Праздники в начальной школе

  • doc
  • 22.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Праздники в начальной школе.doc

Праздники в начальной школе

Вопросы:

1.     Цель, задачи и значение школьного праздника

2.     Классификация праздников в нач. школе.

3.     Формы праздничных мероприятий

4.     Функции праздничного мероприятия

5.     Виды искусства на празднике

6.     Этапы подготовки праздника

7.     Методические рекомендации

 

1. Цель, задачи и значение школьного праздника.

Огромное значение для обучающихся начальной школы имеет общение со сверстниками. Поэтому одной из главных задач школы является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе ребёнок ощущал свою важность и необходимость, чтобы спустя годы, он вспоминал свою учебу как счастливое время. Этому способствуют различные формы внеурочной деятельности. Они формируют психику ребенка, развивают его личность, влияют на его чувства и эмоции. Одной из самых распространенных форм является праздник.

 

Праздник – это:

- яркое эмоциональное событие в жизни школьника

- часть духовного наследия народа (обряды, традиции, ритуалы)

- сфера творческого сотрудничества детей между собой и со взрослыми

- форма духовного самовыражения и обогащения ребенка

- «пространство роскоши человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)

 

Цель праздника:

воспитание морально-нравственных качеств, художественного вкуса, формирование активной жизненной позиции.

Задачи праздника:

1.           создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой,

2.           сформировать представления о праздничной культуре,

3.           познакомить с традициями праздников, их организацией,

4.           приобщить к общечеловеческой культуре.

 

2. Классификация праздников

В настоящее время в  начальной школе отмечаются:

·        государственные и общенародные праздники: Новый год, Международный женский день 8 марта, День защитника Отечества, День Победы.

·        календарные праздники, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, Праздник весны.

·        бытовые или тематические праздники: День учителя, Прощание с букварём, Дни рождения и т.д.

·        православные (или иной культуры) праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, Благовещение

·        народные или фольклорные праздники: Масленица, посиделки, ярмарка

·        спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», спартакиады, олимпиады

·        праздники искусств: «В мире сказок», «Две звезды», «Голос», «Синяя птица», литературный, танцевальный и т.д.

·        интеллектуальные: «Что? Где? Когда?» и т.д.

·        экологические: «В мире животных», «Окно в природу», «День воды» и т.д.

 

3. Какими могут быть формы проведения праздников?

Формы проведения праздника выбираются в зависимости от его тематики и содержания, но чаще всего встречаются следующие:

·        Конкурсы – соревнования с целью выделить наилучших из числа его участников. К этой группе относятся все виды состязаний между командами, в ходе которых выявляется победитель. Конкурсы могут быть на самые разные темы, а также могут объединять в себе несколько форм: викторину, спортивное и интеллектуальное соревнование и т. д.

·        Викторина – игра в ответы на вопросы, объединенные какой либо одной темой.

·        Спортивные праздники. К ним относятся спартакиада, спортландия, соревнования детских команд по подвижным играм.

·        Карнавал или бал-маскарад. Карнавал в исконном смысле этого слова, как народное шествие с уличным маскарадом, в школах не используется. Здесь он совмещается по значению с балом-маскарадом – балом, на который являются в масках, характерных костюмах. Чаще всего бал маскарад проводят на Новый год.

·        Миниатюра – небольшое представление в малой форме, используемые в театральных или спортивных праздниках

·        Линейка – торжественное собрание участников праздника в строю, перед которым развертывается действие: вынос знамени школы (дружины), исполнение гимна школы, чтение стихов, звучание клятв и т.д.

·        Литературно-музыкальная композиция – цельное представление в виде концерта, часто без ведущих, где перемежаются литературные и музыкальные выступления, следующие одно за другим без конферанса (без объявления номеров)

·        Фестиваль – общественное празднество, сопровождающееся показом, просмотром каких либо видов искусства или научных достижений. Проводится в несколько этапов. Цель фестиваля – не столько выявить победителя, сколько дать возможность продемонстрировать свое мастерство в той или иной области.

·        Клуб веселых и находчивых (КВН) – организация по интересам. В данном случае клуб объединяет несколько команд, которые соревнуются в остроумии.

·        Познавательно-игровая программа – квесты, игра по станциям, 12 записок…

·        Интерактивная сказка – зрители включены в сказочное действо и по ходу сказки исполняют заранее приготовленные художественные номера, органично вставленные в сюжет

·        Выпускной вечер – особая форма со своими традициями

·        Праздничный концерт – набор художественных номеров, объединяющихся поэтическими связками ведущих

·        Кроме вышеперечисленных форм, настоящим праздником для ребят могут стать тематические вечера, чтения, акции и даже уроки.

Главное – подойти к подготовке мероприятия творчески и внести в каждое выполняемое дело свежую струю.

 

4. Праздничное мероприятие имеет свои функции:

·        воспитательная проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

·        развивающая гармоническое развитие личностных качеств ребёнка при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

·        коммуникативная объединение младших школьников в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

·        эстетическаяразвитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

·        просветительская (информационная)развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;

·        развлекательнаясоздание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини игр и экспромтов;

·        обучающая  – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

·        релаксационная снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры

 

5. Виды искусства на празднике

Огромное значение на празднике имеют различные виды искусства:  музыка, художественное слово, изобразительное искусство, искусство танца, театрализация, искусство кино, пантомима и др.

