"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)
Оценка 5

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
04.04.2018
"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)
Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -, -ок, -онок; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики; способствовать формированию умения работать; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.Открытый урок по русскому языку в 4 классе
правописание суффиксов -ик, -ек.docx
Тема: Правописание суффиксов. Результаты  деятельности:   Личностные (ЛР): Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной  деятельности. Метапредметные (МПР): Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;   планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок  (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные  УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на  вопросы в тексте;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на  вопросы (Познавательные УУД).  Предметные (ЛР): Знать правило написания суффиксов –ек, ­ик; уметь находить способ проверки суффиксов – ек ­, ­ ик ­; Уметь находить суффиксы  в словах, образовывать слова с помощью этих суффиксов; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;  Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек ­, ­ ик ­, ­ок, ­онок;  совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, ­ик;  способствовать развитию орфографической зоркости, логики; способствовать формированию умения работать;  Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. Формировать: ­  Личностные   УУД:  способность   к   самооценке   на   основе   критерия   успешности   учебной деятельности. ­  РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ­ Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме;  договариваться   с   одноклассниками   совместно   с   учителем   о   правилах   поведения   и   общения   и следовать им. ­ Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. Методы и формы обучения: Поисковый; работа в парах, фронтальная. Оборудование:   Презентация урока;  фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;   В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», учебник для 4 класса рабочие тетради; ХОД УРОКА 1. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Начнем наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы, настроены на продуктивную работу в течение урока. Всё у нас получится. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно. Отложите ручки и приготовьтесь работать. 2. Актуализация знаний На дом я задавала повторить всё, что мы изучили с начала 4­го класса, пользуясь учебником и тетрадками для правил. Чтобы проверить, насколько хорошо вы подготовились, предлагаю вам игру «Верно­неверно». Я говорю утверждение. В случае, если оно неверно, ваша задача – исправить его.  Игра «Верно­неверно» 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? 3. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. 4. В русском языке 7 падежей 5. В простом предложении одна грамматическая основа 6. Суффикс и приставка служат для образования новых слов 7. Между однородными членами перед союзами а, но никогда не ставится запятая 8. Антонимы – это слова, которые имеют противоположное значение 3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Молодцы. Вы успешно справились с работой. Видно, что домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит, сможете помочь одному горе­ученику, Вите Перестукину. Он из­за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось. (Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков») Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков? На какой вопрос не смог ответить Витя? Какова же тема и цель нашего урока? Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: "Правописание суффиксов".  А какая же цель нашего урока? (Цель нашего урока – выяснить, в каких случаях пишется суффикс ик, а в каких – суффикс ек.) 4. Решение учебной задачи.    Ответить   на   вопрос,   с   которым   не   справился   Витя,   нам   поможет   сказка.   Предлагаю   вам поработать со сказкой в группах. Прочитайте и ответьте на вопросы. Жили­были два брата – уменьшительно­ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –. Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова Сказка. всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе. Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из­под защиты Именительного падежа. Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе. Вот такие они разные уменьшительно­ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –. Задания. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом? Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер? К каким же выводам вы пришли, познакомившись со сказкой? А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? Посовещайтесь в парах. У вас есть 1 минута (Учащиеся озвучивают ответы на вопросы) ­ Попробуйте составить правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – . (Учащиеся озвучивают варианты правила) ­ Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник на странице 62 и прочитайте правило. ­ Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? Давайте посмотрим в упр.103. Как образовались новые слова? Запишите 3 и 4 строчки однокоренных слов. Ребята, открою вам небольшой секрет. В русском языке есть слово, которое поможет вам написать правильный суффикс. Это слово НЕТ. Есть кубик – нет кубика.  Потренируемся вместе  Есть арбузик – нет арбузика Есть барашек – нет барашка Есть бантик – нет бантика Есть клубочек – нет клубочка Есть носик – нет носика Есть перчик – нет перчика        5. Первичное осмысление и закрепление. Жители   страны   невыученных   уроков   оставили   для   Вити   несколько   заданий.   Без   нас   ему   не справиться.   Первое   задание   очень   интересное.  Сейчас   мы   напишем   необычный   вид   диктанта   – фотодиктант.   Ваша   задача   записать   то,   что   изображено   на   картинке,   словами   с   уменьшительно­ ласкательными суффиксами –ек, ­ик /Домик, мостик, цветочек, мячик, зонтик/. Физминутка.    Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки. Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик, садик, грибочек, шажочек, букетик. 6. Самостоятельная работа с самоповеркой В стране, где оказался Витя Перестукин, погода испортилась. Сильный ветер унес все листочки с деревьев и перепутал их. Ваша задача – определить, с какого дерева упал листочек. Сделайте два столбика, в первом запишите слова с суффиксом –ек, во втором ­ ­ик.        ­ик Карандашик Шалашик Билетик Фонарик Котик Листик        ­ек Горошек Платочек Человечек Росточек Молодцы, отлично справились. А нас ждет следующее задание… Будьте внимательны.  Перед вами слова. Но не все из них написаны верно. Помогите Вите найти те слова, в которых есть ошибки, и записать верный вариант.  «Корректор» (работа в парах): кармашик, ежонок, билетек, песочик, кузнечек, мячик,  орешик,  цветочек, молоточик, дружёк, хвостик, кораблек,  /Кармашек, ежонок, билетик, песочек, кузнечик, мячик, орешек, цветочек, молоточек,  дружок, хвостик,  кораблик./ Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений. 7. Обобщение изученного материала Витя   Перестукин   никак   не   может   поверить,   что   вы   так   хорошо   справляетесь   со   всеми заданиями. Поэтому он просит вас помочь ему ещё с одним заданием.  Игра «Четвертый лишний». 1. ёжик, кусочек, носочек, клубочек 2. мячик, лётчик, билетик, кораблик 3. горошек, песочек, снежочек, замочек 4. пушок, дружок, снежок, ежонок Молодцы, ребята! Благодаря вам Витя сумел выполнить все задания. Можно с уверенностью сказать, что он больше не окажется в стране невыученных уроков. 8. Итог урока. Рефлексия А сейчас вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой? ­ Смогли мы её достичь? ­ От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик? ­ Когда после шипящих пишутся суффиксы –ОК, ­ ОНОК?  Давайте оценим умение писать суффиксы –ик, ­ек, ­ок, ­онок еще раз. Предлагаю закончить любое из понравившихся предложений:  На этом уроке я узнал(а)…    Я научился (научилась)…  Мне было сложно, когда… Домашнее задание:  1. Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Правописание суффиксов –ек, ­ик» • Использовала интернет - ресурсы: • Используемая литература: • О.Е.Жиренко «Учим русский с увлечением» Москва 2007 • М.М.Давыдова «Развивающие игры для детей» Москва 2001 • М.Ю.Полникова «Дидактическая тетрадь по русскому языку» Санкт-Петербург 2008

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)

"Правописание суффиксов" (Открытый урок по русскому языку в 4 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018