Правовое воспитание: цель, задачи, содержание
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Нужно знать законы, конституцию, порядки страны. Знать не только свои права, но и обязанности. Знание о правовой системе страны, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным. Формирование правовой грамотности. Надо знать, что нарушение норм ведет к юридической ответственности. Юридическая грамотность человека должна формировать внутренние нормы. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы. В рамках этого вопроса выделяют такие понятия как форма правового воспитания, метод правового воспитания и систему правового воспитания.
Основными методами правового воспитания (в некоторой литературе называют способами):
1) убеждение;
2) предупреждение;
3) поощрение;
4) принуждение;
5) наказание.
Систему правового воспитания определяют как организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов.
Субъекты (осуществляют правовое воспитание):
1) государственные органы;
2) должностные лица;
3) учебные заведения;
4) общество в целом.
Объекты - граждане, различные категории населения и широкие массы, с которыми проводится правовоспитательная работа.
Необходимо отметить, что конкретность и дифференцированность в правовом воспитании приводит к постепенному складыванию относительно самостоятельных систем правового воспитания отдельных категорий населения: школьников, студентов, должностных лиц и др., каждой из которых присущи свои особенности;
Правовоспитательные действия проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержанием является правовоспитательное воздействие субъектов на объекты. К средствам правового воспитания относятся все материальные средства, использующиеся в процессе правового воспитания (СМИ и т.п.) и средства духовного (рационального и эмоционального) воздействия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.