Правители Руси 11 века
Оценка 4.8

Правители Руси 11 века

Оценка 4.8
docx
03.05.2020
Правители Руси 11 века
ПРАВИТЕЛИ РУСИ 11 ВЕК .docx

Борис и Глеб

 

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0f946b97f5091d7a201749c908e531e6&n=33&h=215&w=358

 

 русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича от брака с византийской царевной Анной из Македонской династии. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников , сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. 

Святополк

Окаянный

(ок. 980-1019)

 

князь туровский с 988 г., киевский в 1015 – 1016 и 1018  – 1019 гг.

Сын Ярополка, усыновленный Владимиром  I .

 Убил трех своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава и завладел их уделами. Изгнан Ярославом Мудрым. В 1018 г. с помощью польских и печенежских войск был разбит в битве при Р. Альта.

Родился:  979 г.

Умер:     1019 г.

 Родители:  Ярополк Святославич, усыновлен  Владимиром Святославичем.

  Братья и сестры:   Ярослав Владимирович Мудрый

Ярослав

Мудрый

(ок. 974-1054)

 

загруженное (2)

 

 

 

князь ростовский, новгородский  и великий князь киевский с 1019 г.

Сын Владимира I и полоцкой княжны Рогнеды Рогволдовны…

 Управляя Новгородом, отказался (1014) от уплаты дани Киеву. После смерти отца (1015) победил своего брата Святополка I в междоусобной войне (1016-1019) –  в 1018 г. на р. Альте,  недалеко от города Переяславля произошла битва.

 В 1030-1040 гг. совершал походы на Польшу, печенегов и др. В 1036 г. печенегов удалось отбросить от Киева и разбить  (на этот раз - окончательно).

Руководил строительством в Киеве и на южных границах государства защитных рубежей (валы, рвы, частоколы).

  В Киеве строится Софийский собор, в Новгороде строится при Ярославе Мудром строительство Софийского собора. Покровительствовал развитию книжности и летописания. Поставил (1051) первого митрополита из русских – Иллариона, что стало причиной повышения авторитета русской церкви и стало первым шагом к независимости от Византийской церкви. Установил династические связи  со многими странами Европы. При нем составлен первый свод русского права «Русская правда», которое установило пониженный штраф за убийство зависимого человека, если только он не княжеский слуга. Эта система штрафов показывает о закреплении общественного неравенства и  усилении роли государства.

   Русская земля по завещанию Ярослава делилась на       у д е л ы.

   Чтобы государство не распалось, Ярослав установил порядок престолонаследия, который предполагал переход престола к старшему по родовой лестнице члену княжеского рода Рюриковичей.

Братья и сестры:    Святополк   Окаянный, 

Изяслав Владимирович;  Мария Добронега;  Мстислав Владимирович Храбрый;   Святослав Владимирович;  Всеволод Владимирович;   Станислав Владимирович и др.

Дети:  Всеволод Ярославич,  Изяслав Ярославич,  Анна Ярославна,  Святослав Ярославич,  Владимир Ярославич, Елизавета Ярославна, Игорь  Ярославич,   Анастасия  Ярославна, Илья Ярославич, Вячеслав Ярославич.

   «И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться… и монастыри появляться. И любил… (князь) церковные уставы, … и книги любил, читая их часто  и днем и ночью. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык.  И  написали они книг множество,  ими же поучаются  верующие  и наслаждаются  учением Божественным… Отец ведь его… землю вспахал и размягчил, т. е. крещением просветил. Этот же засеял книжными словами  сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное»

Современники, потомки и историки  о Ярославе Мудром

   «И [хотя] был хромоног, но умом совершен, храбр на рати, и христиан любил, сам книги читал».

Автор Софийской Первой летописи.

«Заложил  [Князь] город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах…  и стала при нем вера христианская плодиться и расширяться и черноризцы стали умножаться  и монастыри появляться … ».

    Князь  «  в  книгах проявлял усердие, часто читая их ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык.  И написали они много книг».

(Из русской летописи).

   «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого, не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил народ свой. <…>  Внешняя политика Ярослава была достойна монарха сильного, он привел Константинополь в ужас за то, что оскорбленные россияне требовали и не нашли там правосудия, но, отмстив Польше и взяв свое, великодушною помощию утвердил ее целостность и благоденствие.

    Ярослав был набожен до суеверия. <…>   Ревность его к христианству соединялась  с любовью к просвещению. Летописцы средних  веков говорят, что сей великий князь завел в Новгороде первое народное училище, где 300 отроков, дети пресвитеров и старейшин, приобретали сведения, нужные для священного сана и гражданских чиновников».

