МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.03. ФОРТЕПИАНО
Срок реализации программы: 8 лет
Составитель:
Лисевич Г.В., заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, преподаватель высшей квалификационной категории
с.п. Локосово 2023 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Данная программа разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Фортепиано», рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации (разработчики: Т.В. Казакова, заместитель директора Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И. Чайковского, преподаватель, заслуженный работник культуры Российской Федерации; О.А. Дмитриева, заведующая отделом общего фортепиано Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, преподаватель; главный редактор: И.Е. Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук (Москва, 2012г.), с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Данная программа адаптирована с учётом специфики образовательного процесса в МБОУ ДО «Локосовская ДШИ». Учебный предмет направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления, учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на отделении хорового пения необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета
В соответствии с федеральными государственными требованиями рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Хоровое пение» составляет 8 лет (с 1 по 8 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю с 1-го по 6-й класс, и по 2 часа в неделю в 7-м и 8-м классе «Хорового пения».
Программа предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
Срок обучения |
8 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1218 |
Количество часов на аудиторные занятия |
329 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
889 |
Форма проведения аудиторных занятий - индивидуальная, продолжительность урока в 1классе - 35 минут; во 2,3,4,5,6,7 классах - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Фортепиано» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:
– выполнение домашнего задания;
– посещение учреждений культуры
(филармоний, театров, концертных залов и др.);
– участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения материала.
5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
· развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
· владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
· формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов- nonlegato, legato, staccato;
· развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
· овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
· обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
· владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
· приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
· словесные (объяснение, беседа, рассказ);
· наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
· эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
· практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам на срок обучения 8 лет.
1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами.
Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
Гаммы До мажор, ля, минор отдельными руками в одну октаву.
В течение года обучающийся должен пройти 5-6 разнохарактерных произведений.
Чтение с листа несложного нотного текста.
В конце учебного года на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список
1. Этюды
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65 (по выбору)
«Маленькие этюды для начинающих» (по выбору)
Шитте Л. Этюды соч. 160 (по выбору)
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева: этюды
2. Пьесы
Антюфеев Б. Цапля. Веселая песенка. Часы. Дождик.
Блок В. Чижи прилетели.
Майкапар А. В садике.
Красев М. Кукушка. Лихой наездник. Елочка. Конь.
Польская народная песня «Висла»
Руббах А. Воробей
Салютринская Т. Кукушка
Слонов Ю. Разговор с куклой.
Старокадомский М. Веселые путешественники
Стоянов В. Детский альбом: Маленький всадник, Старинные часы
3. Ансамбли
Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору)
Благ В. Танец.
Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып.1. Для фортепиано в 4 руки
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.2. Сост. С. Ляховицкая (по выбору)
Русская народная песня Колыбельная.
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Руббах А. Воробей.
Русская народная песня (анс.)
Вариант 2
Гнесина Е. Этюд
Майкапар А. В садике
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа нетрудного музыкального текста.
Гаммы До мажор, ля минор отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия отдельными руками.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 2 этюда;
– 2 пьесы;
– 2 ансамбля.
В конце учебного года на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список
1. Этюды
Беркович И. Этюд Фа мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч.32, 1 ч. (по выбору)
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)
Майкапар А. Этюд ля минор
Шитте Л. Этюды соч.108. №№ 1,3,5,7
2. Пьесы
Американская песня обр.Коновалова А. Звените, колокольчики.
Американская песня обр. Коновалова А. С днем рождения.
Барток Б. Избранные детские пьесы (по выбору)
Беркович И. 25 легких пьес: Сказка, Осенью в лесу
Русская народная песня обр. Коновалова А. Каравай.
Русская народная песня обр. Коновалова А. Калинка
Русская народная песня обр. Коновалова А. Ходила младешенька.
3. Ансамбли в 4 руки
Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору)
Гладков Г. Песенка львенка и черепахи.
Лемит В. Снежная сказка.
Коновалов А. Буги-вуги
Шаинский В. Песенка крокодила Гены
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Американская песня обр. Коновалова А. Звените,колокольчики.
Шаинский В. Песенка крокодила Гены (анс.)
Вариант 2
Русская народная песня обр. Коновалова А. Калинка.
Шитте Л. Этюд соч.108 № 7
3 год обучения
Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.
Гаммы До, Соль мажор, ля, ми минор отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями отдельными руками. Короткие арпеджио отдельными руками. Хроматическая гамма.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1-2 этюда;
– 2 пьесы;
– 1-2 ансамбля.
