КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет: Моя Карелия
Класс: 8
Учитель: Чуйкина Э.А.
Тема урока: «Образование в Карелии в 19 веке»
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся общего представления о системе образования в Олонецкой губернии, на основе изучения исторических источников (газета Олонецкие губернские ведомости) 19 века.
Ход урока
Организационный момент (0,5 мин)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на них и подарите гостям свою солнечную улыбку.
- А теперь начнём урок. Сядьте, пожалуйста, те, кто согласен, что историю родного края нельзя изучать в отрыве от истории России (историю России нельзя изучать без истории родного края).
Тема урока (2 мин)
- Недавно я познакомилась вот с такими записками:
«До звонка … бегали один за другим, причём у Семёнова в руках была грязная тряпка…»
«9 октября замечен в курении. Упорно сначала отказывался, а потом сознался. Между прочим, сказал, что не слыхал правила о том, что строго воспрещается курить»
- Как вы думаете, когда и кем были написаны эти записки?
-Предлагаю ознакомиться с полным содержанием текстов, чтобы определить время их написания.
«9 октября замечен в отхожем месте в курении. Упорно сначала отказывался, а потом сознался. Между прочим, сказал, что не слыхал правила о том, что воспитаннику Ремесленного училища строго воспрещается курить. Обещал, что это будет первый и последний раз и в училище и в общежитии и на улице».
- Какие слова помогут определить время?
- Какой раздел в курсе МК мы начали изучать?
-Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (Образование в Карелии в 19 веке)
Актуализация знаний и постановка учебной задачи: (2,5 мин)
Что знаю? |
Что хочу узнать? (интересуюсь) |
Что узнал? |
- Знаете ли вы как обучали детей в школах до начала 19 века?
- Предлагаю вам заполнить табличку (1 мин):
АНАЛИЗ (1,5 мин)
- Что вы уже знаете о том, как обучали детей в школах России до начала 19 века?
- Почему именно так (таким образом) шло обучение? (религия, церковь занимали ведущее место в жизни общества, обучение на дому могли позволить себе богатые люди; потребность в заводских рабочих)
- Какие исторические события (исторические личности) в России в 19 веке могли повлиять на (изменение) развитие системы образования?
(В 19 веке в Российском государстве в (т.ч. в ОГ), на первый план выдвинулась задача повышения народного образования. Александр 1 – реформа народного просвещения: все сословия могли обучаться; Россия отставала от Европы, где наступил «век открытий»)
- Как вы думаете, отразились ли эти нововведения в развитии образования в Олонецкой губернии в 19 веке?
- Появились ли у вас вопросы во второй колонке?
- На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
- Как вы думаете, отличается ли образование 19 века от современного? Чем? Хотите узнать?
- Какую учебную задачу поставим на урок? (Найти ответы на интересующие ответы, сравнить образование 19 века с современным)
Открытие новых знаний (15 мин)
- ***Каким способом можно найти интересующую нас информацию?
- Представим, что мы жители Олонецкой губернии 19 века. Купив газету, мы можем получить информацию об образовании в нашем крае. А вернувшись в настоящее время рассказать современникам интересные факты прошлого. Я предлагаю составить сборник ваших заметок и статей по страницам газеты «Олонецкие губернские ведомости».
- Итак, задание. У каждого из вас есть экземпляр газеты 19 века. Необходимо найти статьи, касающиеся вопросов образования. На отдельном листе изложить полученную информацию в виде заметки, таблицы, диаграммы, рисунка и др. Создать свою страничку газеты. Представить её аудитории. Для выполнения задания необходимо объединиться в группы.
1 группа: «Речь к учащимся Олонецкой гимнации» - начало учебного года. (Тервонен В., Стирин А. и др)
2 группа: «К вопросу о школьной гигиене» (освещение, место для постройки, двор, величина классной комнаты, кол-во учеников) – рассказ об устройстве и содержании школ. (Власова А., Бороденко А. и др)
3 группа: «Взимание платы за обучение» - стоимость обучения, кто платил, льготы (Андреенко К., Кокина О. и др)
4 группа: «Обучение грамоте» - как учили, что изучали (Белорученкова К., Демиденко С. и др)
5 группа: «Ёлка для учеников Петрозаводского городского училища» - для кого проводилась ёлка и как проходило это мероприятие? (Иванов К., Емельяноа С. и др)
6 группа: «Статистика народного образования в ОГ в 19 веке» - количественный анализ, составление диаграммы. (Захарова А., Ерёменко С. и др)
Проверка сам. работы: (5-7 мин)
-Представьте свою заметку для нашей общей газеты
Выступление одного представителя группы, статья для сборника крепится на доску.
Последними выступают статисты.
Представьте диаграмму о количестве ОУ на территории Олонецкой Губернии в нач. и в конце 19 века.
- О чём может рассказать нам диаграмма?
- Во сколько раз увеличилось ОУ в течение 19 века? (в 14раз)
- Какой вывод можно сделать?
- Что можно сказать о грамотности населении ОГ к концу 19в.?
Задание для всех:
- Предположите, каково процентное соотношение неграмотного и грамотного населения.
- А теперь сверимся со статистическими данными переписи 1897г.
Грамотность в Олонецкой губернии
(по данным переписи 1897 г.)
Основные показатели |
Всего |
Население губернии |
364 156 |
Неграмотных |
285 223 (78,32% ) |
грамотных |
78 933 (21,67%) |
- Во сколько раз неграмотных людей в ОГ было больше, чем грамотных?
- Найдите в процентном соотношении количество и грамотных и неграмотных жителей (можно на калькуляторе).
- Можете ли вы объяснить причины того, что количество ОУ увеличивается (в 14 раз), а количество грамотных людей в 4 раза меньше, чем грамотных? (предположения).
- Такая ситуация складывалась не только в Карелии 19 века, но и в других отдалённых уголках России.
- Вспомните фразу, с которой я начала урок. Чтобы узнать причины сложившейся ситуации, необходимо знать какие исторические события происходили во второй половине 19 века. Об этом вы узнаете на уроке Истории.
Творческое задание: (2 мин)
Хотели ли бы выполнить задание выпускника училища начального образования?
предлагалось выполнить задания:
Запишите с красной строки фразу:
1. «Праздность есть мать всех пороков.»
2. На новой строчке запишите числа от 1 до 10.
- А теперь проверим, кто же справился с заданием.
(учитель, проходя по рядам, находит работу, написанную каллиграфически правильно – эта работа соответствует выпускнику училища 19 в. ОГ)
Демонстрация архивного документа.
-Каллиграфическое письмо в 19 веке являлось одним из показателей грамотности.
«Трудолюбие угодно Богу и полезно тебе. Праздность есть мать всех пороков и великий перед Богом грех. Просящему дай ежели можешь»
Рефлексия:
- Ответили ли мы на интересующие вас вопросы по теме урока?
-Есть ли вопросы, на которые вы не получили ответ? (это Д/З)
На сайте http://ogv.karelia.ru/ «Олонецкие губернские ведомости» в разделе поиск по ключевому слову «образование» можно найти статьи по интересующему вопросу.
-Как вы думаете, современное образование меняется?
-Какие изменения вы уже заметили?
- Может быть, заметили что-то необычное в нашем уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.