"Правила дорожного движения"

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Правила дорожного движения. Дорожные «ловушки».docx
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ДОРОЖНЫЕ «ЛОВУШКИ» Ц е л и :  расширять   знания   детей   о   правилах   дорожного   движения,   учить видеть   дорожные   «ловушки»,   находить   способы   их   преодоления;   развивать представление детей о правилах дорожного движения, показать необходимость их воспитывать дисциплинированность на дорогах. осмотрительность; развивать     соблюдения,     О б о р у д о в а н и е : плакат с темой занятия на доске, картинки с ситуациями 1, 2, 3. Л и т е р а т у р а : Фролов, М. П. Безопасность на улицах и дорогах. 5–6 классы / М. П. Фролов, В. Ф. Спиридонов. – М.: АСТ­ЛТД, 1997. – С. 5–39. Х о д   з а н я т и я I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. У ч и т е л ь .   Вот   и   пролетели   летние   каникулы.   Многие   из   вас   уезжали   из города, отдыхали на даче, гостили у бабушек и дедушек, отвыкли от городской суеты,   множества   машин   и   оживленных   улиц.   За   это   время   вы,   возможно, подзабыли правили дорожного движения – законы улиц и дорог. Каждый день на улицы нашего города выезжают тысячи автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев. И даже самое незначительное нарушение правил дорожного движения может привести к беде. А это значит, что вы можете попасть в больницу, отстать в учебе и – уж самое страшное – погибнуть или стать инвалидом на всю жизнь. А сколько   волнений   для   родителей   и   родственников.   К   сожалению,   по   итогам шести месяцев этого года в нашем городе под колеса транспорта попало 164 ваших сверстника, из них это стоило жизни 10. Поэтому сегодня мы поговорим с вами об основных правилах, которые должен знать и всегда выполнять пешеход. Тема нашего занятия: «Правила дорожного движения. Дорожные «ловушки». II. Основная часть. 1. Доклад ученика. У ч и т е л ь .   «Дорога   –   это   жизнь»   –   считали   еще   в   древности. Археологические   раскопки   свидетельствуют,   что   хорошо   обустроенные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад в междуречье Тигра и Евфрата   на   территории   современного   Ирака.   Живущие   там   люди,   занимаясь гончарным производством, изобрели колесо, которое потом приспособили дляпередвижения.   Это   повлекло   за   собой   строительство   дорог.   В   Ассирии   и Вавилоне   для   покрытия   дорог   использовали   обожженный   кирпич,   песок   и гравий. Состояние дорог свидетельствовало об экономическом уровне страны. Могущественные   государства   могли   тратить   на   их   строительство   и   ремонт значительные средства. Когда государство ослабевало, его дороги приходили в упадок.  В   Китае   еще   до   нашей   эры   появилась   первая   сеть   дорог   и   каналов. Строились небольшие дороги и широкие шоссе со специальными полосами для более   важного   транспорта.   Существовали   правила   дорожного   движения   и ограничения   скорости,   способы   разъезда   транспорта   в   сложных   ситуациях, стандарты транспортных средств. Старые дороги сохранились и по сей день. Рим славился не только военной мощью, но и прекрасными инженерами, они достигли высокого   уровня   в   строительстве   дорог   и   мостов.   Дороги   были   гордостью римлян.   Они   называли   их   именами   великих   людей.   Дороги   состояли   из нескольких   слоев   толщиной   до   одного   метра.   Снизу   укладывались   крупные необработанные камни, а сверху – тщательно подогнанные каменные плиты. Это было   прочно   и   удобно   для   езды.   Римляне   первыми   испытали   транспортные перегрузки и «пробки» на дорогах. Дороги были так загружены, что пришлось ввести   специальные   правила   движения.   Во   многих   городах   днем   движение транспорта   было   запрещено.   В   нашей   стране   первые   деревянные   мостовые создавались в Х–ХI веках в период расцвета Киевской Руси. Великой называлась в ХIV веке дорога, которая связывала Москву с Владимиром.  2. Беседа. У ч и т е л ь .   Любое   дорожно­транспортное   происшествие   предполагает дорогу,   транспорт   и   людей   как   место   события.   Без   дорог   невозможно представить нашу жизнь. Что же такое «дорога»? Дайте определение. Д е т и . 1) Дорога – это проезжая часть. 2)   Дорога   –   это   участок   земли,   покрытый   асфальтом,   по   которому передвигаются транспортные средства и люди. У ч и т е л ь . Дорога – это обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если они есть. Что называют проезжей частью? У ч е н и к и .   Проезжая   часть   –   это   участок   дороги,   по   которому   пере­ двигается транспорт. У ч и т е л ь .   Проезжая   часть,   или   мостовая,   –   это   основная   часть   дороги, предназначенная для проезда транспорта.