Предпрофильная подготовка и мотивация учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения музыкального профиля
Оценка 5

Предпрофильная подготовка и мотивация учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения музыкального профиля

Оценка 5
docx
21.09.2022
Предпрофильная подготовка и мотивация учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения музыкального профиля
Доклад МО 2021-2022 лопатин.docx

Предпрофильная подготовка и мотивация учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения музыкального профиля

Лопатин П.В.

Актуальность

Происходящие в нашем обществе изменения оказывают существенное влияние на ход просветительских реформ и общее состояние образовательной системы. Политические, экономические, социальные преобразования требуют формирования и развития личности нового типа экономически грамотной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики, ответственной и дисциплинированной. Приоритетными становятся удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. Многие выпускники школ и учреждений дополнительного образования пребывают в неопределенном положении, решая вопросы жизненного самоопределения. У многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватные способностям, личностным и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации образовательного процесса с учетом новых социально-экономических реалий. В связи с этим обоснован переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Главная задача, которая сегодня стоит перед российским дополнительным образованием целостное развитие личности ученика, подготовка к дальнейшему его развитию после окончания школы. В Концепции модернизации российского образования указано, что «модернизация дополнительного образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Профессиональная направленность и допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы могут способствовать осознанному профессиональному самоопределению и обеспечить жизненно необходимую социальную зрелость выпускника. Такая готовность к взрослой жизни один из важнейших параметров развития личности.

Актуальность темы также заключается в том, что в современной ситуации, когда объем знаний, получаемых ребенком в школе, постоянно возрастает, переход к профильному обучению становится одним из средств оптимизации учебного процесса и решения возникающих проблем.

На сегодняшний день в теории и практике образования накоплен значительный материал, посвященный различным вопросам организации, содержания, психолого-педагогического и методического обеспечения предпрофильной подготовки учащихся. Данной проблеме посвящены работы И.В. Гладкой, С.С. Кравцова, П.В. Матюхиной, Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой, А.А. Пинского, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, И.С. Сергеева, А.П. Тряпицыной, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой и других.  

Структура предпрофильной подготовки

Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника учреждения дополнительного образования в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В задачи предпрофильной подготовки входит:

- актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов;

- обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой;

- создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в различных видах деятельности

Основными принципами предпрофильной подготовки являются:

- Предпрофильная подготовка не должна осуществляться в ущерб качеству основного общего образования.

- Обучение, в том числе и предпрофильная подготовка, должно строиться на основе компетентностно-ориентированного подхода

- Предпрофильная подготовка не может являться основанием для специального отбора учащихся в связи с дальнейшей профилизацией.

- Непременное условие предпрофильной подготовки осуществление психолого - педагогического сопровождения учащихся, позволяющее помочь учащемуся определиться в ситуации выбора и организовать рефлексию причин его успешности (неуспешности) в курсах по выбору, его склонностей и возможностей для самореализации в выбранных видах деятельности.

Структура предпрофильной подготовки состоит из трех компонентов:

- профильная ориентация (приобретение первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве;

- оказание психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы);

- информационный компонент (разработка информационной «образовательной карты», определение мероприятий по организации информирования учащихся и родителей о возможностях образовательной сети, разработка информационных носителей)

В результате реализации информационного направления, учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такими ресурсами, а именно:

- сведения о возможностях продолжения образования или трудоустройства;

- знакомство с учреждениями профессионального образования, прежде всего расположенными на данной территории;

- информация о программах профильного обучения, реализуемых различными образовательными учреждениями;

- данные о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

В содержание информационного блока также входит:

- информирование учащихся об учреждениях и программах начального, среднего и высшего профессионального образования;

- информирование о структуре рынка труда, состоянии и динамике рынка труда конкретной территории;

- информирование о структуре и содержании профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Содержание информационного блока реализуется через следующие формы:

- самостоятельная работа учащихся по обработке информации;

- презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы;

- посещение образовательных учреждений и производств, спланированное и организованное в различных формах (ярмарки, дни открытых дверей и т.п.).

Содержание курсов по выбору должно соответствовать следующим требованиям:

- оно не должно быть связано напрямую с академическим углублением в рамках отдельного предмета;

- оно не должно являться пропедевтикой профильных курсов старшей школы;

- оно должно вводить учащихся в мир современных профессий не путем ориентации на конкретные профессии, а через знакомство с набором социально - профессиональных ролей;

- оно должно являться практико-ориентированным или прикладным.

Содержание курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки определяется тем, насколько оно позволяет учащимся осознать свои предпочтения для будущей деятельности и совершить в дальнейшем ответственный выбор либо варианта продолжения образования ( включая профиль), либо рода занятий.

В содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки входит:

- диагностический блок, который включает в себя систему мероприятий по выявлению склонностей, направленности и мотивации учащихся к освоению того или иного вида деятельности;

- блок мониторинга, который включает в себя оценку личного продвижения учащегося в процессе освоения курсов по выбору;

- блок работы с учащимися, включающий организацию групповой и индивидуальной рефлексии по итогам освоения курсов по выбору и выполнения заданий по работе с информацией, индивидуальные консультации и групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. или устранение проблем, возникающих у учащихся из-за отсутствия подготовки по этим и другим способам деятельности.

По результатам психолого-педагогического сопровождения учащемуся и его родителям должен быть предоставлен качественный, профессиональный анализ его деятельности в рамках предпрофильной подготовки.