В конце учебного года на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список:
1 Этюды
Бачинская Н. Старинные часы с кукушкой.
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч.32
Коновалов А. Этюд (по пьесе Шмитца М.)
Михайлов К. Игра.
Шитте Л. Соч.108: №№ 14-1 , ор168 №20.
2. Пьесы
Александров А. 6 пьес: Когда я был маленьким
Александров А. Новогодняя полька
Дунаевский И. Ой, цветет калина
Дунаевский И.обр.Коновалова А. Колыбельная
Коновалов А. Восточная мелодия
Коновалов А. Полька-стаккато
Русская народная песня обр.Коновалова А. По Дону гуляет…
4. Ансамбли в 4 руки
Вивальди А. Анданте
Коновалов А. Давай отдохнем (блюз)
Моцарт В.А. Колыбельная песня
Покрасс Д. Красная Армия всех сильней
Шостакович Д. Родина слышит, Родина знает
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Дунаевсккий И. Ой, цветет калина
Коновалов А. Давай отдохнем (блюз, анс.)
Вариант 2
Михайлов К. Игра
Шостакович Д .Родина слышит, Родина знает (анс.)
4 год обучения
Начиная с 4 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения, усложняется изучаемый музыкальный материал. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.
Гаммы Соль, До мажор, ля, ми минор (2 вида) отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями отдельными руками. Короткие арпеджио отдельными руками в две октавы. Хроматическая гамма.
В течение года обучающийся должен пройти:
–– 1-2 этюда;
– 1-2 пьесы;
– 1-2 ансамбля.
В конце каждого учебного года на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список
1. Этюды
Бачинская Н. Старинные часы с кукушкой
Дробнер М. Будильник
Караманов Д. Птички
Парцхаладзе М. Осенний дождик
Разоренов С. Карусель
Слонов Ю.Скерцино
2. Пьесы
Кокцианте Р. Belle
Коновалов А. Импровизация
Коновалов А. Как при лужку (вариации)
Прокофьев С. Сказочка
Свиридов Г. Ласковая просьба
Свиридов Г. Колыбельная песенка
Сигмейстер Э. Блюз
Шуть В. Маленькое ариозо
Хиндемит П. Пьеса
3.Ансамбли в 4 руки
Брамс И. Народная песня
Стравинский И. Анданте
Чайковский П. Хор девушек (из оперы «Евгений Онегин»)
Чайковский П. Уж ты, поле мое, поле чистое
Равель М. Павана спящей красавицы (из цикла «Сказки матушки-гусыни»)
Лядов А. Соч.58. Протяжная колыбельная
Металлиди Ж. Полька
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Караманов Д. Птички
Свиридов Г. Колыбельная песенка
Вариант 2
Коновалов А. Импровизация
Свиридов Г. Ласковая просьба
5 год обучения
Начиная с 5 года обучения, необходимо закреплять умения и навыки, полученные за весь период обучения, включая в репертуар пьесы, с усложненным музыкальным материалом. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа и исполнением в ансамбле.
Гаммы Ми мажор, ми минор (2 вида) отдельными руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями, короткие арпеджио отдельными руками. Хроматическая гамма.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1 полифоническую пьесу (пьесу с элементами полифонии);
– 1 произведение крупной формы;
– 1-2 этюда;
– 1-2 пьесы;
– 1-2 аккомпанемента.
В конце учебного года на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список
1. Полифонические произведения
Бах И.С. Ария
Бах И.С. Менуэт
Бах И.с. Аллегро
Гендель Г.Ф. Менуэт
Гендель Г.Ф. Дерзость
2. Этюды
Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30
Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28
Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19
3. Крупная форма
Майкапар С. Маленькое рондо
Мелартин э. Сонатина
Моцарт В.А.Сонатина
Некрасов Ю. Рондо
4. Пьесы
Александров А. 6 пьес: Когда я был маленьким
Александров А. Новогодняя полька
Жербин М. Русский танец
Ребиков В. Музыкальная табакерка
Савельев Б. Раздумье
Свиридов Г. Ласковая просьба
Сигмейстер Э. Блюз
Тюрк Д. Песенка
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Песня жаворонка, Камаринская,
Чеботарян Г. Танец
5. Ансамбли в 4 руки
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Глиэр Р. Соч.41. Песня
Лядов А. Соч.58. Протяжная колыбельная
Металлиди Ж. Полька
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Бах И.С. Ария
Металлиди Ж. Полька
Вариант 2
Майкапар С. Маленькое рондо
Чеботарян Г. Танец
6 год обучения
Начиная с 6 года обучения необходимо закреплять полученные навыки и умения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа и исполнения в ансамбле.
