Современные образовательные технологии

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 17.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал содержит описание современных образовательных техник, с помощью которых можно повысить интерес к предмету и развить критическое мышление
Иконка файла материала Техники.ppt

Техники



Двойной дневник

В левой части дневника записываются
те моменты из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

Двойной дневник

Справа даются комментарий:

что заставило записать именно эту цитату.

Двойной дневник


Выписки из текста

Вопросы и комментарии

Цитата
Фраза
Ключевое понятие
…..

Что заставило записать именно эту цитату?
Какие мысли вызвала эта фраза?
Какой вопрос возник в связи с ключевым понятием?
……..

Денотатный граф

Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия (от лат. denote — обозначаю и греч. grapho — пишу)
Принципы построения
1. Выделение ключевого слова или словосочетания.
2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель, — направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата, — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова-«веточки».
5. Соотнесение каждого слова-«веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.

Аргументированное эссе

Это литературное произведение (связный текст), написанное на спорную тему, в котором автор защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против».
Цели аргументированного эссе:
1) убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется противоположной позиции).
2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.

Структура эссе

1. Введение: формулировка темы; актуальность темы; расхождение мнений относительно темы; структура рассмотрения темы и переход к основному суждению
2. Основная часть: суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3); определение основных понятий, используемых при выдвижении суждений; доказательства и поддержки - факты или примеры, поддерживающие суждение; рассмотрение контраргументов, или противоположных суждений (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе).
3. Заключение: повторение основного суждения; одно или два предложения, резюмирующие аргументы в защиту основного суждения; общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения; общее заключение о полезности данного утверждения.

Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления

Кластеры

Описание способа

"Кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).

Преимущества

Построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в Internet, а также для определения основных направлений исследований.

Ограничения

Кластеры могут быть очень разветвленными, поэтому всегда нужно выбрать тот уровень детализации, на котором можно остановиться.

Техники

«Визуальное ранжирование»;
«Видение причины»;
«Предъявление доказательств»

«Визуальное ранжирование» Сущность инструмента

Инструмент предусматривает возможность определения списка (перечня) параметров;
Инструмент предусматривает возможность ранжирования и сравнения результатов ранжирования в разных группах

Какие факторы свидетельствуют
об экологических проблемах
региона

Загрязнение озер

Вырубка лесов

Строительство новых дорог

Отсутствие очистных
сооружений

2

1

3

4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ

Инструмент «Визуальное ранжирование» помогает:

Анализировать и оценивать элементы списка
Определяя критерии для сортировки
Уточняя критерии
Расставляя приоритеты в списке на основе критериев
Аргументируя выбранные приоритеты
Принимая решения в поисках консенсуса или обсуждая различные варианты решений
Сравнивать списки визуально
Рассматривая и сравнивая аргументы для расстановки приоритетов
Обсуждая и корректируя ранжирование в поисках корреляции
Рассматривая вопросы с различных точек зрения
Учась друг у друга
Достигая консенсуса

Пример

Работая в группе в течение трех минут ответьте на следующий вопрос методом «мозгового штурма»:

Какие 5-10 научных открытий или технических изобретений за последние сто лет оказали, по вашему мнению, наибольшее влияние (положительное или отрицательное) на людей и историю?

Выберите одно открытие или изобретение из вашего списка и составьте перечень его положительных следствий.
Напишите ответы и будьте готовы поделиться тремя самыми главными идеями с большой группой.

Составьте перечень отрицательных следствий того же самого открытия или изобретения.
Напишите ответы и будьте готовы поделиться тремя самыми главными идеями с большой группой.

Поразмышляйте над следующим вопросом:
«Существуют ли какие-либо научные открытия или технические инновации, которые представляются возможными в настоящее время, но которые не следует реализовывать?»
Напишите ответы и будьте готовы поделиться ими, а также вашими доводами с большой группой.

Инструмент
«Видение причины»

Сущность инструмента

Инструмент позволяет строить причинные карты;
Инструмент помогает выявлять значимые и незначимые причины

Значение инструмента

Инструмент «Видение Причины», обеспечивает способностью выдвигать гипотезы, исследовать, и делать предварительные заключения

Когда в проекте можно использовать инструмент «Видение причины»

Сложный проект, связанный с решением ряда проблем. Инструмент «Видения Причины» является полезным картографическим инструментом для исследования тех областей проекта, которые включают в себя многочисленные воздействия (факторы), влияющие, в свою очередь, на конечный результат.

Составить причинную карту

Сущность инструмента

Инструмент
«Предъявление доказательства»

ИНСТРУМЕНТ «ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ»

Подготовка утверждения
Обеспечение доказательства
Оценку качества доказательства
Установление ясных связей между утверждением и доказательством
Аргументация (предоставление объяснения), почему доказательства подтверждают сделанное утверждение
Рассмотрение противоположных аргументов

Сформулируйте утверждение, подберите аргументы