Урок русского языка в 7 классе № 34
Тема: Правописание НЕ с причастиями
Цель урока: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.
2. Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.
2. Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
3. Владение всеми видами речевой деятельности.
4. Совершенствование умения работать в группах.
Личностные:
1. Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела.
Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о данной удивительной части речи, сыграем в учебную игру «Светофор».
1. Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет).
2. Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет).
3. Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).
4. Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).
5. Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).
6. Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет).
7. Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).
8. Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).
9. Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да).
10. Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет).
11. Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).
12. Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).
Подготовка к изучению нового материала.
Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);
- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не; - зависимое слово – отрицательное местоимение (никому не интересный)
- прилагательное в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший).
Создание проблемной ситуации.
Сожем ли мы сказать,как НЕ пишется с причастиями? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)
Формулировка темы и цели урока.
- Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Правописание не с причастиями).
- Какие цели мы можем поставить? Чему нам необходимо сегодня научиться?
- выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
- научиться правильно писать НЕ с причастиями.
Физкультминутка.
Открытие новых знаний.
Контроль первичного усвоения знания
В соответствии с поставленной целью вам необходимо самостоятельно сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Откройте учебники на стр. 67, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы:
1 вариант. При каких обстоятельствах Не пишется с причастиями слитно?
2 вариант. При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно?
Слитно
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)
2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)
3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)
Раздельно
1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)
2.С краткими причастиями (не прочитана книга)
3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)
4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)
Применение нового знания на практике.
1. Лингвистический футбол.
Ученик ловит мяч, встает и объясняет выбор орфограммы (слитное и раздельное написание НЕ с причастиями).
Несжатая полоса, не нарушаемая птичьим пением тишина, земля не вспахана, незабываемое впечатление, не замерзшая, а бурлящая река,
не прогретая солнцем земля, ненавидящий подлость человек, непроверенные данные, не покрытые снегом поляны, не утихающий, а усиливающийся ветер.
2. Задание «Перевертыш». (Учащимся необходимо превратить слитное написание НЕ с причастиями в раздельное)
Невыполненное задание, незамеченная ошибка, незапечатанное письмо, негодующий человек.
- Не возникли ли у вас трудности с выполнением задания? (Последний пример нельзя «перевернуть»: причастие не употребляется без НЕ).
3. Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам)
1 вариант
(Не)прочитанная книга, посылка (не) получена, (не)завершенное в срок строительство, (не)доумевающий взгляд, никем (не)убранные вещи, (не)начатое, а законченное собрание.
2 вариант
(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки, контрольная работа (не)сдана, (не)замерзающий пруд, (не)раскрытая учеными тайна, (не)доумевающий собеседник, (не)исследованные пространства.
Взаимопроверка, оценивание.
Выборочное письмо
(Не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая полоса ещё (не)закрытая чёрной тучей озаряла нашу спальню. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна постоянно была видна молния. Он стоял на высоком берегу реки и был (не)защищён. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди.
Буквенный диктант.
2 ученицы выполняют работу на доске за ширмой.
С-слитно.
Р- раздельно.
1. Негодующий старик
2. Не скошенная на лугу трава
3. Необдуманное решение
4. План не продуман
5. Нескошенный луг
6. Не знающий меры человек
7. Недоумевающий взгляд
8. Цветок, не сгибаемый ветром
Ответы:
С, Р,С,Р,С,Р,С,Р.
Подведение итогов занятия.
Еще раз сформулируем правило:
Причастия пишутся с НЕ слитно, если…
Причастия пишутся с НЕ раздельно …
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.