Урок русского языка в 7 классе № 28
Тема: Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.
Цели:
- познакомить ребят с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях;
- формировать практическое умение: верно определять гласную перед н;
- повторить правописание полных и кратких страдательных причастий.
Задачи:
- обучающие: знать условия выбора гласной перед Н в полных и кратких
страдательных причастиях, знать нормы акцентологии в причастиях данного типа;
- развивающие: уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени,
правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени, соблюдать нормы акцентологии в речевой практике;
- воспитательные: развивать коммуникативные навыки в учебной деятельности,
соблюдать этические нормы при описании внешности человека.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы и самодиагностики.
Предметные: научиться проектировать реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
|
1.Организационный момент. |
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. |
|
2.Актуализация
опорных и знаний и их коррекция. |
Работа у доски Записать причастия и указать действительное оно или страдательное. Слышимый, выстоявший, занят, оклеена, решающий, скошенный, изучаемый, бритый, роющий, защищаемый, строивший, продуманный, читаемый, изучена, вылетевший, кормящий, переведённый, движимый, тающий, решающий, гонящий, ненавидящий, присланный, терпящий, слышавший. Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: рассчитать, рассчитывать; месить, замесить. |
|
3.Целеполагание. |
Работа со стихотворением. (Приложение 1) Беседа по вопросам: - Какое настроение у вас вызывает это стихотворение? - Как бы вы его озаглавили? - Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении? - Назовите ключевое слово. - Запишем: Тропинка какая? – торопливая – словно нитка из клубка – бедняга Какие действия выполняет? - держит путь - вьётся - оборвалась - потерялась - перепрыгнула - завязалась - Слова каких частей речи характеризуют слово «тропинка»? (Глаголы движения) - От глаголов движения образуйте причастия. Причастия Держит – держат – держащая Вьётся – вьются – вьющаяся Оборвалась – оборвавшаяся Потерялась – потерявшаяся Перепрыгнула – перепрыгнувшая Завязалась – завязавшаяся
- Какие причастия образовали? (Действительные наст. и прош. времени) - Как образуются страдательные причастия прошедшего времени? - От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени. - Какие гласные перед НН написали? Проверяем. Кто допустил ошибки? - Почему возникло затруднение? - Как бы вы назвали тему урока? - Какую цель для себя поставите? - Молодцы, кто справился с заданием и выполнил верно. - Сравните суффиксы глаголов и причастий. - Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной перед н в суффиксе причастия?
Запись в тетради: На –ать, -ять - пиши: -а -я – задерж-ать-задерж-а-нный, потер-ять-потер-я-нный На – ить, -еть - пиши: -е -замес –ить- замеш – е –нный, обид-еть-обиж-е-нный. |
|
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
Работа по учебнику. Чтение параграфа 15 на странице 54. - Как будем рассуждать, применяя данное правило? Работа с упражнением 104 – комментированное письмо. Работа у доски. Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму. Услышать, прекратить, озарить, остановить, таять, соорудить, рассеять, перекачать, обидеть, сорвать.
Игра. Даны две загадочные буквы: РК. Составьте любые словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе — существительным. Например, растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми |
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. - Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги. Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал(р), книги из библиотеки (н), дорогой (р)друг, юбка в клетку(н), полосатый шарф(р), желание хорошо учиться(н) , медлительная походка(р) |
|
6. Закрепление полученных знаний.
|
Работа с текстом. Отрывок из фельетона. Прочитайте отрывок из фельетона. Установите, что придает ему шутливый, ироничный характер. Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. Работа в паре. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный товар; запачк…ный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; рекомендов…нная литература; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нные рядом дома; изобрет…нный прибор
Проверка усвоения написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Учитель диктует по три слова, учащиеся записывают в строчку нужную букву. 1 оклеена, скошенный, изучена 2 получен, засеян, развеян 3 просвечен, услышан, прочитан 4 озарена, описанный, взволнованный 5 выполнен, увиденный, умноженный 6 растерянный, окутанный, остановленный 7 сорванный, посыпанный, обиженный 8 рассчитанный, потерянный, направленный 9 ухоженный, вылепленный, закрученный
Работа со словами. Пользуясь таблицей, данной на с. 54 учебника, образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы причастий. Сломать, поранить, создать, раскалить, прочитать, сдержать, разбить, получить, установить.
Сломать – сломанный поранить – пораненный создать – созданный раскалить – раскаленный прочитать - прочитанный сдержать – сдержанный получить – полученный установить – установленный Работа с учебником. Выполнение упражнения 106. |
|
7.Итог урока. |
- Что нового вы узнали на уроке? - Как определить какую гласную писать п еред -н- в полных и кратких страдательных причастиях? - Чему научились? |
|
8.Рефлексия. |
Синквейн |
|
9. Домашнее задание. |
Параграф 15, упр.107. |
|
Торопливая тропинка
Держит путь издалека,
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Вот она оборвалась,
Потерялась
И нашлась.
Перепрыгнула пенек,
Завязалась
В узелок.
Под кустами,
У оврага,
Столько петель
Наплела,
Что сама себя,
Бедняга,
Еле выпутать смогла.
Вот в клубок
Она свернулась,
Подремала
И проснулась,
Развернулась
В тот же миг
И пустилась напрямик
Через луг,
Наискосок,
Прямо к речке
На песок.
Через речку
Нет пути.
Как же речку
Перейти?
Подбежала тропка
К броду,
Задержаться не смогла,
Впопыхах вбежала
В воду
И нырнула
В чем была.
Ни следа не оставляя,
Пробежала под водой, из воды
Совсем сухая
Вышла на берег другой.
Если речку
Перейдешь,
То опять её найдешь.
(Стихотворение из книги «Планета – наш дом»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.