Предмет Моя Карелия. Класс: 8. Тема: Образование в Карелии в 19 веке.
Оценка 5

Предмет Моя Карелия. Класс: 8. Тема: Образование в Карелии в 19 веке.

Оценка 5
Занимательные материалы +3
doc
история
9 кл
03.05.2020
Предмет Моя Карелия. Класс: 8. Тема: Образование в Карелии в 19 веке.
Краеведение. Моя Карелия. Тема урока:«Образование в Карелии в 19 веке» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся общего представления о системе образования в Олонецкой губернии, на основе изучения исторических источников (газета Олонецкие губернские ведомости) 19 века.
№160.КОНСПЕКТ урока по МК_Образование в Карелии в 19 веке.doc

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Предмет: Моя Карелия

Класс: 8

Учитель: Чуйкина Э.А.

Тема урока:  «Образование в Карелии в 19 веке»

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся общего представления о системе образования в Олонецкой губернии, на основе изучения исторических источников (газета Олонецкие губернские ведомости) 19 века.

Ход урока

Организационный момент (0,5 мин)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на  них и подарите гостям свою солнечную улыбку.

- А теперь начнём урок. Сядьте, пожалуйста, те, кто согласен, что историю родного края нельзя изучать в отрыве от истории России (историю России нельзя изучать без истории родного края).

Тема урока (2 мин)

- Недавно я познакомилась вот с такими записками:

«До звонка … бегали один за другим, причём у Семёнова в руках была грязная тряпка…»

«9 октября замечен в курении. Упорно сначала отказывался, а потом сознался. Между прочим, сказал, что не слыхал правила о том, что строго воспрещается курить»

- Как вы думаете, когда и кем были написаны эти записки?

-Предлагаю ознакомиться с полным содержанием текстов, чтобы определить время их написания.

«9 октября замечен в отхожем месте в курении. Упорно сначала отказывался, а потом сознался. Между прочим, сказал, что не слыхал правила о том, что воспитаннику Ремесленного училища строго воспрещается курить. Обещал, что это будет первый и последний раз и в училище и в общежитии и на улице».

- Какие слова помогут определить время?

- Какой раздел в курсе МК мы начали изучать?

-Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (Образование в Карелии в 19 веке)

 

Актуализация знаний  и постановка учебной задачи:  (2,5 мин)

Что знаю?

Что хочу узнать? (интересуюсь)

Что узнал?

 

- Знаете ли вы как обучали детей в школах до начала 19 века?

 - Предлагаю вам заполнить табличку (1 мин):

 

АНАЛИЗ  (1,5 мин)

- Что вы уже знаете о том, как обучали детей в школах России до начала 19 века?

 

- Почему именно так (таким образом) шло обучение? (религия, церковь занимали ведущее место в жизни общества, обучение на дому могли позволить себе богатые люди; потребность в заводских рабочих)

- Какие исторические события  (исторические личности) в России в 19 веке могли повлиять на (изменение) развитие системы образования?

(В 19 веке  в Российском государстве в (т.ч. в ОГ), на первый план выдвинулась задача повышения народного образования. Александр 1 – реформа народного просвещения: все сословия могли обучаться; Россия отставала от Европы, где наступил «век открытий»)

 

- Как вы думаете, отразились ли эти нововведения в развитии образования в Олонецкой губернии в 19 веке?

 

- Появились ли у вас вопросы во второй колонке?

- На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

 

- Как вы думаете, отличается ли образование 19 века от современного? Чем? Хотите узнать?

 

- Какую учебную задачу поставим на урок? (Найти ответы на интересующие ответы, сравнить образование 19 века с современным)

 

Открытие новых знаний (15 мин)

- ***Каким способом можно найти интересующую нас информацию?

- Представим, что мы жители Олонецкой губернии 19 века. Купив газету,  мы можем получить информацию об образовании в нашем крае. А вернувшись в настоящее время рассказать современникам  интересные факты прошлого. Я предлагаю составить сборник ваших заметок и статей по страницам газеты «Олонецкие губернские ведомости».

- Итак, задание. У каждого из вас есть экземпляр газеты 19 века. Необходимо найти статьи, касающиеся вопросов образования. На отдельном листе  изложить полученную информацию в виде заметки, таблицы, диаграммы, рисунка и др. Создать свою страничку газеты. Представить  её аудитории. Для выполнения задания необходимо объединиться в группы.

