Сценарий праздника "Осенние посиделки" предназначен для учащихся 3, 4 классов. Учащиеся делятся на команды. Команды по очереди отвечают на вопросы, выполняют задания. Цели мероприятия: расширение кругозора детей, формирование познавательного интереса, развитие творческих способностей, логического мышления, развитие навыков работы в группах.
Осенние посиделки
Правила.
Играют 4 команды (1, 2, 34, 5 классы). Команды по очереди отвечают на вопросы,
выполняют задания. Если команда не может ответить или даёт неправильный ответ, то
право ответить получают командысоперницы.
Команды выбирают капитанов.
Выбирается жюри для подсчёта баллов
Цели:
расширение кругозора детей,
формирование познавательного интереса,
развитие творческих способностей, логического мышления,
развитие навыков работы в группах
Оборудование:
карточки со стихами,
рисунки грибов,
бумага и фломастеры
картины с осенним пейзажем
призы командам
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, гости званые и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые!
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.
На наших посиделках мы будем рисовать, играть и веселиться.
Для начала нам надо назвать команды и выбрать капитанов
Ответьте на мои загадки.
1. Птички улетели,
Листья пожелтели,
Дни теперь короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает (осенью)
2. Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)
3. Всё мрачней лицо природы:
Помрачнели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
4. Поле чернобелым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи? (ноябрь)
Команды называются осень, сентябрь, октябрь, ноябрь
1 конкурс «Разминка» (не оценивается)
Ведущий:
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов
Что же выросло на нашем огороде? Отгадайте.
Дружно хором отвечайте.
Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко.
Наступает осень, выдернут… (морковку)
Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю (лук)
Кругла да гладка, откусишь – сладка,
Засела на грядке крепко
Это … (репка)
И зелен, и густ на грядке куст, покопай немножко,
Под кустом… (картошка)
Кругленькие братцы в домике ютятся.
В домике зеленом им совсем неплохою
Варят их в бульоне и зовут… (горохом)
Летом – в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке – крепкие, соленые.. (огурцы)
Красная мышка с белым хвостом в парке сидит под зеленым кустом.
Эту мышку зовут… (редиска)
2 конкурс «Угадай овощ»
1. Этот овощ – одно из древних огородных растений, и использовать его можно не
только как пищевой продукт. Издавна его применяли как средство, отпугивающее
змей, насекомых, и поэтому иногда его называют «змеиной травой». В одном изстаринных русских травников можно прочесть, он «почитается всеобщим
предохранительным средством от яда, угрызения змей, прилипчивых и заразительных
болезней, а наипаче от чумы». Он бывает стрелкующийся, нестрелкующийся, яровой и
озимый. Его сажают ранней весной или поздней осенью.
(чеснок)
2. Этот овощ – древнейшая культура Европы и Азии. Знали его в древности и другие
народы. У персов, например, он считался пищей рабов и бедноты. Египтяне кормили
им строителей знаменитых пирамид – гробниц фараонов. Но ни в одной стране он не
имел такого массового распространения и такого важного пищевого значения, как на
Руси. Появился он здесь ещё задолго до возникновения Московского княжества,
практически одновременно с самим земледелием. Долгое время служил нашим
основным продуктом питания. Из него готовили разные кушанья, которые теперь
забыты. На Руси с этим овощем связано много обычаев, поверий, пословиц, поговорок,
а уж сказок и не счесть.
(репа)
3. Это всем известный овощ с вкусным и сладким корнеплодом. Он был знаком людям
ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. Римляне охотно употребляли его в свежем виде.
Отправляясь на Олимпийские игры или на сражения гладиаторов, они буквально
набивали карманы этим овощем, который, наверное, заменял им теперешние конфеты.
Издревле знали люди и его лечебные свойства. Он богат витамины, сахаром,
минералами. Особенно много в корнеплодах каротина, из которого в организме людей
и животных вырабатывается витамин А. Этот овощ есть, пожалуй, в любом огороде.
Мы едим его сырым, кладём в суп, в щи и борщи, делаем пюре и котлеты. Кроме того,
из него варят варенье, а из натёртого и засушенного заваривают чай.
