Тема: Правописание безударных личных окончаний глагола
Цель:
- развитие умений через самостоятельную познавательную деятельность применять правила, действовать по алгоритму при определении спряжения глагола, если окончание безударное.
Задачи урока:
- развивать умение употреблять глаголы в речи,
- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
- формировать последовательность действий, необходимых для определения спряжения глаголов и написания гласной в безударном окончании глагола;
- воспитывать целостное отношение к взаимопомощи, навыки коммуникативного характера; создание положительных эмоций.
Методы и приемы:
- диалог, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, работа в парах, фронтальный опрос, индивидуальные задания, занимательный материал.
Тип урока:
- развивающий, комбинированный, соответствие государственным стандартам, календарному планированию.
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир
Оборудование: Учебно-методический комплект «Школа России», учебник «Русский язык» часть2,В. П. Канакина, карточка №1(1,2,3 – индивидуальные по степени трудности),карточки-слова для таблицы .
Основные понятия: части речи, спряжение, безударное окончание.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения.
2.Развитие навыков сотрудничества, умения находить выход из спорных ситуаций.
3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, доброжелательности, позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
4.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и потребности сохранять и укреплять своё здоровье.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Определение общей цели и путей её достижения.
4. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
5. Использование знаково-символичных средств представления информации.
6. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
7. Овладение навыками смыслового чтения текста научного характера.
8. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
1. Освоение доступных способов правописания орфограмм (наблюдение, сравнение).
2. Развитие навыков устанавливать и выявлять правописание безударных гласных.
Ход урока
I Минутка чистописания
ет ишь ешь ит
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
- Посмотрите на сочетания и скажите, что записано на доске? (Это личные окончания глаголов)
- По какому признаку их можно разделить на группы? (Окончания 1 и 2 спряжения)
- Назовите окончания 1 спряжения (ет, ешь), второго (ит, ишь)
- Хорошо! Молодцы!
На доске записаны слова:
Блест…шь, мечта…шь, мелька…т, шум.шь, звен.т.
-Прочитайте записанные слова и скажите, что в них общего? (Все слова глаголы)
- Что такое глагол?
- Что знаете о глаголе?
- Подумайте и скажите, на какие группы можем разделить данные глаголы? На какую часть слова падает ударение? (Блестишь, шумишь, звенит- у этих глаголов ударное окончание, а у остальных – безударное)
- Правильно!
- Давайте вспомним, как определить спряжение глаголов с ударным личным окончанием? (По таблице).
- Докажите на слове, которое мы исключили из списка. (Блестишь, 2 спряжение, окончание -ишь)
- Какие же глаголы у нас остались? На какую часть слова падает ударение? (С безударным личным окончанием)
- Давайте попробуем определить тему урока. (Правописание глаголов с безударным личным окончанием)
- Значит, какова же цель нашего урока? (Учится правильно писать безударные личные окончания глаголов)
- Молодцы!
III. Работа по теме урока
А как вы думаете, можно правильно написать окончание глагола, если известно его спряжение? (Можно)
А что мы должны знать ещё для этого? (Правильно: какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения)
Глаголы 1 спряжения в личной форме имеют окончания….
Глаголы 2 спряжения в личной форме имеют окончания….
- Молодцы!
- Итак, давайте вернемся к нашим словам. Как же определить спряжение глаголов с безударным окончанием? (Надо поставить глагол в начальную форму и посмотреть, на что он оканчивается)
IV. Игра. «Аплодисменты».
- Я читаю слова, если это глагол 1 спряжения – 1 хлопок, 2 спряжения– 2 хлопка. Будьте внимательны!
Благодарим - 2, читаем – 1, мечтаем – 1, рисуем – 1, носят – 2, наряжать – 1, дом -? красивый - ?
V. Работа по учебнику.
С. 93 упр. 190.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Тренажёр
- Выберите задания по уровню сложности: 1 уровень –самый лёгкий (Почему?), 2
уровень более сложный, а 3 самый трудный.
1 уровень.
Все мы испытыва[ и ]м (испывать 1) чувство радости при наступлении зимы. Снег
лета[ и ]т (летать 1) и порха[ и ]т (порхать 1)в воздухе. Всё вокруг блестит и
сверка[ и ]т (сверкать 1).
2 уровень.
Заглян[ и ]м в лес. Солнце облива[ и ]т деревья светом. Оно свет[ и ]т, но не
гре[ и ]т.
3 уровень.
Смотр[ и ]шь вокруг и вид[ и ]шь, что природа спит в ожидании весны. Тишину
леса буд[ и ]т стук дятла. Ему втор[и ]т зимняя песенка синички.
Проверка.
- Поднимите руку, кто допустил ошибки при выполнении задания?
- Что нужно сделать тем детям, которые допустили ошибки? (Еще поработать по данной теме)
VII. Итог урока
- Над какой темой мы сегодня работали? (Правописание безударных окончаний глаголов)
- Что же нужно сделать, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов?
- Как можно определить спряжение глагола?
Чтобы определить какого спряжения глагол, нужно посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова.
- Как определить спряжение, если ударение в глаголе падает на окончание?
Если ударение падает на окончание, то спряжение определяется на слух по окончанию.
- Как определить спряжение с безударным личным окончанием?
(1. Поставить ударение. 2. Поставить глагол в начальную форму. 3. Посмотреть, на что оканчивается слово)
VIII. Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке…..
Я понял …..
Я узнал ……
Мне было интересно…..
Мне было трудно …..
Дополнительное задание: По классу рассыпались слова, поможем вернуть их в таблицу.
IХ. Домашнее задание Р. т.
1 уровень Все мы испытыва[ и ]м (испывать 1) чувство радости при
наступлении зимы. Снег лета[ и ]т (летать 1) и порха[ и ]т (порхать 1)в
воздухе. Всё вокруг блестит и сверка[ и ]т (сверкать 1). |
2 уровень. |
3 уровень.
|
1 уровень Все мы испытыва[ и ]м (испывать 1) чувство радости при
наступлении зимы. Снег лета[ и ]т (летать 1) и порха[ и ]т (порхать 1)в
воздухе. Всё вокруг блестит и сверка[ и ]т (сверкать 1). |
2 уровень. |
3 уровень.
|
пиш…шь |
говор…т |
сохн…т |
ход…м |
стро…шь |
доверя…м |
тон…т |
отпил…м |
пил…т |
объявля…т |
заплач…м |
езд…м |
посад…м |
закручива…м |
боле…те |
разруб…шь |
I спр. |
II спр. |
Правописание |
безударных |
окончаний |
глаголов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.