Праздник Белого месяца
Цель: 1) Познакомить с традициями бурятского народа.
2) Развитие сотрудничества: дети – родители.
3) Воспитывать уважение к традициям других национальностей.
Подготовительная работа к празднику:
1) Заранее был объявлен конкурс поздравительных открыток к Сагаалгану.
2) Дети разбиваются на 6 творческих групп и вытягивают задание для своей
группы:
а) рассказ о том, откуда и как возник праздник;
б) рассказ о дне, который предшествует сагаалгану;
в) рассказ о ритуале очищения;
г) рассказ об обряде запуска «коней ветра удачи»:
д) традиционные приветствия бурят;
е) рассказ о хадаке;
ж) благопожелания;
з) рассказ о 12 знаках восточного календаря;
и) рассказ о национальном костюме;
к) рассказ о национальной кухне;
л) стихи о Сагаалгане.
Детям предлагается обратиться за помощью к родителям в сборе материала.
Прийти на праздник в традиционном бурятском костюме (у кого есть).
Оформление:
благопожеланиями (у нас ребята сделали газеты: о проводах старого года;
о буузах; самодельный восточный календарь); презентация (дети
обратились за помощью к родителям сделать слайды по их темам, а я собрала
единую презентацию), кроссворд, мультфильм о Сагаалгане на русском языке
режиссёра Евгения Пушина.
самодельные газеты или плакаты с
открытки,
Ход праздника.
(Полностью весь праздник вели сами дети. Роль учителя – направляющая,
координирующая).
Ведущие: Здравствуйте, дорогие гости! Приветствуем Вас на нашем
празднике.
Все Вы знаете, что у наших предков было много обычаев и традиций, многие
из которых в настоящее время незаслуженно забыты. Хорошо знать обычаи
своего народа и уважать обычаи других народов – это основа крепкой дружбы
и взаимопонимания народов. И сегодня мы постараемся некоторые обычаи и
традиции нашего народа оживить, воссоздать.
Все традиции бурят основаны на уважительном отношении друг к другу,
особенно к старшим, бережном отношении к природе. Например, у бурят
было принято носить обувь, носы которых были загнуты вверх. Это для того,
чтобы они не «рыхлили» и не разрушали землю. Было табу, запрет на
загрязнение воды (рек, озёр), леса и т.п. Они считали, что у каждого из них есть свои «хозяева», святые, которые оберегают свою территорию. Прежде
чем рубить дрова в лесу, они просили разрешения у хозяина леса, и чтобы его
задобрить, они преподносили ему дары (белую пищу).
Давайте послушаем стихи, которые приготовили ребята.
Далее начинается выступление всех творческих групп.
Откуда и как возник праздник.
Праздник Сагаан hара – Белый месяц зародился на земле Монголии. Традиции
и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы. Они отмечали этот
праздник ещё 2000 лет назад и называли его Сагаан Сар – Белый месяц. Он
является праздником благополучно проведённой зимы, наступление весны,
поры обилия молочных продуктов. Сагаалган приходит не только на землю
Бурятии, но и Калмыкии, Тувы, Китая, Индии и других стран ЮгоВосточной
Азии. Это очень древний праздник.
12 знаков восточного календаря.
В ходе своего рассказа ребята создают на листе ватмана восточный
календарь (по кругу прикрепляют животных в определённой
последовательности).
Однажды Будда пригласил к себе всех животных, которые только захотят
прийти. Пришли далеко не все звери: время стояло холодное, а чтобы попасть
к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому из пришедших в
порядке живой очереди Будда подарил по одному году правления. Первой
пришла Крыса — ей достался первый год двенадцатилетнего цикла. Она была
вознаграждена за оперативность и умение пользоваться обстоятельствами.
Буйвол оказался в очереди вторым, чутьчуть от него отстал Тигр, которому
достался третий год. Болельщики, увлеченные соревнованием между
Буйволом и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом), как
следует, не рассмотрели, кто пришел четвертым — Кот, Заяц или Кролик. За
давностью лет истину установить невозможно, и у разных восточных народов
так и осталось разночтение относительно хозяина четвертого года. Пятым был
Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой — Лошадь. Тут по реке прошла
полоска тумана, и опять не ясно, кто был восьмым — Коза, Овца или, может
быть Баран. Девятой в очереди была Обезьяна, которая не хотела рисковать и
внимательно наблюдала за пловцами. Убедившись в безопасности, она вошла в
воду. Десятым прибежал Петух (а может быть и Курица). Он задержался,
потому что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье,
как она должна жить в его отсутствие. Одиннадцатой прибежала Собака. С
утра у нее была масса хозяйственных дел, и едва управившись с ними, она
разгоряченная бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла. Последним
появился Кабан (или Свинья). Он не очень спешил: не честолюбив, не
привередлив, в жизни обычно подбирает все, что остается после
пронырливых. Ему Будда подарил последний год, но самый спокойный и
отличающийся изобилием и спокойствием. Так была вознаграждена
прекрасная черта характера — способность удерживаться от соблазна тянуть
одеяло на себя. ВЕНОК ВОСТОЧНОГО КАЛЕНДАРЯ
Творится всемирное увлеченье
Экзотикой календарной.
