Адаптация ребенка в 5 классе
Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе.
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в старшей школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается
В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов.
С какими трудностями сталкиваются
2. Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе.
Проблемы, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Родители должны обратить внимание на следующие моменты:
— изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
— изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей:
- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий;
- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Проблемы, возникающими при переходе детей в среднее звено:
-повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
-повышение уровня тревожности самого ребенка;
-зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
-зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
-степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
-состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
-влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня одушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»;
- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;
- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
- исключение таких мер наказания, как физические и психические наказания;
- принимайте во внимание индивидуальными особенности ребенка темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу,
- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);
· Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
· Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
· Психологически поддерживайте ребёнка: Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.
Уровни адаптации:
1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение первых двух месяцев (сентябрь — октябрь).
2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Частые нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.
Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.