструментарий:
1. Диагностика личностных результатов:
• Диагностика уровня музыкально-эстетического сознания (Л.В. Школяр).
• Диагностика учебной мотивации учащихся (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов).
2. Диагностика метапредметных результатов:
- регулятивных (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных задач; рационально строить самостоятельную деятельность, организовывать место занятий):
• диагностика развития навыков планирования действий (корректурная проба Б. Бурдона).
- коммуникативных (умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы):
• Диагностика уровня развития навыков общения (методика «Рукавички» Г.А. Цукерман).
- познавательных (осознанное стремление к освоению новых знаний и умений) – педагогическое наблюдение.
• Диагностика развития познавательного интереса (А.А. Горчинская).
3. Диагностика предметных результатов:
- усвоение знаний:
- устный контроль – индивидуальный и фронтальный опрос;
- письменный контроль – анкетирование, тестирование.
- диагностика специальных умений:
- педагогическое наблюдение;
- концерт;
- экзамен.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гитара» предусматривает следующие формы и методы организации занятий.
Формы обучения:
Основной формой организации образовательного процесса является:
- индивидуальныезанятия, которые включают в себя разыгрываниекомплексом различных по задачам упражнений, слушание музыки, игру по слуху, работу над репертуаром;
- досуго-массовые занятия, на которых учащиеся расширяют свой кругозор, развивают коммуникативные навыки в процессе общения и проявляют познавательный интерес к различным тематическим мероприятиям;
- концерт. Форма предполагает выступление обучающихся на конкурсах художественной самодеятельности и различных тематических праздниках в школе, а также участие в конкурсах различных уровней.
Методы обучения:
- метод рассказа - предполагает устное вступление с целью подготовки обучающихся к изучению нового произведения;
- метод беседы. Преподаватель и обучающиеся могут вести диалог о характере, настроении, основных образах произведения; о композиторе и авторе текста, а также об эпохе, в которой они жили;
- метод показа. Согласно этому методу обучающиеся слышат грамотное исполнение мелодии в исполнении педагога;
- метод сравнения– обучающиеся сравнивают исполнение мелодии с другими учащимися;
- методподражания– обучающиеся, в силу своих навыков, стараются подражать исполнителю;
- метод эмоциональной драматургии. Обучающиеся учатся выражать своиэмоции через музыкальное произведение;
- метод повтора. Согласно этому методу закрепляется пройденный материал;
- метод анализа– обучающиеся слушают и анализируют услышанное с целью улучшения качества исполнения.
Средства обучения:
- аудиовизуальные средства обучения – музыкальные центры, DVD-проигрыватели, ноутбук, проектор;
- видеозаписи мастер-классов ведущих зарубежных и русских музыкантов;
- наглядные–карточки с нотными упражнениями.
2.5.2.Педагогические технологии
Здоровьесберегающие технологии – имеющие цель формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.
Технологии личностно-ориентированного обучения – имеющие цель ориентацию на индивидуальные особенности каждого учащегося, его потребности. В центре внимания – личность ребёнка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Игровые технологии – имеющие целью повысить интерес учащихся к предмету, сделать процесс обучения более интересным, создать благоприятный эмоциональный настрой на занятии.
2.5.3 Алгоритм занятия
Занятие в классе «Гитары» строится по следующему алгоритму:
1. Организационный этап
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологическогонастроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Мотивационный этап(подготовка к восприятию новогосодержания).
Задача: мотивация и принятие учащимся цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся (пример, познавательная задача, проблемное задание детям)
3. Подготовительный этап
Задача: подготовка игрового аппарата к исполнительской деятельности.
Содержание этапа: игра гамм, упражнений.
4. Проверочный этап
Задача: проверка правильности и осознанности применения освоенных ранее технических и исполнительских приемов игры на гитаре, выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: исполнение упражнений на разные виды техники, проверка домашнего задания (уровень запоминания текста изучаемого произведения, осмысление художественного образа и т.д.), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
5. Основной этап
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
- Усвоение новых знаний и способов действии
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
- Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
- Закрепление знаний и способов действий
Задача:самостоятельное исполнение учащимися тренировочных упражнений и заданий.
