Правописание гласных и согласных. 5 класс.

  • ppt
  • 11.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание гласных и согласных.ppt

Правописание гласных и согласных
в корне слова
Повторение изученного в начальной школе

Урок-путешествие в осенний лес

Цель: обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

1. На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова? Приведите примеры.
2. На какие группы можно разделить правописание согласных в корне?
3. Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах:
Травка, березка, дуб?
4. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.
5. Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв?
Солнце, устный, сердце.
6. Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

I.ПРОВЕРИТЬ УДАРЕНИЕМ

ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ

Глухие и звонкие согласные
на конце слов и перед
другими согласными
пруд, улыбка

Непроизносимые
Согласные

счастливый
властный


Удвоенные
согласные

аппетит



1)Какое слово пишется не так, как произносится?
А) винт
Б) весы
В) курс

2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
А) в…сна, м…тель
Б) к…тёнок, заб…жал
В) г…мнаст, к…рмить

3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А) матро…, зале…ть
Б) вокру…, во…зал
В) оши…ка, ро…кий.

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
А) праз…ник
Б) опас…ный
В) мес…ный

5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
А) уд…вление, по…вление, пл…сать
Б) к…рмить, н…чной, зап…х
В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное

б) Определите границы предложений.
Поставьте знаки препинания.
В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.

Безударные гласные в корне

Согласные в корне

1)
прове-
ряемые

2)
непрове-
ряемые

3) прове-
ряемые

4) непрове-
ряемые

5) непро-износи-мые

6)
удво-енные

Шубка, группа, загадка, спортсмен, указка, радостный, барабан, опасность, касса, делить, пруд, помидор, пассажир, сторона, матч, завтрак, дождливый, сентябрь.

2 группа. Распределить по видам орфограмм в корне

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.
А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья.
(По И.С.Тургеневу)

3 группа. Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно

"Осенние" слова
для разбора по составу:

Г Р И Б Н И К

П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е

Ж Е Л Т Е Т Ь

П Р О Х Л А Д Н Ы Е

(дополнительно)

Источники

Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов и др.Учебник Русский язык. 5 класс
Г.А.Богданова Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс
М.П.Книгина Русский язык.5 кл. Тесты: в 2 ч.
Картинки из интернета