Тема "Деепричастие" достаточно трудно усваивается семиклассниками. Данная карточка-помощник представляет попытку в сжатом виде представить весь необходимый объем сведений по теме "Деепричастие". Весь материал легко уместится в распечатанном виде на тетрадном листе, который можно вложить в тетрадь как справочный материал во время работы над темой.Карточка-помощник со справочным материалом по теме "Деепричастие"
Правило на заметку.Деепричастие.docx
Правило на заметку
Деепричастие
объединяет в себе свойства глагола и наречия
обозначает добавочное действие
отвечает на вопросы
что делая?
что сделав?
как? почему? каким образом? когда? и др.
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют признаки глаголов:
вид,
переходность,
возвратность.
Признаки наречий у деепричастий:
не изменяются;
показывают, каким образом, почему, когда совершается действие,
совершаемое глаголомсказуемым;
в предложении является обстоятельством.
Деепричастный оборот деепричастие с зависимыми от него словами:
Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой спускалась к берегу.
Образование деепричастий
Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов
а, я, в, вши, ши:
деепричастия несовершенного вида образуются от основы
настоящего времени с помощью суффиксов а, я:
стучать: стучат
разговаривать: разговаривают
стуч
→
а;
→
разговарива
я; деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива
с помощью суффиксов в, вши, ши:
в;
закрича
→
вшись;
записа
принесши.
→
закричать: закричать
записаться: записаться
принести: принести
→
При образовании форм деепричастий
необходимо учитывать следующее:
1. Деепричастия несовершенного вида
Не от всех глаголов несовершенного вида возможно образовать
деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не
имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут):
бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать,
жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть,
шить.
Не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах
инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вязать –
вяжут, плясать – пляшут): весить, вязать, казаться, косить, лизать,
плясать, резать, чесать.
Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на чь, на
нуть: беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь,
вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть,
тонуть, тянуть.
Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:
арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть,
хотеть.
Ряд глаголов несовершенного вида образует деепричастия с помощью
архаичного суффикса учи/ючи, который употребляется в основном
для стилизации старинной речи:
будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.
Запомните деепричастия от следующих глаголов: лазать – лазая,
плыть – плывя,
щипать – щипля,
махать – махая (допустимо – маша),
страдать – страдая (в художественной речи можно
встретить – страждя),
сыпать – сыпля (допустимо – сыпя),
внимать – внимая и внемля (устаревшее).
2.Деепричастие совершенного вида
от ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с
помощью суффикса а/я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или
суффиксов вши, ши (оглянувшись, огорчившись и др.).
в подавляющем большинстве случаев употребляются формы с
суффиксом в: они более кратки и более благозвучны.
Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует
только одна форма –улыбнувшись, запутавшись.
Суффикс ши вместо суффикса в используется у многих глаголов с
основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши.
употребление суффикса
а/я при образовании деепричастий
совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша,
заметив – заметя) было достаточно распространённым явлением в
ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М.
Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из
этих форм вышли из употребления.
Будь внимателен!
Основной ошибкой при образовании деепричастий является
использование одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку –
ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом а.
От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида
обычно образуются с помощью суффикса а, но нормативным
вариантом будет форма с суффиксом в (положив трубку). Достаточно частотными являются ошибки такого рода при
употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются
устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце, очертя
голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в
некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову)
является ошибкой!
Достаточно часто в речи наблюдается ошибочное образование
деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут
иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал).
Переход деепричастий в наречия.
Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в
разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать
второстепенное, добавочное действие (их нельзя заменить глагольными
формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а
обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как?
Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).
Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть
заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза).
Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему
задаётся один вопрос как?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном
контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала
(молчание сопровождало единственное действие – слушала).
Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)
Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)
Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)
Правило на заметку: "Деепричастие" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.