  (Н. М. Карамзин, русский историк).

     «Княжение Ярослава может назваться продолжением Владимирова как по отношению киевского князя к подчиненным землям, так и по содействию к расширению в Руси новых начал жизни, внесенных христианством.

   Ярослав является в первый раз в истории мятежным сыном против отца».

  (Н. И. Костомаров, русский историк).

   «Ярослав пользуется славой первого русского законодателя; ему приписывают собрание постановлений, известное под  именем «Русской правды». Этот князь занимал почетное место в ряду современных ему европейских государей и со многими из них находился в родственных связях»

(Д. И. Иловайский, русский историк).

  «Ярослав не был князем только «в значении вождя дружины, который стремился в дальние страны за завоеваниями, славою и добычею: Ярослав, как видно был боле князем – нарядником страны»

 (С. М. Соловьев, русский историк).

  …  Ярослава эпоха вообще завершает по-своему организационную работу Владимира и закладывает основу политического быта Киевской Руси, надолго определившие ход русской исторической жизни.

А. Е. Пресняков, русский историк.

Самовластец всей Руси киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии не довольствовалось уже титулом Великого князя; его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце концов Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора.

А  Б. Рыбаков, советский историк.

  После заключения мира с братом Мстиславом жил преимущественно в своих Черниговских владениях. Скончался князь в 1036 г. он не оставил наследника и Ярослав принял власть над  всей Русью, единство державы было достигнуто на основе соглашения между Новгородом – самостоятельной славянской «республикой» и Киевом, с его влиятельной христианской общиной, и Черниговом – богатым городом с воинственным населением. Кроме того, к Киевской Руси уже был присоединен мерянский город Ростов. Именно это соглашение – компромисс, основанный на признании отдельными областями Руси верховной власти великого киевского князя, - принесло стране долгожданный покой. Это было самое великое достижение Ярослава, прозванного Мудрым.

  Л. Н. Гумилев, этнограф и историк.

   В борьбе за власть и в стремлении удержать любой ценой Ярослав не испытывал братских чувств. В 1036 г. им был посажен в тюрьму оклеветанный Судислав Владимирович, сидевший во  Пскове. Целых 24 года довелось ему провести в темнице, пока уже после смерти Ярослава Владимировича племянники Изяслав, Святослав и Всеволод не освободили несчастного дядю, взяв с него клятву,  не участвовать в политической деятельности и уйти в монастырь.

   В. Б. Перхавко, современный историк.

   Едва и не единственному из правителей России князю Ярославу посчастливилось войти в историю с прозвищем «Мудрый» - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа <…>

   В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем, одним из устроителей и радетелей Русской земли <…>

<…>  само слово «Мудрый» имело в Древней Руси несколько иное значение , чем сейчас.   Имели в виду не одну только оценку выдающихся умственных способностей князя, но и его благочестие, богобоязненность, стремление к божественному устроению своей жизни <…>

   И этим качеством древнерусские книжники в полной мере наделяли киевского князя.

А. Ю Карпов, современный историк.

   «И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться… и монастыри появляться. И любил… (князь) церковные уставы, … и книги любил, читая их часто  и днем и ночью. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык.  И  написали они книг множество,  ими же поучаются  верующие  и наслаждаются  учением Божественным… Отец ведь его… землю вспахал и размягчил, т. е. крещением просветил. Этот же засеял книжными словами  сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное»

Софийский собор в  Киеве 1037-1041 г.

(11 век )

 

София Киевская

 13-купольный храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами.   Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик  и фресок первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

  Считается, что храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившийся полным разгромом кочевников.    Построен в Киеве в XI век, в годы правления  князя Ярослава Мудрого.

Жанр: Архитектура Византии

Собо́р

 Свято́й 

Софи́и 

1045—1050 гг.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=630eda2aaf77c36fc832d3e99830e55b-l&n=13

выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца киевского князя Ярослава Мудрого.  (1045 по 1050 год).   Построен в Киеве в XI век, в годы правления  князя Ярослава Мудрого.

 

Ки́ево-Пече́рская ла́вра 

1051 г.

http://s1.fotokto.ru/photo/full/79/791384.jpg

·          (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси.   Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. 

Золотые ворота

1026 г.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c5b6f789de5b6653b134628eb1d59c65-l&n=13

  памятник оборонного зодчества Древнерусского государства (Киевской Руси) периода правления князя Ярослава Мудрого.    Он велел возвести над воротами небольших размеров церковь Благовещения. В это же время он провозгласит ворота Золотыми.   Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции.

 

Ширина их 7.5 метров, длина проезда 25, высота 12.

Дата постройки: 1026 г.