- Обобщение и систематизация знаний
Задача: формирование целостного представления об исполняемом произведении.
Содержание этапа: Содержание этапа варьируется в зависимости от поставленной задачи (использование заданий и вопросов, активизирующие познавательную деятельность детей; применение пробных практических заданий, сочетающихся с объяснением соответствующих правил или обоснованием; применение тренировочных упражнений, заданий, выполняемых учащимися самостоятельно; формирование исполнительских навыков в работе над репертуаром; осознанное исполнение изучаемого репертуара).
6 этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание этапа: Исполнение учащимся изученного на занятии произведения или его фрагмента, ответы на вопросы педагога по пройденному материалу.
7 этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
8 этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: Оценкаработоспособности, психологического состояния, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.
9 этап: информационный.
Задача:Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Содержание этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнениядомашнего задания, логики дальнейших занятий.
2.5.4. Дидактические материалы
Для более успешного освоения программы используются дидактические материалы:
- карточки с нотными упражнениями;
- плакаты (с изображением правильной посадки, постановки рук и т.д.);
- фотографии известных композиторов и исполнителей гитаристов;
- комплекс упражнений на аудиодисках (Л.Хайтович, А.Карягина, В.Кирюшин);
- наглядные изображения движения мелодии и ритмических рисунков;
- видеозаписи мастер классов ведущих зарубежных и русских педагогов гитаристов;
- видеозаписи и аудиозаписи современных исполнителей-участников конкурсов и концертов.
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2022 N 498-ФЗ).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.15 № 996-р).
5. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 года N 2945-р).
6. Национальный проект «Образование» [утв. Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 № 16).].
7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (протокол № 28 от 28.09.2020 г.)]
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI.«Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
9. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12. Перечень региональных проектов Оренбургской области (Приложение к указу Губернатора области от 15 апреля 2019 г. № 174-ук).
13. Постановление Правительства Оренбургской области «Развитие системы образования Оренбургской области» [утв. от 29 декабря 2018 года N 921-пп (с изменениями на 15 марта 2022 года)].
14. Постановление Правительства Оренбургской области от 18.10.2022 № 1096-пп «О реализации в Оренбургской области Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
15. Приказ Министерства образования Оренбургской области от 30 декабря 2021 г.№01-21/2040 «О развитии региональной системы воспитания в Оренбургской области».
Для педагога
1. Абдуллин, Э.Б.Теория музыкального образования/ Э.Б. Абдуллин - М., 2019.
2. Агафошин, П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре/ П.С. Агафошин. - М., 2018.
3. Аккорды для игры на шестиструнной гитаре. – Пенза: ООО фирма «Эмузин», 2019.
4. Гитман, А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре/ А. Гитман. - М., 2016.
5. Домрина, Е.Н. Музыка и поэзия/ Е.Н. Домрина. - М., 2018.
6.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А.Н. Зимина. – М., 2021.
7.Иванов-Крамской, А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре/ А.М. Иванов-Крамской. - Ростов-на-Дону, 2019.
8.Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/ Д.Б. Кабалевский.
- М., 2020.
9.Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре/ М. Каркасси. - М., 2018.
10. Ковба, В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре/ В.В. Ковба. - Челябинск, 2019.
11.Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В.Крюкова. – ростов-на-Дону: «Феникс», 2020.
12.Петрушин, В.И. Музыкальная психология/ В.И. Петрушин. - М.,2018.
13.Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре/Э.Пухоль. - М., 2016.
14.Ройтерштейн, М.Книга о музыке / М.Ройтерштейн. - М., 2021.
15.Соловьев-Седой, В. Статьи, заметки, выступления/В. Соловьев- Седой. - М., 2019.
Для учащегося
1. А ну, давай, наяривай. Тексты, схемы аккордов. / Сост. Степанов А.Н. - Томск, 2019.
2. Бандас, Л. Производство и ремонт щипковых инструментов / Л.Бандас, И.Кузнецов. – М., 2018.
3. Любимый романс. Вып. 1. – М.: «Музыка», 2018.
