Правила по русскому языку 3 класс
Оценка 4.9

Правила по русскому языку 3 класс

Оценка 4.9
Памятки
pdf
русский язык
3 кл
12.09.2018
Правила по русскому языку 3 класс
правила по русскому языку для 3 класса по программе УМК "Гармония". в этой памятке собраны основные правила по русскому языку для 3 класса, взятые из учебника по русскому языку для 3 класса М.Н. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Готовые памятки для каждого ученика.
правила по русскому яз.pdf

 

 

и.

Р. (у...) меня

т. (со...) мной

П. обо... мне

 

и.

мы

нас нам

В. (на...) нас

Т. (с...) нами нас

то...

(н)его (н)ему

(н)его (н)им нём

и.

Р.

Д (к...)

в. (на...)

Т. (с...)

 

он

(н)её

(н)ей

(н)ею ней

и.

Т. (с...)

П. о

он

(н)их

(н)им

(н)их (н)ими них

 

Части

самостоятельные

речи

служебные

 

д

 

з

Самостоятельные части речи изменяются:

                  имена                                  глагол

им. сущ. им. прил. по числам по временам

в» по числам по числам по родам ПРОШ. в. наст. в. и (в ед. ч.) (в ед. ч.) буд. в.

г- по падежам                          по падежам по родам      по лицам

 

    Приказываю:                                     Подчиняюсь!

 

им

 

 

 

 

 

Измени род!

Измени число! Измени падеж!

 

 

 

 

им. ПРИЛ.

 

 

 

 

 

 

и.

Р.

им.

ЧИСЛ

 

КТО ?

 

 

кого?

кому?

в.

кого? что?

кем?

сущ.

п.

 

момент речи

ДО МОГИ анТа          П ОСЛе речиречи

прошедшее          настоящее            будущее

    В ре мя                 время                   время

Чаще всего сочетание [ца] на конце слов бывает в глаголах. Здесь на его месте всегда есть орфограмма: мы выбираем между -ться и -тся.

Выбирая, поступай так.

Убедись, что [ца] в глаголе.

неопр. ф.

2. Поставь вопрос и узнай: это                       или

3-е л.? Что (сделать? Что (с)делает(ют)?

        неопр. ф.               форма 3-го л.

з. Пиши: -тьбћ.                    -тся.

Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишется: ща. Но часто перед этим сочетанием бывает ещё и буква д или т, звук которой не слыШера: два мблодца, у отца, но два огурца.

Анализируем глагол как часть речи Памяткачрдглэ

 Проверь: это слово глагол или нет? для этого узнай:

на какой вопрос отвечает слово;

» что слово обозначает; может ли, изменяться по временам? Глагол это или нет?

2. Назови начальную (неопределённую) форму.

з. Определи, в какой форме глагол употреблён: время число род (для грош. в.

или лицо (для наст, и буд. в.)

Образец письменного анализа глагола Прочитаешь что сделаешь? , действ. ,

           ИЗМ. ПО ВР.              гл.

2. Неопр. ф.               что сделать?           прочитать.

з. В буд. в., В                               во 2-м л.

Значение слова, которое передаётся его основой (корнем, приставкой и суффиксом вместе или только корнем, если других частей нет), так и называют: значение основы слова.

В слово вносит своё значение не только основа, но и окончание. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания,

Таким образом, у слов есть значения основы и окончания.

Когда у слов различны основы или какие-то их части это чаще всего разные слова. Когда различны окончания это формы одного слова.

На месте слога [ць1] в ударных окончаниях слов всегда пишется ы, а в корнях чаще всего и.

В нескольких словах, которые надо запомнить, пишется ы: на цыпочках, ЦЫП-ЦЫП.

Показывай эту орфограмму так: ...цы или ци (цы).

Слова с двумя корнями называют сложными, а букву, которая их соединяет, буквой соединйтельных гласНЫХ. На её месте в безударном положении есть орфограмма. Отмечают её так: ЮбДобћ, бБйебГд.

Изучая слова нашего языка, учёные заметили, что названия предметов, признаков, действий, количества имеют свои особенности.

Эти слова не только на разные вопросы отвечают и разное обозначают, но и по-разному изменяются.

Тогда учёные по трём особенностям слов: 1) на какой вопрос отвечают,

2) что обозначают,

З) как изменяются, объединили их в большие группы, эта М группам слов дали название: части речи.

