МОУ «Самоцветская СОШ»
Учитель начальных классов Телегина Виктория Ивановна.
Урок Русский язык 4кл.
Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Цель: Обобщить знания об имени прилагательном, как части речи.
Задачи:
1) Закрепить знания об имени прилагательном.
2) Формировать способность склонять имена прилагательные, определять падеж им. Прилагательных.
3) Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность,
память, умение работать в группе.
4) Привитие любви, интереса к русскому языку.
Оборудование:
- карточки
- иллюстрации к сказке «У страха глаза велики».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте дети!
II. Упражнение в чистописании.
- ой, -ый, - ий
- ая, - яя
- ое, ее
Учитель: Посмотрите на доску и скажите
- Что здесь написано? (сочетания букв)
- Какое соединение между буквами? (конкретно в каждой строке)
- Запишите эти сочетания букв в одну строку.
-Чем являются эти сочетания?
(Эти сочетания являются падежными окончаниями им. Прилагательных в И.п)
- Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
(имя прилагательное)
- Тема сегодняшнего урока «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
- Цель: Сегодня на уроке мы будем закреплять знания и умения, будем определять падежи у им. Прилагательных и выделять их окончания.
-На уроке мы будем работать коллективно и самостоятельно.
Учитель: -Что такое имя прилагательное?
- Для чего нужны им. Прилагательные?
- Что можно описать при помощи им. Прилагательных?
- У Насти и у Серёжи было д.з.
- При помощи одних прилагательных описать предмет, а вы должны догадаться – какой это предмет.
Вывод: Без им.прилагательных наша речь была бы скучной и невыразительной.
Учитель: - С какой частью речи связано по смыслу им. прилагательное?
- Давайте вспомним «пошагово», как определить падеж у им. прилагательных?
1) Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2) Определить падеж у им. существительного, с которым связано имя прилагательное.
3) По падежу им. существительного определить падеж у им.прилагательного.
Вывод: - Как вы думаете, так ли важно, чтобы имя прилагательное стояло в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное?
- Почему важно?
II. Работа с иллюстрациями к сказке «У страха глаза велики».
( работа в группах по 2 человека)
Учитель: Содержание сказки вам известно.
Задание: Вам нужно составить одно общее предложение по иллюстрации и записать его. В предложении должно быть словосочетание существительное +прилагательное. В словосочетании надо определить падеж у им. прилагательного и выделить окончание.
У 1-й группы имя прилагательное должно стоять в Р.п.
У 2-й группы имя прилагательное должно стоять в Д.п.
У 3-й группы имя прилагательное должно стоять в Т.п.
У 4-й группы имя прилагательное должно стоять в П.п.
У 5-й группы имя прилагательное должно стоять в И.п.
Проверка: По одному человеку выходят от группы и объясняют.
III. Игра «Во всех падежах»
Послушайте стихотворение «Приключение зелёного листа»
Когда услышите в стихотворении словосочетание «зелёный лист», стоящее в разных падежах, надо его написать с предлогами и определить падеж и выделить окончание, но сначала определить падеж у имени существительного.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа,
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг –
К зелёному мосту.
Лапой хвать – зелёный лист
Дескать поиграем,
«Не хочу» - парашютист головой качает.
Ветер в миг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун – листок упал,
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
IV. Работа в группах.
Учитель: Продолжаем работу в группах.
Вы получили карточки. Посмотрите внимательно и скажите:
«Какие задания вы должны будете выполнить?»
Ученики: Дописать окончания имён прилагательных и выделить окончания.
1-я гр. Со снежн… погодой
По зимн… лесу
2-я гр. С сильн… морозцем
На бел… сугроб
3-я гр. В морозн… денёк
К хмур… тучам
4-я гр. О зимн… погоде
От мокр… снега
5-я гр. Снежн… зима
Проверка. Выходят и объясняют оба человека.
Физ. минутка
V. Запись предложений под диктовку, определение падежей у имён прилагательных и выделение окончаний.
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля.
Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лиса.
Проверка.
VI. Работа по учебнику.
Разбор выполнения упр.64 с.31
Чтение текста и задания упражнения.
Выяснение непонятных выражений.
Д.З. дома выполнить это упражнение.
VII. Рефлексия.
Учитель: Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Справились ли мы с вами с поставленной задачей?
Работу над именем прилагательным мы будем продолжать на следующих уроках.
Урок – окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.