Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе
Оценка 4.9

Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе

Оценка 4.9
docx
14.09.2022
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе
адаптация 5 классов.docx

Адаптация ребенка в 5 классе

Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в старшей школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.  В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными,  пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается

 В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.

С какими трудностями сталкиваются

  • физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе;
  • психологические трудности адаптации пятиклассников к школе;

2.     Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе.

Проблемы, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Родители должны обратить внимание на следующие моменты:

— изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

— изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.

- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий;

- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

 Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Проблемы, возникающими при переходе детей в среднее звено:

-повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

-повышение уровня тревожности самого ребенка;

-зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

-зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

-степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

-состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

-влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня одушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»;

- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- исключение таких мер наказания, как физические и психические наказания;

 - принимайте во внимание индивидуальными особенности ребенка   темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, 

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

·      Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.

·      Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.

·      Психологически поддерживайте ребёнка:   Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

 

 Уровни адаптации:

1.     Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение первых двух месяцев (сентябрь — октябрь).

2.     Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе.   Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.

3.     Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Частые нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

 

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

 

 

 


 

Адаптация ребенка в 5 классе

Адаптация ребенка в 5 классе

Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью

Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»; - обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;…

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»; - обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;…

Адаптация занимает первое учебное полугодие

Адаптация занимает первое учебное полугодие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2022