Учитель записывает определение на доске. У ч и т е л ь . Дорога может иметь несколько проезжих частей, разграниченных разделительными полосами. Что такое обочина? У ч а щ и е с я . Обочина – это крайняя часть дороги. У ч и т е л ь . Обочина – часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части. Учитель записывает определение на доске  У ч и т е л ь . Для чего она служит? Д е т и . Для движения пешеходов, остановки автомобилей. У ч и т е л ь .   Как   нужно   идти   по   обочине,   по   направлению   движения транспорта или навстречу? Почему? Д е т и . Нужно идти навстречу движущемуся транспорту, тогда можно видеть приближение автомобилей и заранее отойти в сторону. У ч и т е л ь . Что такое «островок безопасности»? У ч е н и к и .   Это   участок   проезжей   части,   на   котором   можно   стоять пешеходам. У ч и т е л ь . Как правило, на широких улицах с интенсивным движением есть резервное место, где пешеход может ожидать разрешающего сигнала светофора. Это островки безопасности, куда не может заезжать транспорт. Но и здесь надо быть   внимательным,   лучше   стоять   подальше   от   проезжей   части   и сосредоточиться на правильном переходе улицы, полагаясь только на себя, а не на соседа и тем более группу. Лучше посмотреть на дорогу: если безопасно – переходить. Что такое перекресток? У ч е н и к и . Перекресток – это пересечение дорог. У ч и т е л ь . Место пересечения улиц и дорог называется перекрестком. Это самое опасное место. Наибольшее число дорожно­транспортных происшествий – столкновений, наездов, несчастных случаев – происходит именно здесь. И это легко объяснимо: именно здесь пересекаются пути пешеходов и автомашин. Со всех сторон движутся потоки машин, идут трамваи, троллейбусы, подъезжают мотоциклисты   и   велосипедисты,   подходят   пешеходы.   Как   регулируются перекрестки? Д е т и . Светофором, регулировщиком, дорожным знаком. У ч и т е л ь .   А   если   это   нерегулируемый   перекресток,   как   его   можно переходить?У ч а щ и е с я .   Если   есть   подземный   переход,   то   через   него,   если   нет, внимательно осмотревшись, идти через дорогу. У ч и т е л ь . Чтобы не было несчастных случаев, а пешеходы и водители могли без   задержки   двигаться   дальше,   установлен   строгий   порядок:   он   определяет очередь движения транспорта и пешеходов. Пешеходы пересекают улицу либо по   подземным,   либо   по   пешеходным   переходам.   Пешеходный   переход специально обозначен прямо на дороге разметкой типа «Зебра» и специальным знаком   «Пешеходный   переход»   –   синий   квадрат,   внутри   которого   в   белом треугольнике нарисован черный силуэт человека, идущего по «зебре». Учитель демонстрирует знак. У ч и т е л ь . Если переходов нет, то улицу пересекают на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На дорогах же вне населенных пунктов пересекать проезжую часть можно только под прямым углом к ней. Что это значит? У ч а щ и е с я . Это значит, что не наискосок, а прямо. У ч и т е л ь .  То  есть по  самому короткому пути  и  в  таких местах,  откуда дорога хорошо просматривается в обе стороны. Для регулировки движения на перекрестке стоит милиционер­регулировщик или светофор. Первый светофор появился на улице 5­я авеню в Нью­Йорке в середине 1920­х годов. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый, красный и зеленый цвета. Стрелка двигалась по кругу, водитель внимательно наблюдал за ней. Подошла к зеленому полю – водитель имел право ехать, попала на красный – движение остановилось. Существует еще один вид перекрестков – железнодорожные   переезды,   место,   где   автомобильная   дорога   пересекается   с железнодорожными путями. Чем опасен этот участок дороги? Д е т и . Может внезапно появиться поезд, идущий на большой скорости. У ч и т е л ь .   Это   очень   опасный   участок   дороги,   так   как   поезд останавливается   значительно   медленнее,   чем   мотоцикл,   автомобиль   и   даже автобус. Железнодорожные переезды бывают разными. Как перекрестки бывают регулируемыми (там, где стоит регулировщик или светофор) и нерегулируемыми на   улицах   с   односторонним     и   двусторонним   движением,   так   и   переезды существуют охраняемые (с будкой дежурного) и неохраняемые, оборудованные специальной   сигнализацией   и   шлагбаумами   и   необорудованные,   с   одним   или несколькими путями. Ребята,   а   есть   какие­нибудь   особенности   перехода   улицы   в   темное   время суток, ведь зимой темнеет очень рано, вернуться домой до сумерек вы иногда не успеваете? О чем нужно помнить? У ч а щ и е с я . Переходить улицу только на зеленый свет, стараться не ходитьпо обочине дороги, пользоваться тротуаром. У ч и т е л ь . Что делать, если нет светофора? Д е т и . Внимательно посмотреть, нет ли поблизости машин и только тогда переходить. У ч и т е л ь . В вечернее и ночное время нужно быть предельно внимательными и   осторожными.   Очень   сложно   определить   скорость   движущейся   машины   в темноте. К тому же водитель может резко прибавить скорость. Ему в это время тем более сложно увидеть человека, переходящего дорогу. 