1 группа: «Речь к учащимся Олонецкой гимнации» - начало учебного года. (Тервонен В., Стирин А. и др)

2 группа: «К вопросу о школьной гигиене» (освещение, место для постройки, двор, величина классной комнаты, кол-во учеников) – рассказ об устройстве и содержании школ. (Власова А., Бороденко А. и др)

3 группа: «Взимание платы за обучение» - стоимость обучения, кто платил, льготы (Андреенко К., Кокина О. и др)

 

4 группа:  «Обучение грамоте» - как учили, что изучали (Белорученкова К., Демиденко С. и др)

 

5 группа: «Ёлка для учеников Петрозаводского городского училища» - для кого  проводилась ёлка и как проходило это мероприятие? (Иванов К., Емельяноа С. и др)

 

6 группа: «Статистика народного образования в ОГ в 19 веке» - количественный анализ, составление диаграммы. (Захарова А., Ерёменко С. и др)

 

 

Проверка сам. работы: (5-7 мин)

-Представьте свою заметку для нашей общей газеты

 

Выступление одного представителя группы, статья для сборника крепится на доску.

Последними выступают статисты.

 

Представьте диаграмму о количестве ОУ на территории Олонецкой Губернии в нач. и в конце 19 века.

- О чём может рассказать нам диаграмма?

- Во сколько раз увеличилось ОУ в течение 19 века? (в 14раз)

- Какой вывод можно сделать?

- Что можно сказать о грамотности населении ОГ к концу 19в.?

 

Задание для всех:

- Предположите, каково  процентное  соотношение неграмотного и грамотного населения.

 - А теперь сверимся со статистическими данными переписи 1897г.

 

Грамотность в Олонецкой губернии

 (по данным переписи 1897 г.)

Основные показатели

Всего

Население губернии

364 156

Неграмотных

285 223  (78,32% )

грамотных

78 933

(21,67%)

 

- Во сколько раз неграмотных людей в ОГ было больше, чем грамотных?

- Найдите в процентном соотношении количество и грамотных и неграмотных жителей (можно на калькуляторе).

 

- Можете ли вы объяснить причины того, что количество ОУ увеличивается (в 14 раз), а количество грамотных людей в 4 раза меньше, чем грамотных? (предположения).

- Такая ситуация складывалась не только в Карелии 19 века, но и в других отдалённых уголках России.

- Вспомните фразу, с которой я начала урок. Чтобы узнать причины сложившейся ситуации,  необходимо знать какие исторические события происходили во второй половине 19 века. Об этом вы узнаете на уроке Истории.

Творческое задание: (2 мин)

Хотели ли бы выполнить задание выпускника училища начального образования?

 предлагалось выполнить задания:

 

Запишите с красной строки фразу:

1. «Праздность есть мать всех пороков.» 

2. На новой строчке запишите числа от 1 до 10.

 

- А теперь проверим, кто же справился с заданием.

(учитель, проходя по рядам, находит работу, написанную каллиграфически правильно – эта работа соответствует выпускнику училища 19 в. ОГ)

 

Демонстрация архивного документа.

-Каллиграфическое письмо в 19 веке являлось одним из показателей грамотности.

«Трудолюбие угодно Богу и полезно тебе. Праздность есть мать всех пороков и великий перед Богом грех. Просящему дай ежели можешь»

 

Рефлексия:

- Ответили ли мы на интересующие вас вопросы по теме урока?

 

-Есть ли вопросы, на которые вы не получили ответ? (это Д/З)

На сайте http://ogv.karelia.ru/ «Олонецкие губернские ведомости» в разделе поиск по ключевому слову «образование» можно найти статьи по интересующему вопросу.

 

-Как вы думаете, современное образование меняется?

-Какие изменения вы уже заметили?

- Может быть, заметили что-то необычное  в нашем уроке?


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Предмет:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Предмет:

Что вы уже знаете о том, как обучали детей в школах

Что вы уже знаете о том, как обучали детей в школах

Обучение грамоте» - как учили, что изучали (Белорученкова

Обучение грамоте» - как учили, что изучали (Белорученкова

Хотели ли бы выполнить задание выпускника училища начального образования? предлагалось выполнить задания:

Хотели ли бы выполнить задание выпускника училища начального образования? предлагалось выполнить задания:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020