(морковь)
4. В переводе с итальянского этот овощ называется «золотое яблоко». Ботаники его
плоды называют «ягодами». Жители Америки выращивали его ещё до нашей эры. В
Европу он был завезён в 16 веке. Первое упоминание об этом растении в ботанической
литературе относится к 1554 году. Именно тогда итальянский ботаник Пьер Маттиоли
описал новое, не известное европейцам растение: «Уже и другой род начинает
вводиться, сдавленный, наподобие кругловатых яблок, рассеченных подобно дыням,
сначала цвета зелёного, затем, когда наступает зрелость, у некоторых растений
оказывается золотым, у других красным и потому называется золотым яблоком»
(помидор)
3 конкурс «Самый внимательный»
Ведущий:
Я буду называть овощ. Если мы у него едим то, что растёт над землёй, то руки
поднимаем вверх это вершки. Если едим то, что растёт под землёй, то руки опускаем
вниз – это корешки.
огурец, картофель, капуста, морковь, перец, баклажан, свёкла, укроп, редис, щавель,
репа.
4 конкурс «Цвета осени»Ведущий:
Ребята, давайте хором назовем все цвета радуги. А чтобы всегда помнить, в каком
порядке надо называть цвета радуги, надо выучить 7 волшебных слов: каждый охотник
желает знать, где сидит фазан. В чем же волшебство? А вот в чем. Каждое слово
волшебной фразы перекликается с определенным цветом в радуге – дуге, потому что
они начинаются с одной и той же буквы. Давайте повторим эти волшебные слова.
Мы сами копали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, зеленый и синий
Здоровый такой разноцветный народ.
Что же у нас красное? (помидоры, редиска, свекла, перец, арбуз разрезанный)
Оранжевое? (морковка, хурма)
Желтое? (дыня, тыква, репа, лук, помидоры желтые)
Зеленое? (огурцы, арбуз, перец, лук, кабачки, капуста)
Синее? (баклажаны)
5 конкурс «Узнай гриб»
Ведущий:
Есть у Осени еще один подарок людям — лесные грибы. Кто из вас пробовал искать в
лесу грибы? А какие грибы вы знаете? Все ли из них можно собирать для еды? Сейчас
мы посмотрим, какие вы грибники.
Команды получают рисунки с грибами, должны назвать гриб
6 конкурс «Стихотворцы»
Ведущий:
Многие поэты писали об осени. Например, осень была любимым временем года
Пушкина. Попробуйте и вы написать стихотворение.
(раздаются стихотворения по строчкам, дети собирают в правильной
последовательности)
1. Осень наступила,
высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
2. Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
3. Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.
4. Опустел скворечник,
Улетели птицы,Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
7 конкурс «Художник»
Ведущий: Осень не оставила равнодушными не только поэтов, но и художников.
Создано много великолепных осенних пейзажей (показываются репродукции картин).
Среди вас, наверняка, есть художники. Просим их занять столы и нарисовать осеннюю
картинку.
Остальные участники вспоминают осенние приметы
В лесу много рябины осень будет дождливая, мало сухая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Облака редкие будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет зима будет снежная и суровая.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу,
то поздняя.
8 конкурс капитанов «Опиши словами осень»
Капитаны передают друг другу яблоко, при этом называют определения к слову
«осень» (пасмурная, дивная, урожайная, пёстрая, богатая, щедрая). Выигрывает тот,
кто последним назовёт прилагательное, он получает яблоко
9 Конкурс «Музыкальная шкатулка»
Ведущий:
Хорошо, сидим, друзья.
Только что за посиделки без частушки?
Капитаны команд подходят к ведущему, достают из шкатулки текст частушки.
Команда исполняет.
1. Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят! Ух!
2. Осень — чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим! Ух!
3. Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла! Ух!4. Осень — времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты! Ух!
Подведение итогов
Пока жюри подсчитывает очки, проводится игра «Что лишнее?»
Улетели птицы:
Голуби, куницы.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.
Награждение всех участников