Я (меня, мне, со мной... это тот, кто говорит. Если кто-то говорит Н е ТОЛ Ь КО о себе, ему нужно местоимение мы (нас,

Ты, вы (тебя, тебе, вас, вам... это тот или те, к кому обращается говоря-

Он, она, оно, они (его, её, ей, их, им...) — это тот, та, то или те, о ком (о чём) говорят, кто не участвует в разговоре.

Слово похоже на кусочек пластилина. Оно может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

Каждое изменение слова это его форма. Сколько изменений СТОЛЬКО и форм. Слово, как матрёшка, включает в себя все свои формы.

У каждого слова есть первая, начальная, форма, с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

Начальная форма любого глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать?

Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

              что сделали?                   ЧТО    делать?

Начальная форма имени существительного это форма единственного числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

Начальная форма глагола всегда отвечает на один из двух вопросов:

что делать? или что сделать?

Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё определить нельзя. Вот учёные и дали ей название неопределённая форма глагола.

Начальная форма имени прилагательного отвечает на вопрос какой?

Личные местоимения, как и имена существительные, изменяются по падежам.

Учёные дали названия всем падежам. Перечислим их по порядку.

Названия падежей

Словаподсказки

Вопросы

Предлоги

Именительный

(им. п.)

есть, это

ЧТО?

 

Родительный

кого?

из, от...

ДаТеЛЬН Ы Й

дать

кому?

к, ПО...

Винительный

винить, видеть

 

на, в...

Творительный

(ТВ. п.)

творить, делать

кем?

чем?

с, за..

Предложный

(пр. п.)

говорить, быть

о ком?

о чём?

в, на, о

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы

В настоящем времени:

1-е

л. что 73 дела2?

что % делаЕ?

2-е

л. что делаб?

что —дела=ете

3-е

л. что * делаЕ2?

что + делаб?

 

В прошедшем

времени:

МН, Ч.

ЧТО

(Е)делаЯШ? (м, р.)

что (Е)делаЯД?

МН. Ч,

ЧТО                                                       что           

ЧТО(ср, р.)                                   что (Е)делаЯђ?

 

В будущем времени:

е

л.        что буда делать?

е

л,           что будС2] делать?

е

л.               что буда делать?

МН. Ч.

е

л.      что будС2 делать?

е

л.               что буда делать?

е

л.               что буда делать?

МН, Ч.

1-е

л. что РделаО?

что сделав?

2-е

л, что                      

что сделаЕ?

3-е

л. что Гдела[2?

что сдела2?

Что делать?

Что сделать?

хохотать

захохотать

побать

поКДть

губить

погубить

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? , считаются разными словами, даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Вот почему при поиске неопределённой формы, при образовании от неё других форм важно не заменить один глагол другим. Для этого нужно следить за приставкой в вопросе.

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед -ть это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными:

-ать, -еть, -ить, -ять, -оть,

Если они безударные, то на их месте всегда орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить:

услБшЭть, увйдеть, пострбить, залаять.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти. Как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие — суффиксом. Если надо, мы будем эту часть просто подчёркивать:

Дать, Пти, ПбББРйть.

Неопределённая форма глагола оканчивается и на -чь, но эти буквы часть корня:

 — 66657ь,  — йДбђд.

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь,

Пишется он и после буквы ч(-чь) это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Форма прошедшего времени глаголов показывает, что действие происходило или произошло до момента речи (до того, как о нём заговорили).

Примета прошедшего времени чаще всего суффикс -л-, который так и называют: суффикс прошедшего времени. Перед ним, как и в неопределённой форме перед -ть, есть суффиксы:

                     -а-, -я-, -и-,            -0.

В неопределённой форме и в прошедШег,Л времени суффикс один и тот же. таять видеть    строить табЋ2     вид—      строГ1ЋИ

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

На род глаголов указывают окончания только прошедшего времени единственного числа, потому их и называют родовыми.

Форма настоящего времени глаголов обычно показывает, что действие происходит в тот момент, когда о нём говорят, в момент речи.

Глаголы настоящего времени изменяются по числам и лицам. Поэтому их окончания, по КОТОРЫМ можно узнать лицо, называют личными.

В безударных личных окончаниях всегда есть орфограмма. Чтобы не допустить ошибки, на месте безударного гласного звука обязательно оставляй «окошко».

