Фонематические ошибки
Правильное различение звуков на слух, особенно акустически похожих пар (свистящих и шипящих, твердых и мягких, глухих и звонких и т.п.) может быть сформировано только на основе их правильного произношения.
Если у ребенка не сформировано правильное произношение звука или звуки были поставлены, но не отработано умение различать их на слух, то в процессе изучения буквы за ней будет закрепляться нечеткий, недифференцированный образ фонемы, что и отразится в соответствующих заменах букв на письме и при чтении в сильной позиции, вне орфограмм. По своим проявлениям эти ошибки будут похожи на фонетические ошибки, но отличие будет заключаться в том, что в устной речи у ребенка произносительных нарушений может и не быть.
Замены букв (в сильной позиции, вне орфограммы) на похожие по звучанию (акустическим признакам):
жираф – «шираф»;
цапля – «сапля»;
одолел – «отолел»;
золото – «солото»;
шкаф – «жкаф».
Ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза
Такого рода ошибки обусловлены тем, что у ребенка не закрепился на предыдущем этапе речевого развития артикуляционный (произносительный) образ звука, как следствие – он его плохо отличает от других звуков и не выделяет в потоке речи. Это приводит к тому, что при чтении и на письме ребенок пропускает буквы или вставляет лишние, переставляет их местами. Необходимо отметить, что чаще пропускаются гласные звуки, так как в процессе произношения ребенок хуже всего их «ощущает».
В условиях последовательного билингвизма для предупреждения трудностей усвоения фонематических, фонетических, грамматических и синтаксических категорий на втором языке используется следующая последовательность:
• повторение языковой категории на родном языке;
• использование категории на специально подобранном материале на втором языке вслух с подсказкой и под руководством педагога;
• использование категории на специально подобранном материале на втором языке вслух под руководством педагога;
• использование категории на специально подобранном материале на втором языке вслух под контролем педагога;
• использование категории в свободной речи на втором языке вслух под незаметным для ребенка наблюдением педагога.
Упражнения на неродном языке
Взрослый предлагает ребенку из ряда слов и назвать то слово, которое отличается от остальных:
по нескольким признакам:
ХЫР – ПЫР – ХЫР – ХЫР
ЮР – ЮН – ЮН – ЮН
ХУМ – ХУП – ХУП – ХУП
Взрослый предлагает ребенку из ряда слов и назвать то слово, которое отличается от остальных:
по признаку твердости-мягкости
ХАЛЬ – ХАЛЬ – ХАЛ – ХАЛЬ
ЮРАТЬ – ЮРАТ – ЮРАТЬ – ЮРАТЬ
ХУРАТ – ХУРАТ – ХУРАТЬ - ХУРАТ
Взрослый предлагает ребенку из ряда слов и назвать то слово, которое отличается от остальных:
по признаку краткости-долготы
ВИҪЕ – ВИҪҪĔ – ВИҪЕ – ВИҪЕ
АНА – АННА – АНА –АНА
ҪУРИ – ҪУРРИ – ҪУРИ – ҪУРИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.