МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ»)
Принято Педагогическим советом МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» |
Утверждаю: Директор МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» _______________ Ольшанская О.В. |
Протокол №____ от «______» _________ |
Дата утверждения: ______________ |
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Рабочая программа по учебному предмету
Ансамбль малых форм
для учащихся с 6.5 -9 лет
срок освоения – 8 лет
Разработчик: Лисевич Г.В.,
заслуженный деятель культуры ХМАО – Югра,
преподаватель высшей квалификационной категории
с.Локосово, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ: |
||
№ |
Наименование раздела: |
Страница: |
I. |
Пояснительная записка |
3 |
II. |
Содержание учебного предмета |
5 |
III. |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
14 |
IV. |
Формы и методы контроля |
14 |
V. |
Методическая записка |
17 |
VI. |
Список рекомендуемой методической литературы |
20 |
I. Пояснительная записка.
1. Направленность: дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности.
2. Вид программы: адаптированная на основе типовой.
3. Цель программы: общее музыкальное развитие через коллективное музицирование – ансамблевое пение; развитие слуха, музыкального кругозора, эстетического вкуса, творческих способностей ребенка; воспитание общей культуры.
4. Задачи:
Образовательные: максимально возможное развитие музыкальных способностей, начальных навыков пения в ансамбле; формирование художественно-эстетических вкусов; знакомство со спецификой ансамблевого исполнительства.
Развивающее: развитие навыков как самостоятельного, так и коллективного творчества, поиск новых творческих ориентиров.
Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, ответственности, создание базы для развития творческого мышления, активности и свободы коммуникаций, общей культуры.
5. Отличительные особенности программы:
Программа разработана с целью внедрения в практику школы предмета «Ансамбль малых форм» как самостоятельного, отдельного специального предмета, направленного на решение профессиональных задач. Выведение ансамбля в отдельный предмет в учебном плане дисциплинирует учащихся, формирует чувство ответственности перед партнером, дает возможность пополнить слушательский багаж, расширить рамки исполнительского опыта.
6. Особенности набора учащихся
Ансамблевому пению обучаются учащиеся класса «Сольное пение».
8 летний курс обучения – с первого по восьмой классы.
7. Формы работ: индивидуальный урок, бинарный урок, репетиции, концерты, домашние задания.
8. Режим занятий: продолжительность урока 30 минут в младших классах с 1-2 классы, 40 минут с 3-8 классы.
9. Структура программы: постепенное (спиральное) расширение и углубление знаний, развитие навыков пения в ансамбле, обучение с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
10. Информационно-методическое обеспечение учебного предмета:
- сборники вокальных произведений;
- методическая литература;
- аудио-, видеоматериалы.
11. Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
фортепиано, магнитофон, компьютер, зеркальная стена, аудиоаппаратура, микшерский пульт, микрофоны.
II.Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль малых форм». Срок обучения 8 лет.
Срок обучения |
8 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
164 |
Количество часов на аудиторные занятия |
82 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
82 |
Годовые требования по классам
1-ый год обучения.
В течение первого года обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:
- Правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
- Правильно и естественно формировать гласные звуки и слоговые сочетания;
- Использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации и не допускать форсирования звука;
- К концу учебного года ученики должны приобрести навык ансамблевого пения в унисон;
- Пение своих партий участниками ансамбля попеременно, сбалансировано, передавая единую мелодическую линию.
2-ой год обучения.
На втором году обучения должна быть последовательно продолжена работа по закреплению полученных за первый год вокально-технических и исполнительских навыков.
В результате второго года обучения учащиеся должны:
- использовать правильную певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
- правильно и естественно формировать гласные звуки, слоговые сочетания;
- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации и не допускать форсирования звука;
- петь простые мелодии legato в медленном и среднем темпах;
- различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука, как например, крикливость, гнусавость, вялость;
- уметь петь в ансамбле попеременно сбалансировано, передавая образ произведения;
- уметь петь в унисон, освоить навыки пения канона.
3-ий год обучения.
На третьем году обучения продолжается работа по закреплению полученных вокально – технических навыков, работа над культурой звука.
