Правовая воспитательная беседа
Оценка 4.6

Правовая воспитательная беседа

Оценка 4.6
docx
01.03.2022
Правовая воспитательная беседа
ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ.docx

 «Долой сквернословие».

От гнилого сердца и гнилые слова

 (Русская пословица.)

 

Цели: расширить знания воспитанников  о вредных привычках, познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;

 Задачи: убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Ход  часа:

1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

Воспитатель:  Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни «капролалия»? ( Дети отвечают)

Это тяжёлое психическое заболевание встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом позже.

Воспитатель:   Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с   фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Россия - страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня – вот, сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров. Много на эту тему и пословиц: «Слово-серебро, а молчание – золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает».  

Ещё одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

 

2.Игра «Эстафета добрых слов»

Воспитатель:  большой знаток слова, автор знаменитого словаря , Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. ( Дети выполняют задание)

Мне кажется, у нас в группе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

3. Информационный блок « Заразные слова». 

Воспитатель:  Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова...   Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос - кал, грязь и лалия - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.

 Воспитатель:    Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Немного истории.

Воспитатель:  Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и выражение «поле брани».

Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных – «А» и «мя» -  в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежала к сфере интимных отношений. Мат — отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы. Так невозможно молиться и потом спокойно материться без духовных последствий.

На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Скверное слово — черная энергия. Скверное слово несет уничтожение. Страшный нож не за поясом, а на конце языка.

Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступление, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

 

Воспитатель:  Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину. В результате несчастные « обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой.

Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание « бить морду». Но и они признают, что мат - обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия - человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человеку же использует эти слова, не замечая этого.

Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

4. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Воспитатель:  Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?(низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)

Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?

Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

5.Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Воспитатель:  Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата - это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? ( дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

читать русскую классическую литературу;

запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители ( ёлки-палки, блин, фиг..) Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

 

6. Составление антирекламы сквернословия.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с татом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждёт штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдёт на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции - студенты, журналисты-придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например,

-Чтобы в жизни состояться матом лучше не ругаться!

-Наше условие-долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

 

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат-дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат-это ядов концентрат!

-В нашей группе  мы найдём управу на словесную отраву!

 

7.Заключительное слово.

Воспитатель:   Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

 8.Подведение итогов

Воспитатель:  Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?

 

9.  Рефлексия.

Воспитатель:  А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить  предложения:

- Я сегодня задумался о….

- Мне сегодня понравилось…

- Я изменил мнение о …

 

Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!! И помните:

Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!  


 

Долой сквернословие». От гнилого сердца и гнилые слова (Русская пословица

Долой сквернословие». От гнилого сердца и гнилые слова (Русская пословица

Воспитатель: Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова

Воспитатель: Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова

Все признают, что нецензурная брань в современной

Все признают, что нецензурная брань в современной

Составление антирекламы сквернословия

Составление антирекламы сквернословия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022