Предметно-практическая деятельность кинопроекта "Курс английского языка"

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕНЬШИКОВА АННА АНДРЕЕВНАjob_24469_1605845296.doc

А. А. Меньшикова,

аспирант НИ Томского государственного университета

 

Курс английского языка как кинопроект.

 

Аннотация.  Проект направлен на создание комфортной среды обучения иностранному языку (английскому), повысить эффективность усвоения учебного материала, предложить комплексную стратегию обучения иностранному языку. Вместо традиционных занятий практики устной речи с аналитическим разделением на темы и выполнением заданий  учащимся предлагается организовать собственную кинокомпанию в качестве среды освоения английского языка, заняться кинематографическим проектом в качестве дискурса практики устной речи.

Предложенный проект можно применять в процессе обучения иностранному языку на различных уровнях образования.

 

Описание проекта. Фактически сообщество учащихся находится в деловой и, одновременно, творческой ситуации разработки собственных проектов (в данном случае кинематографических). Комплексный подход к обучению позволяет реализовать все современные требования к подготовке учащихся.

Благодаря такой форме проекта воссоздается ситуация, тождественная реальной. Каждое занятие может отличаться дополнительными мини-дискурсами с отработкой лексики дополнительных семантических полей, в том числе входящих в обязательную программу. В некоторых случаях согласно плану технической работы над собственным проектом, но чаще в ходе его реализации (выступлении в соответствии со сценарием), ученикам предлагается подготовить доклады на различные темы. В ходе индивидуальной работы. Другие группы также принимают участие в программе занятий – наблюдают за работой одноклассников, комментируют и задают вопросы. Предполагается, что усвоение лексики будет осуществляться продуктивно благодаря вовлеченности всех учащихся в процесс.

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Разработка учебного проекта «Курс английского языка как кинопроект» установлен в связи с растущими требованиями современного обучения, предполагающими комплекс компетенций.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Курс практики устной речи с существующими тематическими разделами «Путешествие», «Театр», «Экономика», «Профессии и карьера», «Спорт» распределяются в соответствии с предложенными ученикам сценариям одной или двух кинематографических картин, являющихся собственным практическим проектом учащихся. Учащимся предлагается определенный объем обязательной лексики, фразовых и синтаксических конструкций, которые должны быть реализованы в процессе выполнения задания.

ПРОГАММА ЗАНЯТИЙ

Учеников делят на группы по 5-7 человек. В соответствии с установленными программой тематическими разделами предлагают разработать сценарии нескольких сюжетов, обсуждая их в процессе совместной работы, осуществляя съемки картины в соответствии со сценарием камерой. Выбор кинематографического сценария может быть произвольным, оригинальным, либо повторяющим понравившуюся существующую картину.

Работа над одним сценарием проходит в два этапа: на первом этапе учащиеся занимаются разработкой сценария (домашняя работа - репетиция) и пробными съемками, на втором – обсуждают результат и дополняют результат (собственный кинематографический продукт) художественными правками. По мере необходимости можно вносить частные коррективы, адаптировать процесс к тем или иным педагогическим задачам, реализовывать прямые формы уроков и заданий, одновременно не ограничиваясь творческими формами, соответствующими произвольной стратегии сценариев. В ходе разработки сценария и съемок учащиеся принимают ролевые позиции режиссера, сценариста, актеров. В ходе курса эти роли последовательно меняются. Неформальная атмосфера подготовки позволяет использовать и закреплять лексику дополнительной области (ср. рассказ о себе, своей роли и работе над проектом, ожидания и т. п.). В соответствии с современными стандартами учащиеся сами определяют сопутствующие стратегии и пути решения проблем. Освоение лексики иностранного языка осуществляется благодаря фиксации и повторению речевых конструктов с комплексным восприятием и моторной памяти. По мере освоения курса ученикам предлагается дополнять существующий обязательный словарный запас обязательным объемом лексики, предусмотренной следующей по плану теме.

 

ПЛАН И СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В СООТВЕТСВИИ С ПРОЕКТОМ

Подготовительный этап занятия: учащихся знакомят с объемом лексики по программе, делят на группы, распределяют роли – режиссера, сценариста-постановщика, актеров, рассмотреть варианты сценариев, выбрать сюжет для съемок. Один ученик пишет сценарий. Один студент готовит доклад о голливудских стандартах работы над съемками фильмов, художественных стандартах и их использовании в съемках.

Занятие состоит из двух частей.

I  половина занятия:

разработка сценария в режиме «реалити-шоу».