В результате третьего года обучения учащиеся должны:
- уметь правильно использовать певческое дыхание , стремиться петь на опоре;
- освоить прием плавного и гибкого звуковедения;
- работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;
- развивать вокальный слух, выполнять простейшие исполнительские задачи;
- ощущать движение мелодии и кульминации в ансамблевом исполнении;
- формировать владение единства темпа, ритма;
- развивать слуховой контроль исполнения своей партии и партии партнера по ансамблю;
- петь в ансамбле попеременно, в унисон, а так же с элементами двухголосия, освоить исполнение канона.
4-ый год обучения.
На четвертом году обучения следует проанализировать полученный учащимся опыт, уровень его развития, состояние вокальных и музыкальных данных. Это необходимо сделать с целью перспективы дальнейшего обучения. Следует продолжить работу по закреплению освоенных навыков пения:
- развитие и укрепление певческого дыхания;
- выравнивание звучания по всему диапазону;
- развитие навыков выразительного исполнения произведений, стремление обеспечить достоинство текста и музыки, чистоты интонации;
- пение в ансамбле попеременно, в унисон, на два голоса.
5-ый год обучения.
В начале учебного года следует проанализировать состояние данных учащихся и уровень их развития. Программа должна в максимальной степени соответствовать вокальным возможностям учащегося, как по объему, так и по степени трудности. Следует сосредоточиться на устранении имеющихся недостатков в процессе пения, а также закрепить положительные вокальные навыки, навыки ансамблевого пения.
При этом следует уделить внимание приобретению навыка публичного выступления.
Учащиеся должен уметь:
- слушать музыку , исполняемую в ансамбле в целом;
- ориентироваться в звучании темы, подголоска;
- углублять навык двустрочного видения текста;
- решать задачи образного воплощения;
- уметь регулировать звуковой баланс. также закрепить положительные вокальные навыки, навыки ансамблевого пения.
6-ой год обучения
Закрепление навыков ансамблевого пения.
При этом следует уделить внимание приобретению навыка публичного выступления.
Учащиеся должен уметь:
- слушать музыку , исполняемую в ансамбле в целом;
- ориентироваться в звучании темы, подголоска;
- углублять навык двустрочного видения текста;
- решать задачи образного воплощения;
- уметь регулировать звуковой баланс.
7-ой , 8-ой года обучения.
Обучение в 7-м и 8-м классах ансамблевому пению предусматривает участие в концертах различных уровней. Программа концертов должна быть составлена из лучших произведений, освоенных в процессе обучения в 7-ом и 8-ом классах.
В течение 7-го и 8-го учебных годов продолжается работа по углублению вокально – технических навыков, элементов исполнительской техники.
Примерный репертуар по годам обучения.
1-ый год обучения.
Абелян Л. – Песенка про манную кашу.
Герчик В. – Пушистый колобок.
Тиличеева Е. – Колыбельная.
Тиличеева Е. – В бору.
Тиичеева Е. – Барабан.
Благ В.- Танец.
Тиличеева Е. –Балалайка.
Рус.н.п. – Как по горкой, под горой.
2-ой год обучения.
Брамс И.- Петрушка.
Степовой Я. – Зимушка – снегурочка.
Якушенко И. – Про ежат.
Абелян Л. – Колыбельная песенка.
Кудряшов А. – Гав – гав.
Русск. н.п. – Хороводная.
Русск.н.п. – Ходила младёшенька по борочку.
3-ий год обучения.
Покрасс – Три танкиста.
Брамс И. – Домовой.
Кудряшов А. – Вовка с нашего двора.
Кудряшов А.- Дружба – это здорово!
Моцарт В.А. – Колыбельная.
Бах И.С. – За рекою старый дом.
4-ий год обучения.
Блок В.- Песенка о песенке.
Соснина С. – Солнечная капель.
Кудряшов А. – Веселые нотки.
Бетховен Л.- Сурок.
Гайдн И. – Мы дружим с музыкой.
5-ый год обучения.
Рушанский Е. – Цветок Иван – да – Марья.
Калинников В. – Котик.
Дунаевский И.- Школьный вальс.
