«Правила оказания первой помощи на уроках физической культуры. Профилактика травматизма»
На сегодняшний день в образовательных учреждениях безопасности и травматизму детей уделяют большое внимание. Высокий уровень травматизма всегда вызывает тревогу, поэтому очень важно уметь предупредить травму, а урок физической культуры самый травмоопасный в образовательных учреждениях. Физическая культура в МОБУ Лицей №8 призвана повысить культуру здоровья учащегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития организма.
Хотел бы обратить особое внимание на то, что стиль жизни ребенка формируется в семье. Для предупреждения травм учащихся, родителям необходимо знать состояние здоровья своего ребенка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры.
На занятиях физической культурой учащиеся входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физкультуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Задача учителя физической культуры развивать у учащихся опорно- двигательный аппарат, укреплять костно -мышечную систему, как наиболее подверженную в подростковом возрасте травматизму. Обратить внимание родителей на систему семейного воспитания по созданию условий для укрепления физической подготовленности детей.
К сожалению, отношение родителей к уроку физической культуры не достаточно серьезное. И это встречается все чаще. Родители мало уделяют внимания для полноценного физического развития ребенка, его двигательной активности, соответственно в лицей такой ребенок приходит менее подготовленным, физическое состояние ребенка очень слабое, а это уже высокий уровень того, что такой ребенок наиболее подвержен травматизму.
Учителю физической культуре необходимыми знаниями для правильного подхода к уроку, умения эффективно и грамотно вести урок, принести максимум пользы для здоровья учащихся и свести к минимуму несчастные случаи и травматизм в учебном процессе.
Профилактика травматизма, умение вовремя оказывать первую помощь-это одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физической культуры.
Причины травматизма
Исследуя уроки физической культуры, на которых произошли травмы, можно выделить следующие причины:
-организационные недостатки при проведении занятий и соревнований;
-нарушение инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований;
-несоответствие уровня физического развития и двигательной подготовленности;
-использование плохо сформированных умений и навыков в качестве средств развития физических способностей, что ведет к отвлечению внимания, учащихся от техники выполнения двигательного действия и, как следствие, к нарушению точности воспроизведения пространственных и временных параметров двигательного действия;
-отсутствие у учителя физической культуры умений и навыков в применении страховки при обучении детей двигательным действиям;
-некачественный спортивный инвентарь;
-неправильная организация и методика проведения учебных занятий;
-неблагоприятные метеорологические условия, нарушение правил содержания мест занятий;
-нарушение правил врачебного контроля.
Следовательно, причинами травм и несчастных случаев является нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физической культуре в учебном заведении. Анализ причин травм свидетельствует о том, что большинство из них можно было предупредить.
Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой.
Учитель физической культуры несёт прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся.
На администрацию возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий.
На медицинский персонал возлагается ответственность за проведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществления санитарного надзора за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
Работа по профилактике травматизма и несчастных случаев, а также грамотное оказание первой помощи при травмах на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителей, администрации, медицинских работников. К сожалению, не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит к травмам.
Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:
1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности на занятиях под личную подпись в журнале инструктажа.
2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, режимы занятий и отдыха;
3. Аптечка, укомплектованная всем необходимым, находится у учителя в спортивном зале;
4. Перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
- убрать все посторонние и выступающие предметы;
- проверить чистоту пола;
- наличие освещения и вентиляции в зале;
- убедиться в исправности инвентаря;
- проветрить помещение;
- проверить температурный режим в зале.
5. В начале урока учитель должен проверить чтобы:
-учащиеся были в соответствующей спортивной форме;
-проверить отсутствию часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
-перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
-проверить численность детей на уроке и заполнить журнал;
-начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
-занятие должно быть организованно согласно тематического плана;
-необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
-в конце занятия провести упражнения на восстановление дыхания;
-учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
-осуществлять страховку в необходимых случаях;
-по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;
-не оставлять детей без присмотра во время занятия;
-чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
-уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
-при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
-не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во время занятия и после;
-требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;
-в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;
-избегать столкновений, толчков, ударов;
-при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;
-при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью, немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации , а учащихся вывести в безопасное место;
-при получении ребёнком травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую медицинскую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации и родителям;
Необходимо вовлекать в учебный процесс родителей, это играет не меньшую роль в предупреждении травматизма на уроках физической культуры. Проводить беседы на родительских собраниях на тему по предупреждению травматизма.
Правила оказания первой помощи на уроках физической культуры.
Во время занятиями физическими упражнениями у детей могут возникать травмы, ушибы и другие функциональные нарушения. Важно уметь правильно и своевременно оказать первую помощь в таких случаях.
Первая помощь заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.
Порядок действий в случае, если учащийся во время учебного процесса получил травму:
-оказать первую медицинскую помощь;
-доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
-немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения (дежурному администратору) и родителям пострадавшего;
-при необходимости принять участие в расследовании несчастного случая.
При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами:
- действовать быстро, правильно и целесообразно.
- обдуманность, решительность и спокойствие (не допускать паники).
- определить вид и тяжесть травмы.
- способ обработки травмы, места повреждения.
- необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностей и обстоятельств.
При оказании первой помощи необходимо установить:
- обстоятельства, при которых произошла травма.
- время возникновения травмы.
- место возникновения травмы. Обращение с пострадавшим.
Обращение с пострадавшим:
При оказании первой медицинской помощи необходимо уметь обращаться с пострадавшим, например, уметь правильно снять одежду-это важно при переломах, сильных кровотечениях, при потере сознания, пострадавшего необходимо правильно приподнять, а в случае необходимости перенести на другое место.
