Синтаксическая разминка
Взял мороженщик лепёшку, сполоснул большую ложку, ложку в банку окунул, мягкий шарик зачерпнул.
Спишите предложение.
Подчеркните грамматическую основу.
Запишите в скобах характеристику предложения.
Какие у вас возникли вопросы во время работы с предложением?
«Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится».
Это слова Томаса Фуллера.
Как вы понимаете их значение?
(Научиться чему-то можно только тогда, когда ты хочешь, т. е. готов углубиться в тему и задавать много вопросов, чтобы рассмотреть материал с разных сторон, стараться понять тему, даже если она на первый взгляд кажется очень сложной).
А значит сегодня мы будем задавать вопросы и стараться отвечать на них, при затруднениях будем обращаться к материалам учебника.
Задание 1: Найдите среди предложенных слов 4-е лишнее и выпишите с пропусками букв.
А) Бе…шумный, бе…численный, ра…чертить, предл…гать
Б) Ра…жимать, бе…головый, предл…жить, бе…жизненный
Почему выписали эти слова?
А какие нет?
Четвертый лишний
А) БеСшумный, беСчисленный, раСчертить.
Б) РаЗжимать, беЗголовый, беЗжизненный
Повторяем!
В приставках
на З− и С−
перед звонкими −
пишется з
беЗбрежный
раЗбег
перед глухими –
пишется с
раСположиться
раСсвет
Задание 2: запишите слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
А) Бе…шумный, бе…численный, ра…чертить, предл…гать
Б) Ра…жимать, бе…головый, предл…жить, бе…жизненный
положить
сложить
предлагать
разлагать
Прочитайте слова. Что их объединяет?
Сравните результаты.
Продолжим определять проблему урока
положит
сложит
предложит
разложит
Что вы заметили в корнях однокоренных слов? Как называется это явление?
Прочитайте слова парами из каждого столбика. Чем они различаются?
Что вас удивило? (Сравните две последние пары слов.)
Проверьте свои предположения о проблеме урока.
положить
сложить
предлагать
разлагать
поло/жит
сло/жит
предло/жит
разло/жит
«Работает» ли здесь проверочное слово?
Какую проблему будем решать на уроке?
Почему пишутся разные буквы а–о в корне -лаг-/-лож-?
Как выбрать букву безударного гласного в корне
-лаг-/- лож-, если нельзя проверить?
• Проанализируйте слова в левой и правой колонке. • Попробуйте установить закономерность в написании букв а–о в корне -лаг-/- лож-.
Решаем проблему, открываем новые знания
Прочитайте слова.
Сформулируйте правило самостоятельно и сравните с формулировкой в учебнике (стр. 35 текст в рамке) .
излагать
слагать
прилагательное
изложить
сложение
приложение
Корень -лаг-/- лож- называется корнем с чередованием!Проверочное слово к нему подбирать нельзя!
Проверьте себя.
излагать
слагать
прилагательное
изложить
сложение
приложение
Выполните задания.
Сравните с ответом.
1. Какую букву выбрать: а или о?
а) предл…гать б) выл…жить в) пол…жение г) сл…гаемое
Выпишите только слова с а.
2. Найдите «лишнее» слово.
а) предложение, б) ложный в) сложить, г) приложение
1. а)предлагать; г) слагаемое.
2. Найдите «лишнее» слово:
а) предложение; б) ложный (безударная гласная); в) сложить;
г) приложение.
Потренируемся?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.