В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа ещё две орфограммы: буква парного по глухости-звонкости согласного ш и ь после неё. Ломни о них: или

Как видишь, форма настоящего времени может выражать ещё одно значеНИе: так происходит обычно, чаще всего, постоянно.

В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать? , а другая для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Первую форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: буду (будети...) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть

(буду, будем что будем делать? будем играть.

Вторую форму называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?.. в) поиграю, поиграем...

Окончания глаголов в будущем и настоящем времени одинаковы. В будущем, как и в настоящем, они сообщают о лице глагола, потому и называются тоже личными.

В форме будущего времени, состоящей из двух слов (сложной), изменяется по числам и лицам только первое слово (будј' бУД©' • Э, а второе остаётся в неопределённой форме,

Форма прошедшего времени глаголов показывает, что действие происходило или произошло до момента речи (до того, как о нём заговорили).

Примета прошедшего времени чаще всего суффикс -л-, который так и называют: суффикс прошедшего времени. Перед ним, как и в неопределённой форме перед -ть, есть суффиксы:

-а-, -я-, -и-,

В неопределённой форме и в ПРОШИшем времени суффикс один и тот же. таять видеть    строить табћЕ]     вид$Ћа     строГ1ЯИ

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

На род глаголов указывают окончания только прошедшего времени единственного числа, потому их и называют родовыми.

Когда хотят научить другого что-то делать, то строят деловой текст, в котором обычно бывает две части.

Сообщается, что необходимо приготовить для работы.

2. Говорится, какие действия и в каком порядке следует выполнить.

Если хочешь, запомни: такой текст называют инстрУкциеЙ.

Как правильно говорить?

Словарь трудностей

Правильно ставь ударение

включйть звонйть клбсть  красйвый Начбть пон“ть  ПОСЛ6ТЬ брать 

включйт звонйт клал красйвее начал пбнял ПОСЛ6Л убрёл

включйм звонйм клали

начали ПбНЯЛИ послали убрали

включйте звонйте клала

поняла послала убрала

Правильно произноси звуки


егб

НДШеГО  наше[ 10 сегбдня    сйнего

конёчно

конё[шн]о

нарбчно

нарб[шн]о

ск9чно что яйчница  яй[шн] ица

              бутербрбд     

ШОССё

Помни о замене звуков

бежать мы

е ить мы

ёхать

стерёть — я мы

хотёть — я мы

ты бе йшь он, она бежйм вы бежйте они Бег Й !        Бегйте!

      ты ё ишь он, она ё им     вы ё ите      они

        Ез ай!             Ез 5йте!

сотру ты сотрёшь он, она сотрём вы сотрёте они СОТРЙ! Сотрйте!

      ты хбешь      он, она хотйм      вы хотйте       они

бежйт бегут

ё ит

сотрё сотр9т

хбч еТ хотят

Не пиши ь

между

двумя

буквами

согласных

[ч'к, ч'к']  ст нт

[щ'н, щ'н'] —

ихн

[н'щ'] —

Но о словахприказах спрашивай (почисти,

бросьте, встаньте).


Спрашивай И о других сочетаниях.

Не забывай о запятых


При обращении                  


Но обращение выделяют и так:

 

2. Перед словом пожалуйста и

 

после него

з. При перечислении

       , пожалуйста,

4. Перед союзами

 

а, но

            , но      

5, Перед некоторыми

             , что      

другими словами

       , чтобы  

, поэтому

, потому что или потому, что

Как правильно действовать?

Как списывать?

Памятка1

Прочитай, чтобы понять и запомнить.

Отметь орфограммы.

з. Прочитай так, как написано (орфографически).

4.         Пиши, диктуя себе, как было написано (орфографически). Отмечай орфограммы,

5.         Проверь:

 читай и слушай себя  все ли звуки верно обозначены;  сверяй орфограммы  все ли отмечены, правильны ли буквы.

Как писать без ошибок?

Памятка4

1-2. Находи в слове орфограммы и

знаешь ли буквы.

                ЗНаеШЬ,                               Не знаешь.

з. Пиши без  Пиши с «окошками». отмечай орфограммы.

Попробуй узнать буквы:

1)          выясни часть слова;

2)          выполни нужные действия.

                                  Узнал(а) буквы.                Не узнал(а).

Вставь и Оставь «окошки»; подчеркни. где надо, покажи выбор букв.