Бетховен Л. – Майская песня.
Моцарт В.А. – Детские игры.
Григ Э. – Лесная птичка.
6-ой год обучения.
Заруба А. – Учительский вальс.
Чайковский П. – Кукушка.
Чайковский П. – Зима.
Бетховен Л. – Майская песня.
Монюшко С. – Золотая рыбка.
Брамс И. – Кузнец.
Калинников В. – Сосна.
7-ой год обучения.
Гурилев А. – Радость душечка.
Фадеев В. – Утро.
Монюшко С. – Пряха.
Каччини ДЖ. – Ave Maria.
Шуман Р. – Лотос.
Захаров А. – Разноцветные снежки.
Моцарт В.А. – Маленькая пряха.
8-ой год обучения
Моцарт В.А. – Светлый день.
Варламов А. – На заре ты ее не буди.
Завьялова Н. – Добрая песня.
Рушанский Е. – Весенний капельмейстер.
Подгайц Е. – Звезда.
Серебренников В. – Давайте сохраним.
Крылатов Е. – Прекрасное далеко.
Учебно-педагогические задачи
Обучение вокальному ансамблю осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.
В результате этого процесса у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений, ансамблевое пение прививает навык публичных выступлений.
В основе учебно – педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.
Обучение вокальному ансамблю осуществляется в тесном сочетании с занятиями по предметам эстетическо-теоретического цикла, пением в хоре, занятиями по специальности «Сольное пение».
Большее внимание следует уделять развитию навыков углубленной самостоятельной работы с нотными и литературными текстами произведений, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.
Важнейшей учебно-педагогической задачей является воспитание музыкально-образного мышления, так как освоение многих элементов вокальной ансамблевой техники напрямую связано с музыкально-образным строем тех произведений, над которыми идет работа.
Продвигаясь от простого к сложному, необходимо стремиться к тому, чтобы исполнение музыкальных произведений являлось следствием, творческим результатом, отображением музыкального мышления учащихся, их эмоционального отношения к музыке и содержанию этих произведений. Чем младше ученик, тем меньше деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
Ко времени окончания курса обучения по данной программе учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки, необходимые для ансамблевой состоятельности:
- применять в ансамблевом пении приобретенные вокально-хоровые навыки;
- слушать музыку в целом, исполняемую в ансамбле;
- ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.д.;
- исполнять свою партию в стиле композитора той или иной эпохи;
- уметь подчинять исполнение решению единых художественных задач.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
В программе «Ансамбль малых форм» используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- контрольный урок в конце каждого полугодия. Исполнение учащимся программы, освоенной за полугодие: вокальные упражнения, распевки, вокализы, произведения.
Виды промежуточного контроля:
- переводной зачет по окончании учебного года . Исполнение учащимся двух разнохарактерных произведений.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной проверки знаний партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в концертных выступлениях. Выступление учащегося на концерте, а так же участие в смотрах-конкурсах, фестивалях могут быть засчитаны как контрольный урок или зачет. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
· оценка годовой работы ученика;
· оценка на зачете;
· другие выступления ученика в течение учебного года.
.Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Таблица 2
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
регулярное посещение уроков, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, участие в концертах класса, ДШИ. |
4 («хорошо») |
регулярное посещение уроков, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах класса. |
3 («удовлетворительно») |
нерегулярное посещение уроков, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партий . |
2 («неудовлетворительно») |
пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий всей программы, недопуск к выступлению на зачете, отчетном концерте. |
«зачет» (без отметки) |
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального вокально-хорового искусства
V.Методическая записка
Одним из увлекательных видов музицирования является ансамблевое пение. Этим видом совместного музицирования занимались во все времена (дуэты, трио ит.д.).
Навык пения в ансамбле ученик приобретает уже в 1-2 классах.
Основными задачами курса являются:
- знакомство со спецификой ансамблевого исполнительства;
- формирование художественного вкуса;
- развитие начальных навыков пения в ансамбле.
В классе ансамбля формируется чувство коллективной ответственности, товарищества, прививаются элементарные навыки культуры сценического поведения.