Основными организационными формами реализации психолого педагогического сопровождения являются:

- самостоятельная работа учащегося по анализу и рефлексии, которая находит своё отражение в работе ученика со своим дневником предпрофильной подготовки или портфолио предпрофильной подготовки;

- консультации (индивидуальные и реже групповые);

- групповые тренинги.

Этапы поступление в профильные музыкальные учебные заведения (ССУЗы, ВУЗы)и требования к обучению

1.     Для поступления на большинство специальностей необходимо иметь свидетельство об окончании музыкальной школы, полный курс обучения в которой длится семь лет. Без этого документа могут принять на вокальное отделение, дирижерско-хоровое, на струнно-смычковое отделение по классу контрабаса, и на отделение ударных инструментов. Но даже в этом случае перед поступлением необходимо пройти специальную подготовку по основным предметам, которые придется сдавать. Предстоит усердно готовиться не меньше года под руководством опытных педагогов (лучше, если это будут преподаватели самого колледжа).

2.     Необходим большой теоретический запас знаний по литературе и истории музыки. Сюда относятся сведения о различных композиторах, история создания отдельных произведений.

3.     В зависимости от выбранного направления надо иметь хорошо поставленный голос и навыки профессионального мастерства в игре на музыкальных инструментах.

4.     При поступлении очень тщательно проверяют знания сольфеджио. Если есть пробелы в этой области, следует за несколько месяцев подтянуть знания, наняв репетитора или обратившись за помощью к преподавателям ДМШ.

Вступительные экзамены по общеобразовательным предметам для поступающих после 9 класса не предусмотрены. Но в случае большого конкурса на одно место успешное прохождение может зависеть от среднего балла аттестата.

Основным критерием при отборе абитуриентов служат конкурсные испытания:

1.     Сольфеджио, необходимое абсолютно для всех поступающих. Состоит из двух частей — письменной и устной. Как правило, сюда входит нотный диктант для одного голоса, исполнение голосом одного из заданий с листа, а второго — по памяти, дополнительные вопросы из теста по теории музыки. Абитуриенту необходимо показать свое умение услышать ритм мелодии, определить ее тональность, а также продемонстрировать хорошее знание различных структурных элементов музыкального языка — интервалов, аккордов и т.д. 

2.     Сольное выступление — игра на выбранном музыкальном инструменте или исполнение вокальной партии в зависимости от выбранного отделения. Это испытание по своей форме похоже на концерт, который надо сыграть или спеть. Уровень сложности исполнения определяется самим учебным заведением. Обычно просят исполнить вокализ, оперную арию, сонату, этюд, пьесу, полифоническое произведение, романс или народную песню. Инструмент для исполнения выбирается самим абитуриентом (тот, на котором он достиг большего мастерства), даже если он поступает на отделение по другому направлению. Преподавателями оценивается уровень профессионального мастерства, которое продемонстрировал исполнитель.

3.     Теоретический экзамен по специальности, который обычно проводят в групповой форме. Он может быть как по теории музыки, так и по музыкальной литературе. Последний надо сдавать при поступлении на историко-теоретическое отделение. Экзамен может проходить как собеседование (коллоквиум) или в виде ответа на экзаменационные билеты. Преподаватели оценивают знания в области разнообразных музыкальных направлений, жанров, стилей, форм и инструментов. Они задают вопросы, связанные с биографией и творчеством композиторов, а также по истории музыки. 

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для учащегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное - грамотно определить на ранней стадии склонности учащегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься. В нашем исследовании были рассмотрены особенности предпрофильной подготовки учащихся. Во второй главе нашего исследования мы провели исследование профессиональной направленности учащихся. Целью исследования стало изучение профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений и анализ предпочтений молодежи на рынке труда.


 

Предпрофильная подготовка и мотивация учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения музыкального профиля

Предпрофильная подготовка и мотивация учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения музыкального профиля

Профессиональная направленность и допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы могут способствовать осознанному профессиональному самоопределению и обеспечить жизненно необходимую социальную зрелость выпускника

Профессиональная направленность и допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы могут способствовать осознанному профессиональному самоопределению и обеспечить жизненно необходимую социальную зрелость выпускника

Предпрофильная подготовка не должна осуществляться в ущерб качеству основного общего образования

Предпрофильная подготовка не должна осуществляться в ущерб качеству основного общего образования

В содержание информационного блока также входит: - информирование учащихся об учреждениях и программах начального, среднего и высшего профессионального образования; - информирование о структуре рынка труда,…

В содержание информационного блока также входит: - информирование учащихся об учреждениях и программах начального, среднего и высшего профессионального образования; - информирование о структуре рынка труда,…

По результатам психолого-педагогического сопровождения учащемуся и его родителям должен быть предоставлен качественный, профессиональный анализ его деятельности в рамках предпрофильной подготовки

По результатам психолого-педагогического сопровождения учащемуся и его родителям должен быть предоставлен качественный, профессиональный анализ его деятельности в рамках предпрофильной подготовки

Но даже в этом случае перед поступлением необходимо пройти специальную подготовку по основным предметам, которые придется сдавать

Но даже в этом случае перед поступлением необходимо пройти специальную подготовку по основным предметам, которые придется сдавать

Сольное выступление — игра на выбранном музыкальном инструменте или исполнение вокальной партии в зависимости от выбранного отделения

Сольное выступление — игра на выбранном музыкальном инструменте или исполнение вокальной партии в зависимости от выбранного отделения

Главное - грамотно определить на ранней стадии склонности учащегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории

Главное - грамотно определить на ранней стадии склонности учащегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2022