Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
ДОРОЖНЫЕ «ЛОВУШКИ»
Ц е л и : расширять знания детей о правилах дорожного движения, учить
видеть дорожные «ловушки», находить способы их преодоления; развивать
представление детей о правилах дорожного движения, показать необходимость
их
воспитывать
дисциплинированность на дорогах.
осмотрительность;
развивать
соблюдения,
О б о р у д о в а н и е : плакат с темой занятия на доске, картинки с ситуациями
1, 2, 3.
Л и т е р а т у р а :
Фролов, М. П. Безопасность на улицах и дорогах. 5–6 классы / М. П. Фролов,
В. Ф. Спиридонов. – М.: АСТЛТД, 1997. – С. 5–39.
Х о д з а н я т и я
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
У ч и т е л ь . Вот и пролетели летние каникулы. Многие из вас уезжали из
города, отдыхали на даче, гостили у бабушек и дедушек, отвыкли от городской
суеты, множества машин и оживленных улиц. За это время вы, возможно,
подзабыли правили дорожного движения – законы улиц и дорог. Каждый день на
улицы нашего города выезжают тысячи автомобилей, автобусов, троллейбусов и
трамваев. И даже самое незначительное нарушение правил дорожного движения
может привести к беде. А это значит, что вы можете попасть в больницу, отстать
в учебе и – уж самое страшное – погибнуть или стать инвалидом на всю жизнь. А
сколько волнений для родителей и родственников. К сожалению, по итогам
шести месяцев этого года в нашем городе под колеса транспорта попало 164
ваших сверстника, из них это стоило жизни 10. Поэтому сегодня мы поговорим с
вами об основных правилах, которые должен знать и всегда выполнять пешеход.
Тема нашего занятия: «Правила дорожного движения. Дорожные «ловушки».
II. Основная часть.
1. Доклад ученика.
У ч и т е л ь . «Дорога – это жизнь» – считали еще в древности.
Археологические раскопки свидетельствуют, что хорошо обустроенные
мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад в междуречье Тигра и
Евфрата на территории современного Ирака. Живущие там люди, занимаясь
гончарным производством, изобрели колесо, которое потом приспособили дляпередвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. В Ассирии и
Вавилоне для покрытия дорог использовали обожженный кирпич, песок и
гравий. Состояние дорог свидетельствовало об экономическом уровне страны.
Могущественные государства могли тратить на их строительство и ремонт
значительные средства. Когда государство ослабевало, его дороги приходили в
упадок. В Китае еще до нашей эры появилась первая сеть дорог и каналов.
Строились небольшие дороги и широкие шоссе со специальными полосами для
более важного транспорта. Существовали правила дорожного движения и
ограничения скорости, способы разъезда транспорта в сложных ситуациях,
стандарты транспортных средств. Старые дороги сохранились и по сей день. Рим
славился не только военной мощью, но и прекрасными инженерами, они достигли
высокого уровня в строительстве дорог и мостов. Дороги были гордостью
римлян. Они называли их именами великих людей. Дороги состояли из
нескольких слоев толщиной до одного метра. Снизу укладывались крупные
необработанные камни, а сверху – тщательно подогнанные каменные плиты. Это
было прочно и удобно для езды. Римляне первыми испытали транспортные
перегрузки и «пробки» на дорогах. Дороги были так загружены, что пришлось
ввести специальные правила движения. Во многих городах днем движение
транспорта было запрещено. В нашей стране первые деревянные мостовые
создавались в Х–ХI веках в период расцвета Киевской Руси. Великой называлась
в ХIV веке дорога, которая связывала Москву с Владимиром.
2. Беседа.
У ч и т е л ь . Любое дорожнотранспортное происшествие предполагает
дорогу, транспорт и людей как место события. Без дорог невозможно
представить нашу жизнь. Что же такое «дорога»? Дайте определение.
Д е т и .
1) Дорога – это проезжая часть.
2) Дорога – это участок земли, покрытый асфальтом, по которому
передвигаются транспортные средства и люди.
У ч и т е л ь . Дорога – это обустроенная или приспособленная для движения
транспортных средств полоса земли. Дорога включает в себя одну или несколько
проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные
полосы, если они есть. Что называют проезжей частью?
У ч е н и к и . Проезжая часть – это участок дороги, по которому пере
двигается транспорт.
У ч и т е л ь . Проезжая часть, или мостовая, – это основная часть дороги,
предназначенная для проезда транспорта.Учитель записывает определение на доске.
У ч и т е л ь . Дорога может иметь несколько проезжих частей, разграниченных
разделительными полосами. Что такое обочина?
У ч а щ и е с я . Обочина – это крайняя часть дороги.
