Правовое регулирование бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации
Оценка 4.6

Правовое регулирование бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации

Оценка 4.6
docx
05.05.2022
Правовое регулирование бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации
Правовое регулирование бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации.docx

Правовое регулирование бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации

Аннотация.  В статье отмечены пределы федерального законодательства, регулирующего бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации, в том числе, предлагаемые другими авторами для закрепления в нормативно правовых актах.

Небольшими фрагментами отражена деятельность государственных органов власти (в том числе государственных органов власти субъектов федерации) в такой стадии бюджетного процесса как составление регионального бюджета.

Ключевые слова: Бюджетное право; Бюджетный кодекс; принципы бюджетного процесса; бюджетный процесс; бюджет; бюджетное законодательство.

Основополагающим документом, заложившим основы бюджетного
процесса, в том числе регионального, является Бюджетный кодекс Российской
Федерации. Им устанавливаются общие принципы бюджетного устройства,
организации и функционирования бюджетной системы, определяющий правовое положение всех субъектов бюджетного процесса.

К Федеральному законодательству регулирующее бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации (например, федеральный закон Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[1]). К подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня, регулирующим бюджетный процесс, относятся Указы Президента Российской Федерации (например, Указ Президента «О национальных целях «Вопросы развития современной науки и техники» развития Российской Федерации на период до 2030 года»[2]), Постановления Правительства Российской Федерации (например: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"»[3]), приказы
министерства финансов Российской Федерации (например: приказ министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2014 года №163н «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса».

С принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» в региональный бюджетный процесс (в стадию
составления проекта бюджета) был включен бюджетный прогноз на
долгосрочный период. Бюджетный прогноз позволяет оценивать возможные
варианты изменений объема и структуры доходов и расходов бюджетов,
структуры и условий привлечения и обслуживания заимствований,
межбюджетного регулирования, а также выработать на их основе
соответствующие меры, направленные на повышение эффективности
функционирования бюджетной системы, ее роли в стимулировании социально-экономического развития, решении стратегических задач региона.

Основной задачей регионального долгосрочного бюджетного планирования являются повышение финансовой устойчивости регионального бюджета в долгосрочном периоде и обеспечение предсказуемости развития бюджета.

Федеральным законом «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»[4] (пунктом 6 статьи
26.13) определено, что по проекту регионального бюджета и проекту годового
отчета об исполнении регионального бюджета проводятся публичные слушания.

Федеральным законом Российской Федерации «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»[5] (который применим к публичным слушаниям (общественным обсуждениям), проводимым по проектам региональных законов о бюджете и об исполнении бюджета, так как частью 3 статьи 2 этого закона определен исчерпывающий перечень общественных отношений, на которые не распространяется этот нормативно-правовой акт) дано определение общественным (публичным) слушаниям.

Исходя из которого, при рассмотрении проекта регионального закона о бюджете и проекта регионального закона об исполнении бюджета, под общественными слушаниями понимается собрание граждан, организуемое органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для обсуждения проектов вышеназванных законов. При этом статьей 25 вышеназванного закона определено, что общественные слушания должны проводиться публично и открыто в помещении, пригодном для размещения всех групп населения (либо их представителей), права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные слушания. Организатор публичных слушаний (высший орган исполнительной власти региона) при вытеснении на рассмотрение проекта регионального закона о бюджете и проекта регионального закона об исполнении бюджета должен обеспечить свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающихся этих проектов правовых актов, всем участникам слушаний[6].

По результатам публичных слушаний должен составляется документ,
подводящий итоги (протокол слушаний), который в последствии обнародуется в соответствии в том числе путем размещения в телекоммуникационной сети «Интернет». Этот итоговый документ (протокол) должен содержать в себе обобщенную информацию о ходе проведенных слушаний, мнения участников, поступившие заявления и предложения, рекомендации участников слушаний, которые в последствии должны быть направленны вместе с рассматриваемым законопроектом в высший законодательный орган региона.

В большинстве регионов (Еврейская автономная область, Пермский край, Ростовская область, Челябинская область, республика Крым, город Севастополь и многие другие регионы) в качестве участников публичных слушаний выступают только граждане, которые проживают (постоянно проживают) в данном регионе. На наш взгляд это является нарушением принципа прозрачности (открытости) как бюджетного процесса, так и всей бюджетной системы Российской Федерации. Во-первых, ввиду того что региональными правовыми актами не определен статус проживающих в данном регионе, возникает вопрос: – каким образом будет происходить отбор участников публичных слушаний или общественных обсуждений, в том числе если общественные обсуждения проходят через дистанционные каналы? И кроме этого, прописка в регионе не определяет факт проживания в нем гражданина, и кроме всего прочего у гражданина может быть и постоянная и временная прописка в том числе одновременно.

Во-вторых, региональный бюджет может затрагивать интересы и групп лиц, граждан населенных пунктов, проживающих вблизи данного региона.
Например, при строительстве мусорного полигона, могут пострадать жители
близлежащих населенных пунктов, находящихся на территории другого региона, или же переустройство учебного заведения из обычного в национальное (то в котором, допустим преподавание будет вестись на национальном языке или в национальных традициях) что также затронет интересы групп людей, посещающих это учебное заведение, но проживающих в других регионах.

Таким образом, делегируя высшим региональным органам
исполнительной (законодательной) власти или должностному лицу по своему усмотрению определять каким образом, в какой срок и кем будут проводится
публичные слушания (общественные обсуждения), федеральная власть сводит
этот этап стадии рассмотрения бюджетного процесса к простой формальности, в то время как значимость проведения публичных слушаний особо отмечается в научной литературе как форма участия граждан в выработке решений
представительных органов.

Исходя из этого, в Бюджетном кодексе Российской Федерации необходимо закрепить, такой этап бюджетного процесса (в рамках стадии рассмотрения проекта закона о региональном бюджете) как публичные слушания и общественные обсуждения, определив порядок их прохождения, участников и их статус.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (06.03.2022г.).

[2] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс» (15.03.2022 г.).

[3] Постановление правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"» // СПС «Консультант Плюс» (16.03.2022 г.).

[4] Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс» (17.03.2022 г.).

[5]   Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (06.03.2022 г.).

[6] Сергеев С.А. «Вопросы развития современной науки и техники»

Правовое регулирование бюджетного процесса в субъектах

Правовое регулирование бюджетного процесса в субъектах

Постановления Правительства Российской

Постановления Правительства Российской

Российской Федерации» [1] (пунктом 6 статьи 26

Российской Федерации» [1] (пунктом 6 статьи 26

По результатам публичных слушаний должен составляется документ, подводящий итоги (протокол слушаний), который в последствии обнародуется в соответствии в том числе путем размещения в телекоммуникационной сети…

По результатам публичных слушаний должен составляется документ, подводящий итоги (протокол слушаний), который в последствии обнародуется в соответствии в том числе путем размещения в телекоммуникационной сети…

Таким образом, делегируя высшим региональным органам исполнительной (законодательной) власти или должностному лицу по своему усмотрению определять каким образом, в какой срок и кем будут проводится…

Таким образом, делегируя высшим региональным органам исполнительной (законодательной) власти или должностному лицу по своему усмотрению определять каким образом, в какой срок и кем будут проводится…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2022