Педагогическая классификация дисграфии Р. И. Лалаева и др. сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена в 70—80-х годах XX столетия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания
Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
-Наблюдается неправильное произношение звуков речи, нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений.
-Проявляется в заменах и пропусках букв, которые соответствуют заменам и пропускам в устной речи (жук – зук, шапка - сапка).
Игры и упражнения для формирования звуковой культуры речи
«Клоуны»
Растяни губы в улыбке и изобрази весёлого клоуна. А потом опусти уголки рта вниз и изобрази грустного клоуна.
«Котёнок»
Налей в блюдечко молока и представь, что ты – котёнок. Выпей всё молоко из блюдечка только при помощи языка.
«Воздушный бой»
Сядьте с другом по разные стороны стола. Обозначьте посередине границу. Положите перед собой 5 маленьких комочков бумаги. По команде начинайте дуть на них. Выигрывает тот, чьи комочки первыми окажутся на территории противника.
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания
Происходит нарушение дифференциации фонем (распознавания близких звуков речи).
На письме проявляется: - в заменах букв, обозначающих звонкие и глухие (б – п, в – ф и т.д.), - свистящие и шипящие (с – ш, з – ж и т.д.), -аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – щ, ч – ть, ц – т, ц – с и т.д.); - твёрдость и мягкость согласных («писмо», «лубит», «больит»).
«Звёздочки» Закрасьте столько звёздочек, сколько услышите слов со звуком Л.
«Волшебный карандаш»
Зачеркни буквы Л, которые написаны неправильно.
<
>
V
V
Λ
V
>
Λ
«Кто победил?»
Послушайте слова. Когда услышишь слово со звуком «Л»- закрась круг, со звуком «Р»- квадрат, со звуком «М»- треугольник.
Л
Р
М
Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Наблюдается нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слов – на слоги и звуки.
Проявляется в следующем:
-Пропуски гласных и согласных;
-Перестановка и добавление букв;
-Пропуски, добавление и перестановка –слогов;
-Слитное и раздельное написание слов;
-Слитное написание предлогов с другими словами.
Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.
«Да-нетка»
Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога:
Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
Составление схем слогов с использованием цветных фишек: красных – для гласных звуков, синих – для твёрдых согласных, зелёных – для мягких согласных. А также обратное задание – по заданной схеме определить слог.
Чтение слогов по слоговым таблицам.
Составление слогов по таблицам (без гласных нет слогов).
«Найди пару» (детям выдаются буквы; дети должны найти пару, чтобы образовался слог).
Составление слога по картинкам с выделением первых (последних, вторых от начала и т.д.) звуков.
Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова
- Введение понятия «слово», короткие и длинные слова.
- Заучивание считалок.
- Объяснение предлогов с использованием схем.
- Отгадывание ребусов.
- Дифференцирование слов, отвечающих на разные вопросы («Кто это?», «Что это?», «Что делает?» и т.д.).
- Подбор нужного слова к смысловому ряду (по опорным признакам, на обобщающие понятия).
- Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов, выделение ударного слога.
- Подбор слов к слоговым схемам.
Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку.
- Составление звуковых схем слов.
-Подбор к данному слову родственных слов.
-Исключение лишних слов.
-Составление слов из данных слогов (вначале слоги даны по-порядку, затем – вперемешку).
-Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.
-Составление слова с использованием начальных (конечных, вторых, третьих…) звуков (букв) других слов.
-Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова.
-Чтение слов в обратном порядке.
-Составление из заданных букв слова.
-Подбор отсутствующей буквы в слове.
Аграмматическая дисграфия
Наблюдается недоразвитие грамматического строя речи.
Проявляется в виде аграмматизмов:
-Изменение падежных окончаний;
-Неправильное употребление предлогов;
-Неправильное употребление падежа, рода, числа;
-Пропуск членов предложения;
-Нарушение последовательности слов в предложении.
Формирование грамматического строя речи
«Задание на внимание»
Рассмотри внимательно картинку. Теперь закрой её листом бумаги и закончи предложения.
На теремке …
За теремком …
Около теремка …
Перед теремком …
«Хвастунишка»
Закончи предложение, используя картинки.