У ч и т е л ь . Обочина – часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей
части.
Учитель записывает определение на доске
У ч и т е л ь . Для чего она служит?
Д е т и . Для движения пешеходов, остановки автомобилей.
У ч и т е л ь . Как нужно идти по обочине, по направлению движения
транспорта или навстречу? Почему?
Д е т и . Нужно идти навстречу движущемуся транспорту, тогда можно видеть
приближение автомобилей и заранее отойти в сторону.
У ч и т е л ь . Что такое «островок безопасности»?
У ч е н и к и . Это участок проезжей части, на котором можно стоять
пешеходам.
У ч и т е л ь . Как правило, на широких улицах с интенсивным движением есть
резервное место, где пешеход может ожидать разрешающего сигнала светофора.
Это островки безопасности, куда не может заезжать транспорт. Но и здесь надо
быть внимательным, лучше стоять подальше от проезжей части и
сосредоточиться на правильном переходе улицы, полагаясь только на себя, а не
на соседа и тем более группу. Лучше посмотреть на дорогу: если безопасно –
переходить.
Что такое перекресток?
У ч е н и к и . Перекресток – это пересечение дорог.
У ч и т е л ь . Место пересечения улиц и дорог называется перекрестком. Это
самое опасное место. Наибольшее число дорожнотранспортных происшествий –
столкновений, наездов, несчастных случаев – происходит именно здесь. И это
легко объяснимо: именно здесь пересекаются пути пешеходов и автомашин. Со
всех сторон движутся потоки машин, идут трамваи, троллейбусы, подъезжают
мотоциклисты и велосипедисты, подходят пешеходы. Как регулируются
перекрестки?
Д е т и . Светофором, регулировщиком, дорожным знаком.
У ч и т е л ь . А если это нерегулируемый перекресток, как его можно
переходить?У ч а щ и е с я . Если есть подземный переход, то через него, если нет,
внимательно осмотревшись, идти через дорогу.
У ч и т е л ь . Чтобы не было несчастных случаев, а пешеходы и водители могли
без задержки двигаться дальше, установлен строгий порядок: он определяет
очередь движения транспорта и пешеходов. Пешеходы пересекают улицу либо
по подземным, либо по пешеходным переходам. Пешеходный переход
специально обозначен прямо на дороге разметкой типа «Зебра» и специальным
знаком «Пешеходный переход» – синий квадрат, внутри которого в белом
треугольнике нарисован черный силуэт человека, идущего по «зебре».
Учитель демонстрирует знак.
У ч и т е л ь . Если переходов нет, то улицу пересекают на перекрестках по
линии тротуаров или обочин. На дорогах же вне населенных пунктов пересекать
проезжую часть можно только под прямым углом к ней. Что это значит?
У ч а щ и е с я . Это значит, что не наискосок, а прямо.
У ч и т е л ь . То есть по самому короткому пути и в таких местах, откуда
дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Для регулировки движения на перекрестке стоит милиционеррегулировщик
или светофор. Первый светофор появился на улице 5я авеню в НьюЙорке в
середине 1920х годов. Это был круг со стрелками, покрашенными в желтый,
красный и зеленый цвета. Стрелка двигалась по кругу, водитель внимательно
наблюдал за ней. Подошла к зеленому полю – водитель имел право ехать, попала
на красный – движение остановилось. Существует еще один вид перекрестков –
железнодорожные переезды, место, где автомобильная дорога пересекается с
железнодорожными путями. Чем опасен этот участок дороги?
Д е т и . Может внезапно появиться поезд, идущий на большой скорости.
У ч и т е л ь . Это очень опасный участок дороги, так как поезд
останавливается значительно медленнее, чем мотоцикл, автомобиль и даже
автобус. Железнодорожные переезды бывают разными. Как перекрестки бывают
регулируемыми (там, где стоит регулировщик или светофор) и нерегулируемыми
на улицах с односторонним и двусторонним движением, так и переезды
существуют охраняемые (с будкой дежурного) и неохраняемые, оборудованные
специальной сигнализацией и шлагбаумами и необорудованные, с одним или
несколькими путями.
Ребята, а есть какиенибудь особенности перехода улицы в темное время
суток, ведь зимой темнеет очень рано, вернуться домой до сумерек вы иногда не
успеваете? О чем нужно помнить?
У ч а щ и е с я . Переходить улицу только на зеленый свет, стараться не ходитьпо обочине дороги, пользоваться тротуаром.
У ч и т е л ь . Что делать, если нет светофора?
Д е т и . Внимательно посмотреть, нет ли поблизости машин и только тогда
переходить.
