Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)
Оценка 5

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)

Оценка 5
Особые потребности +1
docx
русский язык
7 кл
22.04.2017
Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)
Тема "Деепричастие" достаточно трудно усваивается семиклассниками. Данная карточка-помощник представляет попытку в сжатом виде представить весь необходимый объем сведений по теме "Деепричастие". Весь материал легко уместится в распечатанном виде на тетрадном листе, который можно вложить в тетрадь как справочный материал во время работы над темой.Карточка-помощник со справочным материалом по теме "Деепричастие"
Правило на заметку.Деепричастие.docx
Правило на заметку Деепричастие объединяет в себе свойства глагола и наречия  обозначает добавочное действие  отвечает на вопросы  что делая?  что сделав?  как? почему? каким образом? когда? и др.   Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют признаки глаголов:  вид,  переходность,  возвратность.        Признаки наречий у деепричастий:              не изменяются;  показывают, каким образом, почему, когда совершается действие,  совершаемое глаголом­сказуемым;  в предложении является обстоятельством.   Деепричастный оборот ­ деепричастие с зависимыми от него словами: Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой спускалась к берегу.  Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов ­а, ­я, ­в, ­вши, ­ши:    деепричастия несовершенного вида образуются от основы  настоящего времени с помощью суффиксов ­а, ­я:  стучать: стуч­ат   разговаривать: разговарива­ют   стуч­ → а; →  разговарива­ я;  деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива  с помощью суффиксов ­в, ­вши, ­ши: в;  закрича­ → вши­сь;  записа­  принесши. →  закричать: закрича­ть   записаться: записа­ть­ся   принести: принес­ти  →       При образовании форм деепричастий                необходимо учитывать следующее: 1. Деепричастия несовершенного вида  Не   от   всех   глаголов   несовершенного   вида   возможно   образовать деепричастия.   Как   правило,   не   образуют   деепричастий   глаголы,  не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут): бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.  Не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вязать – вяжут, плясать – пляшут): весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.  Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на ­чь, на ­нуть:  беречь,   жечь,   мочь,   печь,   сечь,   стеречь,   стричься,   течь, вянуть,   гаснуть,   глохнуть,   крепнуть,   мёрзнуть,   мокнуть,   пахнуть, тонуть, тянуть.  Не   употребляются   деепричастия   несовершенного   вида   от   глаголов: арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.  Ряд глаголов несовершенного вида образует   деепричастия с помощью архаичного суффикса ­учи/­ючи,  который употребляется в основном для стилизации старинной речи: будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.  Запомните  деепричастия от следующих глаголов:  лазать – лазая,  плыть – плывя,  щипать – щипля,  махать – махая (допустимо – маша),  страдать – страдая (в художественной речи можно  встретить – страждя),  сыпать – сыпля (допустимо – сыпя),  внимать – внимая и внемля (устаревшее). 2.Деепричастие совершенного вида  от   ряда   глаголов   совершенного   вида   деепричастия   образуются   с помощью суффикса ­а/­я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов ­вши, ­ши (оглянувшись, огорчившись и др.).  в   подавляющем   большинстве   случаев   употребляются   формы   с суффиксом ­в: они более кратки и более благозвучны.  Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма –улыбнувшись, запутавшись.  Суффикс ­ши  вместо суффикса  ­в  используется у многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши.  употребление   суффикса  ­а/­я  при   образовании   деепричастий совершенного   вида   (ср.:   положив   –   положа,   услышав   –   услыша, заметив   –   заметя)   было   достаточно   распространённым   явлением   в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.    Будь внимателен!  Основной   ошибкой   при   образовании   деепричастий   является использование одного суффикса вместо другого. Например,  в   предложении:  Я   набирала   номер,   положа   трубку   – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом ­а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно   образуются   с   помощью   суффикса   ­а,   но  нормативным вариантом будет форма с суффиксом ­в (положив трубку).  Достаточно   частотными   являются   ошибки   такого   рода   при употреблении   фразеологизмов.   Во   многих   из   них   встречаются устаревшие   формы   деепричастий   (положа   руку   на   сердце,   очертя голову).   Произвольная   замена   таких   форм   на   современные   формы   в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову) является ошибкой!  Достаточно   часто   в   речи   наблюдается   ошибочное   образование деепричастий   от   глаголов,   которые   в   литературном   языке   не   могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал). Переход деепричастий в наречия. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное,   добавочное   действие   (их   нельзя   заменить   глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми. Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов). Закрывая  –   деепричастие,   так   как   имеет   зависимые   слова   и   может   быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза). Молча  – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся   один   вопрос   как?;   вопрос   что   делая?   задать   нельзя);   в   данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие – слушала).

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)

Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017