Династический брак

брак между представителями правящих династий разных государств.

«Русская Правда»

первый сохранившийся сборник письменных законов, впервые составлен при Ярославе Мудром в 1016 г.

Собственно название «Русская Правда» носят три памятника: «Краткая Правда», «Пространная Правда» и «Сокращенная правда».

       «Краткая правда»   состоит из «Правды Ярослава», созданной около 1016 г. и «Правды Ярославичей», датируемой приблизительно 1072 г.

  «Правда Ярослава»   - это еще не кодекс, а перечень статей и штрафов за те или иные проступки, повинности, преступления.

   «Правда Ярославичей» составлена сыновьями Ярослава Мудрого   Изяславом, Всеволодом и Святославом и в отличие от «Правды Ярослава» предусматривает за уголовные преступления уже не кровную месть, а систему штрафов.

    «Пространная Правда» - памятник  XII в.. Состоит из «Краткой  Правды»  и  «Устава Володимерь Всеволодовича»,  (т. е. Мономаха),  в который входили: постановления о взимании процентов, порядке наследования и др.  Значительная часть статей «Пространной Правды» относится к торговле, ростовщичеству, защите имущества.

    «Сокращенная правда»  - памятник более поздний, возникший едва ли не в конце XIV в. Он  или является выборкой из какого-то списка «Пространной Правды», или имеет в своей основе источник раннего происхождения.

  «Русская Правда» позволяет получить наиболее полное представление  о социально-политическом строе Древнерусского государства, о существовавших там имущественных отношениях, принятой системе наказаний. Целый ряд статей свидетельствует о довольно высоком уровне развития денежного хозяйства.

«Русская правда» в краткой редакции

 

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего). 6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе — 3 гривны, — если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

Митрополит Илларион

(990 - 1055)

Описание: http://0.avatars.yandex.net/get-entity_search/aHR0cDovL3VwbG9hZC53aWtpbWVkaWEub3JnL3dpa2lwZWRpYS9jb21tb25zLzMvMzMvSWxsYXJpb25faWtvbmEuanBn/S120xU

 

первый митрополит Киевский (1051-1054) из русских. (до него, со времен крещения Руси митрополитами были только приехавшие  из Византии греки.)  Автор «Слова о законе благодати»

«Слово о законе и благодати»

1049

 одно из самых ранних (написано между 1037-1050 гг.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор «Слова»  – Илларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. 

Нестор

(ок. 1056 – 1114)  

Описание: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d27c46d986ac9d74e134098dc2894777&n=21

 

монах Киево – Печерского монастыря, писатель. Летописец, 11 – нач. 12 вв. Автор житий Бориса и Глеба и др.    Традиционно считается одним из автором «Повести временных лет»...

«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве (охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом).

«Повесть временных лет»

 

(около 1113 г.) – древнейший   летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Авторы и редакторы Нестор и Сильвестр и др. Текст включает летописные своды 11 в. и  др. источники. История Руси в «Повести временных лет» связана с всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся  летописных сводов.

Изяслав Ярославич (1024 - 1078)

images

князь туровский, новгородский, великий князь киевский  в 1054 – 1068, 1069 – 1073, 1077 – 10778. 

Сын Ярослава Мудрого. Изгонялся из Киева восставшими горожанами (1068) и братом Святославом и Всеволодом (1073). Участвовал в составлении Русской правды («Правды Ярославичей»).

  Почитался как святой в Киеве, память:  3 октября и 15 июля по юлианскому календарю.

Супруга:  Гертруда Польская

Дети:   Святополк Изяславич, Ярополк Изяславич.

Остромирова евангелия

1056 - 1057

 древнейшая рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века. Ценнейший памятник старославянского языка  . Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке.

   Это богослужебная книга, в которой тексты разделены на отрывки и располагаются по порядку их чтения в храме в воскресные и праздничные дни, начиная со дня Пасхи. Оно было богослужебным Евангелием Софийского собора Великого Новгорода. Рукописную книгу мог себе позволить только богатый человек. Новгородский посадник Остромир заказал богослужебное Евангелие «на о утешение мъногамъ душамъ крьстияньскамъ»

Всеслав Брячиславич  (1039 - 1101)

загруженное (1)

 

князь полоцкий с 1044 г., единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле в 1073 – 1076 гг.

Родился: 1097 г., Полоцк, Белоруссия.

Умер:  14 апреля 1101 г., Полоцк, Белоруссия.

Родители: Брячислав Изяславич.

Дети:  Глеб Всеславич,  Рогволд Всеславич.