У меня много …
«Иностранец»Иностранец показывает фотографии своей машины и рассказывает о ней. Найди речевые ошибки в его рассказе и скажи правильно.
У меня красивый машина.
Моя багаж лежит на машина.
Я чинить колесо у машина.
Я ехать в машина.
«Хвастунишки»
Закончи предложения подходящими словами.
У меня яблоко большое! Я очень сильный!
А у меня ещё больше! А я ещё …
Я бегаю быстро! Я очень скромный!
А я ещё … А я ещё …
Развитие связной речи
«Растеряйка»
Помоги Растеряйке найти его вещи. Ответь на вопросы полным предложением, используя картинки.
Где лежит сахар?
Где мой карандаш?
Где мой любимый журнал?
Где мои книги?
Где моя шапка?
Где мои любимые тапочки?
Где зелёные нитки?
Где мои деньги?
Где моя любимая птичка?
«Инопланетяне»Ты опять встретил инопланетян. Расскажи им о предметах, изображённых в рамке,- как они называются, из чего сделаны, для чего нужны, что у них общего и чем они отличаются друг от друга.
Расскажи инопланетянам о животных, изображённых в рамке,- как они называются, где обитают, что у них общего и чем они отличаются друг от друга.
Оптическая дисграфия
Наблюдается несформированность зрительно-пространственных функций: зрительных гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза пространственных представлений.
Проявления:
-Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное расположение элементов букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы)
-Замена и смешение графически сходных букв.
Упражнения с алфавитом
Перепечатайте буквы, которые:
Состоят из одного (двух и т.д.) элемента;
Построены их двух (трех, четырех) палочек;
Имеют овал;
Имеют большой полуовал;
Имеют малый полуовал;
Похожи друг на друга;
Имеют хотя бы одну большую палочку;
Совсем не похожи на З (А, Ю и др.);
«Смотрят» прямо, вправо, влево.
Упражнения с алфавитом
Найдите общий элемент в буквах Б, В, Г, Ж, М, Ь.
Среди букв Я, Б, Л, Р, Ы найдите «чужую».
Найдите буквы, которые являются общими для всех слов: крокодил, ластик, глина.
Составьте из букв слова активность другие слова.
«Угадай, какая буква».
Установите закономерность и допишите две буквы: к, м, й, л, и, …, … .
В каждой букве переставьте элементы местами так, чтобы получились другие буквы: Б, Н.
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.
Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные так и «зеркальные» буквы.
Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.
Поиск недостающих элементов буквы («Буква сломалась»).
Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками или ниточками.
Демонстрация букв в разном положении.
Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы:
- Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).
- Придумывание детьми слов на заданную букву.
- Нахождение букв в геометрических фигурах.
- Поиск букв, наложенных друг на друга.
- Придумывание слов с заданной буквой в определённой позиции (начало, середина, конец слова).
- Реконструкция букв из палочек.
- Определение букв, которые можно выложить из трёх и из двух палочек.
- Конструирование букв из элементов (овал, полуовал, длинная и короткая палочка).
ориентирование в окружающем пространстве: понятия о направлении - вперед, назад, налево ,направо, вверх, вниз
3. Формирование пространственных представлений
Игра «паучок»
В центре сетки находится паучок, его можно перемещать только на одну клетку в пределах поля.
Для усложнения игры нужно мысленно представлять перемещение паучка, глядя на таблицу.
Определение пространственного расположения предметов«Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.
Развитие зрительно-моторнойкоординацииОриентировка на листе
Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.
«Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
6-8 лет
Развитие буквенного гнозиса: развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв.
Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др.
Развитие зрительного анализа и синтеза
- Уточнение и расширение объёма
зрительной памяти (зрительного мнезиса):
- развитие запоминания формы предметов;
- развитие запоминания цвета;
- развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов
(вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
Что же нужно ребенку для успешного овладения графикой письма?
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов - шарика, кубика - формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. В дошкольном возрасте у ребенка появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования. К школе – процессы должны быть сформированы.
Каждая буква имеет свои пропорции и формы. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.
Ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, по мнению ученых, для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления, чувство ритма.
Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином "ручная умелость".
В процессе физического воспитания развиваются разнообразные качества, важные для учебной, трудовой, спортивной деятельности, в том числе и те, которые необходимы для формирования графического навыка письма.