Приподнимать раненного следует осторожно, поддерживая снизу. Для этого может понадобиться участие двух или трех человек.
При повреждении верхней конечности одежду сначала снимают со здоровой руки. Затем с поврежденной руки стягивают рукав, поддерживая при этом всю руку снизу. Подобным образом снимают с нижних конечностей брюки.
Если снять одежду с пострадавшего трудно, то ее распарывают по швам.
При кровотечениях в большинстве случаев достаточно просто разрезать одежду выше места кровотечения.
При ожогах, когда одежда прилипает, материю следует обрезать вокруг места ожога, ни в коем случае нельзя отрывать. Повязка накладывается поверх обожжённых участков.
Самые распространённые травмы:
Кровотечения – если рана не глубокая, ее надо обработать перекисью водорода и настойкой йода, после чего перебинтовать или наложить пластырь. Если рана глубокая, то ее надо обработать перекисью водорода, положить тампон с перекисью (для остановки кровотечения) и вызвать врача. Когда открывается кровотечение из носа, учащегося необходимо положить на скамейку или на маты (с приподнятой головой), заложить тампоны с перекисью водорода в носовые отверстия.
Причиной потертостей покрова тела могут быть неправильно подобранная одежда и обувь, а также неосторожное взаимодействие ученика со спортивным оборудованием (например, при лазании по канату). В этих случаях места потертости смазывают жирным кремом, а при необходимости накладывают повязки. Если неправильно подобранная обувь вызвала появление водяных мозолей, то их не коем случае нельзя вскрывать. Необходимо сделать повязку, сменить обувь.
Сведение отдельных мышечных групп вызывает сильные боли и ограничение в движениях. В этих случаях необходимо положить ученика на горизонтальную поверхность или посадить на скамейку, добиваясь такого положения тела, чтобы сведенная мышца была не нагружена.
После этого нужно массировать мышцы. Массаж представляет собой глубокое поглаживание участков тела в сторону крупных суставов (снизу вверх). Его проводят до тех пор, пока мышца не расслабится и не появится легкое покраснение кожи в месте массажа.
При надрывах мышц возникает острая боль, утрачивается способность выполнять движение. В этом случае область надрыва нужно охладить и выше места повреждения наложить повязку из эластичного бинта.
Ссадины обрабатывают перекисью водорода и затем смазывают 2%-ым раствором бриллиантовой зелени. Небольшие ссадины оставляют открытыми, большие закрывают асептическими наклейками или повязками.
При ушибах на теле появляется припухлость, изменение окраски кожи, боль, нарушение функции. В этом случае, прежде всего необходимо создать покой поврежденному органу. Для уменьшения боли и кровоизлияния место ушиба охладить с помощью льда, хлорэтила или смоченным холодной водой полотенцем. При ушибах суставов наложить тугую, давящую повязку. При серьезных ушибах, особенно головы, пострадавшего необходимо отправить в больницу.
Растяжение связок чаще всего бывает в области коленного сустава и голеностопного, сопровождается болью и припухлостью; впоследствии образуется кровоподтек. К поврежденному месту прикладывают холодный компресс, затем накладывают тугую повязку.
При вывихах необходимо положить ребёнка на маты или на пол, провести местное «холодное» обезболивание, наложить шину или туго перебинтовать эластичным бинтом. Вывихи смещение костей и переломы иногда сопровождаются болевыми шоками, вследствие чего иногда ученик может потерять сознание. В этих случаях необходимо взять ватный тампон с нашатырным спиртом и на расстоянии 3-4 см от носа сделать им маховые движения до прихода ученика в сознание.
При переломах костей, явных закрытых переломах голени, верхних конечностей или даже при подозрении на них первая помощь сводится к наложению транспортных шин из подручного материала с захватом двух суставов.
При переломе ключицы необходимо наложить кольца-лямки на плечевой сустав и связать их сзади или наложить восьмиобразную повязку, шину для фиксации и транспортировки пострадавшего к врачу.
При сотрясении мозга, которое сопровождается рвотой, головокружением, необходимо срочно вызвать врача или обеспечить транспортировку травмированного в больницу.
Заключение.
Учитель физической культуры, должны учитывать физиологические особенности детского организма. При правильной организации техники безопасности и выполнении профилактических мер при занятиях физкультурой можно уменьшить число травм до минимума.
Не всегда причиной травматизма является компетентность учителя, многое зависит и от предоставленных для работы условий. Это и состояние учебных помещений, оборудования, инвентаря. Врачебное обслуживание во многих учебных заведениях в неудовлетворительном состоянии. Недостаточное владение знаниями при оказании первой помощи.
Отсюда я сделаю вывод, что на уменьшение травматизма повлияет улучшение условий работы, своевременный ремонт спортивных помещений, приобретение качественного инвентаря, хорошее врачебное обслуживание, участие родителей в учебном процессе, а также высокий уровень знаний и профессиональная подготовленность учителя.
Список использованной литературы:
1. Кисилев П.А., Кисилева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие /авт.сост.: Кисилев П.А., Кисилева С.Б.-М.: ГЛОБУС, 2008.- 320с.
2. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры./Муравьев В.А., Созинова Н.А. – М., 2001 – 96с
3. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний: учебное пособие/В.П. Лукьяненко-М.: Советский спорт,2003
4. Кисилев П.А.,Кисилева С.Б. Справочник учителя физической культуры/авт.сост.П.А. Кисилев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.-251с
5. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов.- М.: Просвещение 2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.