ОБУЧЕНИЕ В ВОКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ:
ПЕРИОД ДУХОВНОГО ОВЛАДЕНИЯ МУЗЫКОЙ
(ХРАНИТЬ В УМЕ, НОСИТЬ В ДУШЕ, СЛЫШАТЬ СВОИМ УХОМ)
Жолнерчик Наталья Николаевна
педагог высшей квалификационной категории
дополнительного образования
Дома творчества «Октябрьский»
г. Липецка
Zholnerchik-nn@mail.ru
Цель: Помощь начинающему педагогу
Метод: Обсуждения и впечатления
Результат: Музыка становится более понятной
Вывод: Музыка начинает входить в жизнь ребёнка осмысленным явлением
Ключевые слова: Слушание музыки, музыкальные впечатления, слышать своим ухом, музыкальная культура.
Выдающийся пианист педагог и профессор Генрих Густавович Нейгауз писал: «Прежде чем начать обучаться музыке, обучающийся – будь то ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он в первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне».
Как же помочь ребёнку духовно овладеть музыкой? Такая непростая задача ложиться на плечи педагога, который занимается с детьми музыкальным образованием.
Я работаю в системе дополнительного образования, веду вокальный ансамбль. Хочу пояснить, что дополнительное образование – специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребёнка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, развивающие, психолого-педагогические, образовательные и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.
Художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, и его основная цель заключается не в воспитании музыканта, вокалиста, исполнителя, а воспитание гармоничной личности в целом, осуществляемое средствами музыки.
В нашей системе дополнительного образования время от времени появляются одарённые дети. Но это не уникальные явления, дети с феноменальными способностями, которые рождаются один на миллион. Педагоги работают с более скромными «искрами божьими», но требующими внимания окружающих, родных людей, педагогов, для того, чтобы огонь их таланта разгорался, освещая этим теплом нашу жизнь.
Период духовного овладения музыкой начинается у детей с самого раннего возраста: они знают, что бывает музыка весёлая и грустная, страшная и приятная и т.д. Придя в вокальный ансамбль школьниками, они имеют свой небольшой багаж музыкальных представлений и понятий. Некоторые дети даже имеют музыкальные предпочтения классического направления, но это редко.
Задача педагога на этом этапе, ненавязчиво учить детей слушать музыку, тем самым расширять музыкальный кругозор и приобщать к миру музыки. Чтобы музыка из приятного времяпровождения превратилась в жизненную потребность. Это получается не сразу, а очень медленно, шаг за шагом происходит приобщение ребёнка к миру музыкального искусства от первых ещё поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьёзному постижению музыки.
Одновременно с собственным исполнением ребёнок учится ещё и слушать музыку. Слушание музыки – это один из этапов, который используется на каждом занятии в вокальном ансамбле. Через слушание музыки ребёнок приобщается к мировому вокальному искусству. Перед слушанием музыки и после – обязательное обсуждение музыкального отрывка.Дети должны знать о чём музыка, что хотел донести до слушателя композитор. Вообще, учится «выражать словами музыку» очень полезно.Это положительно сказывается на исполнении: оно становится осмысленным и живым. В процессе слушания музыки детям задаётся ряд вопросов: «Нравится ли тебе эта музыка и почему?», «Какое настроение она у тебя вызывает?», «Появляется ли желание танцевать или петь?», а может она тебе понравиться после нескольких прослушиваний?[2, с.46].Дети высказывают своё мнение, свои чувства, своё понимание музыки, особенно те дети, которые ярко чувствуют музыку, они всегда найдут словесное выражение своим чувствам. Ведь без этого не может быть выразительного пения, интересного звучания голоса и надо работать над этим с самого раннего возраста.
В вокальном ансамбле «Весна», руководителем которого я являюсь, на первом году обучения, слушание музыки занимает 1-2 минуты за занятие. Это способствует формированию навыка понимания музыкальных произведений. Конечно же, они простые, понятные ребёнку. Например, на занятии с темой «Звуки высокие и низкие», дети слушают музыку С. М. Майкапара «Мотылёк» и В. Ребикова«Медведь». На этих контрастных музыкальных примерах у ребёнка создаётся понятие о звуках разной высоты.В теме «Звуки музыкальные и шумовые», учащиеся пробуют различать на слух разные звуки: начиная от звуков улицы и заканчивая звуками симфонического оркестра. Таким образом, музыка детям представляется не какой-то далёкой и сложной, а простой и понятной музыкой, которая звучит совсем рядом с нами, каждый день. И так, из урока в урок, маленькими «порциями», дети слушают разную музыку и незаметно для самих себя погружаются в удивительный мир музыкальных звуков и музыкальных произведений.
Именно на первом году обучения создаётся удивительный фундамент музыкальных впечатлений, благодаря которому учащиеся начинают музыку хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом. В этом им помогает педагог вокального ансамбля, который является профессионалом в этом виде искусства.Увлекательные рассказы педагога о музыке различных стилей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку.Именно педагогвключает детей в сферу музыкальной деятельности, создавая наиболее благоприятные условия для обогащения и познания их внутреннего мира, приобщает к ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры, формирует нравственные и духовные качества каждого ребёнка[1, с.58].
Родители замечают в своём ребёнке перемены: он просит включить музыку или сам «бесконечно долго» (по мнению родителей) слушает музыку. Это значит, что музыка начинает входить в жизнь ребёнка, он открывает для себя что-то новое и интересное. Для этого я и работаю.
Список литературы
1. Пивоварова,О. В. Актуальные проблемы современного музыкального образования / Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сборник научных трудов выпуск VI Издательский центр «Наука» Саратов 2013
2. Дейнс, Э. Энциклопедия музыки / Слушаем музыку. Издательство «Machaon»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.