4. Проверь (поработай коррёктором):

 читай по слогам нет ли описок;  снова находи все орфограммы;  где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок;  есть ошибка исправляй, сомневаешься над буквой ставь

 

Анализируем слово как часть речи

ПамяткаЧ•Р•

Чтобы определить или проверить, какой частью речи является слово, узнай:

на какой вопрос отвечает слово;

» что слово обозначает;  как может изменяться:

    по временам?                      по падежам?

Это глагол,

Части

самостоятельные

им. им. им. гл. мест. сущ. прил. числ.

речи

служебные

предлог частица союз

 

Как узнать строение слова?

ПамяткаС с

И 3 М е НИ слово (по числам, падежам, вреи выдели изменяемую часть окончание (О). Отметь (если это не глагол) основу слова

2. Объясни значение слова с помощью слова-родственника, подбери ещё одно-два однокоренных, выдели их общую часть корень (

з. Определи и укажи часть перед кор   приставку     постарайся объяснить её работу.

4.    Определи и укажи часть после корня перед окончанием суффикс (л подумай о его работе.

5.    Проверь, все ли части слова выделены.

Примечание: в глаголах найти основу непросто, поэтому, чтобы не ошибиться, её лучше не выделять.

Образец письменного разбора пробе— (+) пробежала (+)

Как определить время глагола?

Поставь вопрос к глаголу.

2. По приметам в вопросе узнай время.

Настоящее время

Ед. ч.

     1-е л. что А делаД?                                      что ?

2-е л. что +делаб? что Аделаа ? 3-е л. что +делаб? что АделаЕ?

Прошедшее время

                             Ед. ч.                                    МН. Ч.


что (с)делабО? (м. р) (с)делаб? что (с)делаб? (ж. р.)

что (ср. р.)

Будущее время сложное


                              Ед. ч.                                    МН. Ч.

1 -е л. что буди делать? что буда делать?

2-е л. что буда делать? что буда делать? 3-е л. что буда делать? что буда делать?

простое

Ед. ч.

      1-е л. что сделаД?           ЧТО

2-е л. что сдела©? ЧТО вдела3-е л. что Гдела2? что гделаЕ?

Как найти неопределённую форму глагола?

Памятка—

Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка с- или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой с- или без неё.

з. Назови неопределённую форму нужного глагола.

Например: догоняли, догнали.

Что делалиТ                Что делать?           Догонять.

Что       делалиФ           Что делать?             Догнать.

Как характеризовать предложение?

Памяткапр,

У

» каким предложение является по цели;  каким     по интонации (по эмоциональной окраске).

 

 

Как искать проверочные слова для корня?

Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.

2. Измени проверяемое слово:

им. сущ. глагол им. прил, ед. ч. мн.ч.что (сделает? каков?  кто? что? что (сделал?

(ед. ч. или мн.ч.) » что (с)делаю?

» много кого?

Чего ?

Помни:

эти корни проверять нельзя!

ер- — и

 

 

Письменно орфограммы корня объясняй так: бры — грра, Абы — ДЭ;

ужасен — ужасный, свис нет; вокзал, суббота, лестница.

 

Как узнать падеж имени существительного?   Найди то слово, которое именем существительным командует (х).

2. Задай от слова-командира нужный вопрос.

з. По вопросу узнай падеж.

Названия падежей

Словаподсказки

Вопросы

Предлоги

Именительный

(им. п.)

есть, это

ЧТО?

 

родительныЙ

нет, много

чего?

из, от...

дательный

дать

кому?

чему?

к, по...

вИНИТеЛЬНЫЙ

винить, видеть

кого?

на, в...

творительный

(ТВ. п.)

творить, делать

чем?

с, за...

предложный (пр. п.)

говорить, быть

о ком?

о чём?

в, на, о

 

Обрати внимание!

Иногда непросто различить именительный и винительный, а также родительный и винительный падежи. Помогай себе, ставя сразу два вопроса:

кто? что? (им.п. ) кого? что? (в.п.) кого? чего? (р.п.) кого? что?

Как обдумывать текст?

ПамяткаТ ( «Текст»

1)    тему (о чём будешь писать, говорить);

2)    главную мысль (что главное хочешь сказать, в какой мысли убедить);

3)    содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь).

Как озаглавить текст?

» о чём (о ком) говорится в тексте, » что главное передаёт автор.

