Предмет и задачи истории психологии как научной дисциплины.

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Предмет и задачи истории психологии как научной дисциплины..docx

1. Предмет и задачи истории психологии как научной дисциплины. Периодизация истории психологии.

 

Предмет ИП-те представления о психике,которые существовали на разных этапах развития человечества.

Из предмета ИП вытекает ряд задач:

1.изучить закономерности развития знаний о психике;

2.рассмотрение взаимосвязей психологии с другими науками,прежде всего с философией и естествознанием;

3.выявление зависимости психологических знаний от социокультурного контекста;

4.изучение роли личности в развитии психологической науки.

В ИП трижды менялось представление о предмете:

1.(самое древнее)психология-наука о душе;

2.психология-наука о сознании(17 в);

3.психология-наука о поведении(бихевиоризм).

Кроме того,вся ИП-это борьба материализма с идеализмом-это главная движущая сила. С другой стороны,в ИП встречаются 2 тенденции в понимании психики:эмпиризм и рационализм.Эмпиризм(опыт)-даёт чувственное представление об окружающем мире. Рационализм-придаёт ведущую роль разуму.

 

 

В ИП выделяют 2 больших периода:

1.период,когда психологические знания развивались в недрах других наук(в рамках философии,естествознания,от 6 в до н.э-до сер.19 в)

2.период,когда психология развивалась как самостоятельная наука(сер.19 в-наше время)

 

 

2.Методы и принципы ист.психологии.

 

Принципы:

1.историзма(он требует рассмотрения того или иного отрезка времени во всей его полноте,т.е. берутся не отдельные факты,а вся совокупность дошедших до нас фактов)

Презентизм-представление выборочное,антикваризм-рассмотрение пршлого без соотнесения к настоящему.

2.единства исторического и теоретического(или логического)-согласно ему историк должен не просто описывать тот или иной этап истории,но и представлять его теоретически(логически), т.е. давать анализ с позиции современной науки

3.детерминизма(всё имеет свою причину)-принцип причинной обусловленности того или иного события.

 

Методы:

1.м.теоретической реконструкции,описания и критического анализа научных взглядов прошлого-его результат-ретроспективное воспроизведение научных взглядов пршлого в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета

2.м.изучения архивных материалов

3.м.беседы(интервью)

4.м.биографический и авто биографический(жизнь учёных,этапы их научных трудов)

5.приём-анализ научных ссылок(для установления связей между школами)

 

 

3. Античная психология.

 

Анимизм - первое мифологическое учение о душе, включал в себя представление о душе как особом призраке, кот.покидает человеческое тело с последним дыханием. В некоторых др. учениях того времени (напр. Пифагора) душа представлялась бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений.

Позже др. греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь) : границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассм-сь как порождение единой первичной материи (праматерии).

Дальнейшее разв. гилозоизма связано с именем Гераклита, рассм-го универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру.Термин "Логос", введенный Гераклитом обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию.

Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом, построить учение о темп-ах: сангвинический (преобладает кровь) , холерический (преобладает желтая желчь) , меланхолический (преобладает черная желчь) , флегматический (преобладает слизь).

Афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

Поворот от природы к чел. был совершен гр. философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа с ее не зависящими от чел.законами, а сам чел., которого они называли "мерой всех вещей".

Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надежность стремился Сократ. Формула Гераклита "познай самого себя" означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (Логосу) , а к внутр. миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо.

Ученик Сократа Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире.

Аристотель,открыл новую эпоху в понимании души. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

С возникновением и последующим распадом крупнейшей мировой монархии  македонского царя Александра возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока.Вера в интеллектуальные достижения прежней эпохи, в могущество разума начали ставится под сомнение

Стоики ("стоя" - портик в Афинских храмах) объявили вредными любые аффекты, усматривая в них порчу разума.Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением.

Эпикур отошел от версии Демокрита о "жесткой" причинности, царящей во всем, что совершается в мире (и, стало быть, в душе). Эпикур допускал самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер

Позже древнеримский врач Гален описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах.

Древние греки выдвинули идею об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (проблема психического в материальном мире); определили психику как форму жизни (психобиологическая проблема); поставили душевную деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой (психогностическая проблема).