Работа по предмету «Ансамбль малых форм» начинается с проверки уровня подготовки каждого ученика с целью определения исполнительских возможностей ансамбля в целом и выборе репертуара.
Важнейшим требованием на начальном этапе обучения является ясное понимание учениками роли и значения своих партий в исполняемом произведении.
Совместное пение отличается от сольного тем, что общий план и все детали интерпритации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у партнеров по ансамблю. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля: единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. На первом этапе – это унисон, единая тембральная окраска.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение тембра или незначительное отклонение от ритма при совместном пении может резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера, опережая его или отставая. Малейшее нарушение синхронности при совместном пении улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Репертуарный план работы в классе ансамбля предусматривает знакомство с произведениями различными по жанрам, стилю, педагогической направленности (произведения народного творчества, русской классики, а также лучших образцов современной и классической зарубежной музыки).
Педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Подбор интересного нотного материала, соответствующего степени продвинутости участников ансамбля является одним из важнейших факторов успешной работы. Для поддержания интереса ансамблевого пения педагог должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для участников ансамбля. Завышение сложности репертуара ведет к загрузке учащихся утомительной и неинтересной работой. Планирование учебной работы в классе ансамбля, глубоко продуманный выбор учебного материала – важные факторы, способствующие правильной организации учебного процесса.
Работая над ансамблевым произведением педагог должен добиваться синхронности при взятии звука, равновесия звучания, унисона, точного баланса партий, вырабатывать умение передавать мелодическую линию, воспитывать ощущение общего ритмического пульса. Выразительные средства ансамбля дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию и степени трудности музыкальные произведения. Занятия в ансамбле – активное средство музыкальной пропаганды.
Совместные занятия являются благоприятной почвой для исправления общих индивидуальных погрешностей. Пение в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишнее крикливый звук, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным, выровнять тембр.
На каждом уроке педагог должен обращать пристальное внимание на настройку ансамбля, его интонационный строй, работать над правильным звукоизвлечением, а также динамикой, ритмикой, темпом.
Методические рекомендации к составлению индивидуального учебного плана. Концертные выступления.
При составлении педагогом индивидуального учебного плана необходимо учитывать начальные вокальные и физические данные учащихся, их состояние, изменения. связанные с мутацией голоса, необходимо корректировать и учебные задачи.
Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и последовательности, единства художественного и технического развития певца, с учетом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане следует отразить уровень освоения педагогических задач и степень продвижения учащегося, его выступления.
Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.
Следует учитывать, что овладение исполнительской специальностью должно предусматривать приобретение навыков публичных выступлений, (при индивидуальной оценке возможностей учащихся.) Желательно постепенно приобщать учащихся к публичным выступлениям, проводя контрольные прослушивания программы в классе при других учащихся, родителях, гостях.
Поскольку концертным выступлениям предшествует кропотливая работа в классе, то слишком частых концертных выступлений учащихся допускать не следует. В концерте должны выступать только хорошо подготовленные, уверенные в себе учащиеся. Известно также, что не все учащиеся легко переносят волнения, связанные с публичными выступлениями, теряют форму, стабильность. Для них надо менять условия, проводить показ работы в другой обстановке. Однако для большинства учащихся выступления стимулируют интерес к учебе и дальнейшее продвижение.
VI.Список рекомендуемой методической литературы
1. Аправксина О.А. Методика развития детского М., Изд. МГПИ, 1983г.
2. Методические указания по организации учебно – воспитательной работы в инструментальных классах ДШИ и музыкальных отделений школ искусств Сост. Профессор ГМПИ им. Гнесиных А.Д. Алексеев.
3. Брылина В.Р. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками. Киев, 1985 г.
4. Воинов Н.С. Сольное пение. Вокальный ансамбль. Справочное пособие для ДШИ М. 1999 г.
5. Программа по «Ансамблю». Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры – Красноярс. 2000г.
6. Огородов Д.Е. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. М., Музыка, 1972г.
7. Попылко К.М. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста. Свердловск, 1965г.
8. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., Прометей, 1992 г.
9. Цыпин Г. Развитие учащегося музыканта.
10.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.