2) Постарайся придумать такой заголовок, чтобы точно передать тему (главную мысль) текста.

Изменение по падежам личных местоимений


1-е лицо

            Ед. ч,             Мн. ч,

*                 мы меня  нас мне   нам

меня

     (со...) мной         Н а МИ

п. обо... М Не          о... нас

З е ЛИЦО

и.           он       оно       она

р.    (н)его      Д. (к...)   (н)ему    

          (н)его            

*                 (с...) (н)им       (н)ею, (н)еЙ

п.                     нёмнеи

2-е лицо

ты   ВЫ тебя вас тебе  вам тебя вас тобой вами тебе     о вас

они

(н)их

(к...)

(н)им


(на...) (н)их

(с...) (н)ими

о...     них

Р. (у...) меня т. (со...) мной

Р. (у...) меня т. (со...) мной

Р. Д (к...) в. (на...) Т

Р. Д (к...) в. (на...) Т

Части самостоятельные речи служебные д з

Части самостоятельные речи служебные д з

Приказываю:

Приказываю:

ДО МОГИ анТа П ОСЛе речиречи прошедшее настоящее будущее

ДО МОГИ анТа П ОСЛе речиречи прошедшее настоящее будущее

Шера: два мблодца, у отца, но два огурца

Шера: два мблодца, у отца, но два огурца

В слово вносит своё значение не только основа, но и окончание

В слово вносит своё значение не только основа, но и окончание

Слова с двумя корнями называют сложными, а букву, которая их соединяет, буквой соединйтельных гласНЫХ

Слова с двумя корнями называют сложными, а букву, которая их соединяет, буквой соединйтельных гласНЫХ

Я (меня, мне, со мной... это тот, кто говорит

Я (меня, мне, со мной... это тот, кто говорит

Каждое изменение слова это его форма

Каждое изменение слова это его форма

Начальная форма глагола всегда отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать?

Начальная форма глагола всегда отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать?

Личные местоимения, как и имена существительные, изменяются по падежам

Личные местоимения, как и имена существительные, изменяются по падежам

Названия падежей Словаподсказки

Названия падежей Словаподсказки

Творительный (ТВ. п.) творить, делать кем? чем? с, за

Творительный (ТВ. п.) творить, делать кем? чем? с, за

С2] делать? е л

С2] делать? е л

Для этого нужно следить за приставкой в вопросе

Для этого нужно следить за приставкой в вопросе

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь,

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь,

Глаголы настоящего времени изменяются по числам и лицам

Глаголы настоящего времени изменяются по числам и лицам

Первую форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: буду (будети

Первую форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: буду (будети

В неопределённой форме и в ПРОШИшем времени суффикс один и тот же

В неопределённой форме и в ПРОШИшем времени суффикс один и тот же

Как правильно говорить? Словарь трудностей

Как правильно говорить? Словарь трудностей

Бег Й ! Бегйте! ты ё ишь он, она ё им вы ё ите они

Бег Й ! Бегйте! ты ё ишь он, она ё им вы ё ите они

Но о словахприказах спрашивай (почисти, бросьте, встаньте)

Но о словахприказах спрашивай (почисти, бросьте, встаньте)

Но обращение выделяют и так: 2

Но обращение выделяют и так: 2

Памятка1 Прочитай, чтобы понять и запомнить

Памятка1 Прочитай, чтобы понять и запомнить

Попробуй узнать буквы: 1) выясни часть слова; 2) выполни нужные действия

Попробуй узнать буквы: 1) выясни часть слова; 2) выполни нужные действия

Анализируем слово как часть речи

Анализируем слово как часть речи

Части самостоятельные им

Части самостоятельные им

Проверь, все ли части слова выделены

Проверь, все ли части слова выделены

Будущее время сложное

Будущее время сложное

Как найти неопределённую форму глагола?

Как найти неопределённую форму глагола?

Как искать проверочные слова для корня?

Как искать проверочные слова для корня?

Письменно орфограммы корня объясняй так: бры — грра,

Письменно орфограммы корня объясняй так: бры — грра,

Как узнать падеж имени существительного?

Как узнать падеж имени существительного?

Как обдумывать текст? Памятка

Как обдумывать текст? Памятка

Изменение по падежам личных местоимений 1-е лицо

Изменение по падежам личных местоимений 1-е лицо

о... них

о... них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018