Правописание корней -лаг- - лож-

  • ppt
  • 14.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс. Правописание корней -ЛАГ -ЛОЖ-.ppt

Запишите число:

Десятое февраля

Синтаксическая разминка

Взял мороженщик лепёшку, сполоснул большую ложку, ложку в банку окунул, мягкий шарик зачерпнул.

Спишите предложение.
Подчеркните грамматическую основу.
Запишите в скобах характеристику предложения.

Какие у вас возникли вопросы во время работы с предложением?

«Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится».
Это слова Томаса Фуллера.
Как вы понимаете их значение?
(Научиться чему-то можно только тогда, когда ты хочешь, т. е. готов углубиться в тему и задавать много вопросов, чтобы рассмотреть материал с разных сторон, стараться понять тему, даже если она на первый взгляд кажется очень сложной).
А значит сегодня мы будем задавать вопросы и стараться отвечать на них, при затруднениях будем обращаться к материалам учебника.

Задание 1: Найдите среди предложенных слов 4-е лишнее и выпишите с пропусками букв.

А) Бе…шумный, бе…численный, ра…чертить, предл…гать
Б) Ра…жимать, бе…головый, предл…жить, бе…жизненный

Почему выписали эти слова?
А какие нет?

Четвертый лишний

А) БеСшумный, беСчисленный, раСчертить.
Б) РаЗжимать, беЗголовый, беЗжизненный

Повторяем!

В приставках
на З− и С−

перед звонкими
пишется з
беЗбрежный
раЗбег

перед глухими
пишется с
раСположиться
раСсвет

Задание 2: запишите слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

А) Бе…шумный, бе…численный, ра…чертить, предл…гать
Б) Ра…жимать, бе…головый, предл…жить, бе…жизненный

А теперь вернитесь к выписанным словам

Предл…гать
Предл…жить

Какие вопросы у вас возникли?

Почему пишем именно эти гласные?
От чего зависит их правописание?
В какой морфеме находится орфограмма?
Куда падает ударение?

Сформулируйте тему урока

Запишите тему урока:

Буквы о - а в корне
-лаг - – -лож-.

положить
сложить
предлагать
разлагать

Прочитайте слова. Что их объединяет?

Сравните результаты.

Продолжим определять проблему урока

положит
сложит
предложит
разложит

Что вы заметили в корнях однокоренных слов? Как называется это явление?

Прочитайте слова парами из каждого столбика. Чем они различаются?





Что вас удивило? (Сравните две последние пары слов.)

Проверьте свои предположения о проблеме урока.

положить
сложить
предлагать
разлагать

поло/жит
сло/жит
предло/жит
разло/жит

«Работает» ли здесь проверочное слово?

Какую проблему будем решать на уроке?

Почему пишутся разные буквы ао в корне -лаг-/-лож-?
Как выбрать букву безударного гласного в корне
-лаг-/- лож-, если нельзя проверить?

• Проанализируйте слова в левой и правой колонке. • Попробуйте установить закономерность в написании букв ао в корне -лаг-/- лож-.

Решаем проблему, открываем новые знания

Прочитайте слова.

Сформулируйте правило самостоятельно и сравните с формулировкой в учебнике (стр. 35 текст в рамке) .

излагать
слагать
прилагательное

изложить
сложение
приложение

Корень -лаг-/- лож- называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя!

Проверьте себя.

излагать
слагать
прилагательное

изложить
сложение
приложение

Зарядка для глаз



Выполните задания.

Сравните с ответом.

1. Какую букву выбрать: а или о?
а) предл…гать б) выл…жить в) пол…жение г) сл…гаемое
Выпишите только слова с а.

2. Найдите «лишнее» слово.
а) предложение, б) ложный в) сложить, г) приложение

1. а)предлагать; г) слагаемое.

2. Найдите «лишнее» слово:
а) предложение; б) ложный (безударная гласная); в) сложить;
г) приложение.

Потренируемся?

Что мы сегодня узнали?

!!!

Исключение: ПОЛОГ

Домашнее задание

1. Выучить правило на стр. 35
2. Упр. 484

Спасибо за работу!