4. Максименко, В. Графическое оформление нотного текста для гитары / В.Максименко. – М., 2019.
5. Наша биография. Песенник. – М.: «Музыка», 2019.
6. Русские народные песни. Вып. 82 / Сост. А. Володина. – М.: «Музыка», 2016.
7. Сборник песен популярных молодежных рок-групп и исполнителей / Сост. В. Лиходеев. - Новосибирск, 2021.
8. Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. М.-Л., 2021.
9. Сор, Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары/ Ред. А. Сеговии. ГИД. - М., 2019.
10. Хрестоматия гитариста (шестиструнная гитара). 1-2 кл. ДМШ вып. 1. Сост. Иванов-Крамской. - М., 2022.
11. Хрестоматия гитариста (шестиструнная гитара). 1-2 кл. ДМШ. Сост. Е. Ларичев. - М., 2020.
12. Шестиструнная гитара: 2 кл. ДМШ. Сост. Н. Михайленко. - Киев, 2018.
13. Шестиструнная гитара: 3 кл. ДМШ. Сост. Н. Михайленко. - Киев, 2019.
Интернет – ресурсы
Форум педагогов -> Дополнительное образование
http://forum.numi.ru/index.php?showforum=183
Педагог доп.образования - Сайт педагога-специалиста - БАНК сайтов - Банк Интернет-портфолио учителей
http://www.bankportfolio.ru/dir/spets_pedagog/dop_obr/29
Дополнительное образование детей - Информационный портал Дополнительное образование
http://dopedu.ru/
Сеть творческих учителей / Педагоги дополнительного образования детей
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=48433&tmpl=com
И.М.Красильников | Методика обучения игре на клавишном синтезаторе [2007] [DJVU] : Музыкальная Литература
http://aist-deti.org/viewtopic.php?f=49&t=451#p576
Институт Художественного Образования РАО
http://www.art-education.ru/otd-basic-muzyka.html
Дополнительное образование - Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка»
http://www.prodlenka.org/dopolnitelnoe-obrazovanie-publikatcii.html
Список файлов - Сообщество педагогов дополнительного образования
http://www.proshkolu.ru/club/tworez
Представление-характеристика на аттестацию дополнительного образования
http://festival.1september.ru/articles/590495/
Сообщество педагогов дополнительного образования — СоцОбраз
http://socobraz.ru/index.php/
Главная || Внешкольник.рф - Дополнительное образование
http://dop-obrazovanie.com/
Сайты педагогов 2021
http://www.notomania.ru/
Нотомания. Нотный архив.
http://www.piram2000.ru/sajty_pedagogov_201/sajty_pedagogov/
Красноуфимский РДДТ - ВСЁ ДЛЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
http://domtworkruf.ucoz.ru/index/vsjo_dlja_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej/0-12
Документация педагога дополнительного образования
http://forum.in-ku.com/showthread.php?t=135639
Должностная инструкция педагога дополнительного образования
http://s24007.edu35.ru/fgos/2012-04-09-14-01-37/149-2012-04-09-17-07-14
Семинар для педагогов дополнительного образования ОУ и зам. директоров по ВР «Требования к написанию программ дополнительного образования в условиях введения ФГОС» | Pandia.ru
http://www.pandia.ru/text/78/170/74243.php
Музыкальные обучающие игры для детей онлайн
http://www.muz-urok.ru/muz_igra.htm
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
BitTorrentтрекер RuTracker.org (ex torrents.ru)
http://rutracker.org/forum/index.php
Программы дополнительного художественного образования
http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
IV. Приложения
Приложение 1
Входная диагностика
Цель: Выявление музыкальных задатков.
Инструкция: При проведении входной диагностики учащихся, поступающих в музыкальную школу, педагог использует такие методы, как прослушивание, беседа, Упражнения.
