Данный материал можно использовать учителям начальных классов и воспитателям ГПД для проведения внеклассного мероприятия духовно-нравственного направления.
Дети узнают историю праздника, праздничные приметы и традиции. Научатся поздравлять друг друга с праздником: обменяются пасхальными яйцами и пожелают друг другу что-нибудь светлое. Познакомятся, как надо развлекать гостей. Буйно веселиться в эти дни не принято.Праздник праздников- Пасха
ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ ПАСХАЦель: формирование интереса школьников к окружающей действительности;
приобщать детей к обычаям и традициям русского народа, воспитывать
уважительное отношение к национальному наследию;
обогащение словарного запаса детей.
I.
Ход занятия
История праздника
Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и
торжеством торжеств». В этот день православной церковью отмечается
воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует
победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую
память об искупительной добровольной жертве во имя человечества
Иисуса Христа и Его Воскресении.
Христианская Пасха отмечается не по солнечному, а по лунному
календарю и поэтому не имеет постоянной даты.
Как же произошло Воскресение Христа из мёртвых? Одно из
свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию,
официальному историографу Иудеи. В ночь на воскресенье Гермидий
лично отправился к гробу, чтобы убедиться, что умерший не может
воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба.
Вдруг стало очень светло, и над землёй появился человек, как бы
сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле.
Испуганная стража вскочила и тут же упала на землю. Камень,
закрывавший вход в пещеру, откатился. Вскоре свет над гробом исчез.
Но когда Гермидий приблизился к гробу, тела Погребённого там не
оказалось. Врач не верил, что умерший может воскреснуть, но Христос,
по его воспоминаниям, «действительно воскрес, и все мы видели это
собственными глазами».
Праздничные приметы
Православные верили, что на Пасху можно увидеть чудеса. В это
время разрешается просить Бога об исполнении своих желаний.
С языческих времён остался обычай обливаться на Пасху колодезной
или речной водой.На Пасху старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них
было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с
золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце
(бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались
подкараулить это мгновение).
Традиции празднования
В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые
верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую
пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на
стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году,
пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.
Но праздник Пасхи – это не только молитвы. У этого праздника
всегда была и другая сторона – мирская.
Игры за праздничным столом
Хоть и называют Пасху «торжество торжеств и праздников праздник», но
буйно веселиться в эти дни не принято. Поэтому займём гостей
спокойными играми.
Игра «Шар»
Разучиваются слова. Во время проведения игры слова одно за другим
заменяются движениями, о которых ведущий заранее договаривается с
детьми.
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы, до неба шар
Никак не долетит.
«Летит» показываются взмахи руками, изображается полёт.
«По небу» указательным пальцем правой руки показывается вверх.
«Шар» руками обводится круг перед собой.
«Знаем» прикладывается палец к виску.
«Мы» руки прислоняются к груди.
«Никак» руки перекрещиваются.
Анаграммы
1. Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (липапила)
2. Я дерево, в родной стране
Найдёшь меня в лесах повсюду,
Но слоги переставь во мне –И воду подавать я буду. (сосна – насос)
3. По дороге, по пути
Весело скачу.
А с конца меня прочти –
Нож я наточу. (колесо – оселок)
4. Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни.
А с конца меня прочтут –
Тигру я сродни. (ток – кот)
5. Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу. (шпала – лапша)
Играпесенка «Чайничек»
Разучиваются слова и поются при сопровождении движений руками:
«чайничек» ладони параллельно друг другу;
«крышечка» ладошка левой руки крышечкой;
«шишечка» кулачок;
«дырочка» пальцы кольцом;
«пар идёт» указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
Из дырочки пар идёт.
Пар идёт в дырочку,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке.
ТелеграммаНазывается какоенибудь слово, не содержащее букв «й», «ы», «ь», «ъ».
Нужно за определённое время составить телеграмму, каждое слово которой
будет начинаться одной из букв названного слова и обязательно в том же
порядке. Например, предложено слово «внучка». Телеграмма может быть, к
примеру, такой: «Выезжаю Новгород утренним, чайник купила. Анна».
Побеждает тот, кто придумает самый остроумный текст.
«Обмен одеждой»
Дети садятся в кружок и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь
её запомнить. Затем один из них выходит за дверь, а несколько игроков
меняются частями одежды. Ведущий входит и пытается определить, на ком
одеты чужие вещи и кому они принадлежат.
На Пасху принято было христосоваться. Все обменивались крашеными
яйцами и трижды целовали друг друга.
Ещё задолго до появления Христа древние народы считали яйцо
прообразом Вселенной – из него родился мир, окружающий человека. Это
символ Солнца и Жизни.
Интересную поделку в виде пасхального яйца можно сделать на уроках
технологии и обменяться в конце занятия.
Для изготовления такой поделки потребуется: шарик, бумажные белые
салфетки, нитки, клеей ПВА.
1. Надуть воздушный шарик, придать форму яйца.
2. Обмотать яйцо ниткой.
3. Обклеить белыми салфетками в несколько слоёв.
4. Когда поделка высохнет, украсить бисером (крупой)