Тема урока: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями
Класс: 5
УМК: С.И. Львова
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
обучающая: создать условия для формирования умения
правописания безударных личных окончаний глаголов;
развивающая: развивать
умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её
графически, объяснять правописание;
воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной
исследовательской деятельности;
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации
новых способов действия;
содержательная: расширение понятийной базы за счет
включения в неё новых элементов.
Планируемые результаты:
Предметные – находят глаголы в тексте, определяют спряжение глагола и
выбирают окончание.
Метапредметные:
Личностные - осознание норм правописания для получения знаний по всем предметам. Дают адекватную самооценку деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, эффективно сотрудничают в совместном решении задачи; устанавливают и сравнивают разные точки зрения.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации |
|
|
Чтение стихотворения, создание психологического настроя Распустились почки, лес зашевелился, На его окраине из травы душистой И открылись кротко от весенней ласки
- Так видит весну Спиридон Дрожжин, один из самых известных поэтов - самоучек. - Ребята, а какой вы видите весну? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?
- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол) - А как много вы уже знаете о глаголе? Давайте проверим, как много вы знаете о глаголе. А поможет нам в этом прием «Согласен – не согласен». (игра «Данетка») Знаком ли вам этот прием. Цель работы. 1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делает? Что сделает? (нет) 2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида и отвечают на один и тот же вопрос? (нет) 3. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по 4 временам? (нет) 4. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам? (да) 5. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжение? (да)
- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд! |
Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы.
(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях) |
(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) – целеполагание (Л) - самоопределение |
II. Воспроизведение
и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. |
|
|
- Ребята, посмотрите внимательно на пословицы.
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. - Написание окончание глаголов в какой из пословиц вызвало затруднение? - Итак, чему мы должны научиться, какую цель мы должны перед собой поставить? - Проверьте, правильно ли вы определили тему урока, разгадав шифровку вологалг йиначноко хынчил хынрадузеб еинасиповарП Правописание безударных личных окончаний глаголов |
Учащиеся
составляют предложение Человек
от лени боле..т, а от ума здорове..т.
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. |
(Р) – выполнение учебного действия (Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) (П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) – самостоятельное выделение познавательной цели (К) –передача информации, постановка вопросов |
III. Работа с деформированным текстом Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения |
|
|
- Познакомьтесь с текстом. Как можно его озаглавить? Выпишите глаголы, употребив их в нужной форме. (Гулять)………над землей буйный весенний ветер. (Гнать)………..по небу белые облака, (подымать) ………на реке синие волны, (вздувать)……….паруса лодок. Шумит, (хлопать)……….листва на деревьях. - Какое правило вы использовали, чтобы верно написать данные глаголы? - Рассказать правило. Создание алгоритма. -От
чего же зависит написание безударных личных окончаний глаголов? Сверьтесь со слайдом - А может ли морфема помочь определить лицо и число глаголов? УЧЕБНИК упр. 733 (1) |
Работа в группах ЭТАЛОН
Самопроверка Выразительное чтение, осмысление
|
П) – анализ, сравнение, обобщение (П) – смысловое чтение (К) – постановка вопросов (Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) – планирование, прогнозирование |
Физкультминутка
|
Потянуться, отдохнуть, |
|
IV. Первичное закрепление Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; |
|
|
1.
Поработаем в парах. Проверка
устно. Из-под снега расцвета..т. Раньше всех весну встреча..т. (подснежник) Сад пример..т белый цвет, соловей споет сонет, в зелень оден..тся наш край, нас теплом встреча..т …. Ярко свет..т солнце в небесной синеве, маленькая речка пряч..тся в траве.
Какое правило мы должны помнить, чтобы не допустить ошибок?
Небеса, как синий ш..лк, висят От (В,в)ладивостока до (К,к)арпат, Мимо городов и деревень Путеше..ствует весенний день, Пробужда..т молодость в ручьях, Открыва..т окна в поездах…
3. Работа в паре. Творческое задание. «Паровозик» 4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Зимой природа пробужда..тся от холодного зимнего сна. Та..т снег на полях и в лугах. Зелене..т трава. Деревья одева..тся листвой.
|
Запись
на доске и в тетрадях с проговариванием. Запись в столбик на доске.
Самостоятельная работа. Если нет ошибок – смайлик молодец! Если есть ошибки – старайся, будь внимательнее! |
(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П) – умение структурировать знания (П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) – выполнение действий по алгоритму (К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – управление поведением партнёра (К) – планирование учебного сотрудничества (Р) – контроль, оценка, коррекция (Р) – осознание качества и уровня усвоения (Л) – осознание ответственности за общее дело |
V.Итог урока Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
|
|
|
- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я чего хотел?.. Получил необходимые знания?
Я
сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил… Рефлексия 1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений «Рука дружбы»
Домашнее задание: - выучить материал - упр. 632 или написать 5 предложений на тему «Прогулка по весеннему лесу, городу…», используя изученную орфограмму |
Отвечают на вопросы учителя
|
(П) – рефлексия способов и условий действия (П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – учёт разных мнений |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.