Всерьёз или в шутку и для развлеченья
Всмотритесь в Восток лучезарный.
Копаемся в россыпи звёзд Зодиака.
Судьбу с небес скрадывая.
Не верим и верим в магию знака
Счастье лет угадывая.
Чтоб в сонме предчувствий душа не поникла,
Минуя Буддовых стражей,
Пройдёмся, смеясь, по годам цикла
С дюжиной персонажей.
Д Р А К О Н
Прощай, Дракон, на дюжину годов.
Ты и добро, и зло творить готов.
И в мир людской изпод твоей короны
Порою сыпались драконтовы законы.
Ты хоть огромен и крылат.
А все же гад...
З М Е Я (2013 год Год ЧЁРНОЙ ВОДЯНОЙ З М Е И)
Знай гонит символы свои
Будда по душу нашу.
Какие мудрости Змеи
Наполнят нашу чашу?
Астролога таков аспект:
"Змея, конечно, личность,
Присущ ей некий интеллект,
В натуре романтичность."
Боюсь, моральный дивидент
С того, как рыбе бантик:
Стал хамоват интеллигент
И скудноват романтик.
Дай год, нам сытости покой
Да благости погодной.
Коль ты Змея,что ж будь Змеёй,
Но чур не подколодной.
Л О Ш А Д Ь
Непонятный звериный народец
Шлёт Будда к нам под вой зимних вьюг.
Кто к нам прибыл? Мустангиноходец
Или скромный трудягабитюг?
Знаем, год нашей жизни проскочит,
Как крылатый Пегас из поэм.
Но с натугой сквозь дни и сквозь ночи
Тянем воз непомерных проблем. На ухабах российского тракта
Увязая в долгах и грязи,
Мы кричим:"Поднатужься, Лошадка!
Ну, родная, давай, вывози!".
К О З А (О В Ц А )
Как вечные грозы, как слёзы берёз
Чисты и полезны намеренья Коз.
И, значит, отбросив сомненья и скромность,
Рассчитывать можно на их благосклонность.
Сперва подзаправься её молоком,
Затем стимулируй хорошим пинком.
Нацелив рогами вперёд на судьбу,
Задумав желанье, вступаешь в борьбу.
Удача б вилась над тобою, как бес,
И манна просыпалась с древних небес...
Да вот незадача (узнай наперёд)
Бодливой Козе бог рога не даёт.
Быть может и станешь богатым, как Крёз,
Использовав год покровительства Коз,
Но только за это, видать по всему,
Бодаться придётся с судьбой самому.
О Б Е З Ь Я Н А
Обезьяна будоражит,
У неё лукавый вид.
Не потрафь, язык покажет
Или рожицу скривит.
Скачет, словно в зоопарке.
Не прими её всерьёз,
Не взыщи с неё подарки,
Ведь она не дед Мороз.
Но зато кого полюбит
И протянет дружбы хвост,
Тот удачу приголубит
И займёт высокий пост.
Постарайся без изъяна
Жить свой отведённый век:
Кто по году Обезьяна,
Тот счастливый человек.
П Е Т У Х
В брызгах шампанского год кукарекает.
Все, обнадёжась, спешат ворожить.
И до рассвета усердно кумекают,
Как нахаляву счастливо прожить.
"Петь, дай мне мужа не пьяницу лютого",
"Петя, жену понадёжней добудь".
Клянчат наличность рублём и валютою, Царский дворец и награду на грудь.
Кочет, конечно, людей колобродит:
"Может попашешь? Попишешь стихи?".
Граждане, помните: солнышко всходит
Не от того, что поют петухи.
С О Б А К А
Откукарекал старый год,
Растратив денежные знаки.
И к нам через порог бредёт
Пока туманный год Собаки.
В свою судьбу его впустив,
Терзаем душу мыслью тёмной:
Кто он, породистый мастиф
Или дворняга, пёс бездомный7
Что принесёт? Удачи пир
Иль горя луковые слёзы?
Зачем гадать? Как мы, весь мир
С надеждой вечной верит в грёзы.