Они используются на празднике:

– как форма участия учеников и учителей 

- как способ оформления, сопровождения праздничного действа.

Произведения искусства должны пройти строгий отбор и иметь высокохудожественный уровень.

 

Музыка на празднике:

·       объединяет все виды искусства

·       объединяет весь сценарий,

·       создает основной настрой праздника,

·       вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых,

·       объединяя всех участников общими переживаниями.

Виды детской музыкальной деятельности на празднике:

·       пение,

·       восприятие (слушание),

·       музыкально-ритмические движения, танцы

·       игра на детских музыкальных инструментах

·       музыкальное творчество

·       музыкальные игры

Изобразительная деятельность играет большую роль в процессе подготовки к празднику:

·       праздничное оформление зала, которое меняется в зависимости от содержания самого праздника – плакаты, картины, иллюстрации…

·       детские костюмы -  также важная деталь праздника

·       декорации к театрализованной деятельности

 

6.     Любой праздник требует серьезной подготовки.

Этапы подготовки праздника:

1. Предварительная работа.

2. Обсуждение и планирование

3. Коллективная подготовка праздника

4. Проведение праздника.

5. Подведение итогов праздника

 

1.     Предварительная работа.

Классный руководитель или организатор праздника совместно с детьми выбирают тему праздника и форму проведения, определяют место и время проведения.

Обязательно обсуждение праздника с родителями (родительским комитетом), т.к. зачастую это связано с материальными расходами на призы, подарки, оформление, угощение.

Необходимо продумать участие родителей или старшеклассников в качестве технической поддержки или исполнители ролей.

Возможно приглашение на праздник почетных гостей – ветеранов, спортсменов, героев

2.     Обсуждение и планирование.

На этом этапе ученикам дают возможность поработать самостоятельно. Они сами обдумывают особенности сценария, определяют, кто и какую роль будет играть.

Хорошо использовать метод «мозгового штурма» - когда высказываются все идеи по различным направлениям, связанным с подготовкой праздника, и с помощью технологии ментальной карты фиксируются.

Выбирают ответственного, который распределяет всех участников праздника по группам, и за каждой группой закрепляет выполняемый участок.

3.     Коллективная подготовка праздника.

Очень важно поддерживать интерес детей к выполняемому делу, ведь только вдохновение руководителя может подвигнуть ребят на «подвиги». Каждый участник праздника должен чувствовать себя нужным, востребованным и интересным другим. Каждый должен иметь возможность проявить свои способности, высказать свою точку зрения, внести свою лепту в подготовку праздника.

4.      Проведение праздника.

Праздник может пройти успешно, а может иметь некоторые шероховатости. Но никогда не надо бояться ошибок, допущенных детьми. Ведь на ошибках учатся, и, проанализировав каждую ошибку, вы можете быть уверены, что она больше не повторится.

Руководитель, по возможности незаметно для всех участников праздника, для гостей, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

Праздник может закончиться:

·       Чаепитием

·       Вручением памятных подарков

·       Совместной песней

·       Флешмобом

·       Дискотекой

·       Прогулкой

 

5.     Подведение итогов праздника:

Это может быть общий сбор участников праздника.

Каждый высказывает свое мнение по поводу проведенного мероприятия, выявляет удачи и допущенные ошибки, коллективно обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения праздника, ищут причины ошибок.

Участие каждого в оценке проведенного праздника может осуществляться и с помощью опроса, заполнения анкеты через стенгазету.

Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своем и своих товарищей), приобретенном в ходе мероприятия, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки.



Итак, праздник занимает особое место в жизни ребенка, будь то малыш или подросток, ведь положительные эмоции нужны каждому. Он формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции.

Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Неслучайно педагоги, врачи и физиологи отождествляют хорошее настроение, радость и веселье с физическим здоровьем человека.

 

 

Методические рекомендации по подготовке школьного праздника.

Ваш праздник пройдет удачно, если…

1.   Вы будете доверять детям и получать удовольствие от совместного творчества (метод равноправного духовного контакта)

2.   Вы будете создавать в ходе праздника условия, отражающие жизненные трудности и ставящие детей перед выбором (метод воспитывающей ситуации)

3.   Вы будете давать внутренний толчок для раскручивания творческих сил детей, стимулирования к поиску (метод состязательности)

4.   Вы будете давать детям «прожить» различные сюжетные ситуации из жизни (метод театрализации)

5.   Вы будете создавать игровые ситуации (метод игры и игрового тренинга)

6.   Вы НИКОГДА не будете «прогонять» праздник от начала до конца, а  только отдельными фрагментами! Пусть только ведущие знают ход праздника целиком! Развиваем творчество в противоположность репетиционности! (метод импровизации)

 

 

Литература:

Автор: Бескоровайная Л. С. Название: Подготовка праздников в начальной школе. В помощь  учителю 1—4-х классов Издательство: Феникс Год: 2002

Название: День защитника Отечества. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы Автор книги: Картушина М.Ю. Издательство: ТЦ Сфера

Автор: Ускова С.Б.Название: Праздники привычные и необычные: Сценарии. В помощь педагогам начальной школыИздательство: Детство-Пресс