В начальной школе закладывается база изученных правил. От того как ребенок выучил и применяет в своей практике изученные правила зависит его грамотность. Поэтому необходимо при изучении правил в своей практике я применяю памятки по правилам. В данном материале содержится памятка по фонетике и памятка переноса слов.
правила по рус 1-4 кл.doc
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ по русскому
Правила
языку
1 - 4
Хочу всё знать и
правильно писать!
Раздел І
Ф О Н Е Т И К А (раздел грамматики, который изучает звуки),
от греческого слова «фоне» - звук
Звуки – это наименьшие звуковые единицы речи.
1. Что такое
Звуки мы слышим и произносим.
Звуки на письме записывают в квадратных
скобочках: [м], [м`].
з в у к и ?
б у к в ы ?
2.Что такое
Буквы – это знаки для обозначения звуков на
письме.
Буквы мы видим и пишем.
3.Какие бывают звуки ?
Звуки бывают гласные и согласные.
4.Какие звуки мы называем
г л а с н ы
м и ?
Гласные – это звуки, при произношении которых
воздух спокойно проходит через полость рта и не
встречает какой-либо преграды.
►В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
5.Сколько в русском языке букв для
обозначения гласных звуков на письме?
Для обозначения гласных звуков на письме в русском языке
10 букв:
а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;
я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость
согласных звуков
(после согласного),
или дают 2 звука.
я, ё, ю, е, и
6.В каких случаях буквы
дают два звука? Буквы я, ё, е, ю, и дают два звука в начале слова (слога),
после гласного и после ь и ъ (смотри таблицу).
а
в
к
у
Б
В начале
слова
После
гласного
После ъ и
ь
я [й’а]
яма → [й’ама]
ю [й’у]
юла → [й’ула]
[й’а]
маяк
[май’ак]
[й’у]
поют
[пай’ут]
→
[й’а]
колья
[кол’й’а]
[й’у]
лью → [л’й’у]
→
→
ё [й’о]
ёлка
[й’олка]
[й’о]
поёт → [пай’от]
→
[й’о]
съёмка→[сй’о
мка]
е [й’э]
ель → [й’эл’]
[й’э]
поел
[пай’эл]
[й’э]
платье→[плат
’й’э]
→
и [и]
игра →[игра]
[и]
поил → [паил]
[й’и]
ульи →[ул’й’и]
7 . Какие бывают гласные звуки в
зависимости от ударения?
В зависимости от ударения гласные бывают ударными
и безударными.
8 . Что образуют гласные?
Гласные образуют слог. с л о г?
9. Что такое
Слоги – это части слова, на которые оно делится.
Например: ма-ши-на, се-вер, дом.
10. Как определить, сколько в слове слогов?
с о г л а с н ы
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например: ма-ши-на → 3 слога;
сом → 1 слог.
11. Какие звуки называются
м и ?
Согласные – это звуки, при образовании которых
воздух встречает в полости рта какую-нибудь
преграду (язык, зубы или губы).
12. Сколько согласных звуков в русском языке?
В русском языке 36 согласных звуков.
13. Сколько в русском языке букв,
обозначающих
согласные звуки на письме?
В русском языке 21 буква, которая обозначает
согласный
звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
14. Какие бывают согласные звуки?
Согласный звук может быть:
- твёрдым или мягким;
- звонким или глухим;
- парным или непарным.
15. Какие согласные звуки
д ы е ?
Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].
16. Какие согласные звуки
к и е ?
в с е г д а м я г
в с е г д а т в ё р Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].
Мягкость согласного в звуковой схеме обозначают [ л’]
17. Как обозначается на письме
т ь
с о г л а с н ы х з в у к о в
?
середине слова
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме
гласными буквами а, о, ы, э и ъ:
Например: кукла, слон, мыло, мэр,
въезд.
м я г к о
т в ё р д о с
в
18. Как обозначается на письме
с т ь
с о г л а с н ы х з в у к о в ?
Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё,
е, ю, и и ь.
Например: песня, осёл, люди, пальма,
конь.
19. В каких случаях
мягкость
согласного может не обозначаться
мягким знаком?
Мягкость согласного может не обозначаться мягким
знаком. Написание таких слов нужно проверять по
словарю.
Например: КОСТИ → К О [С’] Т И,
ПЕСНЯ → П Е [С’] Н Я,
ЖИЗНЬ → Ж И [З’] Н Ь и
другие.
20. Как отличить
звонкий согласный от
глухого? ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом,
а ГЛУХИЕ только с шумом.
В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!»
все согласные глухие.
А остальные - звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж, и Й, Р, Л, М,
Н.
согласные
звуки являются
21. Какие
ы м и ?
п а р н
1. Парные согласные твёрдые:
звонкие: [Б], [В], [Г], [Д], [Ж] , [З]
глухие: [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С].
2. Парные согласные мягкие:
звонкие: [Б’], [В’], [ Г’], [Д’], [ З’],
глухие: [П’], [ Ф’], [ К’], [Т’], [С’].
согласные
звуки являются
22.Какие
ы м и ?
Непарные согласные:
звонкие: [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’],
глухие: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’].
н е п а р н
а л ф а в и т е ?
23. Сколько букв в русском
► В русском алфавите 33 буквы.
А,Б,В,Г,Д,Е,Ё – Постираем всё бельё.
Ж,З,И,Й,К,Л,М – Апельсинку быстро съем.
Н,О,П,Р,С,Т,У – Погуляем на мосту.
Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ – Ах, какая чаща!
Ъ, Ы, Ь – Не запомнятся никак!
Э, Ю, Я – Вот и все мои друзья!
24. Ф о н е т и ч е с к и й
слова.
разбор (анализ) А) Схема устного фонетического разбора
слова
Произвожу фонетический разбор слова … (ВОДА).
В слове …(ВОДА) … (2) слога, потому что … (2)
гласных звука.
… (ВОДА;´) → … (Второй) слог ударный.
Характеризую каждый звук :
Звук
гласный согласный
ударный безударный твёрдый мягкий
звонкий глухой
парный непарный
Б) Схема письменного фонетического, или
буквенно-звукового анализа слова.
Пень,[п’эн’] – 1 слог;
П – [п’] – согл., мягк., глух., парн.;
Е – [э] – гл., уд.;
Н – [н’] – согл., мягк., зв.; непарн.;
Ь – [-]← звука не обозначает
________
4 б.,3 зв..
К разделу І
П Р А В И Л А П Е Р Е Н О С А
1. Слова
по
слогам.
Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь.
переносятся на
согласной
2. Нельзя переносить
одну
букву и оставлять её на
строке.
Например: ака-ция, мир, яма.
3. При переносе слов буквы
Ь, Ъ, Й не
переносят, а
оставляют
с
строке
предыдущей согласной.
Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка,
объ-езд.
с
4. При переносе слов
одну
двойной
букву оставляют на строке, а
другую переносят.
Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит.
5. При переносе
с
слов
нельзя отрывать
приставками
одну букву от приставки или
от корня.
Например: под-бить, при-слоняться, рас-
крыть, пре-красный.
на
6.
другую строку пунктуационные
знаки (. , ! ? : ( ; - „ )
МНОГИЕ СЛОВА МОЖНО
ПЕРЕНОСИТЬ ПО-РАЗНОМУ. НО ПРИ
ЭТОМ СЛЕДУЕТ ПРЕДПО-ЧИТАТЬ
ТАКОЙ ПЕРЕНОС, ПРИ КОТОРОМ НЕ
переносить
Нельзя РАЗБИВАЮТСЯ ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ
СЛОВА (приставка, корень, суффикс).
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Правила по русскому языку (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.