3. Решение ситуативных задач. У ч и т е л ь . Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть на дорогах,   и   попробуем   разобраться,   как   нужно   вести   себя,   чтобы   не   стать жертвой дорожно­транспортного происшествия. Посмотрите внимательно на рисунок 1  (см. Приложение 1). Вы вышли из автобуса и хотите перейти на противоположную сторону дороги. Как это нужно сделать правильно? Д е т и . Нужно обойти автобус сзади. У ч и т е л ь . Почему? У ч е н и к и . Автобус, высадив людей на остановке, поедет вперед, водитель может   не   заметить   ребенка,   обходящего   автобус   спереди,   а   также   ребенок, переходя таким образом дорогу, будет незаметен и для водителя автомобиля, идущего вслед за автобусом. У ч и т е л ь .   Действительно,   трагедии   избежать   в   данном   случае   вряд   ли удастся. Тем  более если  учесть,  что  водитель  автомобиля, идущего  вслед  за автобусом, не видит вас, а если и увидит, то мгновенно остановить машину ему не удастся. Об этом нужно помнить, и когда вы выходите на проезжую часть из­ за   угла   дома,   других   сооружений,   деревьев,   из­за   стоящих   машин.   А   какая опасность может поджидать вас, когда вы обходите автобус сзади? Д е т и . По  встречной  полосе  может  ехать  машина  на  большой скорости. У ч и т е л ь . Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади. Стоящий автобус, как его ни обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда  вы решили ее перейти, может проезжать  автомобиль. Надо подождать, когда автобус отойдет, или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше. Умейте предвидеть скрытую опасность.З а д а ч а . Рекомендуется для учащихся 7 класса. Сколько   времени   потребуется   водителю   автомобиля,   движущегося   со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12 м? Почему   опасно   переходить   дорогу,   обходя   автобус   спереди?   Средняя скорость пешехода – 1,5 м/с. Р е ш е н и е 1) 54 км/ч = 54000 м/3600 с = 15 м/с. 2) 12 м : 15 м/с = 0,8 с – время обгона автомобилем автобуса. 3) 15 м × 0,8 с = 1,2 м – путь, проделанный пешеходом. О т в е т :  люди, вышедшие  из  передней  двери  и начавшие  переход  спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении. У ч и т е л ь . Вы  должны хорошо видеть дорогу, посмотреть по сторонам и только тогда переходить. Рассмотрим ситуацию 2 (см. Приложение 2). На противоположной стороне улицы вы видите своего друга, к которому как раз собирались в гости. Вы его окликнули, но он не услышал. В этом месте дорогу можно перейти только через подземный переход. Воспользуетесь ли вы им или решите перебежать улицу, тем более если и машин не так уж много? У ч е н и к и . Лучше воспользоваться подземным переходом. У ч и т е л ь . Но ведь, пока вы пробежите по подземному переходу, друг может скрыться из виду: зайти куда­нибудь или затеряться в толпе. Д е т и . Переходить дорогу в этом месте, наверное, небезопасно, раз здесь сделали подземный переход. У ч и т е л ь . Вы абсолютно правы. Скорее всего, в этом месте нет ограничения скорости до 40 километров в час, нет пешеходного перехода и светофора, а значит, водитель никак не ожидает того, что кто­то будет идти или бежать через проезжую   часть,   и,   как   мы   уже   говорили,   остановить   автомобиль   мгновенно невозможно. И даже, если водитель попытается вас объехать, не исключено, что он   может   врезаться   в   идущую   ему   навстречу   машину.   Таким   образом,   из­за вашей неосмотрительности могут пострадать ни в чем не повинные люди. Рассмотрим ситуацию 3 (см. Приложение 3). Вы   подходите   к   проезжей   части.   Светофор   показывает   зеленый   свет. Большинство пешеходов уже почти перешли дорогу. Как вы поступите: будете догонять их или подождете, пока не загорится зеленый свет в следующий раз?У ч а щ и е с я . Можно подождать, можно перебежать, ведь зеленый свет еще горит. У ч и т е л ь . Мы уже не раз с вами говорили, что дорога не место для игр, а также   проверки   вашей   быстроты   и   ловкости.   На   ней   часто   встречается множество ловушек и непредсказуемых ситуаций. В данном случае, как только вы   добежите   до   середины   проезжей   части,   может   загореться   красный   свет, бежать   вперед   или   назад   крайне   опасно.   Вы   должны   будете   дожидаться следующего разрешающего сигнала светофора, стоя по­средине проезжей части. А это, сами понимаете, небезопасно. К тому же сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если уж пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать   ни   одного   движения   не   осмотревшись,   следить   за   автомобилями, приближающимися к вам справа и слева. III. Итог занятия. У ч и т е л ь . Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? У ч а щ и е с я . Мы узнали о том, как строились дороги раньше, о том, что перекресток – одно из самых опасных мест на дороге и т. д.