У ч и т е л ь . В вечернее и ночное время нужно быть предельно внимательными
и осторожными. Очень сложно определить скорость движущейся машины в
темноте. К тому же водитель может резко прибавить скорость. Ему в это время
тем более сложно увидеть человека, переходящего дорогу.
3. Решение ситуативных задач.
У ч и т е л ь . Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть на
дорогах, и попробуем разобраться, как нужно вести себя, чтобы не стать
жертвой дорожнотранспортного происшествия.
Посмотрите внимательно на рисунок 1 (см. Приложение 1). Вы вышли из
автобуса и хотите перейти на противоположную сторону дороги. Как это нужно
сделать правильно?
Д е т и . Нужно обойти автобус сзади.
У ч и т е л ь . Почему?
У ч е н и к и . Автобус, высадив людей на остановке, поедет вперед, водитель
может не заметить ребенка, обходящего автобус спереди, а также ребенок,
переходя таким образом дорогу, будет незаметен и для водителя автомобиля,
идущего вслед за автобусом.
У ч и т е л ь . Действительно, трагедии избежать в данном случае вряд ли
удастся. Тем более если учесть, что водитель автомобиля, идущего вслед за
автобусом, не видит вас, а если и увидит, то мгновенно остановить машину ему
не удастся. Об этом нужно помнить, и когда вы выходите на проезжую часть из
за угла дома, других сооружений, деревьев, изза стоящих машин. А какая
опасность может поджидать вас, когда вы обходите автобус сзади?
Д е т и . По встречной полосе может ехать машина на большой скорости.
У ч и т е л ь . Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади. Стоящий автобус,
как его ни обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент,
когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Надо подождать,
когда автобус отойдет, или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше.
Умейте предвидеть скрытую опасность.З а д а ч а .
Рекомендуется для учащихся 7 класса.
Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со
скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12 м?
Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя
скорость пешехода – 1,5 м/с.
Р е ш е н и е
1) 54 км/ч = 54000 м/3600 с = 15 м/с.
2) 12 м : 15 м/с = 0,8 с – время обгона автомобилем автобуса.
3) 15 м × 0,8 с = 1,2 м – путь, проделанный пешеходом.
О т в е т : люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди
автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.
У ч и т е л ь . Вы должны хорошо видеть дорогу, посмотреть по сторонам и
только тогда переходить.
Рассмотрим ситуацию 2 (см. Приложение 2).
На противоположной стороне улицы вы видите своего друга, к которому как
раз собирались в гости. Вы его окликнули, но он не услышал. В этом месте
дорогу можно перейти только через подземный переход. Воспользуетесь ли вы
им или решите перебежать улицу, тем более если и машин не так уж много?
У ч е н и к и . Лучше воспользоваться подземным переходом.
У ч и т е л ь . Но ведь, пока вы пробежите по подземному переходу, друг может
скрыться из виду: зайти куданибудь или затеряться в толпе.
Д е т и . Переходить дорогу в этом месте, наверное, небезопасно, раз здесь
сделали подземный переход.
У ч и т е л ь . Вы абсолютно правы. Скорее всего, в этом месте нет ограничения
скорости до 40 километров в час, нет пешеходного перехода и светофора, а
значит, водитель никак не ожидает того, что ктото будет идти или бежать через
проезжую часть, и, как мы уже говорили, остановить автомобиль мгновенно
невозможно. И даже, если водитель попытается вас объехать, не исключено, что
он может врезаться в идущую ему навстречу машину. Таким образом, изза
вашей неосмотрительности могут пострадать ни в чем не повинные люди.
Рассмотрим ситуацию 3 (см. Приложение 3).
Вы подходите к проезжей части. Светофор показывает зеленый свет.
Большинство пешеходов уже почти перешли дорогу. Как вы поступите: будете
догонять их или подождете, пока не загорится зеленый свет в следующий раз?У ч а щ и е с я . Можно подождать, можно перебежать, ведь зеленый свет еще
горит.
У ч и т е л ь . Мы уже не раз с вами говорили, что дорога не место для игр, а
также проверки вашей быстроты и ловкости. На ней часто встречается
множество ловушек и непредсказуемых ситуаций. В данном случае, как только
вы добежите до середины проезжей части, может загореться красный свет,
бежать вперед или назад крайне опасно. Вы должны будете дожидаться
следующего разрешающего сигнала светофора, стоя посредине проезжей части.
А это, сами понимаете, небезопасно. К тому же сразу после включения зеленого
сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не
виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если уж
пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не
делать ни одного движения не осмотревшись, следить за автомобилями,
приближающимися к вам справа и слева.
III. Итог занятия.
У ч и т е л ь . Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
У ч а щ и е с я . Мы узнали о том, как строились дороги раньше, о том, что
перекресток – одно из самых опасных мест на дороге и т. д.