Гаммы Ми мажор, ми минор (2 вида) двумя руками в две октавы. Тонические трезвучия с обращениями, короткие арпеджио отдельными руками. Хроматическая гамма.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1 полифоническую пьесу (пьесу полифонического склада);
– 1 произведение крупной формы;
– 1-2 этюда;
– 1-2 пьесы;
– 1-2 аккомпанемента
В конце учебного года на контрольном уроке обучающийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.
Примерный репертуарный список
1. Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: До мажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бер О. Прелюдия и фугетта
Гедике А. Фугетты. Соч.36: До мажор, Соль мажор
Гендель Г. Ария, Куранта Соч.75.
2. Этюды
Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30
Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28
Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19
3. Крупная форма
Беркович И. Сонатина Соль мажор
Диабелли А. Сонатина
Жилинский А. Сонатина
Медынь Я. Сонатина До мажор
Мелартин Э. Сонатина
Чимароза Д. Соната соль минор, Соната Ми-бемоль мажор
4.Пьесы
Барток Б. Пьеса
Беркович И. Токкатина
Кырвер К. Солнце садится за море
Людкевич С. Старинная песня
Разоренов С. Два петуха
Ребиков В. Восточный танец
Стоянов А. Снежинки
Чайковский П. Мазурка
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Бер О. Прелюдия и фугетта
Стоянов А. Снежинки
Вариант 2
Диабелли А. Сонатина
Ребиков В. Восточный танец
7 год обучения
7 год обучения необходимо закреплять полученные навыки и умения,
используя произведения большего объема и сложности. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа и исполнения в ансамбле.
Гаммы: закрепление пройденного материала.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1 полифоническую пьесу;
– 1 произведение крупной формы;
– 1-2 этюда;
– 1-2 пьесы;
В течение года обучающийся должен подготовить программу:
2 разнохарактерных пьесы , возможно исполнение полифонической пьесы или произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Гедике А. Фугетты. Соч.36: До мажор, Соль мажор
Гендель Г. Ария, Куранта Соч.75.
Корелли А. Сараба
Павлюченко С. Фугетта ля минор
Скарлатти Д. Ария
Этюды
Беренс Г. Оп.61 №4,Оп.88 №17
Лемуан А. Этюды соч.37 №4, №№ 10-11, №23, №№ 28-30
Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28
Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19
2. Крупная форма
Беркович И. Сонатина соль мажор
Диабелли А. Сонатина
Кабалевский Д. Сонатина
Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5
3. Пьесы
Майкапар С. Элегия
Свиридов Г. Звонили звоны
Щуровский Ю. Падает снежок
Франк С. Пьеса
Примеры программ для контрольного урока
Примеры выпускной программы
Вариант 1
Диабелли А. Сонатина
Майкапар С. Элегия
Вариант 2
Фейнберг С. Плывут облака
Щуровский Ю. Падает снежок.
8 год обучения.
8 год обучения необходимо закреплять полученные навыки и умения,
используя произведения большего объема и сложности. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа и исполнения в ансамбле.
Гаммы: закрепление пройденного материала.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1 полифоническую пьесу;
– 1 произведение крупной формы;
– 1-2 этюда;
– 1-2 пьесы;
В течение года обучающийся должен подготовить выпускную программу:
2 разнохарактерных пьесы, возможно исполнение полифонической пьесы или произведения крупной формы.
1. Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: До мажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия
Бер О. Прелюдия и фугетта
Майкапар С. Прелюдия и фугетта
Павлюченко С. Фугетта ля минор
2.Этюды
Беренс Г. Оп.61 №4,Оп.88 №17
Лемуан А. Этюды соч.37 №4, №№ 10-11, №23, №№ 28-30
Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28
Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19
3. Крупная форма
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2
Кулау Ф. Сонатина До мажор
Медынь Я. Сонатина До мажор
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Чимароза Д. Соната соль минор, Соната Ми-бемоль мажор
4. Пьесы
Бойко Р. Осенний пейзаж
Глазунов А. Миниатюра
Калинников В. Русское интермеццо
Майкапар С. Драматический отрывок
Медынь Я. Осенний день
Пахульский Г. Прелюдия
Фейнберг С. Плывут облака
Примеры выпускной программы
Вариант 1
Свиридов Г. Звонили звоны
Медынь Я. Осенний день
Вариант 2
Майкапар С. Прелюдия и фугетта
Фейнберг С. Плывут облака
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
– владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
– знание основной музыкальной терминологии;
–умение технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
–навыки самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
–умение использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
–навыки публичных выступлений на классных часах, концертах и т.п.;
– навыки чтения с листа легкого музыкального текста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы предмет «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой обучающегося осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения, темпы продвижения обучающегося в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.