№ пп |
Фамилия, имя учащегося |
Музыкальный слух |
Музыкальная память |
Ритм |
Общая сумма баллов |
Уровень музыкальных задатков |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Музыкальныйслух:
5 (баллов) – точно детально воспроизводит все интонационные элементы мелодии;
4 – интонирует чисто, трудности вызывают сложные мелодические фрагменты со скачками;
3 – интонирует в ограниченном диапазоне, имеет тенденцию к приблизительному интонированию мелодических трудностей;
2 – интонирует неточно, с ограниченным диапазоном, в пределах примарной (разговорной) зоны;
1 – интонирует в пределах 2-3 звуков, говорит, не поет.
Музыкальная память:
5 (баллов) – запоминает предложенный материал после одного прослушивания, точно воспроизводит;
4 – запоминает предложенный материал после двух-трех прослушиваний, воспроизводит с небольшими неточностями;
3 – запоминает предложенный материал после многократных прослушиваний, воспроизводит с ошибками;
2 – плохо запоминает предложенный материал, воспроизводит материал эпизодически, с многочисленными ошибками;
1 – не может запомнить и воспроизвести предложенный материал.
Ритм:
5 (баллов) – точно воспроизводит ритмический рисунок повышенной сложности;
4 – воспроизводит заданный ритмический рисунок с некоторыми неточностями, трудности вызывают фрагменты со сложным ритмом;
3 – может воспроизвести только простой ритмический рисунок, допускает неточности;
2 – неточно воспроизводит простой ритмический рисунок, допускает много ошибок;
1 – не может воспроизвести заданный ритмический рисунок.
Обработка результатов:
14-15 баллов – высокий уровень;
12-13 баллов – достаточно высокий уровень;
9-11 баллов – средний уровень;
6-8 баллов – ниже среднего уровень;
3-5 баллов – низкий уровень.
Приложение 2
Диагностика уровня обученности учащихся
Цель: Выявление степени успешности освоения программы.
Инструкция:Для диагностики теоретических знаний учащихся рекомендуется использовать методы наблюдения, беседы, диалога, анализа, сравнения. Диагностика практических навыков проводится на контрольных занятиях и академических концертах.
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Теоретические знания |
Владение средствами музыкальной выразительности |
Анализ музыкального произведения |
Техничес-кие навыки |
Творческие навыки |
Исполни-тельские навыки
|
Освоение репертуара |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретические знания:
Высокий уровень – знание форм, жанров, структуры музыкальных произведений, знание теории музыки.
Средний уровень – иметь представление о формах, жанрах, структуре музыкальных произведений, знание основ музыкальной грамоты.
Низкий уровень – слабая ориентация в теоретических понятиях.
Владение средствами музыкальной выразительности:
Высокий уровень – глубокие знание средств музыкальной выразительности.
Средний уровень – знание основных средств музыкальной выразительности.
Низкий уровень – имеет представление о средствах музыкальной выразительности.
Анализ музыкального произведения:
Высокий уровень – самостоятельный анализ и интерпретация художественного образа музыкального произведения.
Средний уровень – самостоятельный анализ художественного образа музыкального произведения.
Низкий уровень – анализ музыкального произведения в сотрудничестве с педагогом.
Технические навыки
Высокий уровень – свободное владение различными видами техники вокального исполнительства.
Средний уровень – свободное владение основными приёмами звукоизвлечения.
Низкий уровень – слабое владение приёмами звукоизвлечения.
Творческие навыки:
Высокий уровень – самостоятельное применение на практике творческих навыков (чтение нот с листа, подбор по слуху, сочинение, импровизация).
Средний уровень – владение творческими навыками (чтение нот с листа, подбор по слуху).
Низкий уровень – слабая степень владения творческими навыками (чтение нот с листа, подбор по слуху с помощью педагога).
Исполнительские навыки:
Высокий уровень – исполнение музыкальных произведений на концертах и конкурсах на высоком художественном уровне.
Средний уровень – исполнить музыкальное произведение на концерте, конкурсе, фестивале на хорошем художественном уровне.
Низкий уровень – слабая степень развития исполнительских навыков.
Освоение репертуара:
Высокий уровень – исполнение произведения высокого уровня сложности, учитывая стилевые особенности музыки композиторов разных эпох.
Средний уровень – исполнение произведений в соответствии с программными требованиями.
Низкий уровень – неполное освоение репертуара.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.