В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.
Координация движений
Бег наперегонки из разных исходных положений (стоя на коленях, сидя по-турецки и т. п.)
Бег с изменением направления по сигналу.
Прыжки с одной ноги на другую по кружкам («слалом»).
Спрыгивание с повышенной опоры – прыжки в глубину:
в круг диаметром 30 – 40 см на точность приземления;
с хлопком, поворотом и приземлением в круг;
с ловлей мяча, брошенного взрослым.
Координация движений
Пробегание через катящийся обруч.
Балансирование гимнастической палкой на ладони правой и левой руки.
Прокатывание мяча в воротики.
Прокатывание мяча по гимнастической скамейке.
Броски мяча в горизонтальную мишень (корзину).
Метание в вертикальную мишень.
Набрасывание колец.
Пространственные представления
Ходьба спиной вперёд.
Ходьба до заданной точки с закрытыми глазами: на расстоянии 3 – 4 метров от играющего ставится кегля. Ребёнку предлагается запомнить расстояние до кегли. После этого играющему завязывают глаза и он двигается по направлению к кегле. Когда он считает, что дошел до кегли, то останавливается и пытается взять кеглю. Взрослый развязывает ему глаза и оценивает, насколько правильно ребёнок выполнил задание.
Игра «Следопыт». В игре участвуют двое детей: один – «следопыт», другой – «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала становится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, поверни направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!».
Чувство ритма
Ходьба под счёт, под бубен, с изменением темпа.
Ходьба в соответствии с заданным ритмическим рисунком.
Прыжки через длинную скакалку.
Прыжки через длинную скакалку с заданием:
со сменой ног;
на одной ноге;
с закрытыми глазами и т. д.
Чувство ритма
Прыжки через короткую скакалку.
Прыжки через короткую скакалку с заданием:
- в быстром темпе;
- в медленном темпе;
- с двойным прокручиванием скакалки на один прыжок;
- с вращением скакалки назад;
- со скрестным положением ног;
- со скрестным положением рук.
Бег со скакалкой.
Ритмическая гимнастика.
«Ручная умелость»
«Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же – пальцами левой руки; то же – пальцами обеих рук одновременно.
«Руки здороваются». Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди: сначала большой палец «здоровается» с большим, затем указательный с указательным и т. д.
«Оса». Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же – указательным пальцем левой руки; то же – пальцами обеих рук одновременно.
«Маленькая волна». Правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне лица. Волн6ообразные движения кистью с продвижением руки вправо; то же – левой рукой.
«Большая волна». Кисти рук на уровне лица, ладонями книзу, пальцы переплетены. Правое плечо поднимается вверх, затем поднимается правое предплечье, а правое плечо опускается, далее поднимается правая кисть с одновременным опусканием правого предплечья. Затем поднимается левая кисть одновременно с опусканием правой, и так волнообразное движение передается с правой руки на левую и обратно.
«Ручная умелость»
«Улитка». Большой, безымянный пальцы и мизинец сжаты, указательный и средний подняты вверх («рога улитки»). Правая рука изображает «улитку», которая ползет по левой руке; то же – левой рукой по правой руке.
«Фонарики». Руки согнуты в локтях, кисти повёрнуты ладонями вперёд слева и справа от головы. В таком положении дети поочерёдно сжимают и разжимают кисти, имитируя метание фонариков.
«Собачка». Рука согнута в локте перед грудью ладонью к груди, согнуты указательный палец («глаз») и большой («ухо»). Дети сгибают и разгибают большой палец («собачка шевелит ушами»), сгибают и разгибают указательный палец («собачка моргает глазами»), выполняют отведение и прижимание мизинца («собачка лает»). Упражнение выполняется поочерёдно правой и левой рукой.
«Лягушка». И.п. – ладонь прижата к полу; счет «раз» - сжимая кисть, ребенок, удерживая кончики пальцев на месте, продвигает вперёд лучезапястный сустав; счет «два» - лучезапястный сустав прижимается к полу, а пальцы выпрямляются вперед. Движение повторяется 5-6 раз.
ДО
НОВЫХ ВСТРЕЧ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.