 

Подготовленный студент рассказывает о правилах художественной работы над кинолентой. Преподаватель дает задание: написать сценарий сюжета, употребляя в репликах обязательные слова и фразы из предложенного списка. Ученики выбирают сюжет и обсуждают работу на английском языке произвольно, употребляя в речи слова и фразы, предусмотренные планом, сценарист дорабатывает сценария, выбирают художественные приемы, которые будут применять во время съемок на английском языке (если испытывают трудности с подбором слов, спрашивают у  преподавателя). В итоге группа рассказывает о проекте, каждый рассказывает о своей индивидуальной работе другим группам. Представители других групп задают вопросы и предлагают комментарии.

II половина занятия: съемки.

Ученик-режиссер распределяет роли, ученики-актеры знакомятся со сценарием, вносят свои коррективы по желанию. Ученик-режиссер вносит коррективы в сценарий, который писал. Группа преступает к съемкам. Ученик-режиссер (оператор) снимает сюжет на камеру.

После выполнения съемок студенты комментируют свою работу. Ученики других групп задают им вопросы и дают комментарии.

Учитель дает задание для домашней работы.

Домашняя работа: Выучить сценарий и повторить съемки произвольно и самостоятельно, применить принципы художественных правил съемок фильма в соответствии со стандартами специалистов кинематографа, отправить учащимся других групп

 

ПЛАН И СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА В СООТВЕТСВИИ С ПРОЕКТОМ

 

I  половина занятия:

обсуждение технической стороны работы

 

Ученики рассказывают о своей работе; обсуждение одного из просмотренных фильмов (ученики входят в роль кинокритиков), ввод предложений.

 

II половина занятия: обсуждение технической стороны работы

 

В соответствии с заданием учителя ученики собираются группой и обсуждают процесс производства, вносят творческие предложения в сценарий. Обсуждают следующий сценарий.

 

 

 

 

Пример созданного студентами II курса сценария для отработки лексики на тему «Образование»

 

Список обязательной лексики:

Higher education – высшее образование

University - университет

Student – студент

Department – кафедра

Subject – предмет

Maths – математика

The Arts – гуманитарные науки

Degree – ученая степень

Project – проект

Professor – профессор

Thesis – тема научной работы

Research – исследование

 

have an intention to - намереваться

gainдостигать цели

 

В соответствии с сюжетом фильма у Димы, студента исторического факультета, похитили материалы для курсовой работы. Сюжет фильма – детектив, посвященный поиску утраченных материалов.

 

 

Сцена 1. Друзья-сокурсники (Катя, Дима, Саша, Андрей) встречаются после занятий и обсуждают, кто мог похитить материалы курсовой работы Димы.

 

 

Дима: I haven’t seen my paper since Saturday. Oh my dear! What is going on with our higher education! This university is perilous!

Катя: What did you do last Saturday? Did you tell anybody about your project?

Дима: I had a conversation with a couple of students from the department of maths.

Саша: I think the thief is a professor

Андрей: Why?

Саша: Those students have no intention to gain a degree in the Arts. Besides, only Professor Johns has an interest in this thesis in the course of his subject.

 

Сцена 2. Студенты организуют слежку за профессором Джонсом. Сцена в парке.

 

(По тропинке идет какой-то студент и эмоционально поет песню Bon Jovi “Living on a prayer”).

(Друзья стоят возле фонтана и обсуждают план обыска кабинета профессора).

 

Какой-то студент (дергая руками и пританцовывая):

Oh, we've got to hold on, ready or not

You live for the fight when it's all that you've got

Woah, we're half way there

Woah, livin' on a prayer

Take my hand, we'll make it I swear

Woah, livin' on a prayer

 

Катя: We’ll get to the professor’s office.

Саша: I’ll search his papers.

Андрей: How are going to do that?

Саша: Please, talk to him (поворачивается и быстро уходит)

 

(По тропинке идет профессор Джонс).

 

Катя: Professor Johns! Could you help me with my homework? I doubt about my research.

 

(Профессор Джонс останавливается и оборачивается)

 

 

Сцена 3. Кабинет профессора Джона. Саша влезает в кабинет через окно, подходит к столу, выдвигает ящик и начинает перебирать бумаги. В это время ручка кто-то открывает дверь, входит секретарь. Саша успевает спрятаться под столом. Секретарь подходит к шкафу, берет бумаги, подходит к столу, поднимает трубку телефона, набирает номер. Когда подключается собеседник, секретарь говорит в трубку:

 

Секретарь: Ive got them. (собеседник что-то говорит - непонятно) OK. See you tonight at the old gates...