 

Святослав Ярославич  (1027 - 1076)

загруженное (2)

князь черниговский, великий князь киевский с 1073 г.  Третий сын князя Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской.   В 1067 г. разбил  (совместно  с братьями  Изяславом и Всеволодом) Всеслава Полоцкого на р. Немига  (Неман). В конце  1060-х гг. нанес поражение половцам у Сновска. В 1073 г.  (совместно с Всеволодом)  изгнал из Киева   Изяслава.  Был одним из составителей  Правды Ярославичей  и заказчиком Изборника  1073 г.

Дети:  Олег Святославич,  Давыд Святославич,  Ярослав Святославич,  Глеб Святославич,   Вышеслава.

«Изборники» 1073 и 1076 годов

одна из самых древних сохранившихся (наряду с «Остромировым евангелием» и «Новгородским кодексом») древнерусских рукописных книг. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был Иоанн-дьяк, имя второго неизвестно. Изборник1073 г. найден в 1817 г. в Новоиерусалимском монастыре экспедицией К. Ф. Калайдовича и П. М. Строева, хранится в Государственном историческом музее (Синодальное собрание, № 1043)

Всеволод Ярославич

 (1030 - 1093) загруженное (3)

 

князь переяславский с 1054 г., черниговский с 1077 г., великий князь киевский в 1076 – 1077 гг., и с  1078 г.  Сын Ярослава Мудрого. Вместе с братьями  Изяславом и Святославом вёл борьбу с половцами, участвовал в составлении «Правды Ярославичей».

Дети:   Владимир Всеволодович Мономах,   Евпраксия Всеволодовна,  Ростислав Всеволодович,

Святополк II

Изяславич (1050 - 1113) загруженное (5)

 

 

князь половецкий в 1069 – 71 гг., новгородский в 1078 – 88 гг., туровский  в 1088 – 1093 гг., великий князь киевский  с 1093 г.

Сын великого князя Изяслава Ярославича.  Отличался жестокостью, стяжательством. В 1097 г. позволил князю Давиду Игоревичу захватить и ослепить князя Василько Ростиславовича. Участвовал в совместных  с Владимиром Мономахом и др. князьями победоносных походах  на половцев.

Родители: Изяслав Ярославич, Гертруда Польская.

 

 

 

 

Хронология (11 ВЕК)

1014 г.

отказ Ярослава от уплаты Киеву дани.  Поход князя Владимира на Новгород.

1014-1016 гг.

выступление новгородского князя Ярослава против великого князя киевского. 

1015 г.

составлен и записан первый писаный свод права древних восточных славян, древнейшая «Русская правда» при Ярославе Мудром.

1015 г.

убийство Святополком Окаянным удельных князей братьев Бориса, Глеба и Святослава.

1016 г.

битва под Любечем. Взятие Ярослава Киева.

1018-1019 гг.

борьба Ярослава со Святополком за киевский  стол. Бегство Святополка  в Польшу

1019-1054 гг.

княжение Ярослава Мудрого в Киеве 

1019 г.

грамота Ярослав Мудрого об освобождении Новгорода от уплаты дани

1030 г.

основание г.Юрьева(Тарту)

1036 г.

образование киевской митрополии

1037г.

закладка  храма Святой Софии в Киеве.

1045 – 1050 гг.

возведение храма Софии в Новгороде.

1051г.

избрание первого митрополита Иллариона собранием русских епископов, в годы правления Ярослава Мудрого.

1054 г.

первое появление половцев на границах Руси.

1054 г.

фактический раздел княжества Ярославичами.

1068 г.

нашествие на Русь половцев. Битва на р. Альте, поражение Ярославичей

1068 г.

восстание киевлян. Изгнание Изяслава.  Избрание князем полоцким Всеслава Брячиславича.

1073 г.

изгнание князя Изяслава из Киева.

1097 г.

Любеческий съезд русских князей.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Борис и Глеб русские князья, сыновья киевского великого князя

Борис и Глеб русские князья, сыновья киевского великого князя

Современники, потомки и историки о

Современники, потомки и историки о

Руси верховной власти великого киевского князя, - принесло стране долгожданный покой

Руси верховной власти великого киевского князя, - принесло стране долгожданный покой

Ки́ево - Пече́рская ла́вра 1051 г

Ки́ево - Пече́рская ла́вра 1051 г

Древнерусского государства, о существовавших там имущественных отношениях, принятой системе наказаний

Древнерусского государства, о существовавших там имущественных отношениях, принятой системе наказаний

Митрополит Илларион (990 - 1055) первый митрополит

Митрополит Илларион (990 - 1055) первый митрополит

Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле в 1073 – 1076 гг

Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле в 1073 – 1076 гг

Русская правда» при Ярославе Мудром

Русская правда» при Ярославе Мудром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020