ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ»
Цели занятия:
• формирование ценностного отношения школьников к семье;
• осознание важности доверительных и уважительных взаимоотношений как основы семейного благополучия;
• получение представлений о путях достижения взаимопонимания между представителями разных поколений семьи.
Формирующие ценности: крепкая семья (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).
Основные смыслы: семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные семьи. Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с интерактивными заданиями и групповую работу.
Комплект материалов:
• сценарий;
• методические рекомендации;
• комплект видеоматериалов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Занятие начинается с беседы учителя с обучающимися, которая стимулирует познавательный интерес школьников, позволяет им задуматься о том, для чего нужно знать историю своей семьи, вести ее летопись, знать и поддерживать связи со своими родственниками.
Учитель акцентирует внимание детей на следующих основах семьи - ответственность друг за друга; чувство взаимопомощи; уважение; любовь; нежность; взаимопонимание и т. д.
Успешная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает их на активную деятельность во время занятия.
Часть 2. Основная.
Учитель обсуждает с обучающимися значение семьи для человека, связь его эмоционального и физического состояния с его семейным статусом.
Разговор о недопонимании и конфликтах в семье сопровождается демонстрацией видеоролика «Тарелки», во время которой обучающимся предлагается предположить, что может произойти дальше, чем закончится сложная ситуация.
Учитель подчеркивает, что всегда можно найти выход из сложной семейной ситуации. Главное, что поможет, - это искренняя забота о других, любовь и уважение всех членов семьи друг к другу.
Выполнение группового задания «Формула счастливой семьи» заставляет ребят задуматься, какими характеристиками отличается счастливая семья, далее составляется общая «формула счастливой семьи». При обсуждении учителю важно акцентировать внимание обучающихся на таких характеристиках, как любовь, уважение, забота, поддержка, дружба, взаимовыручка, верность, совместный досуг, связь поколений, семейные традиции.
Разговор о крепкой семье продолжает демонстрация видеообращения федеральных спикеров Екатерины и Александра Стриженовых.
Часть 3. Заключительная.
Подводя итоги занятия, учитель предлагает обучающимся самостоятельно придумать, какие бы семейные традиции они хотели установить в своей семье, а также напоминает обучающимся об особом празднике – Дне матери. При обсуждении идей для поздравления важно не забыть про бабушек, теть, старших сестёр, если у них есть дети.
Важно акцентировать внимание обучающихся на таких характеристиках, как любовь, уважение, забота, поддержка, дружба, взаимовыручка, совместный досуг, связь поколений, семейные традиции.
ПОСТРАЗГОВОР
✓ Организация фотовыставки в школе или классе «Детство взрослых» / «Детство моих родителей».
✓ Создание силами класса «Музея забытых вещей» об артефактах, находившихся на пике популярности в годы детства мам и пап нынешних школьников.
✓ Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о кинофильмах и мультфильмах, которыми увлекались в детстве родители школьников.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
✓ Обществознание. Темы «Семья и семейные отношения»,
«Семейные ценности и традиции», «Экономика семьи», «Семья и брак».
✓ Литература. Темы «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и
Февронии Муромских», «Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»,
«И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Три сестры» и т.д.
✓ История. Темы «Культура России XVI века. Домострой», «Семья и быт в России XIX века».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
✓ Всероссийский спортивный проект РДДМ «Семейная команда» РДДМ «Движение Первых» (xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai)
✓ Всероссийский партнерский проект «Семья – основа мира», направленный на защиту и продвижение традиционных семейных ценностей (авторы проекта: Ассоциация организаций по защите семьи, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защите материнства и детства и компания «БЛАГО-Медиа») https://aozs.ru/deyatelnost/infrastrukturnyie-proektyiaozs/proekt-semya-osnova-mira.html
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность
Мамам, папам, бабушкам и дедушкам за жизнь, подаренную детям и внукам, за заложенные ими семейные традиции.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
− тема занятия;
− ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
− основные выводы обучающегося, сделанные по итогам
занятия;
− ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
− творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
− любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.