Одной из форм текущего контроля является контрольный урок без присутствия комиссии. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий (в конце каждого полугодия).
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого учебного года, также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок с присутствием комиссии, на котором учитываются результаты текущего контроля.
Успешное выступление обучающихся на классных часах, родительских собраниях, концертах и других творческих мероприятиях возможно учитывать, как промежуточную аттестацию.
Итоговая аттестация проводится в форме зачета в конце курса обучения
(в 8классе).
Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития обучающегося. Промежуточная аттестация определяет степень успешности развития на данном этапе обучения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник обучающегося.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения:
Таблица 2
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») |
Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3 («удовлетворительно») |
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») |
Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) |
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков. В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
– техническая подготовленность обучающегося на данном этапе обучения;
– художественная трактовка произведения;
– стабильность исполнения;
– выразительность исполнения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
В работе с обучающимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу преподавателя и обучающегося над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению самостоятельной работы с целью достижения обучающимися наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности обучающегося.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с обучающимися включает:
‒ решение технических задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
‒ работа над приемами звукоизвлечения;
‒ тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
‒ формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
‒ разъяснение обучающемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
‒ В работе с обучающимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого обучающегося в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся отделения народных инструментов
В работе преподавателю необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора обучающегося и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности обучающегося.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у обучающегося музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося. Занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Следует разъяснить обучающемуся, как распределить время работы над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведений, посоветовать способы работы над ними.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося должна проводиться педагогом регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов. Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие / М., Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.Браудо / СПб, Композитор, 1997
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах / М., Музыка, 2012
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) / М., Музыка, 1998
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Н. Ширинская / М., Музыка, 2006
Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 / М., Музыка, 1998
Коновалов А. Мозаика. Популярные мелодии для начинающих пианистов.,2003
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. / М., Музыка, 2010
Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66 / М., Музыка, 1999
Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл / М., Кифара, 2006
Милич Б. Фортепиано 4 кл / М., Кифара, 2001
Милич Б. фортепиано 5 класс Киев ,1979
Музыкальный альбом для фортепиано. Вып.1. Сост. А. Руббах / М., Музыка, 1972
Музыкальный альбом для ф-но. Вып.2. Сост. А. Руббах, В. Малинникова / М., Советский композитор, 1973
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл / М., Музыка, 1974
Пьесы 3-5 классы Ред. Григоренко Г./ М., Кифара,1997
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей Сост. Ляховицкая С./ Л., Музыка, 1965
Фортепианная игра. 1,2 кл. ДМШ. Учеб. Пособие. Сост. В. Натансон, Л. Рощина / М., Музыка, 1988
Хрестоматия для ф-но. 1 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин / М., Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но. 2 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин / М., Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но. 3 кл. ДМШ. Учебник. Сост. Н. Любомудров, К. Сорокин, А. Туманян, редактор С. Диденко / М., Музыка, 1983
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1,2 тетр. / М., Советский композитор, 1973
Шитте А. 25 маленьких этюдов. Соч.108. 25 легких этюдов. Соч.160 / М., Музыка, 1998
Школа игры на ф-но. Учебник. Сост. А. Николаев, В. Натансон / М., Музыка, 2011
Этюды 3-5 классы Ред. Григоренко В. /М., Кифара, 1998
Юному музыканту-пианисту. 5 кл. Хрестоматия для уч-ся ДМШ. Учебно-метод. Пособие. Сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Изд.3-е / Ростов-на-Дону, Феникс, 2008
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд / М., Музыка, 1978
Баренбойм Л. Путь к музицированию. 2-е изд / Л., Советский композитор, 1979
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве / М., Музыка, 1966
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / М., Музыка, 1961
Лейтес Н. Психология одаренности детей и подростков. / М., Академа, 2000
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора / М., Музыка, 1963
Милич
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд / М., Музыка, 1987
Петрушин В. Музыкальная психология / М., Музыка, 1997
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано / М., Музыка, 1974
Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности / М., Академа ,2003
Шуман Р. О музыке и о музыкантах / М., Музыка, 1973
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.