С В И Н Ь Я (К А Б А Н )
Ни ворожей, ни звездочёт
Не просчитают точно,
Какой сюрприз преподнесёт
Нам календарь восточный.
Не обольщайся пить до дна,
Не лезь в чужие миски.
Пусть год Свиньи и Кабана
Не значит жить посвински.
Стремись в любые времена
Умом равняться с веком,
Что б в год Свиньи и Кабана
Остаться Человеком.
К Р Ы С А ( М Ы Ш Ь )
В диких зарослях летосчисленья
Светится заветное число.
В этот день к Будде на Вознесенье
Самой первой Крысу занесло.
Много лет поэзия и проза
В вихрях снежных кружевных одежд
Обещали именем Мороза
Целый ворох призрачных надежд.
А теперь мы, окосмополитев,
То гадаем, как славяне встарь,
То пророчим, что нам из событий
Посулит Японский календарь?
Как бы от дремучего поверья
Снова нам хвостатыми не стать. Граждане, не лезьте на деревья,
Время поворачивая вспять.
Б Ы К ( Б У Й В О Л )
Как гласит мифическая запись:
Сердобольный Бык идётбредёт.
То ли землю вспашет, словно Апис,
То ли вновь Европу украдёт...
Вот беда, согласно гороскопа,
Бык зовёт терпеть и созерцать.
Этак до всемирного потопа
Нам благополучными не стать.
Ты, волшебник, не глумись над нами,
От терпенья корчится страна.
Лучше выдай рядовым деньгами,
А начальству здравого ума.
Скажем в назиданье, не в обиду:
Хватит обещаньями мерцать!
...А не то отправим на корриду:
Сам терпи. Мы станем созерцать.
Т И Г Р
Мы судьбой своей рискуем,
Тигра выведя на старт:
Он совсем непредсказуем,
Потому что полосат.
То стучит пустою миской.
То подарит бутерброд.
То прильнёт домашней киской,
То хребёт перешибёт.
Нам б зарплату вместо фиги,
Своевременный баланс...
Тигр сегодня в "Красной книге",
Поспешите взять аванс.
К О Т (З А Я Ц )
Ну и странный Новый год!
То ли Заяц, то ли Кот?
Видно в древности тогда
Их не различил Будда.
Пусть большой кошель готовит
Сыпать деньги наяву
Кто давно мышей не ловит
Или косит трынтраву.
Сам гляди во все глаза:
Знай, партнёр в миру Коза.
Только с нею под венец
Для слияния сердец.
Домосед ты иль скиталец, Верь в удачу наперёд
И везунчик Котозаяц,
И счастливчик Зайцекот.
Дугжууба –ритуал очищения.
Сагаалган – семейный праздник. В эти дни люди посещают дацаны, заказывают
молебны для своего благополучия, благополучия своих близких. За два дня
перед Сагаалганом в дацанах проводится специальный религиозный обряд
«Дугжууба». Накануне строится конусообразное сооружение из досок,
которое заполняется дровами. Они символизируют людские прегрешения за
прошлый год. Сверху пирамида обтягивается куском ткани, поверх неё
нашиваются матерчатые или бумажные язычки пламени, устремлённые вверх.
С наступлением сумерек при большом стечении верующих вспыхивает костёр.
Кусочком ваты или теста люди как «обтирают» тело, тем самым как бы
снимая с себя всё самое плохое, неблагополучное, болезни, грехи.
Запуск «коней ветра удачи»( об этом обряде рассказывают родители).
В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь
ветра удачи – это символ, показывающий состояние благополучия человека.
Изображение «коня ветра удачи», освещённое в храме, привязывают к дереву
или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно
развевалось по ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной
защитой от несвчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь
божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья
и достатка в новом году всем живым существам.
Проводы старого года – «Бутуу удэр».
Праздник Сагаалган начинается с восходом солнца. Предшествуют ему
проводы старого года – «Бутуу удэр». Последний вечер зимнего месяца и
начало первого дня весны отмечается как «Бутуу удэр». В переводе с
бурятскомонгольского языка «Бутуу» значит закрывать. В последний год
старого года «буту удэр» желательно всем быть дома, среди своих родных и
близких. У верующих бурят буддистов в каждом доме, в северной и северо
восточной стороне находилась божница, где размещались скульптуры и
священные книги или другие буддийские предметы, развешивались
изображения буддийских божеств. Перед изображениями божеств зажигалась
лампада, воскурялись благовония, ставились различные угощения, например,
молочные продукты, печенье и другие сладости. В этот день было положено
есть до «полноты желудка», чтобы в новом году жизнь была сытой,
счастливой. Смысл этого дня заключается в следующем: люди прощаясь с
прожитым годом, должны хорошо закрывать двери прошлого, и оставить всё
плохое позади, и начинать новый год с чистой совестью. Хозяева наводят в
доме чистоту. Национальный костюм.
