Двойной дневник
В левой части дневника записываются
те моменты из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".
Двойной дневник
Выписки из текста | Вопросы и комментарии |
Цитата | Что заставило записать именно эту цитату? |
Денотатный граф
Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия (от лат. denote — обозначаю и греч. grapho — пишу)
Принципы построения
1. Выделение ключевого слова или словосочетания.
2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель, — направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата, — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова-«веточки».
5. Соотнесение каждого слова-«веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.
Аргументированное эссе
Это литературное произведение (связный текст), написанное на спорную тему, в котором автор защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против».
Цели аргументированного эссе:
1) убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется противоположной позиции).
2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.
Структура эссе
1. Введение: формулировка темы; актуальность темы; расхождение мнений относительно темы; структура рассмотрения темы и переход к основному суждению
2. Основная часть: суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3); определение основных понятий, используемых при выдвижении суждений; доказательства и поддержки - факты или примеры, поддерживающие суждение; рассмотрение контраргументов, или противоположных суждений (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе).
3. Заключение: повторение основного суждения; одно или два предложения, резюмирующие аргументы в защиту основного суждения; общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения; общее заключение о полезности данного утверждения.
Кластеры
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления
Описание способа
"Кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).
Преимущества
Построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в Internet, а также для определения основных направлений исследований.
Ограничения
Кластеры могут быть очень разветвленными, поэтому всегда нужно выбрать тот уровень детализации, на котором можно остановиться.
«Визуальное ранжирование» Сущность инструмента
Инструмент предусматривает возможность определения списка (перечня) параметров;
Инструмент предусматривает возможность ранжирования и сравнения результатов ранжирования в разных группах
Какие факторы свидетельствуют
об экологических проблемах
региона
Загрязнение озер
Вырубка лесов
Строительство новых дорог
Отсутствие очистных
сооружений
2
1
3
4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ
Инструмент «Визуальное ранжирование» помогает:
Анализировать и оценивать элементы списка
Определяя критерии для сортировки
Уточняя критерии
Расставляя приоритеты в списке на основе критериев
Аргументируя выбранные приоритеты
Принимая решения в поисках консенсуса или обсуждая различные варианты решений
Сравнивать списки визуально
Рассматривая и сравнивая аргументы для расстановки приоритетов
Обсуждая и корректируя ранжирование в поисках корреляции
Рассматривая вопросы с различных точек зрения
Учась друг у друга
Достигая консенсуса
Работая в группе в течение трех минут ответьте на следующий вопрос методом «мозгового штурма»:
Какие 5-10 научных открытий или технических изобретений за последние сто лет оказали, по вашему мнению, наибольшее влияние (положительное или отрицательное) на людей и историю?
Выберите одно открытие или изобретение из вашего списка и составьте перечень его положительных следствий.
Напишите ответы и будьте готовы поделиться тремя самыми главными идеями с большой группой.
Составьте перечень отрицательных следствий того же самого открытия или изобретения.
Напишите ответы и будьте готовы поделиться тремя самыми главными идеями с большой группой.
Поразмышляйте над следующим вопросом:
«Существуют ли какие-либо научные открытия или технические инновации, которые представляются возможными в настоящее время, но которые не следует реализовывать?»
Напишите ответы и будьте готовы поделиться ими, а также вашими доводами с большой группой.
Сущность инструмента
Инструмент позволяет строить причинные карты;
Инструмент помогает выявлять значимые и незначимые причины
Значение инструмента
Инструмент «Видение Причины», обеспечивает способностью выдвигать гипотезы, исследовать, и делать предварительные заключения
Когда в проекте можно использовать инструмент «Видение причины»
Сложный проект, связанный с решением ряда проблем. Инструмент «Видения Причины» является полезным картографическим инструментом для исследования тех областей проекта, которые включают в себя многочисленные воздействия (факторы), влияющие, в свою очередь, на конечный результат.
ИНСТРУМЕНТ «ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ»
Подготовка утверждения
Обеспечение доказательства
Оценку качества доказательства
Установление ясных связей между утверждением и доказательством
Аргументация (предоставление объяснения), почему доказательства подтверждают сделанное утверждение
Рассмотрение противоположных аргументов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.