Предметный курс по географии в 7 классе: "Занимательная география"
Оценка 4.7

Предметный курс по географии в 7 классе: "Занимательная география"

Оценка 4.7
docx
26.10.2020
Предметный курс по географии в 7 классе: "Занимательная география"
Занимательная география-предметный курс..docx

Аннотация к рабочей программе по  предметному курсу  «Занимательная география»

7 класс

Предмет

География

Класс

7

Нормативная  база

 

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования  от 17.12.2010 № 1897 (в действующей редакции от 31.12.2015 с изменениями на 07.06.2017г.).

2.                 Основная образовательная программа образовательного учреждения,   протокол педагогического совета от 23.03.2015 г. № 8.

3.            Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4.            Учебный план МАОУ Абатская СОШ №2 на 2020-2021 учебный год.
5. Авторская  программа  И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина (Рабочая программа  для общеобразовательных учреждений по географии к УМК «Классическая линия» – 5- 9 класс -М.. Дрофа 2017г.)

 

 

Учебники

 

В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев «География материков и океанов. 7 класс» М. «Дрофа».

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

 

Основные цели и  задачи реализации содержания предмета

 

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся  умения работать в группе, интереса к предмету, любознательности, интеллектуальных и творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений  решения географических задач, самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники.

5. Воспитание  экологической культуры, позитивного отношения к окружающей миру, способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников курса;

- развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;

- расширение  кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

- формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.

 

Срок реализации

 

2020 - 2021учебный год

Место предмета в учебном плане

 

7 класс – 1 час в неделю, 34 ч. в год

 

Особенности учебного плана

Предусматривается  внедрение метапредметного обучения, в том числе с использованием ресурсов образовательных платформ  Российская электронная школа, Я - класс, Решу ОГЭ.

Структура курса:  

                           

                             7 класс

                           

 

 

Вводное занятие.
Имена на карте мира.

 Земля планета Солнечной системы

 Земная кора. Минералогия

Вода и водные объекты

 Грозное дыхание Земли.

Удивительные  растения  и животные мира.

Путешествия по странам и материкам

Природа родного края

 Необычайные памятники мира.

Защита проектов

Структура рабочей программы

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2)  содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

1.      Планируемые результаты освоения предметного курса

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

·         гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

·         осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

·         осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

·         осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

·         умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

·         эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

·         патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

·         уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

·         готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения предметног курса  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

·         самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

·         выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

·         составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

·         подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

·         работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

·         планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

·         работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

·         свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

·         в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

·         самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

·         уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

·         организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

·         умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

·         анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

·         давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

·         осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

·         обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

·         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·         создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·         представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

·         преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

·         понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

·         самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

·         уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

·         осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

·         освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

·         использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

·         использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

·         отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

·         в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

·         учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

·         понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

·         уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса

.

·         осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

·         освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

·         использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

·         использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

·         понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

.

 

2.      Содержание предметного курса

 

Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш,  Х. Колумб, А. Веспуччи,  Васко да Гама, Ф. Магеллан,  В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев). Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и  С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук,  Ф.П. Литке, , Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский. А. Гумбольдт,  Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер,  экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).  Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев). Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.Минералы и горные породы.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка.
Австралия и Океания. Географическое положение, особенности природы материка. Эндемики. Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах). Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов).
Южная Америка. Географическое положение  и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы.
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.
Северная Америка. Географическое положение,  особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка.

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Календарно-тематическое планирование 

 

 

№ урока

Тема

Формы и виды деятельности

Дата

план

факт

1

 Введение.

 

Групповая. Беседа. Организация  собственной деятельности. Презентация.

 

 

2-3

Имена на карте мира

 

Сообщения. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

 

 

4-5

6

Земля – планета Солнечной системы.

Решение заданий

 

 

7

 

Земная кора. Минералогия.

   Работа с дополнительной литературой, с картой. Выработка умения использования знаний в практической деятельности.

 

 

8-9

Свойства минералов.

Практическая работа  с коллекцией полезных  ископаемых, с картой.

 

 

10

 

Вода

Составление презентаций

 

 

11

В мире падающей воды.

 

Презентация. Парная. Доклады.

Водопад Анхель , Игуасу

 

 

12

 

Самые широкие водопады мира.

 

Презентация. Сообщения. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой.Парная.

Ниагарский водопад. Виктория.

Другие водопады

 

 

13

Эти удивительные

озёра. Самые большие озёра мира.

Работа с дополнительной литературой, с картой.

Видеофрагменты.

 

 

 

14

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

 

 

15

Предвестники подземных бурь.

 

Сообщения. Индивидуальная, групповая. Презентация.

 

 

16

 

Грозное дыхание

 Земли. Вулканы.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

 

 

17

Тепло подземных вод и природных фонтанов  Гейзеры Исландии. Долина гейзеров на Камчатке.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. Индивидуальная, групповая.

 

 

 

18

Каньоны мира. Большой каньон.

Презентация, видеофрагмент.

 

 

19

 

В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

 

 

 

20

Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги.

Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. Индивидуальная, групповая.

 

 

 

21

Диковинки растительного мира.

 

Сообщения. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов. Индивидуальная, групповая.

 

 

22

Диковинки животного мира

Сообщения. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

 

 

23

Редкие и исчезающие животные.

Сообщения. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

 

 

24-25

Путешествия по материкам.

 

Сообщения. Презентация. Работа с дополнительной литературой, с картой. Показ слайдов.

 

 

26-27-28

Путешествия по странам материков

 

Презентация, видеофрагмент. Проект. Виртуальная экскурсия.

 

 

29

Природа нашей страны.

Работа с картой

 

 

30

Природа родного края

Проекты. Презентации.

 

 

31

Необычайные природные памятники мира.

Презентация, видеофрагмент. Проект.

 

 

32- 33

Защита проектов

Проекты. Презентации.

 

 

34

Итоговое занятие

Подведение итогов. Проекты. Презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учебно-методическое обеспечение:

 

 

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002 

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

 7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2001.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2000.

11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

5.   География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru

6.  География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

 

Образовательные диски

 

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы  о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html ( Долина гейзеров. Общие сведения).

   

 сайты:

--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

--Все о геологии. www.geo.web.ru

--Каталог минералов www. catalogmineralov,ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Аннотация к рабочей программе по предметному курсу «Занимательная география» 7 класс

Аннотация к рабочей программе по предметному курсу «Занимательная география» 7 класс

Основные цели и задачи реализации содержания предмета

Основные цели и задачи реализации содержания предмета

Пояснительная записка 1.

Пояснительная записка 1.

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

Средством формирования коммуникативных

Средством формирования коммуникативных

Кук ). Важнейшие географические открытия и путешествия в

Кук ). Важнейшие географические открытия и путешествия в

Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны

Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

В мире песка и камня. Известные пустыни мира

В мире песка и камня. Известные пустыни мира

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методическое обеспечение:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020