В день Сагаалгана все члены семьи встают рано. Одевают праздничную
одежду.
Традиционная мужская одежда бурятхалат без плечевого шва
Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было
немаловажным при длительной верховой езде. Все края обшивали,
окантовывали бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали
тканью: для повседневной работы хлопчатобумажной, нарядные дэгэлы
шелком, парчой, полупарчой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались
при шитье нарядного летнего тэрлига. Женская одежда строго
соответствовала возрасту женщин и менялась с переходом из одного возраста
в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались
матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.
Повседневные кушаки делались из далембы, нарядные из шелка в полоску.
В 1415 лет менялись прическа и покрой девичьего платья. Оно становилось
отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывала линию шва
вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Одежда женщин
пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые
женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и темных оттенков,
рукава становились менее сложными. Безрукавка, как дополнение костюма,
сохранялась. Шапки у бурят шили одинаковыми для мужчин, женщин и детей.
Летние шапки шили из синего шелка, околышек покрывали бархатом, плисом.
Для таких шапок обязательна красная кисть залаа, которую пришивали к
макушке. Она символизирует солнечные лучи, жизненную энергию. На
верхушку пришивали дэнзэ из серебра и коралла, символ солнца. Коническая
форма шапки символизирует горы, а околыш из бархата – землю. Шапку
нельзя бросать на землю, перешагивать через нее, относиться небрежно. Обувь
у бурят – гутулы – была легкой и удобной. Шили ее сами из сукна, войлока,
кожи. Подошву делали из кожи. Носки и голенища украшались аппликациями
из кожи в виде хищной птицы, завитков и замкнутого узла. Носки гутулов
слегка изогнуты вверх из уважения к МатериЗемле, чтобы не причинять ей
вред. Женская обувь была похожа на мужскую, только изящнее.
Традиционные приветствия бурят.
«Встреча ровесников»: они здороваются правой рукой, придерживая
руку левой (приветствие двумя руками – знак уважения другу).
«Старший и младший»: младший протягивает руки ладонями верх,
выражая готовность принять от старшего его знания, опыт, мастерство,
а старший на протянутые ему руки возлагал свои, ладонями вниз. Этот
жест означает также и то, что младший по возрасту – всегда опора и поддержка старшего. Эта встреча сопровождалась приветствиями
«Мэндэ амар!» (Будьте здоровы!). В этом жесте и уважение, и общение
в случае необходимости – помощь и поддержка.
«Самому уважаемому человеку» этому человеку преподносится
хадак. Ритуал дарения хадака сопровождается благопожеланиями, а
человек, который получил хадак, держит ответную речь.
Хадак.
Хадак – шёлковый платок прямоугольной формы, его преподносят только
очень важным, уважаемым и дорогим людям. Ритуал преподнесения и
принятия в дар хадака очень сложный. Человек, который дарит хадак, должен
это сделать двумя руками. Руки вытянуты, ладони кверху (в знак открытости
и добрых помыслов), большой палец прижимает хадак. Принимать хадак
требуется также двумя руками, ладони кверху. Хадак необходимо осторожно
сложить и положить в верхний карман. Цвет хадака имеет большое значение:
синий хадак – цвет синего неба, чтоб в мире царила дружба
красный хадак – цвет огня, чтоб уют и тепло царили в доме
жёлтый хадак – цвет солнца, богини Матери
белый хадак – цвет материнского молока, цвет чистоты души человека
зелёный хадак – цвет изобилия и богатства.
Национальная бурятская кухня.
На слайдах презентации учащиеся демонстрируют блюдо и рассказывают о
нём. Из чего оно приготовлено, его значение на праздничном столе (о буузах,
саламате, бухлёре.
Кроссворд.
По горизонтали:
1. Бурятский богатырь
4. Священное море бурят
5. Наступающий год
По вертикали:
1. Одежда для ног
2. Благопожелания
3. Шёлковый платок, самый дорогой подарок
4. Какой цвет у бурят олицетворяет добрые помыслы
Ведущие: Таким образом, Сагаалган – Новый год – древний народный
праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. Пожелаем же всем, чтобы
в Новый год исполнились все наши стремления и сокровенные желания.
Благопожелания.
Просмотр мультфильма.
Праздник Белого месяца.
Праздник Белого месяца.
Праздник Белого месяца.
Праздник Белого месяца.
Праздник Белого месяца.
Праздник Белого месяца.
Праздник Белого месяца.
Праздник Белого месяца.
Праздник Белого месяца.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.